ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-43/20 от 25.01.2019 Тюменского областного суда (Тюменская область)

72RS0025-01-2019-012144-69

Дело 12-43/2020

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень

11 марта 2020 года

Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 – в лице защитника Константинова Д.В. на постановление судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 24 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1,

установил:

В протоколе об административном правонарушении, составленном старшим уполномоченным отдела административных расследований Тюменской таможни № 105300-668/2019 от 07.11.2019 г. содержится указание на то, что 25.09.2019 г. было выявлено административное правонарушение, совершённое индивидуальным предпринимателем ФИО1 (далее по тексту также – ИП ФИО1), ответственность за которое предусмотрено частью 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ) в форме бездействия, выразившееся в не декларировании по установленной форме товаров, подлежащих обязательному декларированию - автомобиля «HONDA CR-V», <.......>. Место выявления (пресечения) административного правонарушения - Тюменский таможенный пост Тюменской таможни <...>.

Постановлением судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 24 января 2020 года ИП ФИО1 привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 ст. 16.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде конфискации предмета административного правонарушения.

С данным постановлением не согласна ИП ФИО1 в лице защитника Константинова Д.В., который в жалобе в вышестоящий суд просит постановление судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 24 января 2020 года отменить и прекратить производство по делу, указывая, что при вынесении оспариваемого постановления были нарушены нормы материального и процессуального права.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ИП ФИО1, извещённая о времени и месте рассмотрения жалобы телеграммой, полученной ею лично 05.03.2020 г., а также её защитники Константинов Д.В. и Григорьев Д.Ю. в судебное заседание не явились, поступившее 11.03.2020 г. ходатайство Константинова Д.В. об отложении рассмотрения дела и о назначении рассмотрения дела с использованием систем видео-конференц-связи определением от 11.03.2020 г. оставлено без удовлетворения.

Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав представителя Тюменской таможни ФИО2, просившего в удовлетворении жалобы ИП ФИО1 отказать, нахожу постановление судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 24 января 2020 года отмене либо изменению не подлежащим по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 ст. 16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Из примечания к статье 16.1 КоАП РФ следует, что за административные правонарушения, предусмотренные главой 16 указанного Кодекса, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Как правильно установлено судьёй районного суда, 09.10.2019 г. в г. Тюмени сотрудниками ГИБДД был остановлен автомобиль «HONDA CR-V», <.......>, находившийся под управлением водителя Ф.

Из показаний гражданина России Ф. от 10.10.2019 г., следует, что транспортное средство - легковой автомобиль марки HONDA CR-V, <.......>, принадлежит, как это следует из свидетельства о регистрации, обществу с ограниченной ответственностью «ТАМИКО», расположенному по адресу: ул. Колхидская, д. 3, г. Гагра, Р. Абхазия. Между ИП ФИО1 и ООО «Тамико» заключен договор аренды данного транспортного средства без экипажа с физическим лицом от 12.09.2019 г. №79/19-РА. Соглашения по отчуждению (продаже) указанного автомобиля между Ф. и ИП ФИО1 не заключались, только трудовой договор № 090/19-HF от 12.09.2019 г., на основании которого, а также путевого листа от 17.09.2019 г. №100 в его распоряжении оказался данный автомобиль, на котором он был 17.09.2019 г. направлен ИП ФИО1 в Российскую Федерацию в командировку по маршруту Гагра - Адлер - Сочи - Джубга - Краснодар - Ростов на Дону - Саратов - Самара - УФА - Челябинск-Тюмень-Омск-Новосибирск-Томск, по федеральным трассам с остановками для сна и отдыха. Однако он, заехав в г. Севастополь и пробыв там несколько дней в связи с ремонтом транспортного средства, доехал лишь до г. Тюмени, где его 09.10.2019 г. остановили сотрудники ГИБДД Дальше маршрут осуществить не смог, и добровольного согласился проехать на Тюменский таможенный пост Тюменской таможни для дачи разъяснений по автомобилю, зарегистрированному в Р. Абхазия. Вышеуказанный автомобиль на таможенную территорию Евразийского экономического союза перемещен им 17.09.2019 г. через МАПП Адлер Сочинской таможни по таможенной декларации на данное транспортное средство, срок временного ввоза в которой был указан до 24.09.2019 г. Ему известно о том, что временно ввезенные транспортные средства международной перевозки до истечения срока, установленного (продленного) в соответствии со статьей 274 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее по тексту также – ТК ЕАЭС), подлежат обратному вывозу с таможенной территории ЕАЭС либо помещению под таможенные процедуры, применимые к иностранным товарам, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита. Причина невывоза с таможенной территории ЕАЭС данного автомобиля HONDA CR-V, государственный номер Р. Абхазия 0452АА АВН, заключается в том, что он не обратил внимания на срок вывоза, полагая, что срок вывоза истекает 24.10.2019 г., а не 24.09.2019 г.

В соответствии с нормами ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (пункт 1 части 1); поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (пункт 2 части 1). Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (часть 3).

Старшим уполномоченным отдела административных расследований Тюменской таможни определением от 14.10.2019 г. в отношении ИП ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования, о чём ИП ФИО1 была уведомлена 18.10.2019 г. посредством электронной почты.

В соответствии со статьёй 2 ТК ЕАЭС, «декларант» - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары, а «таможенное декларирование» - заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

Согласно подпункта 3 пункта 1 ст. 2 ТК ЕАЭС, под ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС понимается совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.

Товары, прибывшие на таможенную территорию союза, в соответствии с абзацем 1 пунктом 1 ст. 104 ТК ЕАЭС подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру.

В соответствии с пунктом 3 ст. 105 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, используется декларация на товары.

На основании пункта 1 ст. 109 ТК ЕАЭС таможенная декларация подается таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании регистрировать таможенные декларации.

Согласно пункту 8 ст. 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Пунктом 3 ст. 274 ТК ЕАЭС установлено, что временно ввезенные транспортные средства международной перевозки до истечения срока, установленного (продленного) в соответствии со статьей 274 настоящего Кодекса, подлежат обратному вывозу с таможенной территории Союза либо помещению под таможенные процедуры, применимые к иностранным товарам, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.

В соответствии с пунктом 3 ст. 273 ТК ЕАЭС, временно ввезенные транспортные средства международной перевозки до истечения срока, установленного (продленного) в соответствии со статьей 274 настоящего Кодекса, подлежат обратному вывозу с таможенной территории Союза либо помещению под таможенные процедуры, применимые к иностранным товарам, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита (абзац 1). После помещения временно ввезенных транспортных средств международной перевозки под таможенные процедуры такие транспортные средства международной перевозки используются на таможенной территории Союза в соответствии с заявленной таможенной процедурой и положения настоящей главы к ним не применяются.

Статьёй 128 ТК ЕАЭС предусмотрено, что лица, указанные в статье 83 данного Кодекса, вправе выбрать таможенную процедуру, предусмотренную настоящим Кодексом, путем ее заявления при таможенном декларировании товаров, либо при заявлении товаров к выпуску до подачи декларации на товары, либо путем ввоза товаров на территорию портовой СЭЗ или логистической СЭЗ (пункт 1).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 83 ТК ЕАЭС, декларантом товаров, помещаемых под таможенные процедуры, может выступать иностранное лицо, имеющее право владения и пользования товарами, если товары перемещаются через таможенную границу Союза не в рамках сделки между иностранным лицом и лицом государства-члена, - при заявлении таможенной процедуры таможенного склада, таможенной процедуры временного ввоза (допуска), таможенной процедуры реэкспорта, специальной таможенной процедуры.

Из таможенной декларации на транспортное средство регистрационный номер 10318020/170919/В00158533, спецэтикета на обратной стороне декларации №10318020/170919/В0575712, следует, что транспортное средство «HONDA CR-V», <.......>, временно ввезено 17.09.2019 г. через таможенный пост МАПП Адлер Сочинской таможни гражданином России Ф., со сроком его временного ввоза до 24.09.2019 г. В пункте 4 таможенной декларации указано, что лицом, осуществляющим перевозку указанного транспортного средства, является ИП ФИО1 юридический адрес которой: <.......>, а лицом, ответственным за использование данного транспортного средства является Ф. Пунктом 11 декларации предусмотрено, что целью ввоза является начало международной перевозки пассажиров, грузов и (или) багажа на таможенной территории.

Таким образом, декларантом транспортного средства международной перевозки «HONDA CR-V», <.......> является ИП ФИО1, заявившая временный ввоз указанного транспортного средства, у которой возникла обязанность по помещению данного транспортного средства международной перевозки под таможенные процедуры, либо по его вывозу с таможенной территории до истечения срока его временного ввоза, что ею выполнено не было.

В соответствии с пунктом 2 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант обязан: 1) произвести таможенное декларирование товаров; 2) представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; 3) предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; 4) уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом; 5) соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры; 6) выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.

Пунктом 3 ст. 84 ТК ЕАЭС предусмотрено, что декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.

В ходе проведения административного расследования должностными лицами Тюменской таможни был совершён ряд процессуальных действий, в частности, произведен опрос: в качестве свидетеля старшего государственного таможенного инспектора А., на основании служебного поручения от 14.10.2019 г., а также соответствующего запроса получены: таможенная декларация на автомобиль «HONDA CR-V», <.......>; копия паспорта лица, осуществившего ввоз указанного транспортного средства - Ф.; копия водительского удостоверения Ф.; копия командировочного удостоверения № 100 от 17.09.2019 г.; оригинал свидетельства о регистрации транспортного средства <.......>; копия путевого листа легкового автомобиля АВ № 100 от 17.09.2019 г.; копия договора аренды транспортного средства без экипажа между ООО «ТАМИКО» и ИП ФИО1 от 12.09.2019 г.; копия договора перевозки пассажира от 15.09.2019 г. между ИП ФИО1 и Н.; копия свидетельства о регистрации по месту пребывания; свидетельства <.......> о постановке ИП ФИО1 на учет в налоговом органе; копии трудового договора с водителем легкового автомобиля № 090/19-РА между ИП ФИО1 и Ф., согласно которому Ф. принимается водителем автомобиля «HONDA CR-V», <.......>.

Определением старшего уполномоченного отдела административных расследований Тюменской таможни от 18.10.2019 г. назначена товароведческая экспертиза транспортного средства международной перевозки автомобиля «HONDA CR-V», <.......>, по вопросу об определении свободной рыночной стоимости товара на российском рынке по состоянию на 25.09.2019 г. О необходимости явки на Тюменскую таможню для ознакомления с данным определением ИП ФИО1 уведомлена телеграммой, полученной ею 16.10.2019 г. Указанное определение было направлено ИП ФИО1 21.10.2019 г.

В соответствии с заключением эксперта от 13.11.2019 г. № 12407004/0038524 свободная (рыночная) стоимость автомобиля «HONDA CR-V», <.......> на российском рынке, по состоянию на 25.09.2019 г. составляет 299 130,32 рублей.

О необходимости явки 07.11.2019 г. для участия в составлении протокола об административном правонарушении ИП ФИО1 уведомлена 17.09.2019 г. телеграммой, полученной ею 18.10.2019 г.

Согласно части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данным Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.

В силу части 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 и 6.2 этой статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Приказом Федеральной таможенной службы России от 02.12.2014 г. № 2344 утвержден перечень должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и осуществлять административное задержание, в который, согласно пункту 3.4 включены следующие должности «старший оперуполномоченный, старший уполномоченный, старший инспектор, старший государственный таможенный инспектор».

При таких обстоятельствах дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 16.2 КоАП РФ, в отношении ИП ФИО1 возбуждено с назначением административного расследования и протокол об административном правонарушении № 105300-668/2019 от 07.11.2019 г. составлен надлежащими должностными лицами Тюменской таможни.

Копия вышеуказанного протокола об административном правонарушении № 105300-668/2019 от 07.11.2020 г., а также определение о назначении на 20.11.2019 г. времени и места рассмотрения дела были 08.11.2019 г направлены ИП ФИО1 и её защитнику Константинову Д.В.

Частью 1 статьи 23.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что таможенный орган рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьёй 16.2 указанного Кодекса.

В соответствии с частью 2 ст. 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, ст. 16.2 указанного Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

В силу требований ст. 3.7 КоАП РФ, Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей (часть 1). Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 настоящего Кодекса (часть 4).

Таким образом, поскольку часть 1 ст. 16.2 КоАП РФ предусматривает возможность назначения административного наказания в виде конфискации предметов административного правонарушения, дело об административном правонарушении, предусмотренном данной нормой, в отношении ИП ФИО1 обоснованно должностным лицом Тюменской таможни определением от 20.11.2019 г. передано для рассмотрения по существу в Центральный районный суд г. Тюмени и правомерно рассмотрено данным судом, поскольку в силу требований части 2 ст. 29.5 КоАП РФ, дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Нахожу, что судья районного суда на основании соответствующей требованиям ст. 26.11 КоАП РФ оценки имеющихся в материалах дела вышеуказанных доказательств, пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях ИП ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и о назначении ей, с учётом приведённых требований части 4 ст. 3.7, а также ст. 4.1 указанного Кодекса и характера совершённого административного правонарушения, административного наказания в виде конфискации предмета административного правонарушения, что соответствует санкции данной статьи. При этом вывод судьи районного суда об отсутствии оснований к квалификации данного административного правонарушения по ст. 16.18 КоАП РФ и в отношении иных лиц, является правильным.

При таких обстоятельствах, учитывая, что обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу, не установлено, нахожу, что существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих отмену вынесенного по делу судьёй районного суда постановления, не допущено, имеющимся в деле доказательствам судьёй районного суда дана соответствующая оценка, в результате которой судья пришёл к правомерному выводу о наличии в действиях ИП ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 16.2 КоАП РФ, наказание лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, назначено в порядке, определяемом КоАП РФ, в соответствии с установленной частью 1 ст. 16.2 указанного Кодекса санкцией, оснований к отмене постановления судьи районного суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 24 января 2020 года в отношении ИП ФИО1 оставить без изменения, жалобу ИП ФИО1, поданную защитником Константиновым Д.В., оставить без удовлетворения.

Судья Тюменского областного суда

А.Р. Глушко