ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-435/2017 от 08.12.2017 Тракторозаводского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 12-435/2017

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск 08 декабря 2017 года

Судья Тракторозаводского районного суда г. Челябинска Айрапетян Е.М., при секретаре судебного заседания Родиковой В.В.,

с участием заместителя Челябинского природоохранного прокурора Челябинской области Дримановой Н.Н., помощника Челябинского природоохранного прокурора Челябинской области Новоселовой Е.Л.,

должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление - государственного инспектора в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области Лапшиной О.М., представителя Министерства экологии Челябинской области Давыдовой В.В.,

защитников юридического лица, привлекаемого к административной ответственности Акционерного общества «Специально конструкторское бюро «Турбина»Семерова Е.А. и Рухтиной Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора Акционерного общества «Специально конструкторское бюро «Турбина» Адаева А. В. на постановление государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области ФИО2 от 19 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ в отношении Акционерного общества «Специально конструкторское бюро «Турбина»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области ФИО2 от 19 сентября 2017 года Акционерное общество «Специально конструкторское бюро «Турбина» (далее - АО СКБ «Турбина») привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением генеральный директор АО СКБ «Турбина» Адаев А.В. обратился в Тракторозаводский районный суд г. Челябинска с жалобой, в которой с учетом дополнений, просит постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на незаконность и необоснованность постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 8.1. КоАП РФ, поскольку не были выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. Ссылается на то, что в 2016 году газоочистительная установка Циклон ЦН-15 источника 0022 в Министерстве экологии Челябинской области не была зарегистрирована в связи с ее консервацией. Ссылается на обращение с письмом в Министерство экологии Челябинской области о регистрации газоочистительной установки 13 сентября 2012 год на основании чего приходит к выводу, что Министерство о факте было известно еще в 2012 году, соответственно двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности АО СКБ «Турбина», истек.

Кроме того, вмененное нарушение в части не проведения производственного контроля источника 0022 в периоды НМУ АО СКБ «Турбина», необоснованно по причине проведения данного контроля расчетным методом в соответствии с мероприятиями по урегулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (далее - НМУ), содержащихся в проекте предельно допустимых выбросов (далее - ПДВ). Поскольку мероприятия по сокращению выбросов в периоды НМУ содержатся в разделе 4 проекта ПДВ, учитывая, что проект ПДВ был согласован, необходимость в повторном согласовании указанных мероприятий с Министерством экологии отсутствовала.

Полагает, что из постановления по делу об административном правонарушении невозможно установить, за какое именно нарушение общество привлечено к административной ответственности, а также ссылается на неверную квалификацию нарушений по ст. 8.1 КоАП РФ.

Судом проверено и установлено, что десятидневный срок, предусмотренный ст. 30.3 КоАП РФ для подачи жалобы на постановление должностного лица, лицом, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, не пропущен.

В судебном заседании защитники АО «СКБ «Турбина» Семеров Е.А., действующий на основании доверенности от от 23 октября 2017 года и Рухтина Л.Ф., действующая на основании доверенности от 23 октября 2017 года, на удовлетворении жалобы с учетом уточнений настаивали по основаниям и доводам, изложенным в ней, также представили письменные объяснения, которые приобщены к материалам дела.

Помощник Челябинского природоохранного прокурора Челябинской области Новоселова Е.Л., заместитель Челябинского природоохранного прокурора Челябинской области, ранее принимавшая участие в судебном заседании, Дриманова Н.Н., должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление - государственный инспектор в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области ФИО2, а также представитель Министерства экологии Челябинской области Давыдова В.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, полагали постановление законным и обоснованным, а жалобу - не подлежащей удовлетворению.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы, изложенные в жалобе и в дополнении к ней, проверив материалы дела, обозрев оригиналы материала по делу об административном правонарушении, проекта ПДВ и иных документов, судья оснований для отмены обжалуемого постановления не усматривает.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с требованиями Федерального закона № 2202-1 от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» Челябинской природоохранной прокуратурой, с привлечением должностного лица Министерства экологии Челябинской области, на основании решения Челябинского природоохранного прокурора от 31 июля 2017 года № 32, изданного в соответствии с п.2 плана работы Челябинской природоохранной прокуратуры на 2 полугодие 2017 года и п. 1 решения коллегии прокуратуры Челябинской области от 11 ноября 2016 года, в период с 31июля 2017 по 20 августа 2017 года проведена проверка АО СКБ «Турбина» на предмет соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха в период неблагоприятных метеорологических условий.

В рамках проверки установлено, что производственная площадка АО СКБ «Турбина» расположена по адресу: г. Челябинск пр. Ленина, д. 2-Б. Среднесписочная численность работников предприятия составляет 1085 человек. В распоряжении Общества имеется принадлежащее ему на праве собственности недвижимое имущество в виде нежилых помещений и очистных сооружений, а также земельные участки.

АО СКБ «Турбина» специализируется на производстве газотурбинных агрегатов. Согласно утвержденным нормативам (проект ПДВ) на производственной площадке расположено 62 источника выброса (45-организованные ИВ ЗВ, 17- неорганизованные).

В результате производственной деятельности АО СКБ «Турбина» выделяется 58 наименований загрязняющих веществ (50 из них подлежат нормированию).

Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух осуществляется на основании разрешения от 18 сентября 2015 года со сроком по 13 августа 2020 год.

На предприятии АО СКБ «Турбина» пылегазоочистными установками оснащены 2 источника выброса: источники выброса 0019 и 0022 (СовплимМDВ-6, циклон ЦН-15).

По результатам проверки установлено, что в нарушение ч. 3 ст. 19, п. 1 ст. 25, ст. 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.п 1,3 ст. 4.2, п. 1 ст. 69, п.п 1,2,4 ст. 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» АО СКБ «Турбина» газоочистная установка Циклон ЦН-15 (источник 022) в Министерстве экологии Челябинской области не зарегистрирована, паспорта газоочистного оборудования в полном объеме не заполнены. Акты осмотра для Циклона ЦН-15, инструкции по эксплуатации газоочистных установок, приказы о назначении ответственных на предприятии отсутствуют. Производственный контроль пыли древесной на источнике выброса 0022 в периоды НМУ не осуществляется. Мероприятия по сокращению выбросов вредных загрязняющих веществ в воздух в периоды НМУ с Министерством экологии Челябинской области не согласованы.

Указанные нарушения нашли свое отражение в акте проверки от 18 августа 2017 года.

18 августа 2017 года по результатам проведенной проверки, исполняющим обязанности Челябинского природоохранного прокурора Дримановой Н.Н. в присутствии представителя АО СКБ «Турбина» Корнеевой Т.С., действующей на основании доверенности от 17 августа 2017 года, вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении АО СКБ «Турбина». Постановление подписано должностным лицом прокуратуры и Корнеевой Т.С., которой под роспись вручена копия постановления.

Материалы административного дела в отношении АО СКБ «Турбина» 21 августа 2017 года Челябинской природоохранной прокуратурой в порядке ст. 23.29 КоАП РФ переданы в Министерство экологии Челябинской области, являющееся уполномоченным органом регионального государственного экологического надзора на территории Челябинской области на основании постановления Правительства Челябинской области от 21 декабря 2011 № 467-П «Об уполномоченном органе», для рассмотрения по существу.

19 сентября 2017 года должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение данного дела - государственным инспектором Челябинской области в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области Лапшиной О.М., в присутствии представителя АО СКБ «Турбина» Рухтиной Л.Ф., действующей на основании доверенности от 18 сентября 2017 года, рассмотрены материалы дела об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которых вынесено постановление , которым АО СКБ «Турбина» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 руб.

Как постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, так и постановление по делу об административном правонарушении вынесены прокурором и должностным лицом соответственно, с соблюдением положении ст. ст. 25.1, 28.2, 28.4 и 29.7 КоАП РФ.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Правовые основы охраны атмосферного воздуха регулируются Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон об охране атмосферного воздуха).

В соответствии со ст. 1 Закон об охране атмосферного воздуха вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Согласно ч. 1 ст. 15Закона об охране атмосферного воздуха в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.

В силу п. 1 ст. 22 данного Закона юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 1 ст. 25 Закона об охране атмосферного воздуха производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

В обязанности юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух согласно ст. 30 этого же Закона входит, в том числе:

- обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;

- осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) (п. 3 ст. 20 Закон об охране атмосферного воздуха).

На основании ч. 1 ст. 30 указанного Закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, в том числе, соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования.

Кроме того, п. 1 ст. 16.1 Закона об охране атмосферного воздуха регламентирует, что эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Правила эксплуатации установок очистки газа утверждены Министерством химического и нефтяного машиностроения СССР 28 ноября 1983 года (далее - Правила) и являются обязательными для предприятий, учреждений, организаций, эксплуатирующих установки очистки газа.

Пунктом 1.1 Правил эксплуатации установлено, что настоящие нормы являются обязательными для предприятий, учреждений, организаций, эксплуатирующих установки очистки газа, независимо от их ведомственной принадлежности.

В силу п.п. 3.4, 11.1 указанных Правил все установки очистки газа должны быть зарегистрированы в региональных Госинспекциях газоочистки. Предприятия, учреждения и организации при эксплуатации установок по очистке газов обязаны регистрировать установки очистки газа с целью их учета.

Согласно п. 1 ст. 69 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

В соответствии с ч. 1 ст. 69.2 Закон об охране окружающей среды объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на учет осуществляется на основании заявки, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

В судебном заседании установлено, что АО СКБ «Турбина» осуществляет производственную деятельность (производство газотурбинного оборудования). АО СКБ «Турбина» эксплуатирует стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и использовало в своей деятельности газоочистную и пылеулавливающую установку, не зарегистрированную в установленном порядке, при этом в нарушение вышеприведенных норм, АО СКБ «Турбина» не имело согласованных мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на период наступления НМУ и не проводило производственный контроль выбросов вредных (загрязняющих) веществ в периоды НМУ.

Осуществление эксплуатации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, в отсутствии согласованных с Министерством экологии Челябинской области мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в периоды НМУ, в отсутствие производственного контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в периоды НМУ, в отсутствии регистрации газоочистной установки Циклон ЦН -15 в Министерстве экологии Челябинской области, свидетельствует о несоблюдении экологических требований, и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ - несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Факт и вина АО СКБ «Турбина» подтверждается материалами дела, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 18 августа 2017 года, решением Челябинского природоохранного прокурора № 32 от 31 июля 2017 года о проведении проверки; требованиями о предоставлении документов от 31 июля 2017 и 15 августа 2017 года; актом проверки от 18 августа 2017 года; представлением о выявленных нарушениях природоохранного законодательства от 18 августа 2017 года; копией приказа генерального директора АО СКБ «Турбина» от 28 августа 2017 года «Об устранении нарушений природоохранного законодательства и наложении дисциплинарного взыскания» во исполнение представления и.о. прокурора от 18 августа 2017 года в части отсутствия регистрации газоочистной установки ЦН-15 источник 0022 в Министерстве экологии Челябинской области; информацией Министерства экологии <адрес> по результатам участия в проведении проверки юридических лиц; правоустанавливающие документы АО СКБ «Турбина»; свидетельства о регистрации права собственности на земельные участки и недвижимое имущество (строения, сооружения); копия санитарно - эпидемиологического заключения на проект установления размера санитарно - защитной зоны; копия санитарно - эпидемиологического заключения на проект санитарно - защитной зоны; план - график контроля нормативов ПДВ на контрольных постах; копия письма ООО «ИннЭко-ЮУрГУ» с разъяснением проекта ПДВ в части касающейся мероприятий по снижению выбросов в периоды НМУ; приказ от 22 декабря 2016 года о выводе из эксплуатации (консервации) пылегазоочистной установки Циклон ЦН-15; копия акта о консервации пылегазоочистной установки Циклон ЦН-15 от 23 декабря 2016 года; копия приказа о назначении ответственного за эксплуатацию и обслуживание газоочистных установок и о создании комиссии по обслуживанию технического состояния газоочистных установок от 12 января 2017 года; копия инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию газоочистной установки с пылеулавливающим агрегатом типа циклон ЦН -15; копия паспорта установки очистки газа (Циклон) источник 0022; акты проверки технического состояния пылегазоулавливающей установки ЦН -15 Источника 0022 от 16 декабря, 23 мая 2014 года, 18 июня, 18 декабря 2015 года, 21 июня, 01 и 20 декабря 2016 года, 19 июня 2017 года; копия акта определения параметров газопыльевых потоков от 11 сентября 2014 года; копия акта эффективности работы установки Циклон ЦН-15 от 01 декабря 2016 года; справка о выполняемых мероприятия в периоды НМУ за период 2017 года; копия плана графика контроля нормативов ПДВ на источниках выбросов на 2016 год; копия плана графика контроля нормативов ПДВ на источниках выбросов на 2017 год; копия таблицы 5.2 Плана ПДВ (План - график контроля нормативов ПДВ на источниках выброса; сведения об объемах произведенной и реализованной продукции; копия декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год; копия протокола .АКВА.АВ от 22 декабря 2016 года результатов измерений проб атмосферного воздуха; копия протокола .АКВА.АВ от 20 октября 2016 года; копия протокола .АКВА.АВ от 21 июля 2016 года; копия протокола .АКВА.АВ от 25 апреля 2016 года; копия протокола .АКВА.АВ от 26 мая 2017 года; копия протокола .АКВА.АВ от 30 ноября 2016 года; копия протокола копия договора -В от 19 мая 2017 года; копия отчета от 30 ноября 2016 года о соблюдении установленных нормативов предельно - допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферу; копия аттестата аккредитации от 13 января 2016 года; сведения о среднесписочной численности работников АО СКБ «Турбина» за июль 2017 года от 01 августа 2017 года; порядок перехода на заданные режимы в периоды НМУ; сведения об охране атмосферного воздуха за 2016 год; информационное письмо об имуществе, находящемся в собственности АО «СКБ «Турбина»; копия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками от 18 сентября 2015 года с приложением в виде перечня, количества и нормативов вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых предприятием в атмосферный воздух;копия приказа об утверждении нормативов выбросов от 14 августа 2015 года; копия раздела 4 проекта ПДВ: Мероприятия по регулированию выбросов при НМУ; проект нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу АО СКБ «Турбина», а также иными материалами.

Установив изложенные обстоятельства, оценив в соответствии с требованиями ст.ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ представленные доказательства, уполномоченное должностное лицо Министерства экологии Челябинской области правомерно пришел к выводу о наличии в действиях АО СКБ «Турбина» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.

Обжалуемое постановление вынесено надлежащим должностным лицом. Оснований ставить под сомнение правильность выводов должностного лица о доказанности факта виновности АО СКБ «Турбина» в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, у судьи не имеется.

Доказательства по делу получены в соответствии с требованиями ст.26.2 КоАП РФ, являются допустимыми и достаточными для установления вины АО СКБ «Турбина» в совершении административного правонарушения. Принцип презумпции невиновности, закрепленный ст.1.5 КоАП РФ, не нарушен.

Все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, должностным лицом Министерства экологии Челябинской области учтены, получили надлежащую правовую оценку в соответствии с положениями статьи 26.11 КоАП РФ, на основании всестороннего, полного, объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.

В составе проекта ПДВ АО СКБ «Турбина» предусмотрены мероприятия по сокращению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ для организованных источников, в том числе источника 0022.

Производственный контроль в периоды НМУ в соответствии с планом-графиком в составе проекта ПДВ осуществляется для источника 0022 инструментальным методом аккредитованной лабораторией с периодичностью 1 раз в период (раздел 5).

Вместе с тем, вопреки доводам настоящей жалобы, производственный контроль в периоды НМУ АО СКБ «Турбина» в период 2016-2017 года не проводился, мероприятия по сокращению выбросов в периоды НМУ с Министерством экологии Челябинской области не согласованы.

Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды.

В соответствии с положениями ч 3 ст. 19 Закона об охране атмосферного воздухапри получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора. Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.

В разделе 5 «Порядок разработки мероприятий по сокращению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий» Методических указаний РД 52.04.52-85 «Регулирование выбросов при неблагоприятных экологических условиях» утвержденного Госкомгидрометом СССР 01 декабря 1986 года, указано, что разработка мероприятий по регулированию выбросов в атмосферу осуществляется непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях, являющихся источниками загрязнения атмосферы.

Мероприятия по сокращению выбросов в периоды НМУ могут быть общими, применимыми на любом предприятии, и специфическими, относящимися к конкретным производствам. Мероприятия по сокращению выбросов включают в себя три режима, которые носят организационно-технический характер, мероприятия, влияющие на технологические процессы и сопровождающиеся незначительным снижением производительности предприятия, а также а также мероприятия, осуществление которых позволяет снизить выбросы загрязняющих веществ за счет временного сокращения производительности предприятия.

Наряду с мероприятиями по кратковременному снижению выбросов необходимо разрабатывать перспективные планы мероприятий по достижению критерия качества атмосферного воздуха.

В перспективных планах мероприятий по достижению критерия качества атмосферного воздуха должны быть указаны сроки выполнения и источник финансирования. Планы должны быть согласованы с вышестоящей организацией и контролирующими организациями в установленном порядке.

Таким образом, мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ) разрабатывается предприятием в соответствии с руководящим документом РД или ведомственным отраслевым документом, разработанным на базе РД и должен быть согласован с Министерством экологии Челябинской области.

То обстоятельство, что содержание Мероприятий по сокращению выбросов в периоды НМУ находится в разделе проекта 4 нормативов ПДВ, который предоставлялся Министерству экологии Челябинской области, не свидетельствует об их согласованности с Министерством экологии Челябинской области, поскольку проект предельно допустимых выбросов утверждается Росприроднадзором по Челябинской области. Сам факт предоставления проекта ПДВ Министерству экологии Челябинской области не исключает обязанность юридического лица по согласованию Мероприятий по сокращению выбросов в периоды НМУ с Министерством экологии Челябинской области.

Согласно разделу 7 руководящего документа методические указания «Регулирования выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» РД 52.04-52-85 согласование планов мероприятий по сокращению выбросов в периоды НМУ носят заявительный характер, предписывающий обязанность предприятий предоставлять для согласования реальный план мероприятий и план - график контроля выбросов вредных веществ непосредственно на источниках в периоды НМУ, по результатам согласования которых, контролирующим органом, в данном случае Министерством экологи Челябинской области, выдается соответствующее заключение.

Однако указанное заключение у АО СКБ «Турбина» отсутствует, что не оспаривалось защитниками юридического лица в судебном заседании.

Поскольку Мероприятия по сокращению выбросов в периоды НМУ с Министерством экологии Челябинской области не согласованы, то и осуществление АО СКБ «Турбина» контроля за соблюдением выбросов при наступлении НМУ на источнике 0022 расчетным методом, как то предусматривает раздел 4 проекта ПДВ «Мероприятия при наступлении НМУ» не свидетельствует о соблюдении юридическим лицом требований действующего законодательства. Указанные обстоятельства опровергают доводы жалобы в указанной части.

При таких обстоятельствах требования Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в части установленной обязанности о проведении мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые должны быть согласованы с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, обеспечивающими контроль за проведением и эффективностью указанных мероприятий в периоды НМУ, АО СКБ «Турбина» не были выполнены.

Доводы жалобы относительно несогласия с вмененным нарушением в части не выполнения обязанности по регистрации пылегозоочистной установки Циклон ЦН -15 источника выброса 0022 в Министерстве экологии Челябинской области подлежат отклонению как несостоятельные.

Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела и не оспаривается стороной защиты эксплуатируемая АО СКБ «Турбина» пылегозоочистная установка Циклон ЦН -15 источника выброса 0022 на момент проверки и вынесения в отношении АО СКБ «Турбина» обжалуемого постановления, не была зарегистрирована в Министерстве экологии Челябинской области.

То обстоятельство, что в период с 23 декабря 2016 года была произведена консервация пылегазоочистной установки Циклон ЦН-15, источника 0022, вопреки доводам жалобы не исключало возложенную на юридическое лицо обязанность по ее регистрации, в том числе в 2016 году.

Кроме того, в материалах административного дела имеется приказ генерального директора АО СКБ «Турбина» от 28 августа 2017 года «Об устранении нарушений природоохранного законодательства и наложении дисциплинарного взыскания», изданный во исполнение представления и.о. прокурора от 18 августа 2017 года в части отсутствия регистрации газоочистной установки ЦН-15 источник 0022 в Министерстве экологии Челябинской области, что в том числе подтверждает обоснованность привлечения юридического лица к ответственности за допущенные нарушения.

Ссылка в жалобе на пропуск сока данности привлечения к административной ответственности за указанное нарушение, поскольку в 2012 году общество обращалось с письмом в Министерство экологии Челябинской области о регистрации пылеустанавливающей установки Циклон ЦН-15, не состоятельна. Указание в жалобе на осведомленность Министерства экологии Челябинской области о не регистрации данной установки в 2012 году не свидетельствует о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности.

В рассматриваемом случае нарушение в виде невыполнения требований в части регистрации установки циклон ЦН-15 выражено в форме бездействия.

В соответствии положениями, предусмотренными статьей 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Из материалов дела следует, что данное административное правонарушение выявлено 18 августа 2017 года.

Соответственно срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении не истек.

Доводы жалобы относительно квалификации действия юридического лица по ч.3 ст. 8.21 КоАП РФ основаны на субъективной оценке происходящего и не опровергают установленных фактов.

Обязанность по соблюдению вышеуказанных экологических требований при эксплуатации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу юридическим лицом не была исполнена надлежащим образом, в следствии чего квалификация действия АО СКБ «Турбина» по ст.8.1 КоАП РФ является верной.

Вопреки доводам жалобы постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено заместителем Челябинского природоохранного прокурора в порядке осуществления надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в пределах полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 17 января 1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Иные доводы жалобы направлены на переоценку представленных доказательств в выгодном для заявителя свете и не свидетельствуют о невиновности АО СКБ «Турбина» в совершении инкриминируемого ему правонарушения.

Оснований для прекращения производства по делу как на то ссылается защита, судья не усматривает.

Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену постановления, не допущено.

Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом - государственным инспектором Челябинской области в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области. В постановлении, вопреки доводам жалобы содержатся все сведения, предусмотренные ч 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния. Приведены закон и обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, постановление по делу является законным и обоснованным, вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.

Административное наказание, в виде административного штрафа в размере 20000 руб. назначено в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3,5, 4.1, 4.2 КоАП РФ в пределах санкции ст. 8.1 КоАП РФ. При этом учтен характер совершенного административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих вину обстоятельств, а также то, что данные нарушения явно создают угрозу жизни и здоровью людей, могут повлечь крайне неблагоприятные социальные последствия. Оснований для изменения назначенного административного наказания не имеется.

При вынесении постановления должностным лицом не допущено каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену либо изменение вынесенного постановления.

Нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

С учетом изложенного, судья приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление должностного лица Министерства экологии Челябинской области является законными и обоснованным, оснований для отмены или изменения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области ФИО2 от 19 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ в отношении Акционерного общества «Специально конструкторское бюро «Турбина» оставить без изменения, а жалобу генерального директора Акционерного общества «Специально конструкторское бюро «Турбина» Адаева А. В.- без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в порядке, установленном ст.ст. 30.1 - 30.3 КоАП РФ, в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья: Е.М. Айрапетян