Судья Диденко Д.М. Дело № 5-130/2015
№ 12-43/2015
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Магаданского областного суда Бирючкова О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника ОАР Магаданской таможни Р. на постановление судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 29 апреля 2015 года, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении
юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Тихоокеанская рыбопромышленная компания», расположенного по адресу: <адрес>
с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1,
при секретаре судебного заседания Ширдармаевой Э.Д.,
У С Т А Н О В И Л А:
Постановлением судьи Магаданского городского суда от 29 апреля 2015 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Тихоокеанская рыбопромышленная компания» (далее - ООО «Тихрыбком», Общество) по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением судьи, начальник ОАР Магаданской таможни Р. наделенный в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полномочиями составлять протокол об административном правонарушении, подал жалобу в Магаданский областной суд, в которой просит отменить постановление, считая его незаконным, возвратить дело на новое рассмотрение судье Магаданского городского суда.
Полагает необоснованным вывод судьи о том, что крабовые ловушки являются судовым снаряжением рыболовного судна КП <.......> в связи с чем ООО «Тихрыбком» не обязано было указывать сведения о них в таможенной декларации.
Отмечает, что порядок прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза установлен пунктами 1, 3 статьи 150, статьей 151, пунктами 1, 2 статьи 156 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) и каких-либо исключений из данного порядка, обусловленного тем или иным статусом товара для таможенных целей, нормами таможенного законодательства Таможенного союза и иными нормативными актами (в том числе международными договорами и законодательством Российской Федерации) не предусмотрено.
Считает, что крабовые ловушки, являющиеся предметом административного правонарушения, могли быть ввезены на таможенную территорию Таможенного союза не иначе, как через определенное в соответствии с законодательством Российской Федерации место прибытия - пункт пропуска порт Магадан.
Полагает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 4 ТК ТС с момента вывоза крабовых ловушек с таможенной территории они являются иностранным товаром и на них распространяется предусмотренный данной нормой порядок прибытия на таможенную территорию, как и на любые другие иностранные товары.
Указывает, что рыночная стоимость крабовых ловушек определена на основании товароведческой стоимостной экспертизы. При наличии сомнений в полноте и объективности проведенного исследования судья был вправе отложить рассмотрение дела и провести дополнительную либо повторную экспертизу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
Часть 3 данной статьи предусматривает, что товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
Местами перемещения товаров через таможенную границу, в соответствии со статьей 151 ТК ТС, являются пункты пропуска через государственные (таможенные) границы государств - членов таможенного союза либо иные места, определенные законодательством государств - членов таможенного союза.
Прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу (далее - места прибытия) и во время работы таможенных органов в этих местах (часть 1 стати 156 ТК ТС).
Нарушение порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств международной перевозки на таможенную территорию Таможенного союза путем их ввоза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза либо иных установленных законодательством государств - членов Таможенного союза мест или вне времени работы таможенных органов либо совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы Таможенного союза товарами и (или) транспортными средствами международной перевозки при их убытии с таможенной территории Таможенного союза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза либо иных установленных законодательством государств - членов Таможенного союза мест или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа, образует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как установлено судьей и подтверждается материалами дела, 01 июня 2014 года рыбопромысловое морское судно КП <.......> принадлежащее ООО «Тихрыбком», пересекло линию Государственной границы, вошло на таможенную территорию таможенного союза из порта Пусан и проследовало в порт Магадан, где 02 июня 2014 года администрацией судна в Магаданскую таможню были предоставлены документы: генеральная декларация №..., грузовая декларация, спецификация судовых припасов, судовая роль, свидетельство о праве собственности на судно, свидетельство о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации.
В представленных документах отсутствовали сведения об орудиях лова крабовых ловушках, которые в ходе проведения таможенного осмотра на судне не обнаружены.
06 июня 2014 года ООО «Тихрыбком» получило разрешение Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Магаданской области на неоднократное пересечение судном КП <.......> государственной границы Российской Федерации (серия №...№... сроком действия с 06 по 27 июня 2014 года, с 01 по 02 октября 2014 года и с 01 ноября по 31 декабря 2014 года).
На основании данного разрешения судно без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля вышло из порта Магадан и 07 июня 2014 года и покинуло таможенную территорию Таможенного союза.
19 июня 2014 года судно КП «Вестерн Энтерпрайс» осуществляло промысловую деятельность с крабовыми ловушками в количестве <.......> штук, поднятыми за пределами Таможенного союза в период с 19 час. 50 мин. по 22 час. 15 мин. 19 июня 2014 года (порядок № 22).
20 июня 2014 года судно КП «Вестерн Энтерпрайс» осуществляло промысловую деятельность с крабовыми ловушками в количестве <.......> штук, поднятыми за пределами Таможенного союза в период с 00 час. 25 мин. по 02 час. 50 мин. 20 июня 2014 года (порядок № 23).
После чего 20 июня 2014 года судно КП <.......> прибыло на таможенную территорию Таможенного союза без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля, войдя в территориальное море Российской Федерации в 03 час. 47 мин. в координатах 58 градусов 43" 03” с.ш., 153 градусов 03 09” в.д., где продолжило промысловую деятельность по добыче краба в территориальном море Российской Федерации.
Магаданская таможня составила протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Тихрыбком», полагая, что при ввозе на территорию Таможенного союза крабовых ловушек для осуществления промысловой деятельности Общество ввезло товар, минуя место перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья исходил из того, что деятельность судна КП <.......> напрямую связана с выловом и обработкой морских биоресурсов, в связи с чем невозможна нормальная эксплуатация рыболовного судна без наличия орудий лова, поэтому крабовые ловушки являются судовым снаряжением, а действиями ООО «Тихрыбком» правила прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза не нарушены.
Прибытие товаров на таможенную территорию Таможенного союза в соответствии с разделом 4 ТК ТС относится к операции, предшествующей подаче таможенной декларации.
Подпунктом 35 пункта 1 статьи 4 ТК ТС определено, что товар - это любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.
В соответствии с подпунктом 39 данной нормы транспортные средства - это категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единица железнодорожного подвижного состава) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами.
Согласно подпункту 40 пункта 1 статьи 4 ТК ТС транспортными средствами международной перевозки являются транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.
Порядок перемещения транспортных средств международной перевозки при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа урегулирован положениями главы 48 ТК ТС, которые согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 340 названного Кодекса применяются также в отношении водных судов.
Согласно положениям части 1 и части 2 статьи 350 ТК ТС, распространяющимся в силу пункта 1 части 2 статьи 340 ТК ТС и на водные суда, использующиеся для рыболовства, таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется при временном ввозе на таможенную территорию Таможенного союза транспортных средств международной перевозки и вывозе таких временно ввезенных транспортных средств с такой территории, а также при временном вывозе с таможенной территории Таможенного союза транспортных средств международной перевозки и ввозе таких временно вывезенных транспортных средств международной перевозки на такую территорию путем подачи перевозчиком таможенному органу таможенной декларации на транспортное средство.
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 350 ТК ТС, если запасные части и оборудование перемещаются через таможенную границу одновременно с транспортным средством международной перевозки в соответствии со статьей 349 ТК ТС, допускается заявление сведений о них в таможенной декларации на транспортное средство.
В качестве таможенной декларации на транспортное средство применяются стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами в области транспорта, участниками которых являются государства - члены Таможенного союза, если в них содержатся сведения о транспортном средстве международной перевозки, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, цели ввоза (вывоза) транспортного средства международной перевозки и (или) наименовании запасных частей и оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации транспортного средства международной перевозки, указанные в статье 159 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта.
Если в представленных стандартных документах перевозчика не содержатся все необходимые сведения, таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется путем представления таможенной декларации на транспортное средство установленной формы. При этом представленные стандартные документы перевозчика рассматриваются как неотъемлемая часть таможенной декларации на транспортное средство.
Указание в такой декларации сведений о предметах материально-технического снабжения и снаряжения, находящихся на судне и перемещаемых вместе с ним, таможенным законодательством не предусмотрено.
В силу Лондонской конвенции по облегчению международного морского судоходства от 09 апреля 1965 года (участница - Российская Федерация) (далее - Конвенция), не являются грузом судовые припасы, снаряжение.
Понятие судового снаряжения дано в приложении к Конвенции, из раздела 1 которой следует, что предметы, находящиеся и предназначенные для использования на судне, которые являются движимыми, но не имеют потребительского характера, включая такие принадлежности судна, как спасательные шлюпки, спасательные средства, мебель и непосредственно судовое снаряжение, а также иные подобные предметы относятся к судовому снаряжению.
Аналогичное понятие судового снаряжения содержится в Положении о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами, утвержденном приказом ГТК РФ от 12 сентября 2011 года № 892.
Таким образом, морское судно, как транспортное средство, и находящееся на нем снаряжение охватываются понятием транспортного средства международной перевозки.
Как следует из материалов дела, рыбопромысловое морское судно КП <.......> прибыло на территорию Таможенного союза 02 июня 2014 года и в этот же день оформлено по генеральной декларации (декларации на транспортное средство).
Таким образом, порядок прибытия судна КП <.......> на территорию таможенного союза был соблюден.
Указанное судно, принадлежащее ООО «Тихрыбком», имело разрешение на вылов биоресурсов, в соответствие с которым вело промысел краба с помощью крабовых ловушек.
Следовательно, спорные ловушки для указанного судна являются судовым снаряжением в значении, установленным разделом № 1 приложения № 3 к Конвенции.
Таким образом, вывод судьи о том, что перемещение на судне ловушек в процессе осуществления промысловой деятельности не образует самостоятельного перемещения отдельного товара, подлежащего таможенному декларированию, а охватывается понятием перемещения судна как транспортного средства международной перевозки с судовым снаряжением, является обоснованным.
Поскольку пересечение таможенной границы 12 июня 2014 года данным судном произведено на основании имеющегося разрешения на неоднократное пересечение границы, при этом ввезенные на судне крабовые ловушки являются снаряжением данного судна и отдельному декларированию не подлежат, утверждение административного органа о нарушении правил прибытия товаров незаходом судна в место перемещения товаров через таможенную границу - порт Магадан несостоятельно.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В этой связи выводы судьи о том, что административным органом допущены существенные процессуальные нарушения, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлекли нарушение прав лица, привлекаемого к административной ответственности, являются законными и обоснованными.
Крабовые ловушки не были изъяты административным органом при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и на экспертизу не представлялись, что указывает на недопустимость представленного в материалы дела экспертного заключения об определении рыночной стоимости товара - ловушки крабовой, следовательно, административным органом достоверно не определена и документально не подтверждена рыночная стоимость товара, явившегося предметом административного правонарушения, соответственно, недостоверно определен размер административного штрафа.
При таком положении судья пришел к правомерному выводу об отсутствии в действиях ООО «Тихрыбком» состава вменяемого ему правонарушения и прекратил производство по делу об административном правонарушении.
Доводы жалобы должностного лица Магаданской таможни не влияют на вывод о законности оспариваемого решения, поскольку направлены на иное, неправильное толкование норм материального и процессуального права и переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судьей в полном соответствии с правилами статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а потому не могут служить основанием для отмены обжалуемого постановления судьи.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Магаданского областного суда
Р Е Ш И Л А:
постановление судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 29 апреля 2015 года, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Тихоокеанская рыбопромышленная компания» оставить без изменения, жалобу начальника ОАР Магаданской таможни Р. - без удовлетворения.
Решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, указанными в статьях 25.1-25.5.1 настоящего Кодекса, должностным лицом, направившим это дело на рассмотрение судье, либо опротестовано прокурором.
Судья Магаданского областного суда О.А. Бирючкова