Дело № 12-43/2017
Р Е Ш Е Н И Е
г. Вязьма 03 апреля 2017 года
Судья Вяземского районного суда Смоленской области Винникова И.И.,
рассмотрев жалобу законного представителя юридического лица – ООО «Строй-Центр – 1» Калиненкова Н.Н. на постановление мирового судьи судебного участка № 15 в муниципальном образовании «Вяземский район» Смоленской области от 25 января 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 15 в муниципальном образовании «Вяземский район» Смоленской области от 25 января 2017 года ООО «Строй-Центр – 1» привлечено к административной ответственности по ч. 24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ХХХ рублей в связи с тем, что 14 декабря 2016 года в 10 час. 00 мин. государственным жилищным инспектором Смоленской области в ходе проверки, проводимой на основании приказа заместителя начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» № ХХХ от 07 декабря 2016 года, было выявлено неисполнение ООО «Строй-Центр – 1» в срок до 29 ноября 2016 года предписания государственного жилищного инспектора Смоленской области № ХХХ от 28 октября 2016 года по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки, проводимой в доме № ХХХ по ул. Л г. В... области, а именно: в подъездах 1, 2, 3 жилого дома на оконных заполнениях частично отсутствует остекление; техническое подполье подтоплено стоками из инженерных сетей, а также в техническом подполье присутствует бытовой мусор; на фасаде с торца здания стена имеет разрушение облицовочной кладки стены; в системе наружного организованного водостока отсутствуют отметы водосточных труб.
Законный представитель ООО «Строй-Центр – 1» Калиненков Н.Н. обратился с жалобой на указанное постановление, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события правонарушения. В обоснование жалобы указывает, что мировым судьей в нарушение ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не были всесторонне изучены основания составления протокола об административном правонарушении, что привело к вынесению незаконного решения. Считает выданное инспекцией предписание № ХХХ от 28 октября 2016 года незаконным и необоснованным, так как оно выдано неуполномоченным лицом. Кроме того, в ходе проводимой проверки не исследовались обстоятельства, подлежащие установлению. Вместе с этим, считает, что Положением о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации орган жилищной инспекции не наделен правом выдавать предписания об устранении выявленных нарушений договорных обязательств организациям и лицам, оказывающим услуги и выполняющим работы при непосредственном управлении многоквартирным домом не иначе, как по жалобе собственников в случае неисполнения управляющей компанией договорных обязательств, ответственность за нарушение которых устанавливается нормами Гражданского законодательства РФ, а таких жалоб по дому № ХХХ по ул. Л г. В... области в жилищную инспекцию не поступало. Предписание должно было быть выдано не только в адрес управляющей компании, но и в адрес собственников помещений указанного многоквартирного дома, в компетенции которых находится проведение работ, выявленных инспекцией как нарушение.
При рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи законный представитель ООО «Строй-Центр – 1» Калиненков Н.Н. жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы законного представителя ООО «Строй-Центр – 1» свидетельствует об отсутствии оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.
В соответствии с ч. 24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя их положений ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Из материалов дела следует, что 14 декабря 2016 года на основании приказа заместителя начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» № ХХХ от 07 декабря 2016 года Государственной жилищной инспекцией Смоленской области проводилась внеплановая выездная проверка в отношении юридического лица – ООО «Строй-Центр – 1» на предмет исполнения мероприятий, указанных в предписании Государственной жилищной инспекции Смоленской области № ХХХ от 28 октября 2016 года (л.д. 8, 9).
Как усматривается из указанного предписания, по результатам проверки, проведенной 27 октября 2016 года (акт № ХХХ) по адресу: ... область, г. В, ул. Л, д. ХХХ, выявлены следующие нарушения: в подъездах 1, 2, 3 на оконных заполнениях частично отсутствует остекление (пункт 1); техническое подполье подтоплено стоками из инженерных сетей, в некоторых местах присутствует бытовой мусор (пункт 2); на фасаде с торца здания стена имеет разрушение облицовочной кладки из кирпича (пункт 3); в системе наружного водоотвода отсутствуют отметы водосточных труб (пункт 4). Срок для выполнения предписания – 29 ноября 2016 года. В предписании разъяснены положения ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае его неисполнения в установленные сроки. В предписании имеется отметка о его получении ООО «Строй-Центр – 1» 28 октября 2016 года (вх. № ХХХ) (л.д. 10).
За неисполнение указанного предписания в срок до 29 ноября 2016 года в отношении ООО «Строй-Центр – 1» 19 декабря 2016 года составлен протокол об административном правонарушении № ХХХ по ч. 24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 4-5).
Согласно указанному протоколу, административное правонарушение, совершенное ООО «Строй-Центр – 1», выразилось в следующем: при проведении внеплановой выездной проверки (на основании приказа № ХХХ от 07 декабря 2016 года) исполнения ООО «Строй-Центр - 1» мероприятий, предписанных 28 октября 2016 года, установлено, что пункты 1, 2, 3, 4 предписания № ХХХ от 28 октября 2016 года в установленный срок – до 29 ноября 2016 года, не выполнены (в подъездах 1, 2, 3 на оконных заполнениях частично отсутствует остекление; техническое подполье подтоплено стоками из инженерных сетей, также в техническом подполье присутствует бытовой мусор; на фасаде с торца здания стена имеет разрушение облицовочной кладки стены; в системе наружного организованного водостока отсутствуют отметы водосточных труб).
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как следует из материалов дела, 27 июля 2015 года Главным управлением «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» ООО «Строй-Центр – 1» выдана лицензия № ХХХ на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе домом № ХХХ по ул. Л г. В... области (л.д. 12***).
Постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13 августа 2006 года утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу п. п. «а» п. 10 раздела II «Требования к содержанию общего имущества» указанных правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома.Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170.
Так, в соответствии с пунктами 4.8.14, 4.7.1, 4.1.1, 4.1.3, 4.1.9, 4.2.3.2, 4.2.1.11 указанных Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправность остекления; исправное состояние окон, дверей и световых фонарей; нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; предотвращение сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей. При появлении признаков неравномерных осадок фундаментов необходимо выполнить осмотр зданий, установить маяки на трещины, принять меры по выявлению причин деформации и их устранению. Подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию. Температура воздуха должна быть не ниже +5 град. С, относительная влажность воздуха - не выше 60%. Устранить протечки, утечки, закупорки, засоры, срывы гидравлических затворов, санитарных приборов и негерметичность стыковых соединений в системах канализации. С появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо: облицовочные плитки и архитектурные детали, потерявшие связь со стеной, немедленно снять; отслоившуюся от поверхности стены штукатурку отбить сразу же после обнаружения отслоения; поврежденные места на фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их реставрацией. Отметы водосточных труб устанавливаются на 20 - 40 см выше уровня тротуаров.
Из акта проверки № ХХХ от 14 декабря 2016 года? проведенной государственной жилищной инспекцией Смоленской области по адресу: ... область, г. В, ул. Л, д. ХХХ, усматривается, что вышеуказанные пункты Правил ООО «Строй-Центр – 1» не исполняются (л.д. 8).
Главное управление «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» образовано на основании постановления Администрации Смоленской области № ХХХ от 09 ноября 2006 года в целях формирования эффективной системы и структуры органов исполнительной власти Смоленской области; утверждено Положение о главном управлении «Государственная жилищная инспекция Смоленской области».
Согласно п. 1.1 данного Положения Главное управление "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" является уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.
Основными задачами Госжилинспекции являются: деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (раздел 2 Положения).
В соответствии с возложенными на нее задачами (п. 3.1 Положения) Госжилинспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, среди прочих, к жилым помещениям, их использованию и содержанию; содержанию общего имущества в многоквартирном доме; управлению многоквартирными домами; выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Осуществляет предупреждение и выявление, а также пресечение административных правонарушений в сфере жилищных отношений в пределах своих полномочий (п. 3.3 Положения).
В соответствии в п. 4 указанного Положения Госжилинспекция имеет право направлять предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий, лицам, осуществляющим обслуживание и (или) управление многоквартирным домом, ресурсоснабжающим организациям об устранении выявленных нарушений, продлевать срок исполнения предписаний в установленном порядке.
Государственные жилищные инспектора Смоленской области также в силу п. 5.7 названного Положения при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Таким образом, Главное управление «Государственная жилищная инспекция Смоленской области», являясь уполномоченным государственным органом, как и инспектора (должностные лица) вправе осуществлять надзорные (контрольные) функции в отношении организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и оказывающих сопряженные с данной деятельностью услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах. При этом ими могут выноситься обязательные для исполнения предписания (постановления, представления, решения), в том числе, об устранении выявленных нарушений, негативных последствий, продлевать срок исполнения предписаний в установленном порядке.
При таких обстоятельствах, предписание № ХХХ от 28 октября 2016 года вынесенное Главным управлением «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» в отношении юридического лица – ООО «Строй-Центр – 1», законно и обоснованно, в надлежащем порядке не оспорено.
Нарушения, указанные в предписании, ООО «Строй-Центр – 1» на 29 ноября 2016 года устранены не были, что не оспаривается, доказательств невозможности исполнить предписание в срок по независящим от юридического лица обстоятельствам суду не представлено.
Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются, наряду с гражданами и должностными лицами, также юридические лица. Как видно из материалов дела, проверка проводилась в отношении юридического лица, предписание выдано также в адрес – ООО «Строй-Центр – 1». Таким образом, юридическое лицо как субъект административной ответственности определено правильно. Ввиду изложенного, довод законного представителя ООО «Строй-Центр – 1» о том, что предписание должно было быть выдано также в адрес собственников помещений в многоквартирном доме суд находит несостоятельным.
Рассматривая дело по существу, мировой судья обоснованно пришел к выводу о том, что ООО «Строй-Центр – 1» не выполнило в установленный срок требования законного предписания Главного управления «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» об устранении нарушений обязательных требований в области жилищного законодательства, что полностью подтверждается представленными суду материалами дела: протоколом об административном правонарушении № ХХХ от 19 декабря 2016 года, предписанием № ХХХ от 28 октября 2016 года, приказом № ХХХ от 07 декабря 2016 года, актом проверки № ХХХ от 14 декабря 2016 года, копией лицензии и приложением к ней.
При таких обстоятельствах в отношении ООО «Строй-Центр – 1» правильно составлен протокол об административном правонарушении и ООО «Строй-Центр – 1» обоснованно привлечено к административной ответственности, его действия мировым судьей квалифицированы правильно.
Наказание в виде административного штрафа в размере ХХХ рублей определено с учетом характера совершенного деяния, согласно санкции ч. 24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является минимальным.
Довод законного представителя ООО «Строй-Центр – 1» Калиненкова В.В. об отсутствии события правонарушения ничем не подтвержден, основан на неверном толковании норм права.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела мировой судья правильно установил все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «Строй-Центр – 1» состава и события правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать постановление мирового судьи как незаконное и необоснованное, не установлено, в связи с чем, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 15 в муниципальном образовании «Вяземский район» Смоленской области от 25 января 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «Строй-Центр – 1» оставить без изменения, а жалобу законного представителя ООО «Строй-Центр – 1» Калиненкова Н.Н. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано, опротестовано в Смоленский областной суд в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12, 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья И.И. Винникова