ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-436/20 от 14.05.2020 Калужского районного суда (Калужская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

город Калуга ДД.ММ.ГГГГ

Судья Калужского районного суда Калужской области Белов В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Мациенок Станислава Олеговича на постановление заместителя начальника государственной жилищной инспекции Калужской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора общества с ограниченной ответственностью «Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление № 4» Феськовой Светланы Анатольевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес><адрес>, гражданки <данные изъяты>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, сведений о привлечении к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений в материалах дела не имеется,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника государственной жилищной инспекции Калужской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Постановление) должностное лицо - директор ООО «ЖРЭУ № 4» Феськова С.А. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.

В жалобе, поданной в Калужский районный суд Калужской области, защитник Мациенок С.О. выражает несогласие с Постановлением, просит его отменить.

В судебное заседание Феськова С.А. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом.

Защитник Феськовой С.А. по доверенности Агудина Е.К. в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержала.

Должностные лица государственной жилищной инспекции Калужской области Дзюбенко К.Г. и Козлов А.М. возражал против удовлетворения жалобы, поддержали доводы, изложенные в письменном отзыве.

Выслушав пояснения защитника Агудиной Е.К., должностных лиц Дзюбенко К.Г. и Козлова А.М., изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы, изложенные в жалобе, прихожу к следующему.

Предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами согласно п. 51 ст. 12 Федерального закона РФ от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию.

Согласно ч. 1 ст. 8 вышеназванного Федерального закона лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение), в п. 3 которого указано, что лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных п.п. 1 – 6.1 ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса РФ, являются следующие требования: соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ; соблюдение требований, предусмотренных ч. 3.1 ст. 45 Жилищного кодекса РФ; соблюдение требований, предусмотренных ч. 7 ст. 162 и ч. 6 ст. 198 Жилищного кодекса РФ.

Административная ответственность по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ наступает за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что ООО «ЖРЭУ № 4» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно информации, размещенной на интернет-сайте «ГИС ЖКХ», в управлении ООО «ЖРЭУ № 4» на основании действующих договоров находится 70 многоквартирных жилых домов.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО «ЖРЭУ № 4» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ директором ООО «ЖРЭУ № 4» является Феськова С.А.

На основании поступивших в государственную жилищную инспекцию <адрес> обращений ФИО7 (№ от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ) по вопросу отсутствия полной и актуальной установленной законом технической документации на многоквартирные жилые дома находящихся в управлении ООО «ЖРЭУ № 4» приказом заместителя начальника государственной жилищной инспекции Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «ЖРЭУ № 4» назначена внеплановая документарная проверка в рамках лицензионного контроля в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ составлен акт , в котором отражены нарушения п.п. 1.5.1, 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), п.п. а, б, в, г п. 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме)

по многоквартирным жилым домам находящихся в управлении ООО «ЖРЭУ № 4» расположенным в г. Калуге по адресу: <адрес>, а именно отсутствует техническая документация долговременного хранения: исполнительные чертежи контуров заземления, протоколы измерения сопротивления электросетей, а также отсутствуют иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом: копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством РФ формы градостроительного плана земельного участка); документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);

по многоквартирным жилым домам находящихся в управлении ООО «ЖРЭУ № 4» расположенным в г. Калуге по адресу: <адрес>, а именно отсутствует техническая документация долговременного хранения: протоколы измерения сопротивления электросетей, а также отсутствуют иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом: копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством РФ формы градостроительного плана земельного участка); документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);

по многоквартирным жилым домам находящихся в управлении ООО «ЖРЭУ № 4» расположенным в г. Калуге по адресу: <адрес>, а именно отсутствуют иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом: копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством РФ формы градостроительного плана земельного участка); документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);

по многоквартирным жилым домам находящихся в управлении ООО «ЖРЭУ № 4» расположенным в г. Калуге по адресу: <адрес>; <адрес>, а именно отсутствует техническая документация долговременного хранения: исполнительные чертежи контуров заземления, протоколы измерения сопротивления электросетей;

по многоквартирным жилым домам находящихся в управлении ООО «ЖРЭУ № 4» расположенным в г. Калуге по адресу: пер<адрес>, а именно отсутствует техническая документация долговременного хранения: протоколы измерения сопротивления электросетей.

На основании выявленных нарушений в отношении должностного лица – директора ООО «ЖРЭУ № 4» Феськовой С.А. ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и вынесено Постановление.

Должностное лицо при рассмотрении административного дела правильно установил все фактические и юридически значимые обстоятельства подлежащие доказыванию, необходимые для рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях должностного лица - директора ООО «ЖРЭУ № 4» Феськовой С.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Как усматривается из текста Постановления во вводной и резолютивной частях неверно указана часть статьи 14.1.3 КоАП РФ – вместо части 2 указано часть 3. Должностное лицо ФИО2 в судебном заседании пояснил, что при изготовлении Постановления допустил опечатку в цифре, указал «3» вместо «2».

Допущенная должностным лицом ФИО2 при изготовлении Постановления опечатка, не изменяет суть вынесенного Постановления и не является основанием для его отмены, в связи с чем, подлежит исправлению с цифирного указания части «3» на часть «2».

Доводы жалобы, поддержанные в судебном заседании защитником Агудиной Е.К. об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в связи с тем, что указанная в Постановлении техническая документация по многоквартирным домам отсутствует, так как не передавалась ООО «ЖРЭУ № 4», подлежат отклонению.

В судебном заседании защитником не оспаривался тот факт, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в управлении ООО «ЖРЭУ № 4» находились многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам, указанным выше в данном решении.

В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

С собственниками помещений указанных выше многоквартирных жилых домов ООО «ЖРЭУ № 4» заключило типовые договоры управления.

Согласно п. 1.4 при выполнении условий договора управления, в том числе ООО «ЖРЭУ № 4» руководствуется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлениями Правительства РФ, иными положениями гражданского законодательства РФ и иными нормативными актами Калужской области.

В силу п. 3.1.8 ООО «ЖРЭУ № 4» приняло на себя обязанность вести и хранить в течение срока действия договора документацию (базы данных), полученную от прежней управляющей организации либо от собственников в соответствии с перечнем, содержащимся в Приложении № 1 к договору, вносить в техническую документацию изменения, отражающие состояние дома в соответствии с результатами проводимых осмотров. По требованию собственника знакомить его с содержанием указанных документов.

Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

В соответствии с п. 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вносить в такие документы необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.

Подпунктом «а» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 416, определено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением указанных в данной норме стандартов, к числу которых относится прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также их актуализация и восстановление (при необходимости).

Согласно пп. «б» п. 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290 в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны: вести и хранить техническую документацию на многоквартирный дом в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В соотвесттви с п.п. 1.5.1, 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда в состав технической документации длительного хранения, в том числе входят: исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление), протоколы измерения сопротивления электросетей.

Пунктом 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом.

В состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются: копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка); документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута) (п.п. а, б, в, г п. 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Ответственным лицом по содержанию общего имущества и предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирном доме согласно ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ является управляющая организация, которая в том числе: ведет и хранит техническую документацию на многоквартирный дом в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также принимает меры по ее восстановлению.

Должностное лицо административного органа, установив, что согласно договорам управления многоквартирными жилыми домами, заключенными между ООО «ЖРЭУ № 4» и собственниками помещений многоквартирных жилых домов расположенных по адресам, указанным выше в данном решении, ООО «ЖРЭУ № 4» приняв на себя обязательства за плату оказывать услуги и выполнять работы по управлению данными многоквартирными домами, обслуживает общее имущество многоквартирных домов с нарушением вышеуказанных требований жилищного законодательства, а именно в отсутствии перечисленной выше технической документации долговременного хранения и иных документов, связанных с управлением многоквартирных домов, обосновано пришло к выводу о нарушении лицензионных требований, установленных п.п. «а», «б» п. 3 Положения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

В силу положений ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Бездействие директора ООО «ЖРЭУ № 4» Феськовой С.А. связанное с непринятием мер по восстановлению технической документации долговременного хранения и иных документов, связанных с управлением многоквартирных домов расположенных по адресам, указанным выше в данном решении, свидетельствует о надлежащим неисполнении обязанностей по данным договорам управления, в части содержания и ремонта общего имущества многоквартирных жилых домов, что привело к нарушению требований п.п. «а», «б» п. 3 Положения и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Иных правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность Постановления, не имеется.

Бремя доказывания должностным лицом распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен.

С учетом обстоятельств допущенного правонарушения, судья не усматривает оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и признания совершенного должностным лицом – директором ООО «ЖРЭУ № 4» Феськовой С.А. правонарушения малозначительным.

При вынесении постановления должностное лицо административного органа учел характер и обстоятельства совершения правонарушения директором ООО «ЖРЭУ № 4» Феськовой С.А., обоснованно применил положений ч. 2.2 и 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ, назначил наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Нарушения порядка рассмотрения дела об административном правонарушении судом не установлено, нарушений процессуальных норм, являющихся правовыми основаниями к отмене или изменению Постановления должностным лицом, не допущено.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника государственной жилищной инспекции Калужской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора общества с ограниченной ответственностью «Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление № 4» Феськовой Светланы Анатольевны оставить без изменения, жалобу защитника Мациенок Станислава Олеговича – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Калужский районный суд Калужской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья В.С. Белов