ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-43/2016 от 23.09.2016 Бежецкого городского суда (Тверская область)

Дело № 12-43/2016 г.

Р Е Ш Е Н И Е

23 сентября 2016 года г. Бежецк

Судья Бежецкого городского суда Тверской области Абрамова И.В. при секретаре Репиной Н.А., с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, Государственного казенного учреждения «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» (далее – ГКУ «Дирекция ТДФ») Комарова А.М., <данные изъяты>, начальника ГИБДД МО МВД России «Бежецкий» Максимихина С.И., <данные изъяты>, рассмотрев в зале судебных заседаний Бежецкого городского суда по адресу: Тверская область, г. Бежецк, ул. Красноармейская, д. 12, в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе директора ГКУ «Дирекция ТДФ» Соляхутдинова С.Е. на постановление начальника ОГИБДД МО МВД России «Бежецкий» от 14.04.2016 г. о привлечении к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ,

у с т а н о в и л :

Директор ГКУ «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» Соляхутдинов С.Е. обратился в суд с жалобой на постановление начальника ОГИБДД МО МВД России «Бежецкий» от 14.04.2016 г., которым ГКУ «Дирекция ТДФ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300000 рублей.

В жалобе указал, что постановление вынесено незаконно, с нарушением норм материального и процессуального права и по следующим основаниям. В соответствии с Уставом, п. 1.2 ГКУ «Дирекция ТДФ» является юридическим лицом – государственным казенным учреждением с наделением его функциями по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Тверской области, а также государственного заказчика дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог Тверской области. В целях реализации указанных функций Дирекция является казенным учреждением – получателем бюджетных средств по статье расходов «Дорожное хозяйство» в порядке, установленном Правительством Тверской области за исключением средств, выделяемых в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Тверской области при осуществлении дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования местного значения и капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов. Согласно п.. 2.1 целью деятельности ГКУ «Дирекция ТДФ» является: реализация государственной политики в дорожной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей населения, экономики и государства в перевозках по автомобильным дорогам, обеспечение улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог Тверской области. В соответствии с п. 2.3.1 - выполняет в установленном порядке функции государственного заказчика по реализации программ в сфере дорожной деятельности, финансируемых из средств, выделяемых в рамках Дорожного фонда; п. 2.3.8 - обеспечивает безопасное и бесперебойное движение транспорта по автомобильным дорогам Тверской области в соответствии с целевым финансированием и заключаемыми договорами подряда по содержанию автомобильных дорог Тверской области, реализует меры по повышению безопасности движения за счет транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог Тверской области, а так же по обустройству их объектами дорожного сервиса. В соответствии с постановлением администрации Тверской области от 10.02.2009 № 30-па «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области» автомобильная дорога «Тверь-Бежецк-Весьегонск-Устюжна» является автомобильной дорогой общего пользования регионального значения 1-го класса. В соответствии с постановлением администрации Тверской области от 01.02.2011 № 12-па «Об утверждении порядка содержания автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области» - п. 3. - ГКУ «Дирекция ТДФ» осуществляет организацию работ по содержанию автомобильных дорог в части подготовки конкурсной документации, заключения и исполнения государственных контрактов; п. 4 - исполнители работ по содержанию автомобильных дорог привлекаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд; п. 6. - исполнители работ по содержанию автомобильных дорог обязаны при производстве работ соблюдать требования к проведению основных дорожных работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области; п. 9. - календарные даты для летнего и зимнего периода выполнения основных дорожных работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области на следующий год устанавливаются государственным казенным учреждением Тверской области "Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области" ежегодно до 25 декабря текущего года. Исходя из фактических и прогнозируемых погодных условий, ГКУ Тверской области "Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области" может приниматься решение о сокращении либо о продлении сроков того или иного периода; п. 17. - за нарушение Порядка исполнители работ по содержанию автомобильных дорог несут административную ответственность, предусмотренную Законом Тверской области от 14.07.2003 N 46-30 "Об административных правонарушениях". В соответствии с распоряжением от 08.04.2016 № 3-р ГКУ «Дирекция ТДФ» 11.04.2016 произведен переход на летний период выполнения дорожных работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области. В соответствии с приказом министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в летний период содержание автомобильных дорог осуществляется в том числе, путем устранения деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий. Согласно разделу 6 постановления администрации Тверской области от 04.08.2009 № 338-па «Об утверждении положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, государственных учреждений Тверской области и организаций различных форм собственности» при осуществлении контроля качества и полноты производства работ на стадиях проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Тверской области: П. 6.2 - определение подрядчика на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог Тверской области, исполнитель стадии - Дирекция территориального дорожного фонда. На данной стадии Дирекция ТДФ проводит процедуру включения объекта в план-график закупок, предоставляет необходимые материалы для проведения процедуры определения подрядчика на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог Тверской области в соответствии с требованиями, установленными Порядком взаимодействия. Итогом стадии является заключение государственных контрактов на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог Тверской области. В работе Дирекция осуществляет взаимодействие с Министерством имущественных и земельных отношений (определение подрядчика), Министерством транспорта (координация и организационный контроль); п. 6.3 Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог Тверской области. Исполнители стадии - подрядчики по заключенным государственным контрактам. На данной стадии ежемесячно в соответствии с заключенными государственными контрактами выполняется комплекс работ, направленный на поддержание автомобильных дорог Тверской области и их конструктивных элементов в надлежащем техническом состоянии и на обеспечение безопасности дорожного движения. В случае необходимости (возникновение угрозы безопасности дорожного движения, сохранности автомобильных дорог Тверской области, возникновение чрезвычайных ситуаций, получение предписаний Государственной инспекции безопасности дорожного движения и других контролирующих органов) выполнение неотложных поручений Дирекции ТДФ, в т. ч. по распоряжениям Правительства Тверской области) подрядчик вправе отступать от утвержденной наборки работ, незамедлительно проинформировав об этом Дирекцию ТДФ. 22.10.2013 ГКУ «Дирекция ТДФ» - заказчик, в соответствии с уставными обязанностями, гл. 3.1 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и Протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме № 0136200003613002946 от 10.10.2013 заключило с ООО «Бежецкое ДСУ» государственный контракт № 4/2014 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Бежецком, Весьегонском, Краснохолмском, Молоковском, Сандовском, Сонковском районах Тверской области в 2014 -2016 годах. В соответствии с п. 1.1 контракта ООО «Бежецкое ДСУ» - подрядчик приняло на себя выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Бежецком, Весьегонском, Краснохолмском, Молоковском, Сандовском, Сонковском районах Тверской области в 2014-2016 годах. П. 1.5 контракта установлены требования к содержанию дорог и дорожных сооружений, в том числе, обеспечение безопасности дорожного движения на обслуживаемых дорогах. Содержание автомобильных дорог осуществляется согласно требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», Методическим рекомендациям по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (письмо Росавтодор от 17.03.2004 № ОС-28/1270-ис) и другим действующим нормативным документам. Согласно п. 2.3.1 контракта подрядчик принял на себя обязательства: обеспечить круглосуточное бесперебойное и безопасное движение транспортных средств по закрепленным за ним участкам дорог в соответствии с условиями настоящего контракта; обеспечить качественное выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в соответствии с условиями настоящего контракта; при возникновении ситуаций, угрожающих безопасности дорожного движения, обязан ввести временные ограничения или прекращение движения (без принятия акта о введении ограничения) путем установки соответствующих знаков или иных техническими средствами организации дорожного движения, а также распорядительно-регулировочными действиями. Временные ограничения или прекращение движения в целях обеспечения безопасности дорожного движения вводятся незамедлительно уполномоченными органами, органами УГИБДД УМВД РФ по Тверской области, уполномоченными сотрудниками Подрядчика в соответствии с постановлением Правительства Тверской области от 20.03.2012 г. № 104-пп «Об утверждении Порядка осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области, автомобильным дорогам общего пользования местного значения муниципальных образований Тверской области». Подрядчик обязан информировать Заказчика и ГИБДД о возникновении ситуации, угрожающей безопасности дорожного движения, и до получения указаний оградить место аварийных работ согласно ВСН 37-84 «Инструкция по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ»; обеспечить передачу достоверной оперативной информации о состоянии автомобильных дорог, принимаемым мерам по обеспечению беспрепятственного и безопасного движения по ним. Согласно 2.3.9. контракта в срок с даты введения летнего периода содержания автомобильных дорог до 10 мая текущего года Подрядчик совместно с Заказчиком проводит осмотр состояния автомобильных дорог 1-го класса. Осмотру подлежат: состояние проезжей части, водопропускных труб, земляного полотна, обочин, обстановки пути, элементов обустройства. По результатам осмотра составляется Акт весеннего осмотра автомобильных дорог, на основании которого Подрядчик корректирует наборку работ и представляет на согласование Заказчику в срок до 15 мая текущего года. 16.03.2016 вследствие ненадлежащего исполнения подрядной организацией условий контракта заказчик - ГКУ «Дирекция ТДФ», руководствуясь п. 2.2.3 контракта, подрядной организации выписано предписание, в котором указано на необходимость произвести работы по устранению аварийной ямочности холодной асфальтобетонной смесью на участке км 105+500 - км 106+500, км 106+750, км 148+200, км 141+000 - км 143+000 в срок до 27.03.2016. Вынесенное предписание в установленном порядке Подрядной организацией не исполнено по причинам, не зависящим от Заказчика. В соответствии со ст. 12.34 КоАП РФ объективная сторона административного правонарушения выражается в «несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения». Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. На основании изложенного ГКУ «Дирекция ТДФ» не является юридическим лицом, фактически осуществляющим содержание автомобильных дорог, т.е. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ. Возложенные на ГКУ «Дирекция ТДФ» обязанности государственного заказчика в части содержания автомобильных дорог, последним исполнены надлежащим образом. Доказательства ненадлежащего исполнения ГКУ «Дирекция ТДФ» по организации содержания автомобильных дорог и исполнения обязанностей заказчика, в обстоятельствах, установленных при рассмотрении дела, отраженных административным органом в оспариваемом постановлении, отсутствуют. Полномочиями введения ограничений или прекращения движения транспортных средств ГКУ «Дирекция ТДФ» не наделено, данными полномочиями обладают исключительно органы ГИБДД (п. 17.1 Приказа МВД России от 30.03.2015 № 380 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации»), Подрядчик и Министерство транспорта. Выводы административного органа о бездействии ГКУ «Дирекция ТДФ», носящем общественно-опасный характер, являются надуманными и необоснованными. Данные обстоятельства устанавливают неправомерность применения административным органом норм материального права с последующим вынесением незаконного постановления № 18810069130003056678 от 14.04.2016 по делу об административном правонарушении. В том числе, при изложении обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, административный орган в оспариваемом постановлении ссылается на требования п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», при этом ГКУ «Дирекция ТДФ» не является органом местного самоуправления и в своей деятельности нормами данного закона не руководствуется. Также административный орган ссылается на требования п. 9 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ, при этом на балансе ГКУ «Дирекция ТДФ» не числятся собственность городского округа, к которой относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа. Одновременно административным органом допущены нарушения процессуального права. Так, при ознакомлении с материалами дела, административным органом было предоставлено право копирования материалов административного дела, в ходе реализации которого, представителем ГКУ «Дирекция ТДФ, были получены копии пяти Актов выявленных недостатков в содержании дорог от 25.03.2016 с фотоматериалами. В оспариваемом постановлении административный орган ссылается на данные акты как на доказательства вины ГКУ «Дирекция ТДФ», при этом результаты актированных замеров в постановлении не отражены. Акты выявленных недостатков в содержании дорог от 25.03.2016 составлены госинспектором в соответствии с требованиями Приказа МВД РФ от 07.07.2003 № 525, который утратил силу 30.03.2015 в связи с изданием Приказа МВД России № 380. При составлении Актов выявленных недостатков в содержании дорог от 25.03.2016 госинспектор руководствовался нормативным актом, утратившим законную силу, в то время как должен был руководствоваться требованиями Приказа МВД России от 30.03.2015 № 380, в соответствии с которыми данное действие производится в присутствии владельца автомобильной дороги. Таким образом, государственный инспектор, произведя 25.03.2016 актирование участка автомобильной дороги «Тверь-Бежецк-Весьегонск-Устюжна» в отсутствии представителя владельца автомобильной дороги, нарушил требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Одновременно административный орган в оспариваемом постановлении ссылается на то, что Акты выявленных недостатков в содержании дорог от 25.03.2016 составлены госинспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Бежецкий», лейтенантом полиции Хозоловым И.В., однако, подпись должностного лица в указанных актах и прилагаемых фототаблицах отсутствует. Данное обстоятельство не позволяет сделать однозначный вывод, что доказательства получены именно уполномоченным лицом. Согласно п. 112 Приказа МВД России от 02.03.2009 № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» в случае применения специальных технических средств их показания отражаются в протоколе об административном правонарушении. При этом указывается наименование специального технического средства и его номер. В соответствии с ст. 26.8 КоАП РФ под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку. Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении, вынесенном в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса. ГКУ «Дирекция ТДФ» считает существенным процессуальным нарушением со стороны административного органа ссылаться в оспариваемом постановлении как на доказательства вины ГКУ «Дирекция ТДФ» на акты выявленных недостатков в содержании дорог от 25.03.2016, в которых не отражены сведения о примененных измерительных приборах, сертификатов на данные измерительные приборы и сведения о прохождении ими метрологической проверки, а также не отражение показаний данных измерительных приборов в протоколе об административном правонарушении или постановлении об административном правонарушении. При разъяснении права на обжалование оспариваемого постановления административным огранном, ГКУ «Дирекция ТДФ», введен с заблуждение установлением подсудности жалобы на постановление в Пролетарский районный суд. Таким образом, при комплексе нарушений материального и процессуального права, допущенных административным органом при вынесении оспариваемого постановления, а именно: требования материального права - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ, Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ, Постановление правительства Тверской области от 20.03.2012 № 104-пп, Постановление администрации Тверской области от 01.02.2011 № 12-па, Постановление администрации Тверской области от 04.08.2009 № 338-па; требования процессуального права - Приказ МВД России от 02.03.2009 № 185, Приказ МВД России от 30.03.2015 № 380, Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ, КоАП РФ, возникают неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, которые необходимо толковать в пользу этого лица. Просит отменить Постановление № 18810069130003056678 от 14.04.2016 по делу об административном правонарушении в отношении ГКУ «Дирекция ТДФ», производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании представитель ГКУ «Дирекция ТДФ» Комаров А.М. поддержал доводы жалобы в полном объеме, просил ее удовлетворить.

Представитель МО МВД России «Бежецкий» Максимихин С.И. возражал против удовлетворения жалобы, указав следующее. В жалобе представитель юридического лица утверждает, что ГКУ «Дирекция ТДФ» не является субъектом административной ответственности, поскольку оно не является лицом, осуществляющим содержание автомобильных дорог, и ссылается на то обстоятельство, что между ГКУ «Дирекция ТДФ» и ООО «Бежецкое ДСУ» заключен государственный контракт от 22.10.2013 г. № 4/2014 Д на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и муниципального значения в Бежецком, Весьегонском, Краснохорлмском, Молоковском, Сандовском, Сонковском районах Тверской области в 2014-2016 годах. Данные доводы ГКУ «Дирекция ТДФ» являются необоснованными, поскольку субъектами правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 12.34 КоАП РФ, являются юридические лица независимо от форм собственности, уполномоченные осуществлять содержание и ремонт указанных выше объектов. Так, в соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее – Закон об автомобильных дорогах) к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом автомобильная дорога Тверь-Бежецк-Весьегонаск-Устюжна включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и утверждена постановлением администрации Тверской области от 10.02.2009 г. № 3-па «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области». К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности согласно ст. 12 Закона об автомобильных дорогах относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. Согласно ст. 15 п. 2 Закона об автомобильных дорогах осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства. При этом под дорожной деятельностью в соответствии с п. 6 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В силу п. 12 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон о безопасности) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормами другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Согласно ст. 3 Закона о безопасности основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Кроме этого, на основании п. 1 ст. 127 ГК РФ права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ. Согласно ст. 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. В связи с вышеизложенным факт заключения с подрядчиком государственного контракта, предметом которого является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, не освобождает ГКУ «Дирекция ТДФ» от исполнения возложенных на него функций, не изменяет лицо, ответственное за состояние дорог. Также согласно п. 2 Приложения к постановлению администрации Тверской области от 03.03.2011 г. № 92-ПА «Порядок организации работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области» организацию работ по ремонту автомобильных дорог осуществляет ГКУ «Дирекция ТДФ». Согласно п. 7 вышеуказанного Приложения организация и проведение работ по ремонту автомобильных дорог включает следующие мероприятия, в которые подготовка конкурсной документации, заключение и исполнение государственных контрактов не включены. Из Устава ГКУ «Дирекция ТДФ» п. 1.2 следует, что оно является юридическим лицом – государственным казенным учреждением с наделением его функциями по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Тверской области, закрепленных за ним на праве оперативного управления. Из п. 2.1 Устава следует, что предметом деятельности является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог Тверской области. Следующими пунктами Устава определено, что целью деятельности дирекции является: реализация государственной политики в дорожной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей населения, экономии государства в перевозках по автомобильным дорогам, обеспечение улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог Тверской области (п. 2.2); ГКУ «Дирекция ТДФ» обеспечивает безопасное и бесперебойное движение по автомобильным дорогам Тверской области в соответствии с целевым финансированием и заключенными договорами подряда по содержанию автомобильных дорог, реализует меры по повышению безопасности за счет улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог Тверской области (п.2.3.8); ГКУ «Дирекция ТДФ» имеет право: владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом Тверской области, находящимся на праве оперативного управления, в пределах, установленных законом в соответствии с целями деятельности Дирекции, заданиями собственника и назначением этого имущества (п. 3.1.4); заключать и оплачивать государственные контракты, иные договоры с юридическими и физическими лицами на выполнение работ и услуг, связанных с предметом деятельности Дирекции (п. 3.1.17); ГКУ «Дирекция ТДФ» обязана нести ответственность в соответствии с законодательством РФ и Тверской области за нарушение договорных, кредитных, расчетных, налоговых и других обязательств (п. 3.2.3); осуществлять капитальный и текущий ремонт закрепленного на праве оперативного управления имущества. Таким образом, соблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильной дороги общего пользования регионального значения Тверь-Бежецк-Весьегонск-Устюжна входит в обязанности ГКУ «Дирекция ТДФ» в силу закона. Заключение контракта на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения не освобождает его от ответственности за нарушение правил их содержания, поскольку невыполнение или ненадлежащее выполнение подрядчиком своих договорных обязательств влечет для них гражданско-правовую ответственность и не освобождает собственника имущества от административной ответственности в случае совершения им деяния, ответственность за которое установлена административным законодательством. В данном случае не имеет правового значения заключение государственного контракта, поскольку публично-правовая обязанность не может быть передана другому лицу гражданско-правовым договором. В данном случае ГКУ «Дирекция ТДФ» вправе в дальнейшем в порядке регресса предъявить подрядчику требования о возмещении причиненного ей ущерба. Вместе с тем организация ГКУ «Дирекция ТДФ» конкурсов, выбор подрядных организаций, а также заключение государственных контрактов с победителями конкурсов является по сути механизмом реализации своих полномочий. Однако для участников дорожного движения не имеет значения, каким образом уполномоченный федеральный орган, осуществляющий оперативное управление сетью автомобильных дорог регионального ими межмуниципального значения, реализует свои обязанности и достигает цели обеспечения состояния автомобильных дорог в удовлетворительном эксплуатационном состоянии. В соответствии с Приказом МВД России № 380 от 30.03.2015 года приложение № 4 (акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии дороги, (улицы), железнодорожного переезда является рекомендуемым образцом, в акте, составленном сотрудником ОГИБДД имеются все необходимые позиции для применения данного акта. Также в соответствии с п. 11 вышеуказанного Приказа фиксация выявленных недостатков производится в присутствии владельца автомобильной дороги при проведении плановых и внеплановых документальных и выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сотрудники выполняют обязанности, установленные статьями 15 и 18 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации. 25.03.2016 г. государственным инспектором ГИБДД МО МВД России «Бежецкий» Хозоловым И.В. в рамках исполнения государственной функции, включающей в себя административную процедуру надзора за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме (п. 33.6 приказа № 380), составлен акт выявленных недостатков в присутствии свидетелей в отсутствие владельца автодороги, так как присутствие последнего не является обязательным при осуществлении надзора за дорожным движением, а «непоставление» в акте подписи самим Холозовым И.В. является технической ошибкой. В соответствии с п. 81 Приказа основанием для начала осуществления административной процедуры надзора за дорожным движением является решение руководителя подразделения о заступлении сотрудников на службу. Надзор за дорожным движением осуществляется непрерывно, в целях контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта, соблюдением обязательных требований безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах; принятия мер по устранению угроз безопасности дорожного движения и нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, а также совершенствованию организации дорожного движения. В соответствии с п. 82 Приказа при надзоре за дорожным движением наряду с прочим осуществляется выявление, пресечение и предупреждение нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог. В соответствии с п. 83 Приказа при надзоре за дорожным движением устанавливается степень соответствия обязательным требованиям безопасности транспортно-эксплаутационных характеристик и состояния автомобильных дорог, в частности объем и вид повреждений проезжей части. Полагает, что ГКУ «Дирекция ТДФ» является надлежащим субъектом административной ответственности вменяемого правонарушения., поскольку именно ГКУ «Дирекция ТДФ» было допущено несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения. Просил постановление начальника ОГИБДД МО МВД России «Бежецкий» № 18810069130003056678 от 14.04.2016 года оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела об административном правонарушении в отношении ГКУ «Дирекция ТДФ», прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс) при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с ч. ч. 1-4 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В судебном заседании установлено, что 14 апреля 2016 года начальником ОГИБДД МО МВД России «Бежецкий» Максимихиным С.И. составлен протокол об административном правонарушении № 69 БЖ 000038, в котором изложено следующее. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом под дорожной деятельностью в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - Закон № 257-ФЗ) понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Согласно пункту 12 статьи 3 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии со статьёй 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверения актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Согласно п. 9 статьи 6 Закона № 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Согласно статье 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Согласно п. 1.2 Устава ГКУ «Дирекция ТДФ», утвержденного Приказом Министерства транспорта Тверской области №3 от 18.01.2012 года является юридическим лицом, государственным казенным учреждением с наделением его функциями по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Тверской области, а также государственного заказчика по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог Тверской области. В соответствии с п. 1. Устава ГКУ «Дирекция ТДФ» имеет обособленное имущество, закрепленное на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в установленном законом порядке, круглую гербовую печать с гербом Тверской области со своим наименованием учредителя, штамп, бланки и другие реквизиты, утвержденные в установленном порядке; приобретает имущественные и неимущественные права, может быть истцом и ответчиком в суде. Согласно п.2.3.5 Устава ГКУ Дирекция осуществляет следующие управленческие, организационные, контрольные и другие виды деятельности в отношении автомобильных дорог Тверской области: осуществляет учет автомобильных дорог Тверской области, организует учет движения транспортных средств, диагностику и оценку транспортно -эксплуатационного состояния автомобильных дорог Тверской области, информирование пользователей о состоянии автомобильных дорог Тверской области. Согласно п.2.3.7 Устава ГКУ «Дирекция ТДФ» Дирекция осуществляет следующие управленческие, организационные, контрольные и другие виды деятельности в отношении автомобильных дорог Тверской области: осуществляет техническое обследование, испытания, паспортизацию автомобильных дорог Тверской области. Согласно п.2.3.8 Устава ГКУ «Дирекция ТДФ» Дирекция осуществляет следующие управленческие, организационные, контрольные и другие виды деятельности в отношении автомобильных дорог Тверской области: обеспечивает безопасное и бесперебойное движение транспорта по автомобильным дорогам Тверской области в соответствии с целевым финансированием и заключаемыми договорами подряда по содержанию автомобильных дорог Тверской области, реализует меры по повышению безопасности за счет улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог Тверской области, а также по обустройству их объектами дорожного сервиса. При этом ГКУ «Дирекция ТДФ» допустило несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог: пункта 13 Основных Положений Правил Дорожного Движения Российской Федерации (далее ОП ПДД РФ): должностные лица и иные лица, ответственные за содержание дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движении состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения; п. 3 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требование к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее - ГОСТ Р 50597-93): проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству; п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93: предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Справка: ГОСТ Р 50597-93 устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Стандарт распространяется: с 01.01.95 на находящиеся в эксплуатации федеральные автомобильные дороги, магистральные дороги и улицы городов и других населенных пунктов; с 01.01.95 на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения. 25.03.2016 г. с 09 ч. 10 мин. до 10 ч. 00 мин., госинспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Бежецкий» лейтенантом полиции Хозоловым И.В. в присутствии двух свидетелей были составлены акты выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, в которых зафиксировано, что на 141 км. а/д Тверь - Бежецк - Весьегонск на проезжей части дороги имеются выбоины в асфальтобетонном покрытии, размеры которых превышают размеры, установленные по ГОСТ Р 50597-93 п. 3.1.2. Таким образом, своими действиями ГКУ «Дирекция ТДФ», расположенный по адресу: 171100, г. Тверь, ул. Желябова, д. 21, не выполнил требования по обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается фотоматериалами и актами выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения. Данное бездействие юридического лица носит общественно опасный характер. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена статьей 12.34 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

14 апреля 2016 года начальником ОГИБДД МО МВД России «Бежецкий» Максимихиным С.И. на основании указанного протокола было вынесено обжалуемое постановление, которым юридическое лицо ГКУ «Дирекция ТДФ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300 000 рублей. Смягчающих вину обстоятельств при рассмотрении дела не установлено.

На основании исследованных данных суд приходит к выводу, что вина ГКУ «Дирекция ТДФ» в правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, не установлена.

Как определено пунктом 1.2 Устава Учреждения, ГКУ «Дирекция ТДФ» является юридическим лицом – государственным казенным учреждением с наделением его функциями по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Тверской области, а также государственного заказчика дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог Тверской области. В целях реализации указанных функций Дирекция является казенным учреждением – получателем бюджетных средств по статье расходов «Дорожное хозяйство» в порядке, установленном Правительством Тверской области.

В соответствии с п.п. 2.3.1 Устава Дирекция выполняет в установленном порядке функции государственного заказчика по реализации программ в сфере дорожной деятельности, финансируемых из средств, выделяемых из средств Дорожного фонда.

В соответствии с п. 3 постановления администрации Тверской области от 01.02.2011 г. № 12-па «Об утверждении порядка содержания автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области» ГКУ «Дирекция ТДФ» осуществляет организацию работ по содержанию автомобильных дорог в части подготовки конкурсной документации, заключения и исполнения государственных контрактов.

Постановлением администрации Тверской области от 10.02.2009 г. № 30-па «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области» автомобильная дорога «Тверь-Бежецк-Весьегонск-Устюжна» определена как автомобильная дорога общего пользования регионального значения 1-го класса.

Следовательно, деятельность ГКУ «Дирекция ТДФ» на данную дорогу распространяется.

Между тем в соответствии с пунктами 1.2 и 2.3.1 Устава ГКУ, постановлением администрации Тверской области от 01.02.2011 № 12-па «Дирекция ТДФ» наделена и выполняет в установленном порядке функции государственного заказчика по реализации программ в сфере дорожной деятельности, финансируемых из средств, выделяемых в рамках Дорожного фонда, организации работ по содержанию автомобильных дорог в части подготовки конкурсной документации, заключению и исполнению государственных контрактов.

Таким образом, функция ГКУ «Дирекция ТДФ» по организации надлежащего содержания автомобильных дорог определена указанными правовыми актами. Иное не может предполагаться, поскольку ГКУ «Дирекция ТДФ» собственными техническими средствами, необходимыми для содержания и ремонта автомобильных дорог, не располагает, указанная функция может быть реализована только путем заключения контрактов с организациями, имеющими такие средства. В соответствии со статусом ГКУ получателем бюджетных средств по статье расходов «Дорожное хозяйство», которые и расходуются на соответствующие цели – оплату контрактов и выполненных работ подрядными организациями.

Как следует из материалов дела, 22.10.2013 г. ГКУ «Дирекция ТДФ» - заказчик, в соответствии с определенными Уставом полномочиями и результатами открытого аукциона, проведенного в электронной форме в соответствии с гл. 3.1 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», заключило с ООО «Бежецкое ДСУ» государственный контракт № 4/2014 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Бежецком, Весьегонском, Краснохолмском, Молоковском, Сандовском, Сонковском районах Тверской области в 2014 -2016 годах.

В соответствии с п. 1.1 контракта ООО «Бежецкое ДСУ» - подрядчик приняло на себя обязательства по выполнению работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Бежецком, Весьегонском, Краснохолмском, Молоковском, Сандовском, Сонковском районах Тверской области в 2014-2016 годах.

Пунктом 2.3.1 контракта определено, что подрядчик принял на себя обязательства, помимо прочего, обеспечить круглосуточное бесперебойное и безопасное движение транспортных средств по закрепленным за ним участкам дорог в соответствии с условиями настоящего контракта; обеспечить качественное выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в соответствии с условиями настоящего контракта.

Разделом 11 указанного контракта определено, что подрядчик обязан выполнять требования нормативных документов, регламентирующих выполнение работ (СНиПы, ГОСТы).

Соблюдение обязательств предполагает наступление ответственности за их нарушение. Оспариваемым постановлением ГКУ «Дирекция ТДФ» привлечено к административной ответственности за нарушения требований п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, которым определены предельные размеры отдельных просадок и выбоин на автодорогах. Однако, как указано выше, разделом 11 государственного контракта, заключенного между ГКУ «Дирекция ТДФ» и ООО «Бежецкое ДСУ», четко определено, что ответственность за нарушения требований ГОСТа в области дорожного движения лежит на последней организации.

Кроме того, в соответствии с п. 3 постановления администрации Тверской области от 01.02.2011 № 12-па «Об утверждении порядка содержания автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области» ГКУ «Дирекция ТДФ» осуществляет организацию работ по содержанию автомобильных дорог в части подготовки конкурсной документации, заключения и исполнения государственных контрактов, пунктом же 4 определено, что исполнители работ по содержанию автомобильных дорог привлекаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд; согласно п. 17 названного постановление за нарушение Порядка исполнители работ по содержанию автомобильных дорог несут административную ответственность, предусмотренную Законом Тверской области от 14.07.2003 N 46-30 "Об административных правонарушениях".

В связи с этим представляются несостоятельными доводы ОГИБДД МО МВД России «Бежецкий» о том, что, несмотря на наличие государственного контракта, ответственность за выявленные нарушения в области дорожного движения лежит на ГКУ «Дирекция ТДФ».

Кроме того, поскольку подрядчиком условия контракта исполнялись ненадлежащим образом, 16.03.2016 г. заказчик – ГКУ «Дирекция ТДФ» выписал подрядной организации предписание о выполнении работ по устранению аварийной ямочности на конкретных участках указанной автодороги в срок до 27.03.2015 года. Предписание подрядчиком исполнено не было. Иными полномочиями (в частности, по привлечению к административной ответственности) за ненадлежащее исполнение условий контракта Учреждение не обладает.

Как определено ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Изложенное свидетельствует о том, что ГКУ «Дирекция ТДФ» в соответствии с наделенными полномочиями заказчика в сфере дорожной деятельности приняло все необходимые меры по соблюдению требований по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Бежецком, Весьегонском, Краснохолмском, Молоковском, Сандовском, Сонковском районах Тверской области в 2014-2016 годах, в том числе и автодороги «Тверь-Бежецк-Весьегонск-Устюжна – заключило с ООО «Бежецкое ДСУ» государственный контракт на выполнение работ по содержанию указанных автомобильных дорог, должным образом отреагировало на ненадлежащее выполнение подрядчиком условий контракта.

Кроме того, протокол об административном правонарушении составлен на основании оформленных 25.03.2016 г. инспектором ДН ОГИБДД МО МВД России «Бежецкий» Хозоловым И.В. пяти актах о выявленных недостатках в содержании автодороги Тверь-Бежецк-Весьегонск, которые не могут быть признаны допустимыми доказательствами по делу по следующим основаниям.

Акты составлены на основании Приказа МВД РФ от 07.07.2003 № 525. Между тем указанный приказ отменен Приказом МВД России от 30.03.2015 г. № 380, которым утвержден административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции ремонте и эксплуатации автомобильных дорог. Согласно п. 86 указанного регламента и приложению № 4 к нему в случае выявления при осуществлении надзора за дорожным движением нарушений обязательных требований безопасности оформляется акт в присутствии владельца (представителя владельца) автомобильной дороги.

Указанное требование при составлении актов выявленных недостатков участка автомобильной догори «Тверь-Бежецк-Весьегонск-Устюжна» от 25.03.2016 г. выполнено не было. Владелец или представитель владельца указанной автодороги при составлении актов не присутствовал, не извещался о необходимости присутствия, чем нарушено также правило, установленное п. 1 ст. 21 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которое в соответствии с ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» применяется к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения.

Указанные акты и фототаблицы к ним не подписаны составившим их лицом, что лишает их юридической силы еще и по этому основанию. Заслуживает внимания при этом и довод заявителя о том, что в актах не указаны средства измерения, применяющиеся при фиксировании выявленных недостатков.

В каждом из пяти указанных актах отражены параметры выбоин на участках указанной автодороги. При этом в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении не конкретизированы выявленные нарушения, указано лишь, что на 141 км а/д Тверь-Бежецк-Весьегонск на проезжей части дороги имеются выбоины в асфальтобетонном покрытии, размеры которых превышают размеры, установленные по ГОСТ Р 50597-93. Такая формулировка сути административного правонарушения является слишком обобщенной, не отражающей конкретное количество разрушений дорожного покрытия, их параметры.

Изложенное опровергает доводы ОГИБД МО МВД России «Бежецкий» о том, что составленные госинспекотром ДН ОГИБДД МО МВД России «Бежецкий» Хозоловым И.В. акту соответствуют требованиям Приказа МВД РФ от 30.03.2015 г. № 380, поскольку в составленных актах ссылка на указанный приказ отсутствует, а имеется ссылка на Приказ № 525, утративший силу в связи с изданием Приказа № 380.

Акты составлены по форме, утвержденной тем же недействующим Приказом МВД РФ от 07.07.2003 г. № 525.

Является голословным и утверждение административного органа о том, что при осуществлении непрерывного надзора за дорожной деятельностью в соответствии с п. 81 Административного регламента, утвержденного указанным Приказом МВД РФ № 380, в случае выявления недостатков при составлении акта об этом присутствие владельца автодороги не является обязательным. Во-первых, как указано выше, акты составлены не на основании Приказа № 380, а во-вторых, пунктом 86 указанного Регламента, относящегося именно к разделу об осуществлении непрерывной надзорной деятельности за дорожным движением, предусмотрено составление акта о выявленных нарушениях в присутствии владельца автодороги, что подтверждается Приложением № 4 к Регламенту.

Указанные нарушения являются невосполнимыми, поскольку после составления актов и протокола об административном правонарушении прошло значительное время.

Таким образом, обжалуемый документ – постановление начальника ОГИБДД МО МВД России «Бежецкий» от 14.04.2016 г. о привлечении к административной ответственности по ГКУ «Дирекция ТДФ» по ст. 12.34 КоАП РФ является незаконными и необоснованными, поскольку в действиях привлеченного к административной ответственности лица отсутствует состав административного правонарушения, а доказательства и иные документы, на основании которых вынесено постановление, составлены с грубыми нарушениями требований КоАП РФ, Приказа МВД РФ № 380, регламентирующего порядок фиксации правонарушения данного вида, Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ, в связи с чем обжалуемое постановление подлежит отмене.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, является отсутствие состава административного правонарушения. В связи с изложенным производство по делу об административном правонарушении в отношении ГКУ «Дирекция ТДФ» подлежит прекращению.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л :

постановление начальника ОГИБДД МО МВД России «Бежецкий» Максимихина С.И. от 14 апреля 2016 года о признании виновным Государственного казенного учреждения «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, и наложении административного взыскания в виде штрафа в размере 300 000 рублей отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий городской суд.

Судья