ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-435/19 от 16.05.2019 Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

г. Тольятти 16 мая 2019 года

Судья Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области Телина Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «АТЛАНТ-ГРУПП» ФИО1 на постановление заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО государственного советника РФ 2 класса ФИО2 № 04-18/259/2 от 12 декабря 2018 года о привлечении директора ООО «АТЛАНТ-ГРУПП» ФИО3 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

15 ноября 2018 года уполномоченным должностным лицом МРУ Росфинмониторинга по ПФО специалистом-экспертом отдела надзорной деятельности и правового обеспечения ФИО4 в отношении директора ООО «АТЛАНТ-ГРУПП» ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении, согласно которого в результате рассмотрения акта выездной проверки №7 от 13 ноября 2018 года исполнения ООО «АТЛАНТ-ГРУПП» требований Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» за период с 01 января 2016 года по 15 октября 2018 года установлено, что ООО «АТЛАНТ-ГРУПП» с 25 октября 2017 года осуществляло деятельность по оказанию посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, что подтверждается уставом Общества, выпиской из ЕГРЮЛ и иными документами.

В период с 03 марта 2018 года по 15 октября 2018 года ООО «АТЛАНТ-ГРУПП» под руководством директора ФИО3, не исполняло законодательство РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля. Отсутствие в течении вышеуказанного периода организованной системы внутреннего контроля, в том числе в части отсутствия правил внутреннего контроля, повлекло не проведение Обществом в период с 03 марта 2018 года по 15 октября 2018 года внутренних проверок выполнения правил внутреннего контроля, требований Федерального закона и иных нормативных правовых актов; директором ФИО3 не было назначено специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, что свидетельствует об отсутствии в Обществе в указанный период организационной системы внутреннего контроля; в течении длительного периода отсутствовал утвержденный руководителем перечень сотрудников, обязанных проходить обучение в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; обучение с сотрудниками ООО «АТЛАНТ-ГРУПП» в форме вводного инструктажа и дополнительных инструктажей при вступлении в силу изменений в законодательства о противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, не проводилось; ООО «АТЛАНТ-ГРУПП» не принимало мер по идентификации бенефициарных владельцах своих клиентов при заключении с ООО «ИНВЕСТТРЕЙД» договора купли-продажи арестованного недвижимого имущества; анкеты клиентов не ведутся; отсутствие действий со стороны ООО «АТЛАНТ-ГРУПП», направленных на своевременную постановку на учет, повлекло ненадлежащее осуществление в Обществе внутреннего контроля на предмет сверки своих клиентов с Перечнем; в ООО «АТЛАНТ-ГРУПП» клиентам Общества степень (уровня) риска не присваивалась; проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества не проводились, сведения об их результатах не представлялись; отсутствие организованной системы внутреннего контроля, в том числе отсутствия правил внутреннего контроля, повлекло не проведение Обществом внутренних проверок выполнения правил внутреннего контроля; ООО «АТЛАНТ-ГРУПП» 8 операций, подлежащих обязательному контролю не выявлены, надлежащим образом не зафиксированы, сведения о них в уполномоченный орган не направлены.

Постановлением заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО государственного советника РФ 2 класса ФИО2 № 04-18/259/2 от 12 декабря 2018 года директор ООО «АТЛАНТ-ГРУПП» ФИО3 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

С данным постановлением ФИО3 не согласилась и обжаловала его, указав, что под ее руководством ООО «АТЛАНТ-ГРУПП» осуществляло реализацию арестованного имущества на основании Государственного контракта №1РА от 25.10.2017 года, заключенного с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области. В соответствии в пунктом 1.1 Контракта Заказчик поручает, а Исполнитель обязуется на условиях, установленных настоящим Контрактом, письменными поручениями и указаниями Заказчика за вознаграждение совершать от своего имени действия по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которыми представлено право принимать решение об обращении взыскания на имущество, перечень Услуг, их объем, требований к качеству и другие исходные данные установлены в Техническом задании. То есть ООО «АТЛАНТ-ГРУПП» оказывало услуги по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решение об обращении взыскания на имущество, реализация имущества происходит в виде организации и проведения торгов в соответствии с действующим законодательством, то есть сделки заключенные между обществом и его клиентами, не являются сделками с недвижимостью, так как организатор торгов не контактирует с фактическим собственником недвижимого имущества и не получает денежных средств от покупателей, то есть, организуемые торги осуществляются между Государством и ТУ Росимуществом в связи с чем, контролировать действия государственного органа и тем более сообщать о его деятельности в другой государственный орган, закон не обязывает.

Наличие кода по ОКВЭД (68.31.1) в выписке ЕГРЮЛ говорит о том, что ООО «АТЛАНТ-ГРУПП» может предоставлять посреднические услуги при купле-продаже недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе, а не о том, что обязательно должна оказывать только такие посреднические услуги.

В судебное заседание ФИО3, будучи надлежащим образом извещенной, не явилась.

Представитель МУ Росфинмониторинга по ПФО в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которого постановление № 04-18/259/2 от 12 декабря 2018 года о привлечении директора ООО «АТЛАНТ-ГРУПП» ФИО3 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ считает законным, не подлежащим отмене.

Довод заявителя о том, что ООО «АТЛАНТ-ГРУПП» не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, поскольку Общество оказывает услуги по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решение об обращении взыскания на имущество, по мнению МРУ Росфинмониторинга по ПФО, основан на неправильном применении норм материального права и противоречит фактическим обстоятельствам дела.

Субъектами правонарушения по статье 15.27 КоАП РФ являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, поименованные в ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ, и должностные лица этих организаций.

Согласно ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе и организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

В ходе проведения проверочных мероприятий установлено, что ООО «АТЛАНТ-ГРУПП» в проверяемом периоде оказывало посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества,

МРУ Росфинмониторинга по ПФО установлено, что реализация арестованного имущества осуществляется путем заключения ООО «АТЛАНТ-ГРУПП», действующего от имени ТУ Росимущества в Самарской области, с покупателями договоров купли-продажи арестованного имущества, в последующем денежные средства от реализованного арестованного имущества в безналичном порядке перечисляются на расчетный счет ТУ Росимущества в Самарской области.

Согласно ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма относятся организации,оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Под данной формулировкой подразумеваются юридические лица профессиональные посредники на рынке купли-продажи жилья. К функциям таких организаций могут относится подбор вариантов купли-продажи недвижимости для продавцов и покупателей, помощь в заключении сделок купли-продажи, организация продажи недвижимости по поручению других участников рынка недвижимости, участие в организации проведения торгов по реализации недвижимости, на которую обращено взыскание, оценочная деятельность и т.д.

Факт отнесения ООО «АТЛАНТ-ГРУПП» к специализированным организациям по проведению торгов подтверждается Поручениями на прием и реализацию арестованного (заложенного) имущества на торгах (исх. ТУ Росимущества в Самарской области от 08.06.2018 года №6284 (л.д. 138, том 1 номенклатурного дела №04-06), от 09.04.2018 года №3782 (л.д. 151, том 1 номенклатурного дела №04-06)).

ООО «АТЛАНТ-ГРУПП» и ТУ Росимущество в Самарской области заключили государственный контракты от 25.10.2017 года №1РА, от 20.09.2018 года №2РА и №3РА, по условиям которых ООО «АТЛАНТ-ГРУПП» обязалось по письменным поручениям заказчика за вознаграждение осуществлять услуги по реализации имущества, на которое обращено взыскание, а Заказчик- обеспечивает оплату данных услуг на условиях и в порядке данных контрактов, целью которых являлось возникновение у потребителя торгов права собственности на арестованное имущество, соответственно ООО «АТЛАНТ-ГРУПП» непосредственной стороной указанных сделок не являлось. Согласно протоколу совместного совещания Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 30 октября 2014 года №6-ГВ специализированные организации-юридические лица и индивидуальные предприниматели, реализующие арестованное недвижимое имущество на основании заключенных с Росимуществом государственных контрактов, подпадают под сферу действия Федерального закона №115-ФЗ как организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Таким образом, ООО «АТЛАНТ-ГРУПП» подпадает под понятие организации, оказывающей посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, и на Общество распространяется действие Федерального закона №115-ФЗ, следовательно, ООО «АТЛАНТ-ГРУПП» является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения.

Проверив материалы дела, выслушав мнение участников процесса, с учетом доводов жалобы, полагаю, что постановление административного органа является законным и обоснованным по следующим основаниям.

В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.

В соответствии с частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

Из материалов дела следует, что на основании приказа МРУ Росфинмониторинга по ПФО «О проведении выездной проверки» от 15 октября 2018 года №17/108 была проведена выездная проверка соблюдения ООО «АТЛАНТ-ГРУПП» законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В ходе проверки установлено, что со 02 марта 2018 года в соответствии с решением единственного учредителя от 02 марта 2018 года № 5, приказом о вступлении в должность от 02 марта 2018 года ФИО3 являлась директором ООО «АТЛАНТ-ГРУПП», одним из основных видов деятельности которого является финансовое посредничество.

Осуществляя прием платежей от плательщиков, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров, ООО «АТЛАНТ-ГРУПП» в силу статьи 5 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, а поэтому обязано принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований Постановления Правительства РФ от 30 июня 2012 года № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций)» и утверждаются руководителем организации.

В нарушение указанных требований у ООО «АТЛАНТ-ГРУПП» в проверяемом периоде отсутствовали разработанные и утвержденные правила внутреннего контроля, специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, не назначалось.

Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ установлена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, проводить соответствующее обучение своих кадров. Квалификационные требования к подготовке и обучению кадров в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма установлены в соответствующем Положении, утвержденном приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 года № 203.

Согласно пункту 2 указанного Положения перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утверждается руководителем организации. В нарушение данного требования, директором ООО «АТЛАНТ-ГРУПП» перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, не утверждался.

В нарушение пунктов 6, 7 и 8 Положения, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 года №203, директором ООО «АТЛАНТ-ГРУПП» ФИО3 в период с 03 марта 2018 года по 15 октября 2018 года не были приняты меры, направленные на проведение обучения сотрудников в форме целевого, вводного и дополнительного инструктажа.

В нарушение пункта 14 Положения, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 года № 203, директором ООО «АТЛАНТ-ГРУПП» ФИО3 в период исполнения ею своих должностных обязанностей не были приняты меры, направленные на разработку программы подготовки и обучения сотрудников в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также особенностей деятельности организации и ее клиентов.

В силу пункта 1.9 Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 17 февраля 2011 года № 59, организация в соответствии с пунктом 4 Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 года № 667, в составе правил внутреннего контроля разрабатывает программу идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей и программу оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

В соответствии с пунктом 2.4 Положения, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 17 февраля 2011 года № 59, организация в рамках идентификации клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, а также при проведении операций и сделок с их участием или к их выгоде, обязана проверить факт наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя сведений в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности.

В ходе проверки установлено, что директором ООО «АТЛАНТ-ГРУПП» ФИО3 не были приняты меры, направленные на проведение идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев в части проверки наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ; определения принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу; выявления юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории); оценки и присвоение клиенту степени (уровня) риска; обновления сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателя.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора ООО «АТЛАНТ-ГРУПП» ФИО3, не исполнившую надлежащим образом свои служебные обязанности, к административной ответственности, установленной ч.2 ст.15.27 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами: уставом Общества; выпиской из ЕГРЮЛ, где в числе видов деятельности Общества заявлено предоставление посреднических услуг при купле-продаже недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе (ОКВЭД 68.31.1); государственным контрактом от 25.10.2017 года №1РА между ТУ Росимущества в Самарской области и ООО «АТЛАНТ-ГРУПП» на оказание последним услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решение об обращении взыскания на имущество (с приложением поручений ТУ Росимущества Самарской области на прием и реализацию арестованного (заложенного) имущества, актов передачи арестованного имущества на торги в специализированную организацию ООО «АТЛАНТ-ГРУПП», договорами купли-продажи арестованного имущества); государственными контрактами от 20.09.2018 года №2РА и №ЗРА между ТУ Росимущества в Самарской области и ООО «АТЛАНТ-ГРУПП» на оказание последним от своего имени услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решение об обращении взыскания на имущество (Лоты №2 и №3 соответственно); иными документами, которые получили оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Совершенное директором ООО «АТЛАНТ-ГРУПП» ФИО3 правонарушение квалифицировано правильно в соответствии с установленными обстоятельствами.

Административное наказание директору ООО «АТЛАНТ-ГРУПП» ФИО3 назначено в пределах санкции части 2 статьи 15.27 КоАП РФ и с соблюдением правил статьи 4.1 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения директором ООО «АТЛАНТ-ГРУПП» ФИО3 к административной ответственности не нарушены.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, которые могли бы повлечь отмену постановления должностного лица, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление №04-18/259/2 от 12 декабря 2018 года о привлечении директора ООО «АТЛАНТ-ГРУПП» ФИО1 к административной ответственности по ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, и о назначении наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в порядке ст.ст.30.9-30.11 КоАП РФ.

Судья Е.Г. Телина