Материал № 12-43/2020
РЕШЕНИЕ
г.Усинск 10 июня 2020 года
Судья Усинского городского суда Республики Коми Исип О.С.,
при секретаре Смирновой А.Ю.,
с участием представителя ООО «Лукойл-Коми» К., действующей на основании доверенности от дд.мм.гггг.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Лукойл-Коми» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по ...Б.№ от дд.мм.гггг. о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Коми» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.8.2 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по ..., заместителя начальника отдела государственного экологического надзора Межрегионального управления Росприроднадзора по РК и НАО Б.№ от дд.мм.гггг. ООО «Лукойл-Коми» подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 250 000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Общество обжаловало его в городской суд, в своей жалобе просит постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием события правонарушения, указывая в обоснование, что административным органом не доказан факт размещения (хранения и захоронения) Обществом отходов на горизонтальных отвалах НШПП «Яреганефть», а не их накопления (то есть складирования отходов на срок не более чем 11 месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения), тогда как Обществом осуществлялось временное складирование (накопление) нефтенасыщенного песчаника сроком не более 11 месяцев. Пробы на горных отвалах отбирались дд.мм.гггг. в местах, где складировались отходы, образовавшиеся только в дд.мм.гггг., в связи с чем, не могут служить доказательством размещения или хранения отходов 3 и 4 класса опасности сроком более 11 месяцев, кроме того, в нарушение п.3.6 СП 2.1.7.1386-03 в протоколах отбора проб не указано наименование отхода, что исключает возможность идентифицировать, в отношении какого именно вида отхода по результатам биотестирования установлен класс опасности, а также неверно применен метод отбора проб, что ставит под сомнение достоверность проведенных исследований.
В судебном заседании представитель Общества К. доводы жалобы поддержала по основаниям, в ней изложенным.
Управление Росприроднадзора по РК своего представителя в судебное заседание не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления, в своих возражениях на жалобу просит оставить постановление без изменения, указывая на необоснованность доводов Общества.
С учетом мнения представителя Общества К. суд считает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие представителя Росприроднадзора по РК и НАО.
Выслушав представителя юридического лица, исследовав в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, суд находит оспариваемое постановление законным и обоснованным, а жалобу подлежащей отклонению по следующим основаниям.
Частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации.
Согласно п.1, 2 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Как следует из материалов дела, ООО «Лукойл-Коми» осуществляет эксплуатацию объектов размещения отходов – горизонтальных отвалов горных пород нефтешахт ... и размещение на них отходов, которые согласно приказа Росприроднадзора от 01.03.2017 №113 внесены в Государственный реестр объектов размещения отходов под номерами №, соответственно. Виды отходов и их коды по Федеральному классификационному каталогу отходов, размещенные для хранения на данных объектах – скальные породы в смеси при проходке подземных горных выработок, не содержащие полезные ископаемые, - № (отходы 5 класса опасности).
Приказами Управления Росприроднадзора по РК от дд.мм.гггг.№ и от дд.мм.гггг.№ утверждены для ООО «Лукойл-Коми» нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, выданы документы от дд.мм.гггг.№-О и дд.мм.гггг.№-О по нефтешахтному управлению «...» сроком действия до дд.мм.гггг. и дд.мм.гггг., в соответствии с которым установлены лимиты на размещение следующих видов отходов на горизонтальных отвалах нефтешахт №:
- прочие отходы добывающей промышленности (горная порода отвалов нефтешахт) 5 класса опасности;
- прочие отходы добывающей промышленности (Хвосты флотационного обогащения) 5 класса опасности.
Размещение отходов 3 и 4 класса опасности на горизонтальных отвалах горных пород нефтешахт № данными документами не предусмотрено.
На основании приказа Управления Росприроднадзора по РК от дд.мм.гггг.№ проведена плановая выездная проверка по соблюдению требований действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды на объектах ООО «Лукойл-Коми», в ходе которой проведено обследование производственных объектов и объектов окружающей среды ... ООО «Лукойл-Коми», проведен отбор проб отходов на горизонтальных отвалах нефтешахт №... ООО «Лукойл-Коми» для определения класса опасности отходов (протоколы отбора проб отходов № от дд.мм.гггг., №, № от дд.мм.гггг.).Согласно протоколам биотестирования № от дд.мм.гггг. на горизонтальных отвалах нефтешахт №... ООО «Лукойл-Коми» выявлены отходы 3 и 4 классов.
дд.мм.гггг. в отношении ООО «Лукойл-Коми» по выявленному нарушению составлен протокол об административном правонарушении, действия ООО «Лукойл-Коми» квалифицированы по ч.7 ст.8.2 КоАП РФ.
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по ..., заместителя начальника отдела государственного экологического надзора Межрегионального управления Росприроднадзора по РК и НАО Б.№ от дд.мм.гггг. за совершение правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.8.2 КоАП РФ, ООО «Лукойл-Коми» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Факт совершения Обществом административного правонарушения подтверждается протоколами отбора проб отходов №, № от дд.мм.гггг., №, № от дд.мм.гггг., протоколами биотестирования № и заключениями филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ...» к ним, протоколом об административном правонарушении от дд.мм.гггг.№.
Вопреки доводам жалобы нарушений при отборе проб отходов для установления класса опасности не допущено, отбор проб осуществлялся специалистами Центра лабораторного анализа и технических измерений по ..., при участии представителя юридического лица У., у которой претензий к отбору проб и содержанию протокола не имелось.
Утверждение в жалобе о том, что на момент проверки Обществом не осуществлялось размещение отходов 3 и 4 класса опасности на горизонтальных отвалах горных пород, а производилось временное складирование (накопление) отходов добычи на объектах – нефтенасыщенного песчаника сроком не более 11 месяцев, суд находит необоснованным по следующим основаниям.
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
Из пункта 6 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792, следует, что систематизация отходов осуществляется по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме.
Документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от дд.мм.гггг.№ утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для ООО «Лукойл-Коми», из которого также следует, что в деятельности Общества образуется отход 3 класса опасности - песок, загрязненный нефтью и нефтепродуктами (содержание нефти и нефтепродуктов 15% и более) (пункт 2.7).
Проект нормативов образования отходов, представленный Обществом, содержит Блок-схему технологического процесса, в результате которого образуются отходы, согласно которой песок, загрязненный нефтью и нефтепродуктами (содержание нефти и нефтепродуктов 15% и более) образуется в результате проливов нефти и нефтепродуктов, возникших в результате обслуживания машин и оборудования. Именно данный вид отхода накапливается с последующей передачей на сбор, транспортирование, обезвреживание ООО «Природа-Пермь» на основании договора № от дд.мм.гггг., заключенного Обществом на выполнение работ по утилизации песка загрязненного нефтью и нефтепродуктами от производственных объектов ... в дд.мм.гггг..
Иные виды нефтезагрязненного песка, с указанием иного технологического процесса, в результате которого образуется песок, загрязненный нефтью, в Проекте нормативов образования отходов Обществом не заявлены.
Учитывая, что загрязнение песка в результате проливов нефти и нефтепродуктов, возникших в результате обслуживания машин и оборудования, и извлечение из нефтяной залежи горной породы - песчаника, насыщенного нефтью, являются различными технологическими процессами, отходы от поименованных технологических процессов отличаются по исходному сырью, по принадлежности к определенному производству, и не могут быть идентичными.
Кроме того, согласно акту проверки от дд.мм.гггг. в ходе обследования производственных объектов и объектов окружающей среды ... ООО «Лукойл-Коми» установлено, что на площадке складирования отходов ... наблюдается выдавливание нефти. Технология размещения отходов: завоз с использованием автотранспорта и планировка с использованием бульдозера, то есть складирование производится без разделения на нефтенасыщенный песчаник и горную породу - фактически перемешивание, специально оборудованных мест накопления отходов или складов сырья на горизонтальных отвалах нефтешахт №... ООО «Лукойл-Коми» не выявлено. Скальная порода размещается на отвалах навалом и послойно, что не позволяет осуществлять какую-либо деятельность по извлечению и переработке нефтесодержащих отходов.
Таким образом, по результатам проведенной проверки достоверно установлено, что ООО «Лукойл-Коми», осуществляя деятельность именно по размещению и хранению отходов 3 и 4 класса опасности на горизонтальных отвалах горных пород нефтешахт №..., не приняло достаточных мер по установлению лимитов на размещение данных отходов.
В приведенной связи подлежат отклонению доводы жалобы об отсутствии события правонарушения.
Действия Общества квалифицированы должностным лицом верно. Административное наказание назначено Обществу в пределах санкции ч.7 ст.8.2 КоАП РФ, при этом должностным лицом учтены имущественное и финансовой положение юридического лица, отсутствие смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности ООО «Лукойл-Коми» не нарушены.
Таким образом, обстоятельств, влекущих изменение или отмену обжалуемого постановления, судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
р е ш и л:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по ...Б.№ от дд.мм.гггг. о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Коми» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.8.2 КоАП РФ, - оставить без изменения, жалобу ООО «Лукойл-Коми» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в порядке, предусмотренном ст.30.9 КоАП РФ.
Судья О.С.Исип