К делу № 12-43\2016
Р Е Ш Е Н И Е
"28" марта 2016 года Судья Ейского городского суда Краснодарского края Данилейченко И.Н., при секретаре Соколовой Г.В.,
рассмотрев жалобу МБДОУ ДСКВ №29 г.Ейска МО Ейский район на постановление отдела надзорной деятельности Ейского района ГУ МЧС России по Краснодарскому краю о назначении административного наказания, -
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением отдела надзорной деятельности Ейского района Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю № 25/49 от 16.02.2016 года МБДОУ ДСКВ №29 г.Ейска МО Ейский район признаны виновным в совершении административного правонарушения по ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнуто административному взысканию в виде штрафа в размере 150000 рублей за нарушения требований в области пожарной безопасности. (л.д.5-7).
МБДОУ ДСКВ №29 г.Ейска МО Ейский район с указанным постановлением не согласны, просят постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель МБДОУ ДСКВ №29 г.Ейска МО Ейский район пояснил, что в ходе проверки было установлено одно нарушение: две наружные эвакуационные лестницы 3-го типа необходимые для запасных эвакуационных выходов со 2 этажа здания отсутствует, а имеющиеся лестницы 3-го типа эвакуационных выходов со второго этажа, не соответствуют требованиям норм (уклон более 1:1, ширина марша не соответствует требованиям норм, ширина проступи не соответствует требованиям норм, высота ступеней не соответствует требованиям норм, не предусмотрено расстояние 1 метр между оконными проемами и наружными лестницами 3-го типа. Считает, что в действиях МБДОУ ДСКВ № 29 г. Ейска МО Ейский район отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, однако на территории муниципального образования Ейский район не установлен особый противопожарный режим. Считает, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности подпадают под ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ: нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений. Указал, что здание возведено и сдано в эксплуатацию до 1990 г., и на момент сдачи соответствовало всем противопожарным требованиям. В ходе проверки были установлены факты несоответствия помещений требованиям Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», однако к уже возведенным на момент начала действия Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ зданиям, строениям и сооружениям требования нового технического регламента не применяются. Также считает необоснованными требования ОНД Ейского района об установке эвакуационных лестниц 3-го типа на расстоянии не менее 1 метра от окон в здании, т.к. согласно п. 6.30. СНиП 21-01-97 лестницы 3-го типа следует выполнять из негорючих материалов и размещать, как правило, у глухих (без световых проемов) частей стен класса не ниже К1 с пределом огнестойкости не ниже RЕI 30. Эти лестницы должны иметь площадки на уровне эвакуационных выходов, ограждения высотой 1,2 м и располагаться на расстоянии не менее 1 м от оконных проемов. Однако, постановлением Верховного суда РФ от 21.04.2014 года № 5-АД14-4 установлено, что в отношении введённых в эксплуатацию до введения в действие СНиП 21-01- 97* данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Содержащиеся в СНиП 21-01-97* требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения) а не в процессе его текущей эксплуатации. Следовательно, образовательная организация, эксплуатирующая здание, построенное до введения в действие СНиП 21-01-97, не обязана вплоть до проведения реконструкции или капитального ремонта данного здания соблюдать требования СНиП 21-01-97. СНиП 21-01-97 введены в действие 01.01.1998 года, а здание МБДОУ ДСКВ № 29 г. Ейска МО Ейский район, построено до 1998 года. Согласно п. 5, ч. 1, ст. 9 федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, собственником имущества МБДОУ ДСКВ № 29 является муниципальное образование Ейский район, а на основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Кроме того, согласно решению Ейского городского суда от 09.12.2015 года администрация муниципального образования Ейский район обязана в шестимесячный срок после вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства МБДОУ ДСКВ № 29 г. Ейска МО Ейский район для установки эвакуационных лестниц 3-го типа на расстоянии не менее 1 метра от окон.
Считает, что в действиях МБДОУ ДСКВ № 29 г. Ейска МО Ейский район отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ. На основании вышеизложенного просит суд отменить постановление о назначении административного наказания № 25/49 от 16.02.2015 г., производство по административному делу прекратить.
Представитель ОДН в судебное заседание не явился, просят рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Выслушав представителя МБДОУ ДСКВ № 29 г. Ейска МО Ейский район, изучив материалы административного дела, суд считает, что имеются законные основания для удовлетворения жалобы, следует отменить постановление ОНД Ейского района ГУ МЧС России по Краснодарскому краю № 25/49 от 16.02.2016 года о признании МБДОУ ДСКВ №29 г.Ейска МО Ейский район виновным в совершении административного правонарушения по ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ и прекратить производство по делу.
В судебном заседании установлено, что 09 февраля 2016 года была проведена плановая выездная проверка по соблюдению требований пожарной безопасности в зданиях и помещениях, в которых осуществляет свою деятельность МБДОУ ДСКВ №29 г.Ейска МО Ейский район по ул.Советов, 76 в г.Ейске.
В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности: две наружные эвакуационные лестницы 3-го типа необходимые для запасных эвакуационных выходов со 2 этажа здания отсутствует, а имеющиеся лестницы 3-го типа эвакуационных выходов со второго этажа, не соответствуют требованиям норм (уклон более 1:1, ширина марша не соответствует требованиям норм, ширина проступи не соответствует требованиям норм, высота ступеней не соответствует требованиям норм, не предусмотрено расстояние 1 метр между оконными проемами и наружными лестницами 3-го типа (ст. 53 ФЗ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ; п. 4.4.1, 4.4.2 СП 1.13130.2009; п.6.29,6.30, СНиП 21-01-97), вынесено 16.02.2016 года представление об устранении причин и условий правонарушения (л.д.59,60,62).
В отношении нарушителя ОНД Ейского района вынесено постановление № 25/49 от 16.02.2016 года о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 150000 рублей (л.д.5-7).
Представитель МБДОУ ДСКВ № 29 г. Ейска МО Ейский район считает, что отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, просит суд отменить указанное постановление о назначении административного наказания и производство по административному делу прекратить.
Представитель ОНД с жалобой не согласны, считают постановление законным, представили возражения (л.д.46,47)
Ч.4 ст.20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Обжалуемым по настоящему делу постановлением административного органа МБДОУ ДСКВ № 29 г. Ейска МО Ейский район вменены нарушения положений СНиП 21-01-97.
В пункте 1 части 1 статьи 42 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что требования к обеспечению пожарной безопасности здания или сооружения, введенного в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, а также к связанным с такими зданиями и сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения (пункт 1 части 1 статьи 42 Закона N 384-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
Судом из представленных технических документов установлено, что здание детского сада выстроено и сдано в эксплуатацию в 1982 году, здание соответствовало требованиям пожарной безопасности, действующим на момент сдачи его в эксплуатацию, иное административным органом не доказано, реконструкция или капитальный ремонт здания обществом не проводились, т.е. нормативно-правовой акт, на который ссылается ОНД Ейского района, введен в действие после постройки здания.
Согласно п. 5, ч. 1, ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, собственником имущества МБДОУ ДСКВ № 29 является муниципальное образование Ейский район, согласно решению Ейского городского суда от 09.12.2015 года администрация муниципального образования Ейский район обязана в шестимесячный срок после вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства МБДОУ ДСКВ № 29 г. Ейска МО Ейский район для установки эвакуационных лестниц 3-го типа на расстоянии не менее 1 метра от окон (л.д.8-23).
Выявленные административным органом нарушения СНиП 21-01-97 касаются эвакуационных путей и создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей. Между тем, обоснования данного вывода в постановлении административного органа не приведено. Доказательств наличия в данном случае угрозы жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара в результате несоответствия проверяемого объекта положениям новых строительных норм и правил, административным органом не представлено и в материалах дела не содержится.
Суд считает, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, в связи с чем, доказательств вины МБДОУ ДСКВ № 29 г. Ейска МО Ейский район в совершении административного правонарушения по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, нет.
В силу положений ч.1,4 ст.1.5 КоАП РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах суд считает, что постановление отдела надзорной деятельности Ейского района Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю № 25/49 от 16.02.2016 года подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.20.4 КоАП РФ в отношении МБДОУ ДСКВ № 29 г. Ейска МО Ейский район подлежит прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 1.5, ст. 30.1-30.7 КоАП РФ, судья,-
Р Е Ш И Л :
Жалобу МБДОУ ДСКВ №29 г.Ейска МО Ейский район на постановление отдела надзорной деятельности Ейского района ГУ МЧС России по Краснодарскому краю о назначении административного наказания, удовлетворить.
Постановление отдела надзорной деятельности Ейского района Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю № 25/49 от 16.02.2016 года в отношении МБДОУ ДСКВ № 29 г. Ейска МО Ейский район о признании виновным в совершении административного правонарушения по ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.20.4 КоАП РФ в отношении МБДОУ ДСКВ № 29 г. Ейска МО Ейский район прекратить.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы через Ейский городской суд.
Судья : ……………………………