Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
г. Красноярск 24 января 2018 года
пр. Ульяновский, д.4 «и»
Судья Советского районного суда г. Красноярска Пиго Ирина Михайловна,
с участием защитника ФИО1 - адвоката Колобаева Евгения Юрьевича, действующего по ордеру №
при секретаре Белорус Г.П.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу директора ООО «Калейдоскоп впечатлений» ФИО1 на постановление руководителя службы финансово - экономического контроля в сфере закупок <адрес>ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением руководителя службы финансово - экономического контроля в сфере закупок <адрес>ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде предупреждения.
Не согласившись с названным постановлением, ФИО2 обратилась в суд с жалобой, в которой просит признать постановление от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и отменить. В обосновании указала на то, что предельные размеры наценки на сырье и пищевые продукты установлены Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п “Об утверждении предельных надбавок (наценок)”, где пунктом 1 утверждена предельная наценка на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, в размере 60 % к ценам закупки (без учета НДС). Как следует из положения указанного постановления, предельная наценка устанавливается на реализуемую продукцию. Понятие реализации, закреплено в ч. 1 ст. 30 Налогового кодекса РФ - реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Как следует из п. 1.1. контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, исполнитель обязуется оказать услуги по организации готового горячего питания для обучающихся КГБОУ “Минусинский кадетский корпус”, под организацией готового горячего питания понимается приготовление горячих блюд из сырья и продуктов, с дальнейшим делением этих блюд на порции. Исполнитель, таким образом, выполняет условия государственного контракта по организации горячего питания, а не занимается реализацией своей продукции. Правоотношения по организации питания возникают между исполнителем и заказчиком в лице кадетского корпуса по государственному контракту и установленных в нем условий, в том числе, о размере вознаграждения исполнителя, а не между исполнителем и другими лицами. Следовательно, требования постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п “Об утверждении предельных надбавок (наценок)”, не применимы к деятельности исполнителя в рамках контракта № от ДД.ММ.ГГГГ ни по фактическим обстоятельствам, ни по субъектному составу правоотношений. Понятие продукции нормативно определено в статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ ФЗ “О техническом регулировании”: продукция - результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. Продукцией являются готовые горячие блюда и, следовательно, наценка свыше 60% не должна применяется именно к этим блюдам. Более того, положения постановления №-п устанавливают данную наценку на закупочные цены. Исполнитель же является производителем продукции (готовых горячих блюд), и вправе самостоятельно определять начальную цену, без учета шестидесяти процентного ограничения. Организация питания осуществлялась целыми комплексами (завтрак, второй завтрак, обед и т.д.), согласно Спецификации (Приложение № к контракту № от 28.12.2016г.) и на основании утвержденного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека цикличного меню (технического задания), в рамках цены, сложившейся в результате торгов. Данный факт указывает на неприменимость положений вышеупомянутого постановления <адрес> к правоотношениям между заказчиком и исполнителем в рамках вышеуказанного государственного контракта.
В ходе внеплановой проверки в отношении ООО «Калейдоскоп впечатлений», контролирующим органом сделан вывод о наценке на сырье и пищевые продукты, в размере от 71,01 % до 567,9 %, ввиду того, что заявитель, организует горячее готовое питание в виде готовых блюд, а не сырье и продукты питания, которые являются составляющей частью этих блюд, контролирующий орган ошибочно пришел к выводу о наличии в действиях заявителя нарушений указанного Постановления №.
Также, автор жалобы не согласен с самим фактом проведения внеплановой проверки, считает, что такие действия контролирующего органа противоречат законодательству. Проведение неналоговых проверок предусмотрено Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ (ред. от 22.02.2017г.) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В соответствии со ст. 10 указанного Закона, предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Частью второй указанной статьи перечислены основания для проведения внеплановой проверки.
Подпункт «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 данного Закона в качестве основания для проведения внеплановой неналоговой проверки устанавливает нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены. В Приказе руководителя службы финансово - экономического контроля и контроля в сфере закупок <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№п, в п. 6, в качестве основания проверки указано обращение гражданина ФИО6 о нарушении прав потребителя. Однако, ФИО6 не имеет никакого отношения к <данные изъяты> а также к отношениям, между заказчиком и исполнителем. Ввиду того, что территория кадетского корпуса является закрытой территорией с ограниченным режимом доступа, а также ввиду того, что исполнителем «организуется», а не «реализуется» горячее питание, права вышеуказанного гражданина, как потребителя не могли быть нарушены.
Подпунктом «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 данного Закона предусмотрено, что даже если права потребителя и были нарушены, то он может обратиться с заявлением о нарушении прав потребителя только при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.
В адрес ООО «Калейдоскоп впечатлений» от ФИО7 или его представителей не поступали какие-либо устные или письменные претензии. Проведённая контролирующим органом внеплановая неналоговая проверка, основанная на приказе руководителя службы финансово - экономического контроля и контроля в сфере закупок <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№п. является незаконной, и все «выявленные» в результате ее проведения факты также являются недопустимыми. Данные обстоятельства говорят о незаконности перечисленных ненормативных актов государственного органа.
Автор жалобы полагает, что изложенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Федерального законодательства при проведении проверок субъектов малого предпринимательства. Указанное постановление препятствует выполнению государственного контракта на организацию питания в кадетском корпусе по установленным в контракте условиям, в частности, о цене.
В судебном заседании защитник ФИО1 – адвокат Колобаев Е.Ю. доводы жалобы поддержал в полном объеме по изложенным в жалобе основаниям, просил постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения.
Представитель службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края (далее Служба) в судебное заседание не явился, извещался своевременно и надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, заказными письмами с уведомлением.
Руководитель службы финансово - экономического контроля в сфере закупок Красноярского края ФИО12 представил в суд возражения на жалобу ФИО3, где
просит постановление от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица - директора общества с ограниченной ответственностью «Калейдоскоп впечатлений» ФИО1, по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу заявителя без удовлетворения. В обосновании указал, что требования, изложенные в жалобе, не подлежат удовлетворению. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом. В ходе проверки сотрудниками отдела контроля за ценообразованием установлено, что наценка на сырье и пищевые продукты при формировании и применении цен на продукцию общественного питания применяется Обществом выше установленной Постановлением №-п предельной наценки к ценам закупки продовольственного сырья и пищевых продуктов. Фактическая наценка к цене закупки напитка составила 90,77 %, завышение предельной наценки составило 30,77%. Аналогично допущены завышения предельной наценки в сентябре, октябре, ноябре, декабре 2016 года, январе 2017 года к закупочным ценам на продовольственное сырье и пищевые продукты: капусту свежую, мандарины, лук, помидоры и огурцы свежие, приобретенные у ИП ФИО9 по накладным. В ходе проверки сотрудниками отдела контроля за ценообразованием выборочно произведен расчет суммы завышения предельной наценки к ценам закупки продовольственного сырья и пищевых продуктов на продукцию общественного питания, реализуемую обществом в столовой учреждения за период с сентября 2016 года по январь 2017 года, сумма завышения составила 95355,43 рубля, без НДС. Завышение предельной наценки подтверждается имеющимися в материалах проверки и исследованными при рассмотрении дела копиями счетов - фактур, товарных накладных, накладных поставщиков, меню, меню-накладных, приходных ордеров, карточек количественно - стоимостного учета калькуляционных карточек, проводок по Доз. операции документа: списание ТМЦ, оборотно - сальдовых ведомостей по счету 62 за сентябрь - декабрь 2016 г., за январь - февраль 2017 г., актов и расчетов стоимости по организации горячего питания, счетов - фактур общества на оплату выполненных услуг по горячему питанию.
Согласно информационному письму от ДД.ММ.ГГГГ, представленному директором общества ФИО1, в штате ООО «Калейдоскоп впечатлений» лицо, ответственное за ценообразование на общественное питание, не определено, следовательно, ответственность за нарушения, допущенные обществом при формировании и применении цен на продукцию общественного питания, несет руководитель - директор ООО «Калейдоскоп впечатлений» ФИО1
В силу положений пункта 5 ст.10 Закона № 294-ФЗ внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2, пункте 2.1 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Обязанности согласовывать с органами прокуратуры внеплановую проверку по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 ст.10, Закон № 294-ФЗ не содержит.
Услуга по организации готового горячего питания учащихся общеобразовательного учреждения имеет социальную составляющую, связанную с предоставлением детям полноценного питания, что обеспечивает не только достойное существование подрастающей части населения страны, но и соответствует интересам государства. Так, Конвенцией о правах ребенка, принятой 20.11.1989 года резолюцией Генеральной ассамблеи ООН, определено (ст. 3 Конвенции), что во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Несоблюдение установленного порядка ценообразования при организации готового горячего питания учащихся может привести, в частности, к использованию сырья и пищевых продуктов более низкого качества, что повлечет негативные последствия для здоровья детей, проходящих обучение в <данные изъяты>
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что общество под руководством директора ФИО1 осуществляет питание потребителей и регулирует отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг общественного питания, а также обеспечивают права потребителей на получение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, информации об услугах и исполнителях услуг, определяют порядок реализации этих прав. Пунктом 4.2 каждого из государственных контрактов от ДД.ММ.ГГГГ № Ф.2016.196810 и от ДД.ММ.ГГГГ№ предусмотрено, что оплата услуг производится заказчиком (Учреждением) в безналичной форме путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя (Общества) за каждые 14 дней после приемки услуг в течение 30 календарных дней после подписания сторонами акта приемки оказанных услуг без замечаний заказчика.
Считает, что довод жалобы об отсутствии реализации при оказании услуги по организации готового горячего питания потребителей, материалами дела не подтверждается. Услуга по организации готового горячего питания учащихся общеобразовательного учреждения имеет социальную составляющую, связанную с предоставлением детям полноценного питания, что обеспечивает не только достойное существование подрастающей части населения страны, но и соответствует интересам государства. Так, Конвенцией о правах ребенка, принятой ДД.ММ.ГГГГ резолюцией Генеральной ассамблеи ООН, определено (ст.3 Конвенции), что во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Несоблюдение установленного порядка ценообразования при организации готового горячего питания учащихся может привести, в частности, к использованию сырья и пищевых продуктов более низкого качества, что повлечет негативные последствия для здоровья детей, проходящих обучение в <данные изъяты> Общество, под руководством директора ФИО1 осуществляет питание обучающихся за плату путем реализации продукции общественного питания (товаров) непосредственно обучающимся в учреждении.
Высший Арбитражный суд Российской Федерации в своем решении от ДД.ММ.ГГГГ № № указал, что включение в Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», продукции (товаров), реализуемой на предприятиях общественного питания при учебных заведениях, обусловлено необходимостью обеспечения государственной гарантии предоставления детям, студентам возможности приобретения и употребления в пищу продуктов питания по приемлемым ценам путем установления дополнительного ограничения в ценообразовании на товары в этом сегменте рынка.
Установление государственного регулирования цен на продукцию и товары, реализуемые на предприятиях общественного питания при общеобразовательных учреждениях, направлено на защиту интересов учащихся, в основном несовершеннолетних лиц, их здоровья, обеспечение доступности получения учащимися продуктов питания.
Таким образом, при завышении обществом под руководством ФИО1 установленных предельных надбавок общественная опасность состоит не только в получении им имущественной выгоды, а в том, что обучающиеся (дети) не получат качественное питание.
Суд, в соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела в полном объеме, выслушав защитника Колобаева Е.Ю., суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ административным правонарушением является завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), что влечет, в частности, наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Согласно положениям ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное и объективное установление обстоятельств дела и разрешение его в соответствии с законом.
По делу установлено, что в соответствии с приказом руководителя Службы от ДД.ММ.ГГГГ№п, на основании обращения ФИО6 (от ДД.ММ.ГГГГ№ж-2017) сотрудниками отдела контроля за ценообразованием Службы проведена внеплановая выездная проверка, с целью осуществления регионального государственного надзора за соблюдением предельных наценок на продукцию общественного питания (товары), реализуемую в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего, среднего профессионального и высшего образования, в отношении ООО «Калейдоскоп впечатлений». По результатам проверки главным специалистом отдела контроля за ценообразованием службы ФИО10 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора ООО «Калейдоскоп впечатлений» ФИО1
Постановлением Службы от ДД.ММ.ГГГГ№ директор ООО «Калейдоскоп впечатлений» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.6 КоАП РФ, - завышении установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), а именно в завышении предельной наценки к закупочным ценам на продовольственное сырье и пищевые продукты на продукцию (товары), реализуемую в общеобразовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего, среднего профессионального и высшего образования, установленных постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении предельных надбавок (наценок)», при формировании и применении ООО «Калейдоскоп впечатлений» цен на продукцию общественного питания, реализуемую в столовой <данные изъяты> от 10,01% до 507,9%, и подвергнута наказанию в виде предупреждения.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено, что административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 14.6 КоАП РФ, директором ООО «Калейдоскоп впечатлений» ФИО1 совершено при следующих обстоятельствах. Общество с ограниченной ответственностью «Калейдоскоп впечатлений» создано ДД.ММ.ГГГГ и состоит на учете в Инспекции ФНС по <адрес>. Устав ООО «Калейдоскоп впечатлений» (далее - Устав) утвержден решением единственного участника от ДД.ММ.ГГГГ№. Целью создания общества, как следует из пункта 1.1 Устава, является получение прибыли от его предпринимательской деятельности. Основным видом деятельности общества, согласно содержащимся в ЕГРЮЛ сведениям, является деятельность туристических агентств и туроператоров (ОКВЭД 79.1), в качестве дополнительных видов деятельности в ЕГРЮЛ зарегистрированы деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (ОКВЭД 56.10); деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания (ОКВЭД 56.10.1); деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания (ОКВЭД 56.29) и пр., всего 16 дополнительных видов экономической деятельности.
Как установлено в ходе проверки, общество оказывает услуги по организации готового горячего питания, в том числе, питание обучающихся в краевом <данные изъяты> на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № Ф.2016.196810, действовавшего в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также, государственного контракта аналогичного содержания от ДД.ММ.ГГГГ№ со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Спецификациями, являющимися Приложением № к каждому из вышеназванных контрактов, конкретизированы наименования и виды услуг, а именно:
- оказание услуг по обеспечению горячим пятиразовым питанием для обучающихся, находящихся на полном пансионе, в возрасте от 11 до 18 лет с понедельника по воскресенье;
- оказание услуг по обеспечению горячим 3-разовым питанием для обучающихся, находящихся на полупансионе, в возрасте от 11 до 18 лет с понедельника по субботу;
- оказание услуг по обеспечению горячим усиленным питанием по выходным, праздничным и каникулярным дням для обучающихся, находящихся на полном пансионе, в возрасте от 11 до 18 лет.
Кроме того, обществом с Учреждением заключены договоры от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ на возмещение затрат на коммунальные услуги, действие которых распространяется на период оказания услуг по организации готового горячего питания для нужд <данные изъяты> на основании контрактов от ДД.ММ.ГГГГ № Ф.2016.196810 и от ДД.ММ.ГГГГ№.
Также, в ходе проверки установлено, что наценка на сырье и пищевые продукты при формировании и применении цен на продукцию общественного питания применяется обществом выше установленной Постановлением №-п предельной наценки к ценам закупки продовольственного сырья и пищевых продуктов. Фактическая наценка к цене закупки напитка составила 90,77 %, завышение предельной наценки составило 30,77%. Аналогично допущены завышения предельной наценки в сентябре, октябре, ноябре, декабре 2016 года, январе 2017 года, к закупочным ценам на продовольственное сырье и пищевые продукты: капусту свежую, мандарины, лук, помидоры и огурцы свежие, приобретенные у ИП ФИО9 по накладным. В ходе проверки сотрудниками отдела контроля за ценообразованием выборочно произведен расчет суммы завышения предельной наценки к ценам закупки продовольственного сырья и пищевых продуктов на продукцию общественного питания, реализуемую обществом в столовой учреждения за период с сентября 2016 года по январь 2017 года, сумма завышения составила 95355,43 рубля, без учета НДС.
Согласно ст. 2 ФЗ от 27.12.2002 года № 184 «О техническом регулировании» продукция – это результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.
Анализируя условия контракта, суд приходит к выводу, что общество занимается поставкой готовых горячих блюд учебному заведению, а не реализует произведенную им продукцию, следовательно, наценка свыше 60 % не должна применяться к таким блюдам.
Постановление Красноярского края от 16.10.2001 года № 710-п «Об утверждении предельных надбавок (наценок)» не распространяется на реализуемую предпринимателем образовательному учреждению продукцию, в связи с чем, в действиях должностного лица - директора ООО «Калейдоскоп впечатлений» ФИО1 не усматривается состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ.
Кроме того, согласно решению Арбитражного суда Красноярского края от 27.09.2017 года, признаны недействительными приказ о проведении внеплановой выездной проверки от 06.03.2017 года № 69п и предписание об устранении выявленных нарушений от 31.03.2017 года Службы, как несоответствующие ФЗ №294 от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 9.01.2018 года решение Арбитражного суда Красноярского края от 27.09.2017 года, оставлено без изменения.
При таких обстоятельствах, постановление руководителя службы финансово - экономического контроля в сфере закупок Красноярского края ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора общества с ограниченной ответственностью «Калейдоскоп впечатлений» ФИО1, - не может быть признано законным, обоснованным и подлежит отмене, производство по делу следует прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Жалобу ФИО1, - удовлетворить.
Постановление руководителя службы финансово - экономического контроля в сфере закупок Красноярского края ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора общества с ограниченной ответственностью «Калейдоскоп впечатлений» ФИО1, - отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия события административного правонарушения, в соответствии с п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд, через Советский районный суд г. Красноярска, в течение 10 суток с момента вручения или получения.
Судья И.М. Пиго