ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-43/20 от 24.01.2019 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 12-43/2020

УИД 76RS0024-01-2019-003705-22

Р Е Ш Е Н И Е

29 января 2020 года г. Ярославль

Судья Кировского районного суда г. Ярославля Логвинова Е.С.,

при секретаре Конаевой Е.А.,

рассмотрев жалобу Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области на постановление №06/19-ОД от 03.10.2019 года государственного инспектора Центрального УГРН Ространснадзора ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, <данные изъяты>,

у с т а н о в и л:

Постановлением №06/19-ОД государственного инспектора Центрального УГРН Ространснадзора ФИО1 от 03.10.2019 года Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Согласно указанному постановлению административное правонарушение выразилось в следующем. В период с 26.08.2019 года по 13.09.2019 года согласно Приказа Врио заместителя начальника Центрального УГРН Ространснадзора от 26.08.2019 года №101/1-о/д было проведено расследование транспортного происшествия, произошедшего 25.08.2019 года с плавучим объектом <данные изъяты><адрес>. При проведении расследования установлено, что транспортное происшествие (далее – авария) произошло в акватории причального гидротехнического сооружения. Собственник сооружения неизвестен.

Сооружение, расположенное у <адрес>. Сооружение представляет собой вертикальные стальные сваи из труб диаметром более 1 метра, заполненные бетоном, в количестве 6 штук. Считая сверху по течению реки первая и вторая свая соединены между собой ростверком из стальной трубы диаметром до полуметра. Четвертая и пятая сваи соединены между собой ростверком из стальной конструкции швеллерного типа. Расстояние между первой и второй сваями около 11 метров, между второй и третей сваями около 11,7метров, между третей и четвертой сваями около 11,7 метра, между четвертой и пятой сваями около 9,5 метров, между пятой и шестой сваями около 10 метров. Вторая, третья и пятая сваи оборудованы швартовыми кнехтами: вторая свая двухтумбовым крестовым литым кнехтом с фундаментом; третья свая двухтумбовым прямым сварным врезным кнехтом; пятая свая двухтумбовым прямым литым кнехтом с фундаментом. На ростверке между первой и второй сваей, а также на четвертой свае имеется отбойное устройство из старогодной автопокрышки для грузового автомобиля. Учитывая изложенное, данная конструкция предназначена для швартовки и стоянки судов.

Река Волга в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 19.12.2002 года №1800-р «Об утверждении перечня внутренних водных путей Российской Федерации от пристани Колхозник (459,0 км водного пути) до остановочного пункта Стрелецкое является внутренним водным путем, водным объектом общего пользования и используется для целей внутреннего водного транспорта в соответствии с п.4.1 ст.11 Федерального закона от 03.06ю2006 года №47-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации».

Сооружение, расположенное у левого берега Волги на 524,8 км. водного пути имеет признаки причального гидротехнического сооружения, так как предназначено для использования водного ресурса в виде стоянки судов.

В соответствии с параграфом 10 ст.5 Федерального закона от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений обеспечивают капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых не известен либо от прав собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территориях субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.6 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечения безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), а также гидротехнического сооружения, которое не имеется собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.199 года №237 (далее – Положение о безопасности бесхозяйных ГТС), обеспечение безопасности (капитальный ремонт, консервация и (или) ликвидация) гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого расположено это гидротехническое сооружение.

В соответствии с Положением о Департаменте охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, утв. постановлением Администрации Ярославской области от 20.03.2007 года №95, Департамент является органом исполнительной власти Ярославской области и выполняет функции по обеспечению капитального ремонта, консервацию и ликвидацию гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территории Ярославской области.

Также в ходе расследования дела об административном правонарушении установлено, что орган местного самоуправления, на территории которого находится гидротехническое сооружение, в соответствии с требованиями пункта 5 Положения о безопасности бесхозяйных ГТС уведомил Правительство Ярославской области письмом от 31.08.2018 года №01-07/10094 «О выявлении гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника», в котором п.6 указано рассматриваемое гидротехническое сооружение.

В ходе расследования транспортного происшествия при опросе должностного лица департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области – заместителя директора департамента – председателя комитета природных ресурсов и экологии ФИО 1 установлено, что мероприятий по обеспечению безопасности причального гидротехнического сооружения не проводилось.

Таким образом, Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, являясь органом исполнительной власти Ярославской области обеспечивающим капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территории Ярославской области, не разработал и не согласовал с органом государственного надзора в области гидротехнических сооружений (Центральное УГРН Ространснадзора) План мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения собственник которого не известен, тем самым не выполнил требования Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечения безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), а также гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, чем нарушил требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством Российской Федерации.

Постановление обжаловано защитником Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области ФИО2, действующим по доверенности. В обоснование доводов жалобы указано, что согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Федеральный закон № 117-ФЗ) его положения распространяются на гидротехнические сооружения, которые указаны в ст. 3 данного Федерального закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

В ст. 3 Федерального закона № 117-ФЗ поименованы гидротехнические сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. Согласно положениям Водного кодекса РФ под водными ресурсами понимаются поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы. Под использованием водных объектов (водопользованием) понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц в порядке и по основаниям, установленным ВК РФ.

Административным органом не учтено, что использование поверхностных водных объектов для целей внутреннего водного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством области внутреннего водного транспорта Российской Федерации, законодательством Российской Федерации в области торгового мореплавания и законодательством о морских портах (ст. 47 ВК РФ). Таким образом, правоотношения по использованию причалов на внутренних водных путях выведено из нормативного регулирования водного законодательства.

Нормативное закрепление термина «причал» как гидротехнического сооружения содержится в Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Причальные гидротехнические сооружения предназначены для посадки пассажиров на суда и высадки их с судов, а также для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания и находятся на внутренних водных путях. В статье 3 Федерального закона №117-ФЗ причальные гидротехнические сооружения не упомянуты, и не подпадают под регулирование данного Федерального закона, поскольку они не предназначены для использования водных ресурсов в контексте ВК РФ их эксплуатация не направлена на предотвращение негативного воздействия вод и жидких отходов.Соответственно, полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, закрепленные в статье 5 Федерального закона № 117-ФЗ, в том числе по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также капитального ремонта, консервации, ликвидации гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территории субъектов Российской Федерации, на причальные гидротехнические сооружения не распространяются.

Кроме того, исходя из содержания п. 2.2 и нп. 3.1.2.6 Положения о департаменте, утверждённого постановлением Администрации области от 20.03.2007 № 95, департамент осуществляет функции по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Ярославской области, а также капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территории Ярославской области, при исполнении полномочий по государственному регулированию отношений по использованию и охране водных объектов на территории Ярославской области. При этом вопросы использования водных объектов регламентированы ВК РФ и представляют собой совокупность административных функций государственного органа по предоставлению права пользования водными объектами на основании договоров или решений. Таким образом, департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области осуществляет регулирование в отношении гидротехнических сооружений при использовании водных объектов и проведении природоохранных мероприятий, направленных именно на обеспечение защищенности населения и объектов, а также регулирует правоотношения в части легитимного использования водных ресурсов в соответствии с требованиями водного законодательства. В материалах административного дела отсутствуют сведения о признании рассматриваемого причального сооружения бесхозяйным в соответствии с положениями ст. 225 ГК РФ. Спорное гидротехническое сооружение не признано бесхозяйным в установленном порядке. Также по результатам расследования транспорта происшествия установлено, что повреждение плавучего объекта получено в результате столкновения не с гидротехническим сооружением, а с затопленным понтоном, который не является составной частью причалы гидротехнического сооружения.

В жалобе просили Постановление № 06/19-ОД от 03.10.2019 года по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

В судебном заседании защитники Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области по доверенностям ФИО2, ФИО3 доводы жалобы поддержали в полном объеме. Дополнительно пояснили, что в постановлении по делу об административном правонарушении отсутствуют сведения о дате и времени совершения административного правонарушения.

Государственный инспектор Центрального УГРН Ространснадзор ФИО1 в судебном заседании против доводов жалобы возражал, дал пояснения согласно письменной позиции, приобщенной к материалам дела.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судья считает, что не имеется оснований для удовлетворения жалобы и изменения постановления.

В соответствии со ст.9.2 КоАП РФ нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с абз.9 ст.5 Федерального закона от 21.07.1997 года №117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений обеспечивают безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территориях субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 21.07.1997 года №117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

Согласно ст.1 Федерального закона от 21.07.1997 года №117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" настоящий Федеральный закон распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 настоящего Федерального закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 года №117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Следовательно, для применения Федерального закона от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" к конкретным правоотношениям необходимо наличие совокупности условий - соответствие объекта признакам гидротехнического сооружения (его предназначение для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов) и возможность возникновения чрезвычайной ситуации в результате его повреждения.

Таким образом, следуя системному толкованию ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 года №117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - перечисленные в статье объекты, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.

Причальные сооружения прямо не указаны в данной статье и, исходя из буквального толкования закона, не могут быть отнесены к объектам, в контексте данной статьи, предназначенным для использования водных ресурсов и предотвращающим вредное воздействие вод и жидких отходов.

Согласно п.9 «Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта», утв. Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 года №623, «причальное сооружение» - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов.

При таком положении оснований для применения Федерального закона от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" к рассматриваемым правоотношениям не имеется.

Кроме того, в данном случае возможность возникновения чрезвычайной ситуации в результате повреждения вышеуказанного причального гидросооружения, а также его предназначение, в частности, для предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, своего подтверждения в представленных материалах не нашли.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, с вынесенным №06/19-ОД от 03.10.2019 года государственного инспектора Центрального УГРН Ространснадзора ФИО1 о привлечении Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области к административной ответственности по ст. 9.2 КоАП РФ, согласиться нельзя, данное постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению в связи с отсутствием в действиях юридического лица Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области состава правонарушения, предусмотренного ст. 9.2 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд

р е ш и л :

Постановление №06/19-ОД от 03.10.2019 года государственного инспектора Центрального УГРН Ространснадзора ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 760401001, - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.2 КоАП РФ, в отношении Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области - прекратить по основанию п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Е.С.Логвинова