ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-434/18 от 06.08.2018 Волжского городского суда (Волгоградская область)

Мировой судья Михайловская Т.В. Дело № 12-434/2018

РЕШЕНИЕ

город Волжский Волгоградской области 06 августа 2018 года

Судья Волжского городского суда Волгоградской области Винецкая Наталья Георгиевна, рассмотрев жалобу Кислова Д.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 72 Волгоградской области от 21 июня 2018 года о назначении административного наказания по части 2 статьи 13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 72 Волгоградской области Михайловской Т.В. от 21 июня 2018 года, резолютивная часть которого объявлена 20 июня 2018 года, Кислов Д.В., как должностное лицо – временно исполняющий обязанности начальника отдела <...> Управления Росприроднадзора по Волгоградской области, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, считая его незаконным необоснованным, Кислов Д.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи судебного участка № 72 Волгоградской области от 21 июня 2018 года отменить, производство по делу прекратить на основании статьи 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, освободив его от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, указав в обоснование, что при вынесении оспариваемого постановления мировой судья не учла, что в результате его противоправных действий отсутствует существенное нарушение охраняемых общественных отношений, не причинен какой-либо вред и не наступили какие-либо последствия; мировой судья не принял во внимание и не дал должной правовой оценки тому факту, что правонарушение было совершено в период оргштатных мероприятий в Управлении, лицом, на которое обязанность по организации размещения информации на официальном сайте Управления не возлагалась каким-либо внутренним локальным нормативным актом.

Заявитель Кислов Д.В. и его защитник Панина И.А., действующая на основании доверенности, в ходе судебного разбирательства доводы жалобы поддержали в полном объеме, просили постановление мирового судьи судебного участка № 72 Волгоградской области от 21 июня 2018 года отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить по изложенным в жалобе основаниям; указали, что с приказом Управления о возложении на начальника отдела <...> Управления Росприроднадзора по Волгоградской области Ш.О.С. обязанности размещения информации в сфере лицензирования в сети-интернет, Кислов Д.В. ознакомлен не был.

Заместитель Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Сердюков В.А., вынесший постановление о возбуждении в отношении Кислова Д.В. дела об административном правонарушении по ст. 13.27 ч. 2 КоАП РФ, в ходе судебного разбирательства возражал против удовлетворения жалобы Кислова Д.В., считая постановление мирового судьи судебного участка №72 Волгоградской области от 21 июня 2018 года законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными, поскольку выявленное в ходе прокурорской проверки правонарушение, совершенное Кисловым Д.В., не может быть признано малозначительным.

В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Из материалов дела следует, что копия постановления мирового судьи судебного участка №72 Волгоградской области от 21 июня 2018 года была направлена Кислову Д.В. и в Волгоградскую межрайонную природоохранную прокуратуру почтой; Кисловым Д.В. копия оспариваемого постановления получена лично в судебном участке 29 июня 2018 года, доказательств более раннего вручения или получения Кисловым Д.В. копии оспариваемого постановления в материалах дела не имеется, жалоба на указанное постановление подана мировому судье 06 июля 2018 года, то есть в установленный законом срок.

Изучив доводы жалобы, выслушав Кислова Д.В., защитника, прокурора, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления мирового судьи и прекращения производству по делу об административном правонарушении по следующим основаниям.

Согласно требованиям п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.

Частью 2 статьи 13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неразмещение в сети "Интернет" информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети "Интернет" установлена федеральным законом.

В силу части 4 статьи 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", порядок отнесения информации к общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в сети "Интернет" в форме открытых данных, определяется Правительством Российской Федерации с учетом законодательства Российской Федерации о государственной тайне, законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательства Российской Федерации о персональных данных.

Согласно пп. «а» п. 4 Правил отнесения информации к общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 года № 583 "Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных", обязательному отнесению к общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в сети "Интернет" в форме открытых данных, подлежит информация, включенная, в том числе, в перечень общедоступной информации о деятельности федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и подведомственных им федеральных государственных органов, размещаемой в сети "Интернет" в форме открытых данных, формируемый Правительственной комиссией по координации деятельности открытого правительства и утверждаемый распоряжением Правительства Российской Федерации (для федеральных органов исполнительной власти).

Пунктом 7 Перечня информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, размещаемой в сети "Интернет" в форме открытых данных, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2013 года № 1187-р, регламентировано размещение реестров лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с пунктами 2, 10 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03 октября 2015 года № 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности", лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Информация, относящаяся к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, предусмотренная частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", размещается лицензирующим органом в официальных электронных или печатных средствах массовой информации лицензирующего органа, а также на информационных стендах в помещениях лицензирующего органа в течение 10 дней со дня:

а) официального опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемому виду деятельности;

б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении, переоформлении, приостановлении, возобновлении и прекращении действия лицензии;

в) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Согласно частям 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирующие органы формируют открытый и общедоступный государственный информационный ресурс, содержащий сведения из реестра лицензий, из положений о лицензировании конкретных видов деятельности, технических регламентов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности (за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким сведениям в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен).

Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. В реестре лицензий наряду со сведениями, предусмотренными статьей 15 настоящего Федерального закона, должны быть указаны следующие сведения:

1) даты внесения в реестр лицензий сведений о лицензиате;

2) номер и дата выдачи дубликата лицензии (в случае его выдачи);

3) основание и дата прекращения действия лицензии;

4) основания и даты проведения проверок лицензиатов и реквизиты актов, составленных по результатам проведенных проверок;

5) даты и реквизиты выданных постановлений о назначении административных наказаний в виде административного приостановления деятельности лицензиатов;

6) основания, даты вынесения решений лицензирующего органа о приостановлении, о возобновлении действия лицензий и реквизиты таких решений;

7) основания, даты вынесения решений суда об аннулировании лицензий и реквизиты таких решений;

8) иные установленные настоящим Федеральным законом сведения.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании решения и.о. Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Гасанова Р.А. от 11 апреля 2018 года № 26 в соответствии с заданием Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры и Генеральной прокуратуры РФ, п. 4 плана работы Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры на первое полугодие 2018 года проведена проверка Управления Росприроднадзора по Волгоградской области на предмет соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления (л.д. 204-205, 206, 207).

В ходе прокурорской проверки установлено и нашло подтверждение в судебном разбирательстве, что информация о предоставлении (переоформлении) лицензий на право обращения с отходами в установленный статьей 21 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" 10-дневный срок в официальных электронных или печатных средствах массовой информации лицензирующего органа не размещалась.

По состоянию на 18 апреля 2018 года на официальном сайте Управления Росприроднадзора по Волгоградской области (http://34.rpn.gov.ru) в разделе «Природопользователям» в подразделе «Лицензирование» в размещенном файле «Реестр лицензий 2017-2018» отсутствовали сведения о предоставлении (переоформлении) следующих лицензий:

- о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности <...>, выданной приказом Управления Росприроднадзора по Волгоградской области №... от 12 марта 2018 года;

- о переоформлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности <...>, выданной приказом Управления Росприроднадзора по Волгоградской области №... от 14 марта 2018 года;

- о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности <...>, выданной приказом Управления Росприроднадзора по Волгоградской области №... от 20 марта 2018 года (л.д. 30-32, 68-69, 70-110, 111-113, 114-115, 116-121).

По факту выявленного нарушения 27 апреля 2018 года заместителем Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Сердюковым В.А. в отношении Кислова Д.В., как должностного лица - временно исполняющего обязанности начальника отдела <...> Управления Росприроднадзора по Волгоградской области, в соответствии со статьей 25 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» было возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренным частью 2 статьи 13.27 КоАП РФ, о чем в присутствии Кислова Д.В. вынесено соответствующее постановление, отвечающее требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, копия которого вручена Кислову Д.В. после ознакомления (л.д. 1б-6).

Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и другие материалы дела об административном правонарушении направлены прокурором для рассмотрения мировому судье судебного участка №76 Волгоградской области, который 30 мая 2018 года, удовлетворив ходатайство Кислова Д.В. о передаче дела об административном правонарушении на рассмотрение мировому судье по месту его жительства, направил дело об административном правонарушении для рассмотрения мировому судье судебного участка №72 Волгоградской области.

По результатам рассмотрения дела мировым судьей судебного участка №72 Волгоградской области 21 июня 2018 года вынесено постановление, резолютивная часть которого объявлена 20 июня 2018 года, о назначении временно исполняющему обязанности начальника отдела <...> Управления Росприроднадзора по Волгоградской области Кислову Д.В. по части 2 статьи 13.27 КоАП РФ административного наказания в виде административного штрафа в размере <...> рублей.

Однако, с выводами мирового судьи о наличии в действиях Кислова Д.В. вины и состава вмененного административного правонарушения, которые он оспаривал при рассмотрении дела и жалобы, согласиться нельзя по следующим основаниям.

Исходя из вышеприведенных норм права, обязанность по ведению реестров лицензий и размещению информации на сайте лицензирующего органа в сети "Интернет" о выданных (переоформленных) лицензиях на право обращения с отходами на территории Волгоградской области возложена на лицензирующий орган - Управление Росприроднадзора по Волгоградской области.

Во исполнение Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», приказов Росприроднадзора от 23 сентября 2014 года № 590 «Об утверждении Регламента подготовки, сбора и размещения информации на официальном сайте Росприроднадзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о деятельности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и подведомственных ей федеральных бюджетных учреждений», а также в целях организации работ по размещению информации о деятельности Управления Росприроднадзора по Волгоградской области на странице Управления Росприроднадзора по Волгоградской области на официальном сайте Росприроднадзора в сети «Интернет» руководителем Управления Росприроднадзора по Волгоградской области издан приказ № 161 от 31 июля 2017 года (л.д. 59, 60, 173, 174, 175), которым назначены ответственные лица за предоставление информации о деятельности Управления, в целях ее размещения на странице Управления на официальном сайте Росприроднадзора, поименованные в приложении к приказу, администратор страницы Управления на сайте Росприроднадзора и ответственное лицо за размещение информации на странице Управления на сайте Росприроднадзора.

В соответствии с пунктом 5 Приказа № 161 от 31 июля 2017 года ответственным лицом за размещение информации на странице Управления на сайте Росприроднадзора назначена главный специалист-эксперт отдела информационно-аналитического и административно-хозяйственного обеспечения надзорной деятельности М.Л.Н. (в случаях ее отсутствия – ведущие специалисты-эксперты этого же отдела А.Н.Н. и З.О.Ю.).

На основании п. 3 Приказа № 161 от 31 июля 2017 года ответственным лицам, указанным в приложении к настоящему приказу, информацию, подлежащую размещению на странице Управления на сайте Росприроднадзора, до ее рассмотрения руководителем Управления (либо лица его замещающего), приказано представлять для согласования в отдел правового и кадрового обеспечения.

Контроль за исполнением приказа № 161 от 31 июля 2017 года руководитель Управления Росприроднадзора по Волгоградской области в соответствии с пунктом 6 Приказа оставил за собой.

Согласно приложению к вышеуказанному приказу, ответственным должностным лицом за предоставление информации о лицензировании для опубликования на официальном сайте Росприроднадзора на странице Управления Росприроднадзора по Волгоградской области определена Ш.О.С. (без указания должности).

По утверждению прокурора на момент издания приказа Ш.О.С. являлась начальником отдела <...>, однако, подтверждающие этот факт документы в материалах дела отсутствуют.

В период с 01 февраля 2018 года по 19 марта 2018 года Кислов Д.В. выполнял обязанности начальника отдела <...> Управления Росприроднадзора по Волгоградской области, а с 21 марта 2018 года по настоящее время является временно исполняющим обязанности начальника отдела <...> Управления Росприроднадзора по Волгоградской области из-за болезни начальника отдела <...>Ш.О.С., что подтверждается копиями приказов руководителя Управления Росприроднадзора по Волгоградской области № 19-к от 01 февраля 2018 года, № 59-к от 20 марта 2018 года, №62-к от 20 марта 2018 года, № 55 от 21 марта 2018 года №64-к от 21 марта 2018 года (л.д. 10, 11, 12, 66, 195).

Вместе с тем, с приказом Управления Росприроднадзора по Волгоградской области «О порядке подготовки и размещения информации о деятельности Управления Росприроднадзора по Волгоградской области на странице Управления Росприроднадзора по Волгоградской области на сайте Росприроднадзора в сети «Интернет» № 161 от 31 июля 2017 года и приложениями к нему Кислов Д.В. ознакомлен не был, что следует из ответа Управления Росприроднадзора по Волгоградской области от 27 июля 2018 года № 3756 на запрос суда (л.д. 172) и копии приказа № 161 от 31 июля 2017 года (л.д. 173, 174, 175); указанным приказом, равно как и должностными регламентами заместителя начальника и начальника отдела <...> Управления Росприроднадзора по Волгоградской области, утвержденными приказом Управления Росприроднадзора по Волгоградской области № 23 от 26 января 2018 года (л.д. 13, 14-24, 184-194), обязанность о предоставлении информации в сфере лицензирования для опубликования на официальном сайте Росприроднадзора на странице Управления Росприроднадзора по Волгоградской области и ее опубликовании на сайте в сети «Интернет» на Кислова Д.В. не возлагалась.

Оценивая совокупность исследованных доказательств, судья городского суда приходит к выводу о том, что материалы дела не содержат достаточных данных, подтверждающих факт того, что Кислов Д.В., как должностное лицо – временно исполняющий обязанности начальника отдела <...> Управления Росприроднадзора по Волгоградской области, обязан размещать в подразделе «Лицензирование» раздела «Природопользователям» на официальном сайте Управления Росприроднадзора по Волгоградской области (http://34.rpn.gov.ru) информацию о принятии лицензирующим органом решения о предоставлении, переоформлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, либо контролировать ее размещение, что свидетельствует о недоказанности совершения Кисловым Д.В. вмененного ему правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 13.27 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При изложенных обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка № 72 Волгоградской области от 21 июня 2018 года о признании Кислова Д.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.27 КоАП РФ, нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу постановление.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 72 Волгоградской области Михайловской Т.В. от 21 июня 2018 года, резолютивная часть которого объявлена 20 июня 2018 года, о признании Кислова Д.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере <...> рублей - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, может быть обжаловано в порядке, предусмотренном для обжалования вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов.

Судья: Н.Г. Винецкая