ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-43/20 от 19.03.2020 Алданского районного суда (Республика Саха (Якутия))

дело №12-43/2020

Р Е Ш Е Н И Е

город Алдан 19 марта 2020 года

Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего судьи Сверидюк И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу адвоката лица, привлекаемого к административной ответственности на постановление Мирового судьи Судебного участка № 52 по Алданскому району РС (Я) от 19.12.2019 года по материалу № 5-616/52-2019 в отношении директора МКУ «Центр Семейного устройства для детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации», по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Мирового судьи Судебного участка № 52 по Алданскому району РС (Я) № 5-616/52-2019 от 19.12.2019 года директора МКУ «Центр Семейного устройства для детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» ФИО1 подвергнут административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000,00 рублей.

С указанным постановлением лицо, привлекаемое к административной ответственности ФИО1, не согласился и подал жалобу, в которой настаивал постановление Мирового судьи Судебного участка № 52 по Алданскому району РС (Я) № 5-616/52-2019 от 19.12.2019 года в отношении него, отменить, производство по делу прекратить, в виду следующих обстоятельств. В нарушение требований ст. 26.1, 28.2, 28.4, 29.10 КоАП РФ при производстве по данному делу об административном правонарушении, судом не установлены место, время и обстоятельства совершения правонарушения, которые, якобы, совершил ФИО1 В постановлении суда указано, что согласно протоколу, об административном правонарушении от 25.11.2019 года с августа по ноябрь 2019 года проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждения и соблюдения бюджетного законодательства при использовании бюджетных средств за 2017-2018 года. В ходе проверки, установлено, что бюджетные средства в сумме 141 948,49 рублей направлены на цели, несоответствующие целям, определенным бюджетной сметой, что в нарушении ст. 38, ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием бюджетных средств. При этом, ни в установочной части, ни далее по тексту не указано, когда совершены те или иные незаконные действия. Это существенное обстоятельство, которое является элементом состава правонарушения и его установление необходимо для исчисления сроков привлечения к административной ответственности. Из текста протокола об административном правонарушении от 25.11.2019 года можно предположить, что невыполненные подрядчиком работы были оплачены директором учреждения в следующие даты 26.06.2018 года и 12.07.2018 года на сумму 1 623,29 руб.; 02.08.2018 года на сумму 1 222,48 руб.; 13.07.2018 г. на сумму 27 619,79 руб.; 08.11.2018 года на сумму 2 588,62 руб.; 08.11.2019 года на сумму 10 105,31 руб.; 18.12.2018 года на сумму 98 789,00 рублей. Вероятно, указанные даты и являются датами совершения административного правонарушения. С самой последней из указанных выше дат прошло более одного года на момент вынесения постановления суда от 19.12.2019 года. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действующего во время совершения административного правонарушения (ст. 1.7 КоАП РФ). По состоянию на дату последнего инкриминируемого ФИО1 нарушения, а именно 18.12.2018 года, действовал закон о том, что за административное правонарушение, влекущее применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения (ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ). Санкция ст. 15.14 КоАП РФ на момент совершения правонарушения было предусмотрено наказание для должностных лиц в виде дисквалификации. Вместе с тем, суд применил к директору учреждения ч. 3 с. 4.5 КоАП РФ в редакции от 26.07.2019 года, чем ухудшил положения ФИО1, поскольку по состоянию на 18.12.2018 года, действовал закон о сроке давности привлечения к административной ответственности 1 год, который следовало применить. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение, либо иным образом ухудшающий положения лица, обратной силы не имеет (ст. 1.7 КоАП РФ). Таким образом, постановление Мирового судьи Судебного участка № 52 по Алданскому району РС (Я) от 19.12.2019 года по материалу № 5-616/52-2019 в отношении директора МКУ «Центр Семейного устройства для детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации», по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, вынесено за пределами этого срока, следовательно, дело подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности.

В судебное заседание лицо, привлекаемое к административной ответственности - ФИО1 не явился, об уважительности неявки суд в известность не поставил.

Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности - адвокат Миронова А.Ю. в судебном заседании доводы жалобы поддержала, в полном объеме пояснения дала аналогичные изложенным в жалобе, настаивала постановление Мирового судьи Судебного участка № 52 по Алданскому району РС (Я) от 19.12.2019 года по материалу № 5-616/52-2019 в отношении директора МКУ «Центр Семейного устройства для детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации», по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить, в связи с истечением сроков давности.

В судебном заседании представители административного органа - представители Контрольно-счетного комитета муниципального образования «Алданский район» ФИО2. ФИО3, с доводами, изложенными в жалобе защитника, лица привлекаемого к административной ответственности ФИО1, не согласны, по существу пояснили, что 25.11.2019 года в отношении директора МКУ «Центр Семейного устройства для детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации», составлен протокол по делу об административном правонарушении по ст. 15.14 КоАП РФ на основании выявленного нецелевого использования бюджетных денежных средств. На основании плана экспертно-аналитических и контрольных мероприятий Контрольно-счетного комитета МО «Алданский район» проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждения и соблюдения бюджетного законодательства при использовании бюджетных средств за 2017 - 2018 года. В ходе проверки установлено, что бюджетные денежные средства в сумме 141 948,49 рублей направлены на цели, не соответствующие целям, определяемым бюджетной сметой, то есть заказчиком (директором учреждения) были приняты и оплачены работы, предусмотренные договорами подряда и ведомостью объема работ фактически, невыполненные подрядчиком, что в нарушение ст. 38, ст. 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных денежных средств. Какие именно подрядные работы по муниципальным контрактам № 1 от 09.06.2018 года; [Номер] от 30.07.2018 года; договорам б/н от 18.06.2018 года; от 19.10.2018 года; 22.10.2018 года; 03.12.2018 года - были приняты и оплачены, но вместе с тем не выполнены подробно изложены в акте проверки [Номер] от 25.11.2019 года. Время совершения административного правонарушения, определяется датой производимой оплаты по заключенным договорам подряда. Правонарушения директором МКУ «Центр Семейного устройства для детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации», совершено в период с июня 2018 года по декабрь 2018 года, которое является длящемся. Статьей 15.14 КоАП РФ установлена ответственность за нецелевое использование бюджетных денежных средств, выразившееся в направлении средств бюджета и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным бюджетной росписью, бюджетной сметой. Бюджетная смета для учреждения на 2018 год была утверждена главой МО «Алданский район» от 18.01.2018 года, в том числе и по коду бюджетной классификации (текущий и капитальный ремонт). Учитывая нормы БК РФ, бюджетные средства в сумме 141 948,49 рублей направлены на цели, несоответствующие целям, определенным бюджетной сметой, что является нецелевым использованием бюджетных средств. Срок привлечения к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ за нецелевое использование бюджетных средств, предусматривает два года (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Согласно ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ если наказание за нарушение предусматривает дисквалификацию, годичный срок применяется только в том случае, если более продолжительный срок не установлен в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. В связи с чем, настаивали постановление Мирового судьи Судебного участка № 52 по Алданскому району РС (Я) от 19.12.2019 года по материалу № 5-616/52-2019 в отношении директора МКУ «Центр Семейного устройства для детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации», по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу защитника ФИО1 - адвоката Мироновой А.Ю. без удовлетворения.

Выслушав участников процесса, изучив, огласив и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела, судом установлено, постановлением Мирового судьи Судебного участка № 52 по Алданскому району РС (Я) от 19.12.2019 года по материалу № 5-616/52-2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, директору МКУ «Центр Семейного устройства для детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» ФИО1, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000,00 рублей.

С таким решением суда первой инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности, послужил тот факт, что на основании плана экспертно-аналитических и контрольных мероприятий Контрольно-счетного комитета МО «Алданский район» проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждения и соблюдения бюджетного законодательства при использовании бюджетных средств за 2017 - 2018 года.

В ходе проверки установлено, что бюджетные денежные средства в сумме 141 948,49 рублей направлены на цели, не соответствующие целям, определяемым бюджетной сметой, то есть заказчиком (директором учреждения ФИО1) были приняты и оплачены работы, предусмотренные договорами подряда (по муниципальным контрактам № 1 от 09.06.2018 года; [Номер] от 30.07.2018 года; договорам б/н от 18.06.2018 года; от 19.10.2018 года; 22.10.2018 года; 03.12.2018 года) и ведомостью объема работ фактически, невыполненные подрядчиком, что в нарушение ст. 38, ст. 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных денежных средств.

Из анализа протокола по делу об административном правонарушении от 25.11.2019 года временем совершения административного правонарушения, следует считать дату оплаты директором учреждения, невыполненные подрядчиком работы, а именно 26.06.2018 года и 12.07.2018 года на сумму 1 623,29 руб.; 02.08.2018 года на сумму 1 222,48 руб.; 13.07.2018 г. на сумму 27 619,79 руб.; 08.11.2018 года на сумму 2 588,62 руб.; 08.11.2019 года на сумму 10 105,31 руб.; 18.12.2018 года на сумму 98 789,00 рублей.

Таким образом, административные правонарушения директором МКУ «Центр Семейного устройства для детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» ФИО1, неоднократно совершались в период с июня по декабрь 2018 года.

При этом необходимо обратить внимание, на особую сложность при привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренное статьей 15.14 КоАП РФ, представляет соблюдения сроков привлечения к административной ответственности. Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения, а при длящемся правонарушении - по истечении двух месяцев со дня обнаружения правонарушения. Так, основанием для привлечения к административной ответственности по данной статье является факт нецелевого использования бюджетных средств или средств государственных внебюджетных фондов, то есть совершение каждой конкретной расчетно-платежной операции по расходованию таких средств. Множественность таких операций свидетельствует о неоднократности совершения самостоятельных правонарушений. К ответственности, предусмотренной ст. 15.14 КоАП РФ, лицо может быть привлечено за единичный факт неправомерного расходования бюджетных средств, то есть за каждое правонарушение в отдельности. При таких обстоятельствах правонарушение, предусмотренное ст. 15.14 КоАП РФ, длящемся признано быть не может.

В силу ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ (в ред. от 18.07.2019 г.) за административное правонарушение, влекущее применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

Таким образом, срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, в соответствии со специальной нормой, содержащейся в ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ составляет один год.

Вместе с тем, суд первой инстанции, рассматривая данное дело об административном правонарушении применил закон, ухудшающий положение лица, привлекаемого к административной ответственности. Отклоняя доводы защиты об истечении срока давности сослался на ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ (редакции федерального закона от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 18.07.2019 г.)) - если ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения. Указав, что срок привлечения к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств составляет два года (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении - лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действующего во время совершения административного правонарушения. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение, либо иным образом ухудшающий положения лица, обратной силы не имеет.

Таким образом, по состоянию на дату последнего инкриминируемого ФИО1 правонарушения, а именно 18.12.2018 года, действовал федеральный закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 18.07.2019 г.), в силу которого, что за административное правонарушение, влекущее применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения. Следовательно, постановление Мирового судьи Судебного участка № 52 по Алданскому району РС (Я) № 5-616/52-2019 от 19.12.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, принятое в отношении директора МКУ «Центр Семейного устройства для детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации», ФИО1, за пределами годичного срока, следовательно, дело подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу жалобу представителя, лица привлекаемого к административной ответственности ФИО1 - адвоката Мироновой А.Ю. удовлетворить. Постановление Мирового судьи Судебного участка № 52 по Алданскому району РС (Я) № 5-616/52-2019 от 19.12.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, в отношении директора МКУ «Центр Семейного устройства для детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, - отменить, производство по делу прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за истечением сроков давности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление Мирового судьи Судебного участка № 52 по Алданскому району РС (Я) № 5-616/52-2019 от 19.12.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МКУ «Центр Семейного устройства для детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, - отменить, производство по делу прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в соответствии со статьями 30.12 -30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья И.А. Сверидюк