ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-43/2016 от 01.06.2016 Пластского городского суда (Челябинская область)

Дело № 12-43/2016, № 12-45/206

РЕШЕНИЕ

01 июня 2016 года г. Пласт Челябинской области

Судья Пластского городского суда Челябинской области Данилкина А.Л., при секретаре Шестериной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дела № 12-43/2016, № 12-45/2016 об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении закрытого акционерного общества «Южуралавтобан», по жалобам закрытого акционерного общества «Южуралавтобан» на постановления старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Южуралавтобан» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Постановлением старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Южуралавтобан» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.

В жалобах, поданных в суд, заявитель просит об отмене постановлений, в связи с отсутствием в действиях ЗАО «Южуралавтобан» состава административного правонарушения. В обоснование жалоб указано, что по делу не было проведено административное расследование в полном объеме, не установлено, кто фактически является пользователем транспортных средств, являются ли водители транспортных средств работниками ЗАО «Южуралавтобан», какое должностное лицо выдало им наряд задание на осуществление движения или стоянки в границах особо охраняемой природной территории. Указывает, что в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ субаренды строительной и иной спецтехники транспортных средств (без экипажа, без предоставления услуг по управлению и эксплуатации), заключенному между ЗАО «Южуралавтобан» (арендатором) и ООО «Пластовское ДРСУ» (субарендатор), а также спецификации транспортные средства переданы ООО «Пластовское ДРСУ» в субаренду. Согласно спецификации к субарендатору переходят все риски и ответственность в отношении полученных транспортных средств с момента подписания акта о передаче ТС. Акт приема-передачи погрузчика подписан ДД.ММ.ГГГГ, бульдозера – ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени договоры не расторгнуты. Считает, что транспортные средства используются в производственной деятельности ООО «Пластовское ДРСУ». ЗАО «Южуралавтобан» не связано какими-либо обязательствами с производственной деятельностью ООО «Пластовское ДРСУ» и не может нести ответственность.

В судебном заседании представитель ЗАО «Южуралавтобан» ФИО2, действующая на основании доверенности, доводы жалоб поддержала по изложенным в них основаниям.

Должностное лицо, составившее протоколы об административных правонарушениях, ведущий специалист по экологии администрации Пластовского муниципального района ФИО3 в суд не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения надлежащим образом.

Должностное лицо, вынесшее постановления по делам административных правонарушениях, - старший государственный инспектор Челябинской области в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения жалоб, считает, что постановления вынесены законно и обоснованно, в действиях ЗАО «Южуралавтобан» имеется состав административных правонарушений.

Заслушав пояснения представителя юридического лица, должностного лица, проверив материалы дел об административных правонарушениях, доводы жалоб, судья приходит к следующим выводам.

В силу ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Нормы ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обязывают при рассмотрении дела определять обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

В соответствии со ст. 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Из материалов дел об административных правонарушениях следует, что в ходе проведенного рейдового осмотра начальником участка № 14 ОГУ «Особо охраняемые природные территории Челябинской области» ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ выявлено, что в границах особо охраняемой природной территории Челябинской области Санарского государственного природного комплексного заказника Челябинской области в его юго-западной части водители бульдозера марки SHANTUI, черно-желтого цвета, <данные изъяты>, и погрузчика марки LONKING CDМ855Е, сине-желтого цвета, <данные изъяты><данные изъяты>, осуществляли движение и стоянку вне дорог общего пользования.

Согласно ч.ч. 1, 3, 5 ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

В соответствии с подпунктами 9, 11 и 12-1 пункта 13 Положения о Санарском государственном природном комплексном заказнике Челябинской области, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 20.03.2008 № 65-П, на территории Заказника запрещается любая деятельность, если она противоречит целям создания заказника или причиняет вред природным комплексам и их компонентам, в том числе: строительство автомобильных стоянок; распашка земель, выемка грунта, нарушение почвенно-растительного слоя, кроме лесохозяйственных и противопожарных мероприятий; движение вне дорог общего пользования механических транспортных средств, за исключением транспорта, используемого при исполнении служебных обязанностей Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области, Главным управлением лесами Челябинской области, областным государственным учреждением «Особо охраняемые природные территории Челябинской области», областным государственным учреждением «Центр пожаротушения и охраны леса Челябинской области».

По результатам рейдового осмотра начальником участка № 14 ОГУ «Особо охраняемые природные территории Челябинской области» ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ были составлены акты обследования (осмотра) , , к актам обследования приложены план-схемы участка, где были выявлены нарушения, и фототаблицы.

Указанные акты направлены в администрацию Пластовского муниципального района на рассмотрение. По результатам рассмотрения представленных материалов ведущим специалистом по экологии администрации Пластовского района ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ вынесены определения о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях по ст. 8.39 КоАП РФ , , а также составлены протоколы об административных правонарушениях , года от ДД.ММ.ГГГГ.

Материалы административных дел были переданы в Министерство экологии Челябинской области для принятия решения по существу.

Постановлением старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Южуралавтобан» привлечено к административной ответственности по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление транспортными средствами, принадлежащими юридическому лицу, движения и стоянки вне дорог общего пользования на территории Санарского государственного природного комплексного заказника Челябинской области, чем нарушены норм ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и подп. 12-1 п. 13 Положения о Санарском государственном природном комплексном заказнике Челябинской области, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 20.03.2008 № 65-П, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Постановлением старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Южуралавтобан» привлечено к административной ответственности по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление транспортными средствами, принадлежащими юридическому лицу, движения и стоянки вне дорог общего пользования на территории Санарского государственного природного комплексного заказника Челябинской области, чем нарушены нормы ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и подп. 12-1 п. 13 Положения о Санарском государственном природном комплексном заказнике Челябинской области, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 20.03.2008 № 65-П, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.

Указанные постановления старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды вынесены после исследования всех материалов дела, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями статей 29.7, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются законными и обоснованными.

Факт совершения административного правонарушения и виновность ЗАО «Южуралавтобан» подтверждены:

актом обследования (осмотра) от ДД.ММ.ГГГГ, составленного начальником участка № 14 ОГУ «Особо охраняемые территории Челябинской области», с приложенными к нему планом-схемой и фототаблицей, на которых зафиксировано нахождение на особо охраняемой территории Санарского заказника автомобиля SHANTUI, черно-желтого цвета, , указано, что аншлаги вдоль границ заказника установлены;

сведениями Управления Гостехнадзора Министерства сельского хозяйства Челябинской области о том, что владельцем автомобиля SHANTUI, черно-желтого цвета, , является ЗАО «Южуралавтобан»;

актом обследования (осмотра) от ДД.ММ.ГГГГ, составленного начальником участка № 14 ОГУ «Особо охраняемые территории Челябинской области», с приложенными к нему планом-схемой и фототаблицей, на которых зафиксировано нахождение на особо охраняемой территории Санарского заказника автомобиля погрузчика марки LONKING CDМ855Е, сине-желтого цвета, <данные изъяты> указано, что аншлаги вдоль границ заказника установлены;

сведениями Управления Гостехнадзора Министерства сельского хозяйства Челябинской области о том, что владельцем погрузчика марки LONKING CDМ855Е, сине-желтого цвета, <данные изъяты> является ЗАО «Южуралавтобан»;

определениями о возбуждении дел об административных правонарушениях , го ДД.ММ.ГГГГ;

государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области (Государственный заказчик) и ЗАО «Южуралавтобан» (Подрядчик) на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области (2 зона), согласно приложению № 2 к государственному контракту в перечне автомобильных дорог указан и участок дороги «Южноуральск-Магнитогорск» (Нижнеусцелемово-Кидыш-Степное), где располагаются границы Санарского заказника. Согласно условиям государственного контракта Подрядчик несет ответственность перед Государственным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение работ, выполнение которых поручено Подрядчиком Субподрядчику;

договором подряда от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ЗАО «Южуралавтобан» и ООО «Пластовское ДРСУ» на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области (2 зона) во исполнение Государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ;

договором безвозмездного срочного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Степнинского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области в лице главы и ЗАО «Южуралавтобан», согласно которому администрация предоставила в безвозмездное срочное пользование ЗАО «Южуралавтобан» земельный участок общей площадью 25000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый квартал <данные изъяты>, земельный участок предоставляется во исполнение п. 2 приложения № 5 к Государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно плану земельного участка Санарский заказник находится в границах квартала <данные изъяты>

Доводы жалобы о том, что ЗАО «Южуралавтобан» и ООО «Пластовское ДРСУ» заключен договор субаренды строительной и иной спецтехники, транспортных средств (без экипажа, без предоставления услуг по управлению и эксплуатации) от ДД.ММ.ГГГГ и что актами о приема-передачи транспортные средства переданы в субаренду ООО «Пластовское ДРСУ», а согласно спецификации к субарендатору переходят все риски и ответственность в отношении полученных транспортных средств, являются несостоятельными.

ЗАО «Южуралавтобан» является юридическим лицом, осуществляющим на основании государственного контракта выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области, в том числе участка дорог, которые находятся в районе Санарского заказника, является собственником автомобилей, которые были обнаружены в границах Санарского заказника. Кроме того, на основании договора подряда ООО «Пластовское ДРСУ», обязалось выполнить работы по содержанию автомобильных дорог и сдать работы ЗАО «Южуралавтобан», работы выполняются во исполнение государственного контракта, заключенного ЗАО «Южуралавтобан».

Таким образом, именно ЗАО «Южуралавтобан» является лицом, ответственным за нарушение закона по нахождению техники в границах Санарского государственного природного комплексного заказника Челябинской области, поскольку ООО «Пластовское ДРСУ», являясь подрядчиком, выполняло работы по содержанию автомобильных дорог по заданию ЗАО «Южуралавтобан».

В действиях ЗАО «Южуралавтобан» правильно установлено наличие состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ.

Вместе с тем, в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

Таким образом, действия ЗАО «Южуралавтобан», допустившего нахождение и стоянку принадлежащей ему техники – транспортных средств бульдозера SHANTUI, черно-желтого цвета, <данные изъяты> и погрузчика марки LONKING CDМ855Е, сине-желтого цвета, <данные изъяты>, в одно время ДД.ММ.ГГГГ в одном месте – в границах особо охраняемой природной территории Санарского государственного природного комплексного заказника Челябинской области в его юго-западной части, объединены единым умыслом и образуют один состав правонарушения. В связи с чем, наказание за данные правонарушения должно быть назначено в пределах одной санкции.

При таких обстоятельствах постановления старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, подлежат изменению путем назначения ЗАО «Южуралавтобан» делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административного наказания в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.

Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановления старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные по делам об административных правонарушения по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении закрытого акционерного общества «Южуралавтобан», изменить и назначить закрытому акционерному обществу «Южуралавтобан» наказание в пределах одной санкции статьи 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.

В остальной части вышеуказанные постановления оставить без изменения, жалобы ЗАО «Южуралавтобан» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Челябинской областной суд в течение десяти суток со дня его вручения или получения, с подачей жалобы через Пластский городской суд Челябинской области.

Судья