Дело № 12-8/2020
РЕШЕНИЕ
Красноармейский районный суд г. Волгограда
Судья Красноармейского районного суда г. Волгограда Озаева О.В.,
с участием представителя заявителя ООО «Лукойл-Волгоградэнерго» по доверенности ФИО1,
«10» марта 2020 года в г. Волгограде, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
ООО «Лукойл-Волгоградэнерго», юридический адрес: <...>, кабинет 201, ИНН <***>, ОГРН <***>,
по жалобе на постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Волгоградской области от 12 ноября 2019 года № 34/12-13618-И/33-76 о привлечении к административной ответственности и назначении наказания,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Волгоградской области от 12 ноября 2019 года № 34/12-13618-И/33-76 ООО «Лукойл-Волгоградэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 112 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, ООО «Лукойл-Волгоградэнерго» обратилось в суд с жалобой на него.
Представитель ООО «Лукойл-Волгоградэнерго» по доверенности ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просил отменить оспариваемое постановление, прекратив производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель Государственной инспекции труда в Волгоградской области в судебное заседание не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, одновременно просил отказать ООО «Лукойл-Волгоградэнерго» в удовлетворении жалобы, считая оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Выслушав представителя ООО «Лукойл-Волгоградэнерго» по доверенности ФИО1, проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью третьей статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, Государственной инспекцией труда в Волгоградской области в ООО «Лукойл-Волгоградэнерго» в период с 16.08.2019г. по 20.09.2019г. проведена плановая выездная документарная проверка соблюдения требований трудового законодательства.
В представленных ООО «Лукойл-Волгоградэнерго» документах выявлены следующие нарушения:
- в нарушение ч. 2 ст. 22 ТК РФ, ч. 2 ст. 212 ТК РФ, п. 2.3 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных Приказом от 24 июля 2013 года № 328н, п. 2.2.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утвержденного Постановлением от 13 января 2003 года, ФИО2 (на основании трудового договора № 117-КТ2 от 14.08.2019г. принят на должность электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда с 16.08.2019г.) был допущен к исполнению трудовых обязанностей без прохождения им обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, что подтверждают табеля учета рабочего времени за август 2019 года и сентябрь 2019 года.
В соответствии с Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных Приказом от 24 июля 2013 года № 328н, работники, допускаемые к выполнению работ в электроустановках должны проходить обучение по оказанию первой помощи пострадавшему на производстве до допуска к самостоятельной работе.
Согласно п. 2.2.3 Постановления Минтруда России и Минобразования России № 1/29 от 13.01.2003г. об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.
В соответствии с п. 2.2.4 указанного Порядка работодатель (или уполномоченное им лицо) организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приема на работу.
Таким образом, административный орган пришел к выводу, что действия ООО «Лукойл-Волгоградэнерго» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, ссылаясь на акт проверки № 34/12-9162-19-И/176/2 от 20 сентября 2019 года.
Вместе с тем постановление должностного лица подлежит отмене по следующим основаниям.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности предполагает соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Согласно ст. 225 ТК РФ, все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 и обязателен для исполнения, в частности, работниками организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, работодателями - физическими лицами, а также работниками, заключившими трудовой договор с работодателем. Ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников организаций несет работодатель (п. 1.7).
В силу п. 2.2.3 указанного Порядка форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.
В соответствии с п. 1.5 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13 января 2003 года N 1/29, обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда в соответствии с Порядком подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель.
Согласно п. 2.2.4 Порядка, работодатель (или уполномоченное им лицо) организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приема на работу.
В соответствии с Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных Приказом от 24 июля 2013 года № 328н, работники, допускаемые к выполнению работ в электроустановках должны проходить обучение по оказанию первой помощи пострадавшему на производстве до допуска к самостоятельной работе.
Как следует из материалов дела, 16 августа 2019 года ФИО2 на основании приказа № 117-КТ2 от 14.08.2019г. принят в ООО «Лукойл-Волгоградэнерго» на должность «электромонтер по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда участка оперативного персонала службы эксплуатации».
В соответствии с положениями Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтопэнерго РФ от 19.02.2000 года № 49, лица, не имеющие соответствующего профессионального образования или опыта работы, как вновь принятые, так и переводимые на новую должность, должны пройти обучение по действующей в отрасли форме обучения (п. 6.2).
Стажировка осуществляется по программам, разработанным для каждой должности и рабочего места и утвержденным в установленном порядке. Продолжительность стажировки должна быть 2-14 смен (п. 7.2 Правил).
К работам по проектированию, эксплуатации, ремонту, реконструкции, наладке, испытанию оборудования, зданий и сооружений, входящих в состав энергетических установок, а также к контролю за их состоянием допускаются лица, прошедшие обучение и проверку знаний соответствующих отраслевых норм и правил, органов государственного надзора и других ведомств, правила и нормы которых распространяются на электроэнергетику (п. 8.1 Правил).
Для осуществления подготовки вновь принятого работника ФИО2 была разработана и утверждена индивидуальная программа подготовки и вынесено распоряжение № 107 от 16.08.2019г. «О допуске к подготовке на рабочем месте (стажировке)».
В связи с тем, что ФИО2 не имел опыта работы, вышеуказанным распоряжением ему была установлена максимально допустимая продолжительность стажировки (14 смен) с 16 августа по 23 сентября 2019 года.
В процессе стажировки обучаемый работник должен:
- усвоить ПТЭ, ПТБ, ППБ и их практическое применение на рабочем месте;
- изучить инструкции по охране труда и производственные инструкции, схемы, согласно приложению 1;
- отработать четкое ориентирование на своем рабочем месте;
- изучить приемы и условия безопасной работы;
- изучить приемы освобождения пострадавшего от действия электрического тока, оказания первой помощи при несчастных случаях (п. 4 Программы).
После прохождения стажировки в указанные сроки работник должен был проходить проверку знаний норм и правил, а также дублирование (п. 6 Программы), минимальный срок которого для электромонтеров по обслуживанию электрооборудования электростанций составляет не менее 12 рабочих смен (п. 9.4 «Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации»).
И только после прохождения всех указанных этапов работник может быть допущен к самостоятельной работе и соответственно выполнению трудовых обязанностей (п. 2.7 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных Приказом от 24 июля 2013 года № 328н).
Таким образом, фактически на момент завершения проверки контролирующим органом - 20 сентября 2019 года, работник ФИО2 не окончил прохождение стажировки, проверки знаний и этапа дублирования, соответственно он к самостоятельной работе и непосредственному исполнению своих трудовых обязанностей допущен не был.
Данное обстоятельство также подтверждается объяснительными записками самого работника ФИО2, его непосредственного руководителя - ведущего инженера ГСЭи РОП ФИО3, а также лица, ответственного за охрану труда - ведущего инженера ГОТПБиЭ ФИО4, из содержания которых следует, что ФИО2 16 августа 2019 года был принят на работу и к моменту завершения проверки (20.09.2019г.) не окончил прохождение вышеуказанных процедур стажировки, проверки знаний и дублирования, к самостоятельной работе, то есть к исполнению трудовых обязанностей, он не допускался, ОРД о допуске ФИО2 не оформлялся.
При таких обстоятельствах на момент завершения проверки срок для прохождения работником обучения по оказанию первой помощи пострадавшим, который с учетом действующего законодательства устанавливается, в том числе, работодателем, не истек.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При таких данных прихожу к выводу об отсутствии в действиях ООО «Лукойл-Волгоградэнерго» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и ст. 24.5 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Волгоградской области от 12 ноября 2019 года № 34/12-13618-И/33-76 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении ООО «Лукойл-Волгоградэнерго», подлежит отмене, а производство по делу в отношении ООО «Лукойл-Волгоградэнерго» - прекращению на основании п. 2. ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу ООО «Лукойл-Волгоградэнерго» - удовлетворить.
Постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Волгоградской области от 12 ноября 2019 года № 34/12-13618-И/33-76 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Лукойл-Волгоградэнерго» - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Лукойл-Волгоградэнерго» - прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: О.В. Озаева