дело № 12-434/16
Р Е Ш Е Н И Е
<адрес> 17 октября 2016 года
Судья Ленинского районного суда <адрес>ФИО1 (<адрес>),
с участием защитника лица, в отношении которого ведется административное производство – ФИО2,
представителя прокуратуры <адрес>ФИО3,
рассмотрев жалобу должностного лица – начальника Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> ФИО5 на постановление мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – начальник Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> ФИО5 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
В поданной в суд жалобе лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении ФИО5 просит постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что судом были нарушены нормы материального и процессуального права. ДД.ММ.ГГГГ начальнику Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> внесено представление прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении выявленных нарушений в установленный законом месячный срок, а также о решении вопроса о привлечении к ответственности виновных в нарушениях закона лиц. На основании ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - закон о прокуратуре) представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Представление Департаментом исполнено в соответствии со ст. 24 закона о прокуратуре. Приняты конкретные меры по устранению выявленных нарушений. Данная информация находит свое подтверждение в ответе Департамента от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано об устранении нарушений закона и принятии решения о проведении проверки в отношении лиц, предоставивших неполные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Кроме того, в письме Департамент обязался уведомить прокуратуру по итогам проведения проверки. Так, об окончательных действиях сообщено письмом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ№ и письмом <адрес>ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ после проведения процедуры проверки. Данная информация нашла свое отражение и в постановлении по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ. Проверка в отношении лиц, предоставивших неполные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера осуществлялась в соответствии с областным законом от ДД.ММ.ГГГГ№-з «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей <адрес>, должностей государственной гражданской службы <адрес>, лицами, замещающими государственные должности <адрес>, государственными гражданскими служащими <адрес>, соблюдения ограничении лицами, замещающими государственные должности <адрес>, и соблюдения государственными гражданскими служащими <адрес> требовании к служебному поведению» и с учетом ст. 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Указывает, что федеральный законодатель в статье 59.3 закона о государственной службе установил порядок применения данного взыскания. В силу данной статьи и в соответствии с правовыми актами, регламентирующими процедуры подготовки решений о применении мер ответственности к государственному гражданскому служащему (Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065; Указ Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» и др.), применение взыскания возможно лишь на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии; при применении взыскания учитывается характер совершенного государственным гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение государственным гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения государственным гражданским служащим своих должностных обязанностей. Указанными процедурами, в рамках которых решается вопрос, является ли выявленное нарушение обязанности по представлению полных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера основанием для применения к государственному гражданскому служащему мер ответственности, обеспечивается обоснованность соответствующих решений коллегиального органа (комиссий), носящих рекомендательный характер, и окончательного решения представителя нанимателя, принимающего его на основе всесторонней оценки полученных документов, сведений и мнений. По итогам проверки информация кадровой службы направлена в Комиссию Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее - Комиссия). На основании рекомендаций Комиссии к сотрудникам Департамента применены меры юридической ответственности. Как указывает заявитель, кроме того, в постановлении указано, что JI.H. ФИО5 не воспользовалась своим правом и не оспаривала предписанное в представлении в судебном порядке. Однако закон о прокуратуре не содержит ни порядка обжалования, ни отсылочной нормы на иной нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и сроки обжалования. Также, в указанном постановлении суд отмечает, что ФИО5 не была лишена возможности обратиться к прокурору <адрес> с заявлением о продлении срока исполнения предписания. Закон о прокуратуре не содержит оснований, сроков и порядка продления срока исполнения представления. При этом законодатель в ст. 24 закона о прокуратуре устанавливает месяц на принятие конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона. Данные требования Департаментом выполнены, а именно приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, о чем и было сообщено в прокуратуру. Процедура проверки достоверности и полноты предоставленных сведений регламентируется иными нормативными правовыми актами, в соответствии с которыми проведена проверка и к государственным гражданским служащим применены меры юридической ответственности. Данная информация также представлена в прокуратуру. Таким образом, по мнению заявителя, в ее в действиях отсутствует умышленное невыполнение требований прокурора. Требования в представлении прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ выполнялись комплексно с учетом требований других федеральных законов, в том числе закона о государственной службе. К моменту рассмотрения дела судом все возможные действия по выполнению требований представления выполнены.
Защитник лица, в отношении которого ведется административное производство, поддержал доводы жалобы, представитель прокуратуры <адрес> возражал против ее удовлетворения.
Рассмотрев жалобу и представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с ч.2 ст. 5 ФЗ от 27.05.2003 года № 58-ФЗ (в ред. от 13.07.2015 года) «О системе государственной службы в РФ» государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 23.1 КоАП РФ судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе ст. 17. 7 КоАП РФ. Дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 - 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.
Таким образом, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ (предусматривающем наказание лиц, замещающих должности государственной гражданской службы субъекта РФ в виде дисквалификации) в отношении должностного лица – начальника Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> мировым судьей рассмотрено с нарушением правил подсудности, определенных ст. 23.1 КоАП РФ, что является основанием к отмене оспариваемого постановления мирового судьи.
Согласно правовой позиции, приведенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 г. N 623-О-П и от 15 января 2009 г. N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия. Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что в соответствии с ч.3 ст. 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, постановление мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а постановление о возбуждении дела об административном правонарушении - направлению на рассмотрение в районный суд в соответствии с ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ - по месту совершения административного правонарушения <адрес>
Руководствуясь ст.17.7, 30.6, ст.30.7 КоАП РФ судья
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении начальника Департамента земельных и имущественных отношений <адрес> ФИО5 – отменить, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении должностного лица ФИО5 направить на рассмотрение в районный суд по месту совершения административного правонарушения – в Ленинский районный суд <адрес>.
Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> областной суд путем подачи жалобы в 10-дневный срок со дня получения либо вручения копии судебного акта.
Судья ФИО1