ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-43/2016 от 21.03.2016 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Деготь Н.Е.

№12-43/2016

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

21 марта 2016 г.

г.Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Коваленко С.В., рассмотрев жалобу Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» на постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29 января 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России»,

установил:

постановлением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29 января 2016 г. ФГУП «Почта России» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб.

С таким постановлением не согласно ФГУП «Почта России». В жалобе поставлен вопрос об отмене постановления судьи с прекращением производства по делу и указано, что в связи с содержанием в исправительной колонии №9 получателя перевода Б.И.З., включенного в Перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, денежные средства должны зачисляться на счет ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия и самостоятельно он получить их не может, поэтому у ФГУП «Почта России» возможности идентифицировать личность получателя перевода по документу, удостоверяющему личность, нет. Утверждение об обязанности предоставления сведений об операции именно ФГУП «Почта России» необоснованное, наличие состава административного правонарушения не подтверждено материалами проверки. Кроме того, если считать правонарушение совершенным, то оно является малозначительным в связи с суммой перевода в размере (...) руб.

Заслушав объяснения защитников Кухарчик О.Н. и Крыницкого С.И., поддержавших доводы жалобы, объяснения представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия В. Т.В. и Х. М.В., проверив дело, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

Статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации федеральной почтовой связи в целях данного Федерального закона отнесены к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.

В силу положения пункта 2 статьи 7 названного Федерального закона данные организации обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 названного Федерального закона установлены перечень сведений по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым клиентами организаций, и обязанность по их документальной фиксации и представлению в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции.

Названные положения Федерального закона дублируются и обеспечиваются положениями иных нормативных правовых и подзаконных актов, принятых в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Основанием для привлечения ФГУП «Почта России» к административной ответственности послужило то обстоятельство, что оно не сообщило в установленный законом трехдневный срок в Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее – Росфинмониторинг) сведения об осуществлении 15 июля 2015 г. операции перевода №(...) денежных средств в размере (...) руб., подлежащей обязательному контролю, на лицевой счет ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия для отбывающего наказание получателю Б.И.З., фамилия, имя и отчество которого включены в перечень террористов и экстремистов, размещенный в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа.

В результате проведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия внеплановой выездной проверки по полученной от Росфинмониторинга информации на предмет соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма также установлено, что порядок идентификации получателей денежных переводов, находящихся в местах лишения свободы, ФГУП «Почта России» не определен. Договор либо иное соглашение со службой исполнения наказаний, обеспечивающие надлежащее исполнение ФГУП «Почта России» обязанностей, установленных положениями Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», других нормативных правовых и подзаконных актов, отсутствуют.

Таким образом, привлекаемым к административной ответственности лицом всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма предпринято не было.

Установленные по делу обстоятельства совершения правонарушения и вина юридического лица в совершении административного правонарушения подтверждаются материалами дела, которым дана оценка в их совокупности на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, обоснованность привлечения ФГУП «Почта России» к административной ответственности по части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает.

Доводы жалобы о том, что действия ФГУП «Почта России» в рассматриваемом случае не подпадают под действие законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в связи с окончанием операции зачислением денежных средств на счет исправительного учреждения, а не выдачей лично получателю, а также отсутствием возможности осуществить идентификацию получателя перевода денежных средств являются несостоятельными в силу вышеизложенного.

Кроме того, учреждения службы исполнения наказаний не отнесены в целях Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.

Доводы жалобы о малозначительности совершенного правонарушения не являются основаниями для отмены постановления судьи, так как совершенное правонарушение посягает на установленный в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма порядок. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении юридического лица к возложенным на него обязанностям в названной сфере публичных правоотношений.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, и применение положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении.

По делу правильно установлено отсутствие оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным, и доводы жалобы не свидетельствуют о возможности освобождения ФГУП «Почта России» от административной ответственности.

Дело рассмотрено, и наказание назначено в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отвечает принципам справедливости и соразмерности, административный штраф определен по правилам статьи 4.1 названного Кодекса в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, влекущих отмену постановления судьи, в ходе производства по делу не установлено.

Учитывая изложенное, оснований для отмены постановления судьи, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29 января 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» оставить без изменения, жалобу Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» - без удовлетворения.

Судья

С.В.Коваленко