65RS0005-02-2020-000399-33
Дело № 12-43/2020
Р Е Ш Е Н И Е
3 июня 2020 года г. Корсаков
Сахалинской области
Судья Корсаковского городского суда Сахалинской области Е.В. Мурынчик, при секретаре Кравченко Н.В., рассмотрев в судебном заседании в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу директора ООО «Триера» В. на постановление государственного участкового инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны МБР ОРКМ Службы в г. Корсакове ПУ ФСБ России по Сахалинской области А. от 12.03.2020 года о привлечении юридического лица ООО «Триера» к административной ответственности по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
3 марта 2020 года государственным участковым инспектором РФ по государственному контролю в сфере охраны МБР ОРКМ Службы в г. Корсакове ПУ ФСБ России по Сахалинской области Б. был составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «Триера» по ч.2 ст.8.37 КоАП РФ.
Постановлением государственного участкового инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны МБР ОРКМ Службы в г. Корсакове ПУ ФСБ России по Сахалинской области А. от 12.03.2020 года юридическое лицо ООО «Триера» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.37 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей без конфискации судов и других орудий добычи (вылова) ВБР, со ссылкой на нарушение обществом ч.1 ст.20 Федерального закона от 31.07.1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ», ч.ч. 1,4 ст.43.1 Федерального закона от 20.12.2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении ВБР», п. 16 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 23.05.2019 года № 267.
Не согласившись, с указанным постановлением директор ООО «Триера» В. 14.04.2020 года обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление государственного участкового инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны МБР ОРКМ Службы в г. Корсакове ПУ ФСБ России по Сахалинской области А. от 12.03.2020 года отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения. Также в тексте жалобе указано на незаконность вменения обществу нарушения п.16 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 23.05.2019 года № 267 в связи с тем, что действующим законодательством на юридическое, должностное лицо не возложена обязанность указывать в СДД в блоке Ш-7 постановку и подъем орудий лова в качестве отдельных промысловых операций. В ССД должно быть указано количество подъемов орудий лова, так как только в этом случае, операция связанная с добычей ВБР является законченной. Фактически должностным лицом, ни в протоколе, ни в постановлении о привлечении к административной ответственности не указано, каким именно нормативно-правовым актом на общество возложена обязанность по указанию в ССД количества промысловых операций исходя из постановки и поднятия орудий лова как отдельных операций.
14.05.2020 года в Корсаковский городской суд поступил административный материл в отношении юридического лица ООО «Триера» о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании законный представитель юридического лица - директор ООО «Триера» Г. не присутствовал, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания им не заявлено.
Суд, в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ счел возможным рассмотреть жалобу без участия законного представителя
В судебном защитник ООО «Триера» - Д., действующая на основании ордера № 11 от 13.04.2020 года, жалобу поддержала по изложенным основаниям. Указала, что действие по постановке орудия добычи ВБР не является законченной операцией и не подлежит отражению в качестве отдельной промысловой операции в блоке Ш-7 ССД.
Должностное лицо административного органа старший государственный инспектор РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов ПУ ФСБ России по Сахалинской области Е., действующий на основании доверенности № от 10.01.2020 года, полагал, что состав и событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ вмененного юридическому лицу полностью подтверждается собранными по делу доказательствами. Суду пояснил, что в силу п.16 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 23.05.2019 года № 267 на общество возложена обязанность представлять в ССД все сведения, указанные в промысловом журнале. На основании изложенного, просил оставить оспариваемое постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Выслушав защитника Д., старшего государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов ПУ ФСБ России по Сахалинской области Е., проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, изучив доводы жалобы, материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, ст. 30.7 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме, решение должно содержать сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, в частности обстоятельства, установленные судьей при проверке жалобы на постановление и мотивированное решение по жалобе.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.2 ст.8.37 КоАП РФ, нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.
Из содержания данной нормы следует, что состав данного административного правонарушения образует действие (бездействие) по невыполнению либо ненадлежащему выполнению правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов, а также иных правил регламентирующих осуществление промышленного (прибрежного) рыболовства и других видов рыболовства.
Объектом правонарушений, предусмотренных указанной нормой, являются общественные отношения в области охраны и использования животного мира.
Объективная сторона включает в себя действие либо может быть выражена и в бездействии.
Согласно ч.1 ст.20 Федерального закона от 20.12.2004 года № 166-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» прибрежное рыболовство в морских водах и в районах действия международных договоров осуществляется с учетом требований части 4 настоящей статьи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, указанными в части 3 статьи 16 настоящего Федерального закона, с использованием или без использования судов рыбопромыслового флота.
В силу требований ч.ч.1,4 ст.43.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов и обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
Приказом Минсельхоза России от 23.05.2019 года № 267 утверждены Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (далее Правила).
Согласно п. 16 Правил капитан судна с главным двигателем мощностью более пятидесяти пяти кВт и валовой вместимостью более восьмидесяти тонн, оборудованного ТСК, должен обеспечивать ежедневную передачу ССД о рыбопромысловой деятельности, сформированных на основе документированных данных промыслового, технологического и судового журналов, в отраслевую систему мониторинга в соответствии с Положением об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 994. Сведения, включаемые в ССД, должны соответствовать судовому, промысловому и технологическому журналам.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 № 994 утверждено Положение об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных в соответствии с которым, мониторинг осуществляется в целях применения его данных для а) ежегодной оценки и прогноза изменений биологического состояния, численности, распределения и воспроизводства водных биоресурсов и среды их обитания под воздействием природных и антропогенных факторов; б) внесения получаемой в процессе осуществления мониторинга информации в государственный рыбохозяйственный реестр; в) подготовки ежегодной информации для включения в государственные доклады о состоянии окружающей среды; г) своевременного выявления и прогнозирования развития процессов, влияющих на состояние водных биоресурсов и среду их обитания; д) организации рационального использования водных биоресурсов, включая разработку и введение в установленном порядке ограничений рыболовства; е) разработки мероприятий по сохранению водных биоресурсов, а также среды их обитания и включения их в правила рыболовства; ж) оценки эффективности осуществляемых мероприятий по сохранению водных биоресурсов, а также среды их обитания; з) государственного контроля в сфере охраны водных биоресурсов и контроля за местоположением и деятельностью судов, осуществляющих добычу (вылов) водных биоресурсов, приемку, переработку, перегрузку, транспортировку и хранение уловов, выгрузку в портах, снабжение судов и установок топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами, а также соблюдения ими правил рыболовства; и) обеспечения потребностей государства, юридических лиц и граждан в достоверной информации о состоянии водных биоресурсов и среды их обитания, в том числе для разрешения споров в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, а также привлечения к ответственности лиц, совершивших правонарушения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (ч.3).
При осуществлении отраслевой системы мониторинга производятся контроль за деятельностью судов, осуществляющих рыболовство, и получение материалов для анализа показателей рыболовства, при которых проводятся сбор, обработка и хранение информации о данных, касающихся осуществления рыболовства индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, определяемых Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, о местоположении судов, осуществляющих морские ресурсные исследования и добычу (вылов) водных биоресурсов, приемку, переработку, перегрузку, транспортировку и хранение уловов, выгрузку в портах, снабжение судов и установок топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами, а также об объеме находящихся на этих судах водных биоресурсов, продуктов их переработки и данных об их транспортировке, перегрузке в море и выгрузке в портах (ч.6).
Из материалов дела следует, что 02.10.2019 года в период с 10 час. 20 мин. по 11 час. 40 мин. при осуществлении государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов инспекторской группой ОРКМ Службы в г. Корсакове на судне РС «<...>» (<...>, собственник судна ООО «Триера», главный двигатель мощностью более 55 кВт), в порту ФИО1 у причала № установлено, что судно РС «<...>» под управлением капитана Ж. осуществляло добычу (вылов) ВБР в Восточно-Сахалинской подзоне (6105.3) по разрешению на добычу (вылов) ВБР №. В ходе проверки документации (промыслового журнала, ССД) были выявлены расхождения в количестве промысловых операций: 14.08.2019 года (ССД-2 операции; промысловый журнал-3 операции, из них 1 по постановке орудия лова, 2 по подъему); 15.08.2019 года (ССД-4 операции; промысловый журнал-8 операций, из них 4 по постановке орудия лова, 4 по подъему); 16.08.2019 года (ССД-2 операции; промысловый журнал-4 операции, из них 2 по постановке орудия лова, 2 по подъему), 19.08.2019 года (ССД-2 операции; промысловый журнал-4 операции, из них 2 по постановке орудия лова, 2 по подъему), 20.08.2019 года (ССД-3 операции; промысловый журнал-4 операции, из них 1 по постановке орудия лова, 3 по подъему), 21.08.2019 года (ССД-3 операции; промысловый журнал-5 операций, из них 2 по постановке орудия лова, 3 по подъему), 22.08.2019 года (ССД-0 операции; промысловый журнал- 1 по постановке орудия лова), 28.08.2019 года (ССД-4 операции; промысловый журнал-7 операции, из них 3 по постановке орудия лова, 4 по подъему), 29.08.2019 года (ССД-4 операции; промысловый журнал-7 операции, из них 3 по постановке орудия лова, 4 по подъему), 30.08.2019 года (ССД-0 операции; промысловый журнал-1 операции, из них 1 по подъему орудия лова), 31.08.2019 года (ССД-3 операции; промысловый журнал-9 операций, из них 6 по постановке орудия лова, 3 по подъему), 01.09.2019 года (ССД-4 операции; промысловый журнал-7 операции, из них 3 по постановке орудия лова, 4 по подъему), 02.09.2019 года (ССД-0 операции; промысловый журнал-1 операции, из них 1 по подъему орудия лова), 04.09.2019 года (ССД-3 операции; промысловый журнал-6 операции, из них 3 по постановке орудия лова, 3 по подъему), 05.09.2019 года (ССД-1 операция; промысловый журнал-5 операции, из них 4 по постановке орудия лова, 1 по подъему), 11.09.2019 года (ССД-4 операции; промысловый журнал-7 операции, из них 3 по постановке орудия лова, 4 по подъему), 12.09.2019 года (ССД-3 операции; промысловый журнал-7 операции, из них 4 по постановке орудия лова, 3 по подъему), 13.09.2019 года (ССД-1 операция; промысловый журнал-2 операции, из них 1 по постановке орудия лова, 1 по подъему), 16.09.2019 года (ССД-4 операции; промысловый журнал-11 операции, из них 6 по постановке орудия лова, 4 по подъему), 22.09.2019 года (ССД-4 операции; промысловый журнал-7 операции, из них 3 по постановке орудия лова, 4 по подъему), 23.09.2019 года (ССД-1 операция; промысловый журнал-1 операции, из них 1 по постановке орудия лова, 1 по подъему), 24.09.2019 года (ССД-2 операции; промысловый журнал-3 операции, из них 1 по постановке орудия лова, 2 по подъему), 27.09.2019 года (ССД-3 операции; промысловый журнал-8 операции, из них 5 по постановке орудия лова, 3 по подъему), 30.09.2019 года (ССД-5 операции; промысловый журнал-9 операции, из них 4 по постановке орудия лова, 5 по подъему), 01.10.2019 года (ССД-0 операций; промысловый журнал-2 операции, из них 2 по постановке орудия лова). Данное обстоятельство явилось основание для возбуждения административного производства в отношении юридического лица - ООО «Триера» по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ.
По данному факту 03.03.2020 года был составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «Триера» и 12.03.2020 года вынесено оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым юридическое лицо ООО «Триера» было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ.
При этом, как установлено судом Правила рыболовства, утвержденными Приказом Минсельхоза России от 23.05.2019 года № 267, Положение об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 № 994 не регулируют порядок и объем представления оперативной и статистической отчетности.
Ранее действующий приказ Госкомрыболовства РФ от 10 октября 1996 г. № 185 «О порядке и механизме представления оперативной и статистической отчетности по добыче рыбы и переработке рыбопродукции», регулирующий порядок предоставления оперативной отчетности в виде блоков ССД, признан утратившим силу Приказом Росрыболовства от 1 октября 2013 г. № 730. При этом, положения данного приказа также не содержали сведений о наличии у юридического, должностного лица обязанности предоставлять в ССД сведения о количестве промысловых операций исходя из постановки и поднятия орудий лова как двух самостоятельных операций, в блоке Ш7 «Промысловые операции» инструкции по предоставлению отчетности пользователями водных биоресурсов предусматривалось, что пользователь водных биологических ресурсов указывает время, затраченное на промысловые операции.
Приложением 6-5 к Протоколу Двадцать восьмой сессии Российско-Корейской комиссии по рыбному хозяйству введена временная инструкция по предоставлению отчетности о результатах рыболовства иностранными судами, осуществляющими рыболовство в морских водах Российской Федерации, в которой указано, что в блоке судовых суточных донесений S7 «Промысловые операции» указывается, в том числе время, затраченное на промысловые операции, включая суммарные затраты времени за сутки на лов рыбы (от начала постановки орудия лова до поднятия улова на палубу).
Исходя из того, что толкование понятия «времени, затраченного на промысловые операции», которое отражается в блоке Ш7 (S7) судовых суточных донесений, для иностранных и российских пользователей не может быть различным, вывод должностного лица о том, что постановка орудий лова и подъем должны отражаться в ССД как самостоятельные промысловые операции является ошибочным.
Данные положения также не содержит Приказ Росрыболовства от 02.12.2009 № 1101 «Об утверждении данных, касающихся осуществления наблюдений за промышленным, прибрежным рыболовством и рыболовством в научно-исследовательских и контрольных целях, при которых проводятся сбор, обработка и хранение информации» (зарегистрирован в Минюсте РФ 25.12.2009 № 15849).
Обязанность по предоставлению информации с указанием времени начала промысловой операции и времени окончания промысловой операции установлена порядком передачи данных в отраслевую систему мониторинга водных биологических ресурсов (п. 18.5), утвержденного приказом Минсельхоза от 26.12.2019 №721 вступившим в действие 06.05.2020 года. При этом, правовой анализ п. 18.5 порядка, также позволяет сделать вывод, о том, что постановка орудий лова и их снятие являются единой промысловой операцией.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что действующим законодательством на момент выявления правонарушения (02.20.2019 года) не предусматривалась обязанность юридических и должностных лиц представлять в ССД информацию о времени постановки орудий лова, суд приходит к выводу о том, что расхождения в ССД с данными промыслового журнала, в части неуказания постановки орудий лова в качестве самостоятельной промысловой операции, не свидетельствует о нарушении п.16 Правил и не является основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст.8.37 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении не иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в действиях юридического лица – ООО «Триера» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.37 КоАП РФ.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при отсутствии состава административного правонарушения.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Жалобу директора ООО «Триера» В. удовлетворить.
Постановление государственного участкового инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны МБР ОРКМ Службы в г. Корсакове ПУ ФСБ России по Сахалинской области А. от 12.03.2020 года о привлечении юридического лица ООО «Триера» к административной ответственности по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в течение 10 дней со дня получения копии решения.
Судья
Корсаковского городского суда Е.В. Мурынчик