№ 12-434/2019
Р Е Ш Е Н И Е
11 сентября 2019 года судья Коминтерновского районного суда г. Воронежа Курындина Е.Ю.,
с участием защитника юридического лица, в отношении которого вынесено постановление о назначении административного наказания – ФИО1, действующей на основании доверенности от 29 декабря 2018 г.,
потерпевших – ФИО2, ФИО3, ФИО4,
рассмотрев жалобу акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» на постановление Государственной инспекции труда в Воронежской области №36/12-8343-19-И от 11 апреля 2019 года о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У с т а н о в и л:
Постановлением главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Воронежской области ФИО5 №36/12-8343-19-И от 11 апреля 2019 г. ОА «Федеральная пассажирская компания» (АО «ФПК») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей (л.д.17-18).
Не согласившись с вынесенным постановлением АО «ФПК» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление Государственной инспекции труда в Воронежской области №36/12-8343-19-И от 11 апреля 2019 г. отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы указав, что на то, что акт проверки №36/12-4532-19-И от 25 февраля 2019 г. и предписание №36-12-4533-19-И от 25 февраля 2019 года вынесены по результатам обращения работников (ФИО)4, (ФИО)5, (ФИО)2
Рассмотрение нарушений по графикам сменности работникам (ФИО)7, (ФИО)14, (ФИО)8 главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) ФИО5 в акте проверки №36/12-4532-19-И от 25.02.2019 г., предписании №36-12-4533-19-И от 25.02.2019 г. не осуществлялось.
Однако в нарушение установленных требований и полномочий в Постановлении №36/12-8343-19-И от 11.04.2019 г. о назначении административного наказания главный государственный инспектор труда (по правовым вопросам) ФИО5 указывает на нарушение графиков сменности по работникам (ФИО)7, (ФИО)14, (ФИО)8, которые в ходе проверки, согласно акту 36/12-4532-19-И от 25.02.2019 г. не рассматривались.
АО «ФПК» считает, что нарушений п. 12 Приказа Минтранса России от 09.03.2016 г. №44 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов» не допущено, и графики сменности на каждого работника поездной бригады пассажирского составляться не должны.
В соответствии со ст. 329 ТК РФ правила учета режима труда и отдыха работников поездных бригад регулируется Особенностями режима рабочего времени и времени отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, утвержденными Приказом Министерства транспорта РФ от 09.03.2016 г. №44 (далее - Особенности).
Главный государственный инспектор труда (по правовым вопросам) ФИО5 при проверке установил нарушение п. 12 Особенностей, что отражено в акте проверки №36/12-4532-19-И от 25.02.2019 г., однако п. 12 Особенностей находится в главе III. «Особенности режима рабочего времени локомотивных и кондукторских бригад» и регламентирует именно работу локомотивных и кондукторских бригад, а не работу поездной бригады пассажирского поезда.
Работу поездных бригад пассажирских поездов регламентирует глава V «Особенности режима рабочего времени работников поездных бригад пассажирских поездов, рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов со служебными отделениями, работников, ответственных за обеспечение транспортной безопасности всего пассажирского поезда». Пунктом 20 данной главы установлено, что режим рабочего времени работников поездных бригад пассажирских поездов, работников, ответственных за обеспечение транспортной безопасности всего пассажирского поезда, несущих сменные дежурства в поезде, регламентируются графиком сменности, утверждаемыми работодателем на каждый поезд применительно к местным условиям с учетом мнения представительного органа работника.
Графики сменности на каждый поезд утверждаемыми работодателем на каждый поезд применительно к местным условиям с учетом мнения представительного органа работника в Пассажирском вагонном депо Воронеж имеются.
Фактически проводники пассажирского вагона (ФИО)4, (ФИО)5, (ФИО)6, Д.Н., (ФИО)7, (ФИО)14, (ФИО)8 не является работниками локомотивных и кондукторских бригад. В АО «ФПК» вообще нет ни локомотивных бригад, ни кондукторских.
Таким образом, по мнению заявителя, при проведении проверки главный государственный инспектор труда (по правовым вопросам) ФИО5 применил норму права, не подлежащую применению (л.д. 2-3).
В судебном заседании защитник юридического лица, в отношении которого вынесено постановление о назначении административного наказания – ФИО1, действующая на основании доверенности, доводы, изложенные в жалобе поддержала, представила дополнительные письменные пояснения (л.д. 60-62).
Государственная инспекция труда по Воронежской области извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание представителя не направила, о причинах неявки суд не уведомила, в связи с чем, и на основании ст.30.6 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Государственной инспекции труда в Воронежской области.
Потерпевшие (ФИО)4, (ФИО)10, (ФИО)5 в судебном заседании полагали, что вынесенное постановление является законным и обоснованным, представили письменные объяснения (л.д. 165-167).
Суд, выслушав защитника юридического лица, потерпевших, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 данной статьи и статьей 5.27.1 названного Кодекса.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда – заместителя главного государственного инспектора труда в Воронежской области от 04 февраля 2019 г. №36/12-1925-19-И проведена внеплановая, выездная проверка в отношении АО «Федеральная пассажирская компания» (<...>) в связи с обращениями работников (ФИО)4, (ФИО)10, (ФИО)5, по итогам которой 25.02.2019 г. главным государственным инспектором труда ГИТ Воронежской области ФИО5 составлен акт проверки № 36/12-4532-19-И (л.д. 33-34,35-36).
Согласно акту проверки от 25 февраля 2019 г. в ходе проведения внеплановой выездной проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами:
когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда - три месяца (ч. 1 ст. 104 ТК РФ).
Разделом 5 Правил внутреннего трудового распорядка для работников пассажирского вагонного депо Воронеж - структурного подразделения Приволжского филиала АО «ФПК», утв. 03.04.2018г. ФИО6, установлен суммированный учет рабочего времени, с учетным периодом - год.
В силу ч. 1 ст. 99 Трудового кодекса РФ сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (статья 91 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации установлена повышенная оплата сверхурочной работы (за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за следующие часы - не менее чем в двойном размере).
Часть 7 статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации обязывает работодателя вести точный учет продолжительности сверхурочных работ, выполненных каждым работником.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что действующим трудовым законодательством установлен единый порядок оплаты сверхурочной работы, т.е. за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.
Согласно расчетном листку за декабрь 2018г. (ФИО)4 оплата за сверхурочную работу произведена менее, чем в двойном размере:
6878,07 руб. - ОплСверхУрочнСуммУчетФПК;
3439,04 руб. – ДоплСверхУрочн0,50ФПК; не в соответствии с требованиями ТК РФ, что является нарушением ч. 1 ст. 152 ТК РФ.
Согласно расчетном листку за январь 2019г. (ФИО)12 оплата за сверхурочную работу произведена менее, чем в двойном размере:
577,92 руб. - ОплСверхУрочнСуммУчетФПК;
288,96 руб. - ДоплСверхУрочн0,50ФПК; не в соответствии с требованиями ТК РФ, что является нарушением ч. 1 ст. 152 ТК РФ.
Согласно расчетном листку за декабрь 2018г. (ФИО)5 оплата за сверхурочную работу произведена менее, чем в двойном размере:
568,01 руб. - ОплСверхУрочнСуммУчетФПК;
284,01 руб. – ДоплСверхУрочн0,50ФПК;
3452,66 руб. - ДлплСверхУрочн0,50 ФПК Оре.
т.е. не в соответствии с требованиями ТК РФ, что является нарушением ч. 1 ст. 152 ТК РФ.
Частью 2 ст. 329 ТК РФ определено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными ТК РФ.
Приказом Минтранса России от 09.03.2016 № 44 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условии труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов" утверждены особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов (далее «Особенности»).
Согласно п. 12 вышеуказанных Особенностей работа локомотивных и кондукторских бригад организуется по именным графикам сменности.
В нарушение вышеуказанных требований в отношении (ФИО)4, (ФИО)7, (ФИО)5, (ФИО)2, (ФИО)14, (ФИО)8 работодателем не составляются поименные графики сменности (л.д. 35-36).
Поскольку по результатам проведенной проверки, были выявлены нарушения трудового законодательства, 01 апреля 2019 года главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Воронежской области ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении №36/12-5355-19-И.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 01 апреля 2019 г. частью 2 ст. 329 ТК РФ определено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными ТК РФ.
Приказом Минтранса России от 09.03.2016 № 44 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условии труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов" утверждены особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов (далее «Особенности»).
Согласно п. 12 вышеуказанных Особенностей работа локомотивных и кондукторских бригад организуется по именным графикам сменности.
В нарушение вышеуказанных требований в отношении (ФИО)4, (ФИО)7, (ФИО)5, (ФИО)2, (ФИО)14, (ФИО)8 работодателем не составляются поименные графики сменности (л.д. 26-27).
Протокол составлен с участием представителя АО «ФПК» ФИО7, действующей по доверенности (л.д. 25).
01 апреля 2019 года Государственной инспекцией труда в Воронежской области, по юридическому адресу АО «ФПК» было направлено определение о назначении времени и мета рассмотрения дела об административно правонарушении – в 10 час. 11 апреля 2019 г. (л.д. 21,22), которое получено обществом 09 апреля 2019 г. (л.д. 23 об.).
11 апреля 2019 года главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) ФИО5 вынесено постановление о назначении административного наказания в отношении АО «ФПК» о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. (л.д. 17-18).
Частью 2 ст. 329 ТК РФ определено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными ТК РФ.
Приказом Минтранса России от 09.03.2016 № 44 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условии труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов" утверждены особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов (далее «Особенности»).
Согласно п. 12 вышеуказанных Особенностей работа локомотивных и кондукторских бригад организуется по именным графикам сменности.
Материалами дела подтверждается, что (ФИО)4, (ФИО)10, (ФИО)5, (ФИО)14, (ФИО)15, (ФИО)7 являются проводниками пассажирского вагона 3-го разряда резерва проводников пассажирских вагонов 1 группы Пассажирского вагонного депо Воронеж – структурного подразделения Приволжского филиала АО «Федеральная пассажирская компания» (л.д. 93-126).
Согласно пункту 20 Приказа Минтранса России от 09.03.2016 № 44 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов" режим рабочего времени работников поездных бригад пассажирских поездов, работников, ответственных за обеспечение транспортной безопасности всего пассажирского поезда, несущих сменные дежурства в поездке, регламентируется графиками сменности, утверждаемыми работодателем на каждый поезд применительно к местным условиям с учетом мнения представительного органа работников.
По графику сменности продолжительность непрерывной работы (смены) работников поездных бригад пассажирских поездов в поездке не должна превышать 12 часов, а суммарная продолжительность ежедневной работы (смены) в течение календарного дня не должна превышать 16 часов.
Режим работы работников поездных бригад пассажирских поездов, не несущих сменных дежурств, работников, ответственных за обеспечение транспортной безопасности всего пассажирского поезда, регламентируется графиками дежурств в рейсе, утверждаемыми работодателем на каждый поезд применительно к местным условиями с учетом мнения представительного органа работников.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Как указано выше (ФИО)4, (ФИО)10, (ФИО)5, (ФИО)14, (ФИО)15, (ФИО)7 были приняты на работу проводниками пассажирского вагона 3-го разряда резерва проводников пассажирских вагонов 1 группы Пассажирского вагонного депо Воронеж – структурного подразделения Приволжского филиала АО «Федеральная пассажирская компания» и не являются работниками локомотивных и кондукторских бригад, на которых распространяется действие пункта 12 «Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условии труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов".
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
В силу п.3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При изложенных выше обстоятельствах, постановление Государственной инспекции труда в Воронежской области №36/12-8343-18-И от 11 апреля 2019 г. о назначении административного наказания АО «ФПК» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст.4.5, 30.7 ч. 1 п. 1 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Жалобу акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» на постановление Государственной инспекции труда в Воронежской области №36/12-8343-19-И от 11 апреля 2019 года о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях удовлетворить.
Постановление Государственной инспекции труда в Воронежской области №36/12-8343-19-И от 11 апреля 2019 года о привлечении к административной ответственности ОА «Федеральной пассажирской компании», предусмотренной ч.1 ст.5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и назначении административного наказания отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: Е.Ю. Курындина