ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-43/2016 от 23.11.2016 Судогодского районного суда (Владимирская область)

Дело № 12-43/2016

РЕШЕНИЕг.Судогда 23 ноября 2016 года

Куприянов А.В.

">Судья Судогодского районного суда Владимирской области Куприянов А.В.,

Куприянов А.В.">с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области на основании доверенности ФИО1,

Куприянов А.В.">представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Владимирской области на основании доверенности ФИО2,

Куприянов А.В.">рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу юридического лица ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области на постановление ... по Владимирской области ФИО3 от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ;

Куприянов А.В.">у с т а н о в и л:

Куприянов А.В.">согласно представленных материалов дела ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области осуществляет эксплуатацию очистных сооружений механической очистки, расположенных в 800 м юго-западнее территории ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области.

Куприянов А.В.">На очистные сооружения ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области поступают собственные производственные и хозяйственно-бытовые сточные воды, а также переданные ООО «Комстройсервис» по договору на водоотведение ... от ....

Куприянов А.В.">В состав очистных сооружений входят: гаситель напора, отстойник.

Куприянов А.В.">В ходе выезда ... на территорию очистных сооружений ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области установлено, что очистные сооружения находятся в нерабочем состоянии. Сточные воды, не прошедшие очистку на очистных сооружениях, сбрасываются непосредственно в дренажный канал, а затем в реку Поль.

Куприянов А.В.">При этом в поверхностный водный объект реки Поль поступают следующие загрязняющие вещества: фосфаты, аммоний ион, нитриты, нитраты, нефтепродукты.

Куприянов А.В.">По результатам контрольных анализов Филиала ЦЛАТИ по Владимирской области (аттестат аккредитации № ... от ...), привлеченного к плановой проверке в качестве аналитического сопровождения, согласно протоколу ...-... от ..., сточные воды после очистных сооружений имеют следующие концентрации загрязняющих веществ: фосфат-ион- ... мг/дм3; аммоний ион - ... мг/дм3; нитрит ион - < .../дм3; нитрат ион - ... мг/дм3; нефтепродукты - ... мг/дм3.

Куприянов А.В.">Разрешение на сброс загрязняющих веществ в реку Поль у ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области отсутствует.

Куприянов А.В.">В силу ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Куприянов А.В.">Часть 1 ст.44 Водного Кодекса Российской Федерации предусматривает, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Куприянов А.В.">Согласно ч.1 ст.23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов устанавливаются нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов.

Куприянов А.В.">В соответствии с ч.4 ст.23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей, сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среды в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Куприянов А.В.">В нарушение требований действующего законодательства, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области осуществляет сброс сточных вод в поверхностный водный объект реку Поль в отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ.

Куприянов А.В.">Постановлением ... ФИО3 от ... юридическое лицо ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде минимально возможного административного штрафа в размере ... рублей.

Куприянов А.В.">Не согласившись с указанным постановлением, представитель ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области ФИО1 просила его отменить и производство по делу прекратить; ссылаясь на малозначительность совершенного делания; указав, что очистные сооружения находятся в оперативном управлении учреждения, средств на их реконструкцию федеральным не представлено, не смотря на то, что руководство учреждения приняло все зависящие от него меры по восстановлению работы очистных сооружений.

Куприянов А.В.">В судебном заседании представитель ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области ФИО1 поддержала доводы жалобы и настаивала на её удовлетворении.

Куприянов А.В.">Дополнительно ФИО1 пояснила, что без привлечения средств федерального бюджета восстановить очистные сооружения не представляется возможным, поскольку на их реконструкцию и капитальный ремонт необходимо около ... млн. рублей. Данные средства включены в программу развития уголовно-исполнительной инспекции Владимирской области на 2017-2020 года. Параллельно руководство учреждения участвует в обсуждении вопроса о строительстве очистных сооружений для нужд поселка ... за счет средств местного бюджета с последующим подключением к очистным сооружениям на основании возмездного договора.

Куприянов А.В.">Сточные воды поступают на очистные сооружения механической очистки, в состав которых входят гаситель напора, отстойник, иловая площадка. В отстойнике и на иловой площадке происходит выпадение загрязняющих веществ, дальнейшая доочистка происходит в дренажном канале, лишь после чего сточные воды попадают в реку в таком состоянии, что не происходит негативного воздействия на водный объект реки Поль.

Куприянов А.В.">Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Владимирской области на основании доверенности ФИО2 просила постановление ...... ФИО3 от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ, в отношении ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области оставить без изменения, а жалобу юридического лица без удовлетворения, ссылаясь на установленный факт несоблюдения экологических требований при эксплуатации сооружений и объектов колонии.

Куприянов А.В.">Судья, выслушав объяснения представителя ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области ФИО1, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Владимирской области ФИО2, исследовав представленные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Куприянов А.В.">В силу ст.8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, является административным правонарушением, за которое предусмотрено для юридических лиц наказание в виде административного штрафа в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Куприянов А.В.">Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных КоАП РФ и законодательством в области охраны окружающей среды (ч.3 ст.44 Водного кодекса Российской Федерации).

Куприянов А.В.">В соответствии с п.1 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Куприянов А.В.">В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей ст.22 Закона об охране окружающей среды предусмотрено установление нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Куприянов А.В.">Согласно п.1 ст.23 Закона об охране окружающей среды нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. За выдачу разрешений на выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов в окружающую среду уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Куприянов А.В.">И свидетельства о государственной регистрации права серии ... от ... следует, что очистные сооружения поселка Головино находятся в оперативном управлении ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области.

Куприянов А.В.">Актом проверки Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Владимирской области ... от ... подтверждены обстоятельства сброса через дренажный канал в водный объект реки Поль загрязняющих веществ (фосфат-ион- ... мг/дм3; аммоний ион - ... мг/дм3; нитрит ион - < ... мг/дм3; нитрат ион - ... мг/дм3; нефтепродукты - ... мг/дм3).

Куприянов А.В.">Факт сброса подтверждается отчетом по форме 2-тп (водхоз) за 2015.

Куприянов А.В.">Данные обстоятельства и отсутствие у ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области соответствующего разрешения на сброс загрязняющих веществ в реку Поль не оспаривались представителем юридического лица в судебном заседании.

Куприянов А.В.">Вместе с тем, из Устава ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области следует, что учреждение является некоммерческой организацией, источниками финансирования деятельности учреждения являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством ( п.5.8 Устава).

Куприянов А.В.">Реконструкция очистных сооружений ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области включена в перечень мероприятий объектов УФСИН России по Владимирской области федеральной целевой программы «Юстиция» на 2017-2020 года, согласно которой будет произведено поэтапное выделение ... млн. рублей на проектно-изыскательские и строительные работы.

Куприянов А.В.">Статья 2.9 КоАП Российской Федерации, устанавливая возможность освобождения от административной ответственности, предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Куприянов А.В.">Как разъяснено в п.21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Куприянов А.В.">Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Куприянов А.В.">По смыслу закона, статья 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях не предписывает обязательность освобождения лица от административной ответственности за все малозначительные правонарушения, а предоставляет только право принять такое решение. В связи с этим субъект административной юрисдикции обязан при производстве по делу рассмотреть все обстоятельства нарушения, оценить его последствия, убедиться, что конкретным действием не нанесен сколько-нибудь значительный вред отдельным гражданам или обществу, исследовать обстановку, в которой совершено правонарушение, личность нарушителя, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, и т.п.

Куприянов А.В.">При рассмотрении жалобы на постановление административного органа судьей установлено, что в результате сброса недостаточно очищенных сточных вод после очистных сооружений ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области не оказывает влияния на водный объект пеки Поль.

Куприянов А.В.">Данный вывод следует из акта проверки Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Владимирской области ... от ... и не оспаривался в судебном заседании ФИО2

Куприянов А.В.">С учетом обстоятельств, при которых совершено исследуемое правонарушение и принимая во внимание то, что очистные сооружения являются федеральным имуществом и находятся в оперативном управлении ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области, для восстановления которых у юридического лица отсутствуют собственные источники; с учетом принятых ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области мер по реконструкции очистных сооружений, по очистке сточных вод до их фактического сброса в реку Поль, при отсутствии средств федерального бюджета на реконструкцию очистных сооружений, и, главное, что в результате данного сброса не происходит негативного влияния на водный объект; совершенное ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области правонарушение необходимо признать малозначительным.

Куприянов А.В.">При этом судья исходит из того обстоятельства, что услуги водоснабжения и канализации отнесены федеральным законодательством к ведению органов местного самоуправления и не относятся к предметам и целям деятельности исправительного учреждения, предусмотренным п.2.1-2.3 Устава ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области.

Куприянов А.В.">В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ.

Куприянов А.В.">С учетом изложенного, судья признает жалобу ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области на постановление ... ФИО3 от ... обоснованной и подлежащей удовлетворению.

Куприянов А.В.">На основании изложенного, руководствуясь статьями 2.9, 30.3, 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

Куприянов А.В.">р е ш и л:

Куприянов А.В.">жалобу юридического лица ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Владимирской области ФИО3 от ... удовлетворить.

Куприянов А.В.">Постановление ...... ФИО3 от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ, в отношении юридического лицаФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области отменить.

Куприянов А.В.">Освободить ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области от административной ответственности, предусмотренной ст.8.1 КоАП РФ, ограничиться устным замечанием ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области, прекратив производство по делу об административном правонарушении.

Куприянов А.В.">Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд в течение 10 суток со дня его получения через Судогодский районный суд.

Куприянов А.В.">Судья А.В.Куприянов