Дело № 12-43/2016, № 12-45/206
РЕШЕНИЕ
01 июня 2016 года г. Пласт Челябинской области
Судья Пластского городского суда Челябинской области Данилкина А.Л., при секретаре Шестериной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дела № 12-43/2016, № 12-45/2016 об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении закрытого акционерного общества «Южуралавтобан», по жалобам закрытого акционерного общества «Южуралавтобан» на постановления старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ ЗАО «Южуралавтобан» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Постановлением старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ ЗАО «Южуралавтобан» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.
В жалобах, поданных в суд, заявитель просит об отмене постановлений, в связи с отсутствием в действиях ЗАО «Южуралавтобан» состава административного правонарушения. В обоснование жалоб указано, что по делу не было проведено административное расследование в полном объеме, не установлено, кто фактически является пользователем транспортных средств, являются ли водители транспортных средств работниками ЗАО «Южуралавтобан», какое должностное лицо выдало им наряд задание на осуществление движения или стоянки в границах особо охраняемой природной территории. Указывает, что в соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ субаренды строительной и иной спецтехники транспортных средств (без экипажа, без предоставления услуг по управлению и эксплуатации), заключенному между ЗАО «Южуралавтобан» (арендатором) и ООО «Пластовское ДРСУ» (субарендатор), а также спецификации транспортные средства переданы ООО «Пластовское ДРСУ» в субаренду. Согласно спецификации к субарендатору переходят все риски и ответственность в отношении полученных транспортных средств с момента подписания акта о передаче ТС. Акт приема-передачи погрузчика подписан ДД.ММ.ГГГГ, бульдозера – ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени договоры не расторгнуты. Считает, что транспортные средства используются в производственной деятельности ООО «Пластовское ДРСУ». ЗАО «Южуралавтобан» не связано какими-либо обязательствами с производственной деятельностью ООО «Пластовское ДРСУ» и не может нести ответственность.
В судебном заседании представитель ЗАО «Южуралавтобан» ФИО2, действующая на основании доверенности, доводы жалоб поддержала по изложенным в них основаниям.
Должностное лицо, составившее протоколы об административных правонарушениях, ведущий специалист по экологии администрации Пластовского муниципального района ФИО3 в суд не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения надлежащим образом.
Должностное лицо, вынесшее постановления по делам административных правонарушениях, - старший государственный инспектор Челябинской области в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения жалоб, считает, что постановления вынесены законно и обоснованно, в действиях ЗАО «Южуралавтобан» имеется состав административных правонарушений.
Заслушав пояснения представителя юридического лица, должностного лица, проверив материалы дел об административных правонарушениях, доводы жалоб, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Нормы ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обязывают при рассмотрении дела определять обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В соответствии со ст. 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Из материалов дел об административных правонарушениях следует, что в ходе проведенного рейдового осмотра начальником участка № 14 ОГУ «Особо охраняемые природные территории Челябинской области» ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ выявлено, что в границах особо охраняемой природной территории Челябинской области Санарского государственного природного комплексного заказника Челябинской области в его юго-западной части водители бульдозера марки SHANTUI, черно-желтого цвета, <данные изъяты>, и погрузчика марки LONKING CDМ855Е, сине-желтого цвета, <данные изъяты><данные изъяты>, осуществляли движение и стоянку вне дорог общего пользования.
Согласно ч.ч. 1, 3, 5 ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
В соответствии с подпунктами 9, 11 и 12-1 пункта 13 Положения о Санарском государственном природном комплексном заказнике Челябинской области, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 20.03.2008 № 65-П, на территории Заказника запрещается любая деятельность, если она противоречит целям создания заказника или причиняет вред природным комплексам и их компонентам, в том числе: строительство автомобильных стоянок; распашка земель, выемка грунта, нарушение почвенно-растительного слоя, кроме лесохозяйственных и противопожарных мероприятий; движение вне дорог общего пользования механических транспортных средств, за исключением транспорта, используемого при исполнении служебных обязанностей Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области, Главным управлением лесами Челябинской области, областным государственным учреждением «Особо охраняемые природные территории Челябинской области», областным государственным учреждением «Центр пожаротушения и охраны леса Челябинской области».
По результатам рейдового осмотра начальником участка № 14 ОГУ «Особо охраняемые природные территории Челябинской области» ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ были составлены акты обследования (осмотра) №, №, к актам обследования приложены план-схемы участка, где были выявлены нарушения, и фототаблицы.
Указанные акты направлены в администрацию Пластовского муниципального района на рассмотрение. По результатам рассмотрения представленных материалов ведущим специалистом по экологии администрации Пластовского района ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ вынесены определения о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях по ст. 8.39 КоАП РФ №, №, а также составлены протоколы об административных правонарушениях №, № года от ДД.ММ.ГГГГ.
Материалы административных дел были переданы в Министерство экологии Челябинской области для принятия решения по существу.
Постановлением старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ ЗАО «Южуралавтобан» привлечено к административной ответственности по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление транспортными средствами, принадлежащими юридическому лицу, движения и стоянки вне дорог общего пользования на территории Санарского государственного природного комплексного заказника Челябинской области, чем нарушены норм ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и подп. 12-1 п. 13 Положения о Санарском государственном природном комплексном заказнике Челябинской области, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 20.03.2008 № 65-П, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Постановлением старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ ЗАО «Южуралавтобан» привлечено к административной ответственности по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление транспортными средствами, принадлежащими юридическому лицу, движения и стоянки вне дорог общего пользования на территории Санарского государственного природного комплексного заказника Челябинской области, чем нарушены нормы ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и подп. 12-1 п. 13 Положения о Санарском государственном природном комплексном заказнике Челябинской области, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 20.03.2008 № 65-П, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.
Указанные постановления старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды вынесены после исследования всех материалов дела, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями статей 29.7, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются законными и обоснованными.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ЗАО «Южуралавтобан» подтверждены:
актом обследования (осмотра) № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного начальником участка № 14 ОГУ «Особо охраняемые территории Челябинской области», с приложенными к нему планом-схемой и фототаблицей, на которых зафиксировано нахождение на особо охраняемой территории Санарского заказника автомобиля SHANTUI, черно-желтого цвета, №, указано, что аншлаги вдоль границ заказника установлены;
сведениями Управления Гостехнадзора Министерства сельского хозяйства Челябинской области о том, что владельцем автомобиля SHANTUI, черно-желтого цвета, №, является ЗАО «Южуралавтобан»;
актом обследования (осмотра) № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного начальником участка № 14 ОГУ «Особо охраняемые территории Челябинской области», с приложенными к нему планом-схемой и фототаблицей, на которых зафиксировано нахождение на особо охраняемой территории Санарского заказника автомобиля погрузчика марки LONKING CDМ855Е, сине-желтого цвета, <данные изъяты> указано, что аншлаги вдоль границ заказника установлены;
сведениями Управления Гостехнадзора Министерства сельского хозяйства Челябинской области о том, что владельцем погрузчика марки LONKING CDМ855Е, сине-желтого цвета, <данные изъяты> является ЗАО «Южуралавтобан»;
определениями о возбуждении дел об административных правонарушениях №, № го ДД.ММ.ГГГГ;
государственным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области (Государственный заказчик) и ЗАО «Южуралавтобан» (Подрядчик) на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области (2 зона), согласно приложению № 2 к государственному контракту в перечне автомобильных дорог указан и участок дороги «Южноуральск-Магнитогорск» (Нижнеусцелемово-Кидыш-Степное), где располагаются границы Санарского заказника. Согласно условиям государственного контракта Подрядчик несет ответственность перед Государственным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение работ, выполнение которых поручено Подрядчиком Субподрядчику;
договором подряда № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ЗАО «Южуралавтобан» и ООО «Пластовское ДРСУ» на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области (2 зона) во исполнение Государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ;
договором № безвозмездного срочного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Степнинского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области в лице главы и ЗАО «Южуралавтобан», согласно которому администрация предоставила в безвозмездное срочное пользование ЗАО «Южуралавтобан» земельный участок общей площадью 25000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый квартал <данные изъяты>, земельный участок предоставляется во исполнение п. 2 приложения № 5 к Государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно плану земельного участка Санарский заказник находится в границах квартала <данные изъяты>
Доводы жалобы о том, что ЗАО «Южуралавтобан» и ООО «Пластовское ДРСУ» заключен договор субаренды строительной и иной спецтехники, транспортных средств (без экипажа, без предоставления услуг по управлению и эксплуатации) от ДД.ММ.ГГГГ и что актами о приема-передачи транспортные средства переданы в субаренду ООО «Пластовское ДРСУ», а согласно спецификации к субарендатору переходят все риски и ответственность в отношении полученных транспортных средств, являются несостоятельными.
ЗАО «Южуралавтобан» является юридическим лицом, осуществляющим на основании государственного контракта выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области, в том числе участка дорог, которые находятся в районе Санарского заказника, является собственником автомобилей, которые были обнаружены в границах Санарского заказника. Кроме того, на основании договора подряда ООО «Пластовское ДРСУ», обязалось выполнить работы по содержанию автомобильных дорог и сдать работы ЗАО «Южуралавтобан», работы выполняются во исполнение государственного контракта, заключенного ЗАО «Южуралавтобан».
Таким образом, именно ЗАО «Южуралавтобан» является лицом, ответственным за нарушение закона по нахождению техники в границах Санарского государственного природного комплексного заказника Челябинской области, поскольку ООО «Пластовское ДРСУ», являясь подрядчиком, выполняло работы по содержанию автомобильных дорог по заданию ЗАО «Южуралавтобан».
В действиях ЗАО «Южуралавтобан» правильно установлено наличие состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ.
Вместе с тем, в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Таким образом, действия ЗАО «Южуралавтобан», допустившего нахождение и стоянку принадлежащей ему техники – транспортных средств бульдозера SHANTUI, черно-желтого цвета, <данные изъяты> и погрузчика марки LONKING CDМ855Е, сине-желтого цвета, <данные изъяты>, в одно время ДД.ММ.ГГГГ в одном месте – в границах особо охраняемой природной территории Санарского государственного природного комплексного заказника Челябинской области в его юго-западной части, объединены единым умыслом и образуют один состав правонарушения. В связи с чем, наказание за данные правонарушения должно быть назначено в пределах одной санкции.
При таких обстоятельствах постановления старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№, № подлежат изменению путем назначения ЗАО «Южуралавтобан» делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административного наказания в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановления старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№, № вынесенные по делам об административных правонарушения по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении закрытого акционерного общества «Южуралавтобан», изменить и назначить закрытому акционерному обществу «Южуралавтобан» наказание в пределах одной санкции статьи 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
В остальной части вышеуказанные постановления оставить без изменения, жалобы ЗАО «Южуралавтобан» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Челябинской областной суд в течение десяти суток со дня его вручения или получения, с подачей жалобы через Пластский городской суд Челябинской области.
Судья