ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-437/2021 от 22.12.2021 Гатчинского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 12-437/2021

РЕШЕНИЕ

г. Гатчина 22 декабря 2021 года

Судья Гатчинского городского суда Ленинградской области

ФИО1,

при секретаре Епифановой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора автономной некоммерческой организации "Центр развития промышленности Ленинградской области" ФИО2 на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ автономная некоммерческая организация "Центр развития промышленности Ленинградской области" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 975 рублей.

Из постановления следует, что ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 00 часов 01 минуты до 23 часов 59 минут по адресу: <адрес> автономная некоммерческая организация "Центр развития промышленности Ленинградской области" допустила нецелевое использование бюджетных средств, а именно: за счет средств субсидии из бюджета Ленинградской области и поступивших в порядке софинансирования средств федерального бюджета на обеспечение деятельности по созданию и (или) развитию центра (агентства) координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства при реализации регионального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" произвело оплату расходов на оказание услуг кейтеринга во время проведения обучающего семинара для субъектов малого и среднего предпринимательства "Продукты группы российской экспортного центра" перечислив ИП Л.С. по договору на оказание кейтеринга денежные средства в размере <данные изъяты>, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ.

В жалобе законного представителя АНО "ЦРП ЛО" ФИО2 содержится просьба об отмене постановления как незаконного и необоснованного, прекращении производства по делу. В обосновании жалобы указывает, что АНО "ЦРП ЛО" не является участником бюджетного процесса и требования Бюджетного кодекса РФ на денежные средства, полученные АНО не распространяются. Считает, что выводы должностного лица Управления Федерального казначейства о незаконности услуг кейтеринга о время проведения обучающего очного семинара не основаны на нормах действующего законодательства, тогда как проведение кофе-пауз (кейтеринга) в день обучающего семинара рекомендовано АО "Росийской экспортный центр". Полагает, что в действиях АНО "ЦРП ЛО" отсутствует состав административного правонарушения.

Дело рассмотрено в соответствии с п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ в отсутствие законного представителя АНО «Центр развития промышленности Ленинградской области», поскольку о времени и месте рассмотрения дела извещен, в суд не явился, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела.

В судебном заседании защитники Иванов А.С. и Москалев А.И. жалобу поддержали по изложенным в ней доводам. Обращали внимание, что АНО "ЦРП ЛО" является некоммерческой организацией, и не является участником бюджетного процесса. Услуги кейтирования были заказаны в рамках обучающего семинара по рекомендации Российского экспортного центра. С учетом количества участников обучающего семинара имелась необходимость заключения договора кейтеринга со сторонним лицом - ИП Л.С., услуги которого были оплачены в полном объеме исходя из первоначальной фактической заявки с учетом предполагаемого количества участников обучающего семинара.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля главный специалист-эксперт юридического отдела Управления Федерального казначейства Ленинградской области ФИО3 пояснила, что в ходе проведенной прокуратурой Ленинградской области проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ АНО "ЦРП ЛО" заключило с ИП Л.С. договор на оказание кейтеринга (обслуживание мероприятий) во время проведения обучающего очного семинара "Поддержка экспортеров: продукты группы российской экспортного центра" для субъектов малого и среднего предпринимательства Ленинградской области в количестве 15 человек. По результатам оказанных услуг подписан акт от ДД.ММ.ГГГГ, который оплачен АНО "ЦРП ЛО" на основании платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>. Указанные денежные средства являются средствами субсидии, полученной АНО "ЦРП ЛО" в рамках Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ из областного бюджета Ленинградской области и поступивших в порядке софинансирования средств федерального бюджета на обеспечение деятельности по созданию и (или) развитию центра (агентства) координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства при реализации регионального проекта "Акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства". Направления расходов субсидий из бюджета Ленинградской области установлены приложением к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ. Пунктами Приложения установлено, что одним из направлений расходов субсидии являются расходы на организацию и проведение информационно-консультационных мероприятий, в частности, на организацию и проведение обучающего семинара для субъектов малого и среднего предпринимательства "Продукты группы российского экспортного центра". При этом затрат на оказание вспомогательных услуг кейтеринга во время проведения обучающих семинаров за счет средств субсидии не предусмотрено. Поскольку АНО "ЦРП ЛО" является получателем бюджетных средств, то на деятельность организации распространяются положения Бюджетного кодекса Российской Федерации и Управление Федерального казначейства по Ленинградской области наделено правом проведения проверок целевого и эффективного использования бюджетных средств. Денежные средства в размере <данные изъяты>, оплаченные по результатам оказанных услуг кейтеринга АНО "ЦРП ЛО" были необоснованно отнесены к строке расходов субсидии "Организация и проведение информационно-консультационных мероприятий" как затраты, которые напрямую не связаны с реализацией возложенных на АНО задач, что привело к нецелевому и неэффективному использованию бюджетных средств.

Помощник Гатчинского городского прокурора Марецкая Т.Т. полагала постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства законным и обоснованным, жалобу не подлежащей удовлетворению.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав защитников АНО "Центр развития промышленности Ленинградской области" Иванова А.С. и Москалева А.И., главного специалиста-эксперта юридического отдела Управления Федерального казначейства по Ленинградской области ФИО3, помощника Гатчинского городского прокурора Марецкую Т.Т., прихожу к следующему.

Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Областным законом Ленинградской области от 20 декабря 2018 № 130-оз «Об областном бюджете Ленинградской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предусмотрено выделение субсидии некоммерческим организациям, относящимся к инфраструктуре поддержки промышленности, на осуществление деятельности по развитию кластерных инициатив и экспорта (п. 9.1 приложения № 11 к Закону № 130-оз).

На основании соглашения заключенного между Комитетом экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области (именуемым в дальнейшем Главный распорядитель) и автономной некоммерческой организацией "Центр развития промышленности Ленинградской области" (именуемой в дальнейшем Получатель) от ДД.ММ.ГГГГ Получателю предоставлена субсидия из областного бюджета Ленинградской области и поступивших в порядке софинансирования средств федерального бюджета на обеспечение деятельности по созданию и (или) развитию центра (агентства) координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства при реализации регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», входящего в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

В соответствии с п. Соглашения субсидия предоставляется в целях финансового обеспечения затрат АНО по созданию и (или) развитию центра поддержки экспорта, определенных направлениями расходов субсидии т бюджета субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год, для достижения ключевых показателей эффективности центра (агентства) координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства на текущий финансовый год, утвержденных соглашением между АО «Российский экспортный центр» и Комитетом (далее - Соглашение с РЭЦ).

Размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета Ленинградской области АНО, определяется направлениями расходов субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год, утвержденных Соглашением РЭЦ, в соответствии с приложением 1 к Соглашению и в 2019 году составил <данные изъяты>.

Приложением 1 к Соглашению определено направление расходов из бюджета Ленинградской области.

В соответствии с п.п. 18, 19,20 Приложения одним из направлений расходов субсидии являются расходы на организацию и проведение информационно-консультационных мероприятий; проведение экспортных семинаров в рамках соглашения в АНО ДПО "Школа экспорта АО "Российской экспортный центр"; проведение мастер-классов, экспортных семинаров, вебинаров и других информационно-консультационных мероприятий; организация и проведение международной бизнес-миссии и пр.

Из материалов дела следует, что решением первого заместителя прокурора Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ назначено проведение проверки автономной некоммерческой организации "Центр развития промышленности Ленинградской области" с целью проверки исполнения требований законодательства, регулирующего реализацию Национальных проектов "Повышение производительности труда и поддержка занятости" и "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", бюджетного законодательства.

В ходе проведенной прокуратурой Ленинградской области проверки установлено, что автономной некоммерческой организацией "Центр развития промышленности Ленинградской области" оплата услуг по договору на оказание кейтеринга ИП Л.С. в размере <данные изъяты> на основании платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ необосновано отнесена к расходам по направлению "Организация и проведение информационно-консультационных мероприятий", что в силу положений ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств. При этом оказание услуг кейтеринга соглашением от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено.

Указанные обстоятельства, факт совершения АНО "Центр развития промышленности Ленинградской области" административного правонарушения подтверждаются совокупностью представленных по делу доказательств: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; решением от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки; решением от ДД.ММ.ГГГГ о продлении срока проведения проверки; решением от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении проверки; решением от ДД.ММ.ГГГГ о возобновлении проверки; заявкой на предоставление субсидии из областного бюджета Ленинградской области АНО "ЦРП ЛО" с приложением; соглашением о предоставлении субсидии из областного бюджета Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ; дополнительным соглашением к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ; дополнительным соглашением к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ; дополнительным соглашением к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ; дополнительным соглашением к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ; договором на оказание услуг кейтеринга (облуживание мероприятия) от ДД.ММ.ГГГГ; актом от ДД.ММ.ГГГГ; платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ; отчетом об организации и проведении обучающего очного семинара для экпортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ленинградской области на тему "продукты Группы Российского экспортного центра"; письменными объяснениями С.Д. от ДД.ММ.ГГГГ; иными доказательствами.

Проверка законности постановления заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ показала, что выводы должностного лица Управления Федерального казначейства о автономной некоммерческой организацией "Центр развития промышленности Ленинградской области" положений ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ основываются на доказательствах, которые были всесторонне и полно исследованы, и оценены в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

По делу установлено, что АНО "ЦРП ЛО" расходы по договору кейтеринга необоснованно отнесены к строке расходов субсидии "организация и проведение информационно-консультационных мероприятий" как затраты, которые напрямую не связаны с реализацией возложенных на АНО задач.

Действия автономной некоммерческой организации "Центр развития промышленности Ленинградской области" образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что АНО "ЦРП ЛО" не является участником бюджетного процесса, что по мнению защитников исключает обязанность соблюдения норм бюджетного законодательства, не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат материалам дела и не основаны на нормах действующего законодательства.

Так, согласно положениям статьи 4 Федерального закона от 03 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.

В силу положений части 4 статьи 4 Федерального закона от 03 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 настоящей статьи деятельности осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.

В соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Согласно ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Автономной некоммерческой организацией "Центр развития промышленности Ленинградской области" не соблюдены требования, установленные Приложением соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субсидии из областного бюджета Ленинградской области, поскольку денежные средства субсидии направлены на оплату услуг кайтеринга, что не соответствует целям, определенным соглашением, при этом АНО "ЦРП ЛО" имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но ею не были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.

Дело рассмотрено должностным лицом с соблюдением правил подведомственности дел об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения лица к административной ответственности.

Административное наказание назначено в соответствии с требованиями закона, в пределах санкции статьи 15.14 КоАП РФ и является справедливым.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих изменение или отмену обжалуемого постановления, в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ, судья

Решил:

Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, в отношении автономной некоммерческой организации «Центр развития промышленности Ленинградской области», оставить без изменения, жалобу генерального директора автономной некоммерческой организации «Центр развития промышленности» ФИО2 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Гатчинский городской суд Ленинградской области.

Судья

Подлинный документ находится в материалах дела № 12-437/2021

Гатчинского городского суда Ленинградской области.