УИД 31 МS0№ дело №—№
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Губкинского городского суда Белгородской области Чуканов Ю.И.,
с участием:
помощника Губкинского городского прокурора: Лавлинской О.А.,
должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении: начальника управления массовых коммуникаций и информационных технологий администрации Губкинского городского округа Никулова А.С.,
защитника: Талызиной Г.А.,
рассмотрев жалобу начальника управления массовых коммуникаций и информационных технологий администрации Губкинского городского округа Никулова А.С. на постановление мировой судьи судебного участка №1 г. Губкин Белгородской области от 21 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.39 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мировой судьи судебного участка N 1 г. Губкин Белгородской области от 21 мая 2021 года должностное лицо-начальник управления массовых коммуникаций и информационных технологий администрации Губкинского городского округа Никулов А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.39 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Никулов А.С.обратился в Губкинский городской суд с жалобой на указанное постановление, считая его незаконным и необоснованным, просил постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании Никулов А.С. и его защитник доводы жалобы поддержали и пояснили, что в администрацию Губкинского городского округа действительно поступило обращение ИА Быт, датированное 12 февраля 2021 года, в котором главный редактор просил направлять по указанным им адресам медиаплан предстоящих значимых мероприятий, запланированных администрацией, еженедельный календарь предстоящих событий, мероприятий, информацию озапланированных событиях и мероприятиях с участием руководителей муниципального образования и депутатов в общезначимых мероприятиях для информационного освещения. Полагая, что обращение не содержит запрос на предоставление информации о деятельности органов местного самоуправления, а содержит предложение о сотрудничестве, ответ на обращение дан не был. Мировой судьей не дано правовой оценки соответствия информации, запрашиваемой главным редактором ИА Быт, информации о деятельности органов местного самоуправления, не правильно истолкована ст. 1 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных
органов и органов местного самоуправления», по смыслу которой запрашиваемая главным редактором ИА Быт информация не является информацией о деятельности органов местного самоуправления, полномочия которого определены ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 9 Устава Губкинского городского округа Белгородской области, ст. 13 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а также распоряжением Правительства РФ от 10.07.2013 №1187-р, в которых полномочия по предоставлению запрашиваемой главным редактором ИА Быт информации отсутствуют, указанные нормы при рассмотрении дела об административном правонарушении мировой судьей не применены.
В постановлении по делу об административном правонарушении отсутствует ссылка на нормативный акт, относящий такую информацию к информации о деятельности органов местного самоуправления. В то же время судья обосновывает свои выводы, ссылаясь на разъяснения Конституционного суда РФ, которые не имеют отношения к составу вмененного Никулову А.С. административного правонарушения.
Также они обращают внимание на то, что мировой судьей неправильно определены фактические обстоятельства по делу.
Мировой судьей рассмотрено дело не на соответствие действий Никулова А.С. требованиям Закона РФ «О средствах массовой информации», устанавливающий порядок отказа в предоставлении информации, а на соответствие действий Никулова А.С. ФЗ №59 от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», т.к. им сделан акцент не на характер запрашиваемой информации, а на отсутствие ответа, ответственность за который предусмотрена другой нормой закона.
Поскольку федеральный закон, обязывающий предоставлять органы местного самоуправления информацию о запланированных мероприятиях отсутствует, то не предоставление такой информации составом административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.39 КоАП РФ, не охватывается. Просят постановление по делу об административном правонарушении отменить и производство по делу прекратить.
Заслушав доводы Никулова А.С. и его защитника, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.
Положения ст. 5.39 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации.
Согласно ст. 39 Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций,
общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.
Не может быть ограничен доступ, в том числе к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Губкинской прокуратурой на основании поступившего обращения главного редактора ИА Быт Белоусова Е.М. была проведена проверка соблюдения требований законодательства о средствах массовых информации в администрации Губкинского городского округа.
В ходе проверки установлено, что главным редактором ИА Быт Белоусовым Е.М. в адрес главы администрации Губкинского городского округа был направлен запрос о предоставлении информации по поставленным в обращении вопросам.
В нарушение требований 38- 40 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ст. 19 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов местного самоуправления» начальником управления массовых коммуникаций и информационных технологий администрации Губкинского городского округа Никуловым А.С., как ответственного должностного лица, мер по рассмотрению запроса не принято, ответ на запрос средства массовой информации не дан, что свидетельствует об отказе в предоставлении информации агентству Быт запрашиваемой информации, предоставление которой предусмотрено федеральным законом.
Применительно к диспозиции ст. 5.39 КоАП РФ мировой судья правильно установила фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, и пришла к выводу о наличии оснований для привлечения начальником управления массовых коммуникаций и информационных технологий администрации Губкинского городского округа Никуловым А.С.., который основан на исследованных по делу доказательствах:
- постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.04.2021, согласно которому в отношении должностного лица-начальника управления массовых коммуникаций и информационных технологий
администрации Губкинского городского округа Никулова А.С. заместителем Губкинского городского прокурора Панариной С.Я., в рамках ее компетенции, возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.39 КоАП РФ./л.д. –6/
- копией запроса главного редактора ИА Быт Белоусова Е.М. на имя главы администрации Губкинского городского округа, в котором он просит направлять по указанным им адресам медиаплан предстоящих значимых мероприятий, запланированных администрацией, еженедельный календарь предстоящих событий, мероприятий, информацию об запланированных событиях и мероприятиях с участием руководителей муниципального образования и депутатов в общезначимых мероприятиях для информационного освещения./л.д. 26/
- копиями трудового договора, должностной инструкции, из которых следует, что Никулов А.С. является муниципальным служащим и назначен на должность начальником управления массовых коммуникаций и информационных технологий администрации Губкинского городского округа./л.д. 10- 17, 18-24/
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ч. 4 ст. 29, ст. 42).
В развитие указанных конституционных положений абзацами первым, вторым ст. 38 Федерального закона «О средствах массовой информации» гражданам предоставлено право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.
Согласно ст. 39 названного закона редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.
По смыслу ст. 38, 39 Закона РФ «О средствах массовой информации» требования указанных норм права о предоставлении сведений о деятельности по запросам редакций средств массовой информации распространяются на все организации, независимо от их организационно-правовой формы, в том числе коммерческие и некоммерческие юридические лица (ст. 48, 50 ГК РФ),
организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (например, простые товарищества).
Положения указанного Закона не обязывают редакцию средства массовой информации указывать в запросе, для каких целей необходимы запрашиваемые сведения, и обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации.
При этом запрос информации может касаться любых сторон деятельности соответствующего органа, организации, общественного объединения, должностного лица.
Таким образом запрос главного редактора ИА Быт Белоусова Е.М. на имя главы администрации Губкинского городского округа о предоставлении информации носит законный характер.
Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ информация о деятельности органов местного самоуправления по запросу предоставляется в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация либо в котором в соответствии со статьей 20 названного Федерального закона содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации.
Данные требования должностным лицом не выполнены.
В силу пункта 3 части 1 статьи 20 указанного Федерального закона информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется лишь в случае, если запрашиваемая информация не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в которые поступил запрос.
В данном случае такое не имело место.
Доводы Никулова А.С. о том, что запрашиваемая главным редактором ИА Быт информация не является информацией о деятельности органов местного самоуправления, полномочия которого определены ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 9 Устава Губкинского городского округа Белгородской области, ст. 13 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», являются не убедительными.
Отсутствие в указанных нормативных актах прямой ссылки на обязанность предоставления информации, указанной в запросе редактора ИА Быт, не свидетельствует о необязательности дачи на него ответа.
Из анализа норм Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов местного самоуправления» следует, что их исполнение является обязательным для всех органов, в том числе и для государственных органов и органов местного самоуправления.
Из диспозиции ст. 5.39 КоАП РФ следует, что объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения, складывающиеся по поводу предоставления гражданам и организациям необходимой информации. Непосредственным объектом административного нарушения выступают права граждан и организаций на получение информации.
Из текста статьи следует, что речь в ней идет о разнообразной информации, предоставление которой гражданам и юридическим лицам гарантируется Конституцией РФ и федеральным законом.
Поскольку указанные действия не были выполнены, начальник управления массовых коммуникаций и информационных технологий администрации Губкинского городского округа Никулов А.С., в связи с неисполнением своих служебных обязанностей, правомерно привлечен к административной ответственности по статье 5.39 КоАП РФ.
Довод жалобы, были предметом проверки мирового судьи при рассмотрении дела об административном правонарушении, обоснованно отвергнут по основаниям, подробно изложенным в соответствующем постановлении.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и выводами судьи не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и не является основанием к отмене состоявшегося по делу судебного акта.
Постановление о привлечении начальника управления массовых коммуникаций и информационных технологи администрации Губкинского городского округа Никулова А.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.39 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 5.39 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах состоявшееся по делу судебное постановление сомнений в своей законности не вызывает, оснований для его отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление мировой судьи судебного участка №1 г. Губкин Белгородской области от 21 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.39 КоАП РФ в отношении начальника управления массовых коммуникаций и информационных технологи администрации Губкинского городского округа Никулова А.С. оставить без изменения, а жалобу Никулова А.С., без удовлетворения.
Судья: Чуканов Ю.И.
Решение03.07.2021