ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-436/2021 от 08.11.2021 Центрального районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

№ 12-436/2021

.

РЕШЕНИЕ

8 ноября 2021 года г. Оренбург

Центральный районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Гречишниковой М.А.,

при секретаре Дьяконовой М.С.,

с участием

должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении – главного специалиста отдела надзорных мероприятий в области ГО,ЗНТЧС УНД и ПР Главного управления МЧС России по Оренбургской области ФИО1,

директора Департамента пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области ФИО2,

представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО3, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица главного специалиста отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Оренбургской области ФИО1 и жалобу Департамента пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области на постановление мирового судьи судебного участка №2 Центрального района г.Оренбурга <данные изъяты> (резолютивная часть <данные изъяты>) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 КоАП РФ в отношении Департамента пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Центрального района г. Оренбурга от <данные изъяты> (резолютивная часть <данные изъяты>) Производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица Департамента пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области по ч.2 ст.20.7 КоАП РФ прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Не согласившись с данным постановлением, должностное лицо - главный специалист отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Оренбургской области ФИО4 обратилась с жалобой в Центральный районный суд г. Оренбурга, в которой просит постановление мирового судьи № 2 Центрального района г. Оренбурга <данные изъяты> отменить и назначить юридическому лицу администратративное наказание, предусмотренное санкцией ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, в связи с тем, что административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.20.7 КоАП РФ представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.

Не согласившись с данным постановлением директор Департамента пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области ФИО2 обратился с жалобой в Центральный районный суд г. Оренбурга, в которой просит постановление мирового судьи изменить: из описательно-мотивировочной части судебного акта исключить выводы о виновности Департамента пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ. В остальной части судебный акт оставить без изменения.

В судебном заседании директор Департамента пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области ФИО2 доводы, изложенные в жалобе поддерживает в полном объеме и просит удовлетворить. Постановление мирового судьи судебного участка №2 Центрального района г.Оренбурга <данные изъяты> по делу об административном правонарушении в отношении Департамента пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области по ч.2 ст.20.7 КоАП РФ изменить, исключив из описательно мотивировочной части постановления указание на виновность юридического лица пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 КоАП РФ.

Представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО3 в судебном заседании доводы изложенные в жалобе директора Департамента пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области ФИО2 поддержала в полном объеме и просила удовлетворить.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – главный специалист отдела надзорных мероприятий в области ГО,ЗНТЧС УНД и ПР Главного управления МЧС России по Оренбургской области ФИО1, просит обжалуемое постановление отменить и назначить юридическому лицу администратративное наказание, предусмотренное санкцией ч.2 ст.20.7 КоАП РФ.

Заслушав стороны, проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалоб, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно протокола об административном правонарушении в период <данные изъяты> при проведении плановой выездной проверки в отношении Департамента пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области по адресу: <данные изъяты>, на основании распоряжений заместителя начальника Главного управления МЧС России по Оренбургской области - начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы <данные изъяты>, установлено, что Департаментом пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области допущены нарушения в области гражданской обороны, а именно:

-план гражданской обороны Оренбургской области не согласован с начальником Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, с командующим войсками военного округа и не утвержден высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, в нарушение ч. 1 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; п. 5 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года № 804; п. 17, 20 Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденного приказом МЧС РФ от 27.03.2020 № 216 ДСП;

-план приведения в готовность гражданской обороны Оренбургской области <данные изъяты> не уточнен, в нарушение ч. 1 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; п. 3 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года № 804; п. 23 Порядка разработки, согласования, утверждения планов приведения в готовность гражданской обороны, содержания кланов и сроков их выполнения, утвержденного приказом МЧС России <данные изъяты>

-не соблюдается регламент сбора и обмена информации в области гражданской обороны (донесение об обеспеченности населения средствами индивидуальной защиты, сведения о запасах материально - технических, продовольственных, медицинских и иных средств, созданных в целях гражданской обороны, сведения о наличии и обеспеченности сил гражданской обороны не представлены в Главное управление МЧС России по Оренбургской области до 25 января 2021 по состоянию на 1 января 2021), в нарушение ч. 1 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; п. 3 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года № 804; п. 48 прил. № 13 Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденного приказом МЧС России <данные изъяты>;

-не организована подготовка населения в области гражданской обороны (должностных лиц, входящие в областную комиссию по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций в мирное и военное время: <данные изъяты> в нарушение ч. 1 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; п. 7 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 года № 804; п. 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утверждённого постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 года № 804, п.7 Перечня, утвержденного приказом МЧС России от <данные изъяты>

-не организована подготовка населения в области гражданской обороны (должностных лиц, входящие в состав эвакуационной комиссии Оренбургской области: <данные изъяты> в нарушение ч. 1 статьи 8 от 12 февраля 1998 года Федерального закона № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; п. 7 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 года № 804; п. 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утверждённого постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 года №841, п.8 Перечня, утвержденного приказом МЧС России <данные изъяты>

-противопожарная служба Оренбургской области, которая в соответствии с п. 8 постановления Правительства Оренбургской области от 20 ноября 2017 года № 806-п предназначена для проведения аварийно-спасательных работ и осуществление борьбы с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, не аттестована на право ведения аварийно- спасательных работ, связанных с тушением пожаров, в нарушение ч. 1 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;

-положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 года № 804; статьи 12 Федерального закона от !2 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя».

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Центрального района г. Оренбурга <данные изъяты> (резолютивная часть <данные изъяты>) производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица Департамента пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области по ч.2 ст.20.7 КоАП РФ прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В указанном постановлении указано, что мировой судья, оценив совокупность доказательств, находит вину юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 КоАП РФ установленной, квалификацию правонарушения верной.

В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу п. 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности. В постановлении о прекращении производства по делу по названному основанию, исходя из положения, закрепленного в пункте 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства, а не только связанные с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Следует иметь в виду, что в случае, когда постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности либо решение по результатам рассмотрения жалобы на это постановление обжалуется лицом, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, настаивающим на своей невиновности, то ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица (часть 3 статьи 30.6, часть 3 статьи 30.9 КоАП РФ).

Установив при рассмотрении жалобы такого лица обоснованность выводов юрисдикционного органа, а также правильность исчисления срока давности привлечения к административной ответственности в зависимости от категории дела, судья отказывает в ее удовлетворении и оставляет постановление без изменения.

При этом необходимо учитывать, что в названном постановлении о прекращении производства по делу не могут содержаться выводы юрисдикционного органа о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении. При наличии таких выводов в обжалуемом постановлении судья, с учетом положений статьи 1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности, обязан вынести решение об изменении постановления, исключив из него указание на вину этого лица (пункт 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).

Судом апелляционной инстанции установлено, что мировой судья проверив обстоятельства дела, указал на наличие вины юридического лица в солвершении административного правонарушения за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.

Судом установлено, что в жалобе юридическое лицо не настаивало на проверке доводов о своей невиновности, однако просило исключить выводы юрисдикционного органа о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении.

При наличии таких выводов в обжалуемом постановлении суд апелляционной инстанции с учетом положений статьи 1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности, считает необходимым принять решение об изменении постановления, исключив из него указание на вину лица (пункт 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ) в совершении административного правонарушения.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 2 Центрального района г. Оренбурга <данные изъяты>, вынесенное в отношении юридического лица Департамента пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, подлежат изменению, исключив из описательно мотивировочной части постановления указание на виновность юридического лица пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 КоАП РФ.

В остальной части постановление мирового судьи судебного участка №2 Центрального района г.Оренбурга от 08 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении Департамента пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области по ч.2 ст.20.7 КоАП РФ следует оставить без изменения. Жалобу должностного лица главного специалиста отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Оренбургской области ФИО1 без удовлетворения, так как разрешение вопроса о привлечении юридического лица к административной ответственности за пределами срока давности привлечения к административной ответственности недопустимо.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу должностного лица главного специалиста отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Оренбургской области ФИО1 на постановления мирового судьи судебного участка №2 Центрального района г.Оренбурга <данные изъяты> года по делу об административном правонарушении в отношении Департамента пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области по ч.2 ст.20.7 КоАП РФ –оставить без удовлетворения.

Жалобу Департамента пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области на постановление мирового судьи судебного участка №2 Центрального района г.Оренбурга <данные изъяты> года по делу об административном правонарушении в отношении Департамента пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области по ч.2 ст.20.7 КоАП РФ – удовлетворить, постановление мирового судьи судебного участка №2 Центрального района г.Оренбурга <данные изъяты> года по делу об административном правонарушении в отношении Департамента пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области по ч.2 ст.20.7 КоАП РФ изменить, исключив из описательно мотивировочной части постановления указание на виновность юридического лица Департамента пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 КоАП РФ.

В остальной части постановление мирового судьи судебного участка №2 Центрального района г.Оренбурга <данные изъяты> по делу об административном правонарушении в отношении Департамента пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области по ч.2 ст.20.7 КоАП РФ –оставить без изменения.

На решение может быть подана жалоба в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке ст.30.12 КоАП РФ.

Судья М.А.Гречишникова