ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-438/2018 от 14.05.2018 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Р Е Ш Е Н И Е

город Уфа РБ 14 мая 2018 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Мурзакова Р.Ф.

при секретаре Гаймалеевой А.Т.

с участием защитника Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Сибайский колледж строительства и сервиса» Данилова А.П. - юридического лица, в отношении которого возбуждено административное производство,

ФИО11 – ведущего специалиста эксперта отдела контрольно- надзорной деятельности в сфере образования Управления по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан,

рассмотрев жалобу представителей Управления по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан ФИО10 на постановление судьи Сибайского городского суда Республики Башкортостан от 14 марта 2018 года, которым:

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Сибайский колледж строительства и сервиса» прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду отсутствия состава административного правонарушения,

У С Т А Н О В И Л А:

20 февраля 2018 года на основании приказа Управления по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан (далее – Обрнадзор РБ) от 30 января 2018 года №392 проведена плановая выездная проверка по государственному контролю (надзору) в сфере образования в части федерального государственного контроля качества образования, государственного надзора в сфере образования, лицензионного контроля в отношении Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Сибайский колледж строительства и сервиса» (далее - ГБПОУ «СКСС»).

В ходе проверки выявлено, что в ГБПОУ «СКСС» в период с 01 сентября 2016 года по дату составления протокола об административном правонарушении ФИО12, принятый на должность преподавателя для реализации учебной дисциплины «ЕН.01. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» по специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис» осуществляет педагогическую деятельность в отсутствие высшего образования, соответствующего профилю преподаваемой дисциплины, тем самым нарушен подпункт «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 года №966; кроме того, выявлено, что у ГБПОУ «СКСС» отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения на адрес места осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам и по дополнительным профессиональным программам о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которое предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, в период времени с 01 сентября 2017 года по дату составления протокола об административном правонарушении, чем нарушен подпункт «ж» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 года №966, о чем составлен акт проверки от 20 февраля 2018 года (л.д. 19-29).

За выявленные нарушения протоколом об административном правонарушении ведущего специалиста-эксперта отдела контрольно-надзорной деятельности в сфере образования Обрнадзора РБ ФИО13 № 055-02/18 от 20 февраля 2018 года в отношении юридического лица ГБПОУ «СКСС» с участием законного представителя – директора ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (л.д.1-4).

Обрнадзором Республики Башкортостан 20 февраля 2018 года материалы дела об административном правонарушении направлены в Сибайский городской суд Республики Башкортостан для рассмотрения по существу (л.д.122).

Судьей Сибайского городского суда Республики Башкортостан 14 марта 2018 года вынесено вышеуказанное постановление о назначении административного наказания (л.д. 154-158).

Не соглашаясь с постановлением судьи от 14 марта 2018 года, должностные лица Обрнадзора Республики Башкортостан ФИО14 обжаловали его в Верховный Суд Республики Башкортостан, предлагая постановление судьи отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд, указывая, что отсутствие у преподавателя учебного заведения ФИО15 высшего образования соответствующего профилю преподаваемой дисциплины влечет за собой нарушение ФГОС, отсутствие санэпидзаключений на адрес места осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам и по дополнительным профессиональным программам грубо нарушает лицензионные требования и условия, установленные Положением о лицензировании образовательной деятельности.

Изучив материалы дела, выслушав представителя Управления по контролю и надзору в сфере образовании РБ ФИО16 поддержавших доводы жалобы, возражения защитника Данилова А.П., проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В силу части 3 статьи 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из материалов дела ГБПОУ «СКСС» занимается образовательной деятельностью на основании лицензии № 2901 от 23 октября 2014 года, выданной Управлением по контролю и надзору в сфере образования в Республике Башкортостан.

В ходе проведенной Рособрнадзором РБ внеплановой выездной проверки 20 февраля 2018 года выявлено, что ФИО17 принят в ГБПОУ «СКСС» на должность «преподаватель» для реализации учебной дисциплины «ЕН.01. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС) по специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис», утвержденного приказом Минобрнауки России от 07 мая 2014 года №475, без высшего образования, соответствующего профилю преподаваемой дисциплины (модуля), предусмотренного пунктом 7.15 указанного ФГОС (ФИО2 принят на должность «Преподаватель» с квалификацией «Горный инженер»).

В силу подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

В соответствии со статьей 46 данного Закона право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (часть 1). Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством России (часть 2).

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, определяемый в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (статья 331 Трудового кодекса РФ).

Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития России от 26 августа 2010 года № 761 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемой документами об образовании, а также требования к стажу.

В разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» указаны должностные и квалификационные требования к преподавателям: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Прекращая производство по делу в указанной части, суд первой инстанции установил наличие у преподавателя ГБПОУ «СКСС» ФИО18 соответствующей квалификации и стажа работы, необходимого для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам.

Однако с выводом судьи первой инстанции согласиться нельзя.

Согласно пункту 9 Единого квалифицированного справочника лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии могут быть назначены на соответствующие должности также, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Аналогичные нормы содержатся также в пункте 23 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 года № 276.

Указанные положения предусматривают право работодателя в порядке исключения и по рекомендации аттестационной комиссии назначить на соответствующую должность лицо, не имеющее специальной подготовки, но обладающее достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющее качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности.

В случае если работодатель считает возможным принять на должность лицо, у которого отсутствует требуемое образование по профилю работы, то он не вправе принять такое решение единолично, поскольку назначение на должность работника, не имеющего специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» квалификационных характеристик предусматривает необходимость получения рекомендации аттестационной комиссии.

Аттестационная комиссия, обозначенная в указанных положениях, создается для коллегиального рассмотрения возможности приема на работу лиц, квалификация которых не соответствует требованиям квалификационных характеристик, и вынесения соответствующей рекомендации работодателю.

Между тем, рекомендации аттестационной комиссии о возможности назначения ФИО19 на соответствующую должность преподавателя не имеется, доказательства проведения аттестации по данному вопросу суду не предоставлены.

Прохождение ФИО20 в период работы курсов повышения квалификации и аттестации на соответствие занимаемой должности не являются основанием для занятия им должности преподавателя, поскольку, как указано выше, нарушение действующего законодательства имело место при его приеме на работу.

Таким образом, вывод судьи первой инстанции об отсутствии вины юридического лица во вмененном правонарушении принят без всестороннего и полного исследования доказательств по делу.

В силу подпункта «ж» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются, в том числе, наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

В силу подпункта «а» статьи 9 данного Положения к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности, в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» -«д», «ж» - «к» пункта 6 и подпунктами «б», «д», «е» пункта 7 настоящего Положения.

В ходе проведения плановой проверки Обрнадзора от 30 января 2018 года также было установлено нарушение подпункта «ж» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности в части наличия в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, учитывающего в том числе требования статьи 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а именно: отсутствие указанных заключений на адрес места осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам (работа кружков и секций для студентов) и по дополнительным профессиональным программам («Закройщик», «Электромонтер», «Пользователь ЭВМ», «Водитель транспортных средств категории «В» и др.) в период времени с 01 сентября 2017 года по 20 февраля 2018 года.

Суд, прекращая производство по делу об административном правонарушении в указанной части, в обоснование своего вывода указал, что в материалах дела имеется санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное 04 декабря 2014 года, согласно которому здания, строения, сооружения, помещения, оборудования и иное имущество, используемое для осуществления образовательной деятельности в ГБПОУ «СКСС» соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Вместе с тем, судом не дана оценка тому обстоятельству, что указанное санитарно-эпидемиологическое заключение было выдано в силу соответствия требованиям СанПиН, касающихся к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также требований по организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Данные о том, распространяет ли указанное санитарно-эпидемиологическое заключение свое действие также на места осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам и по дополнительным профессиональным программам в ГБПОУ «СКСС», судом не исследовались и предметом рассмотрения не являлись.

При таких обстоятельствах с выводом суда первой инстанции об отсутствии в действиях Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, согласиться нельзя, он противоречит фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, оно подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛА :

постановление судьи Сибайского городского суда Республики Башкортостан от 14 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ в отношении Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Сибайский колледж строительства и сервиса» отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Р.Ф. Мурзакова