ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-441/2015 от 03.12.2015 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 12-441/2015

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

*** 2015 года город Псков

Судья Псковского городского суда Псковской области Алексеева Т.Н.,

при секретаре Козыревой Н.И.,

с участием представителя заявителя Маяк Е.М.,

рассмотрев жалобу генерального директора ОАО «Псковская городская телефонная сеть» ФИО1 на постановление "должность" Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Федеральной антимонопольной службы по Псковской области А. от *** 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением "должность" Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее - УФАС по Псковской области) – "должность" Федеральной антимонопольной службы по Псковской области А. от *** 2015 года "должность" ОАО «Псковская городская телефонная сеть» ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, "должность" ОАО «Псковская городская телефонная сеть» ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить и в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ прекратить производство по делу, освободив его от административной ответственности. В обоснование жалобы указано, что его действия, как "должность" ОАО «Псковская городская телефонная сеть», не повлекли существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Допущенное нарушение, а именно проведение закупки с нарушением сроков внесения изменений в план закупок на 2014 год и неразмещение в трехдневный срок сведений об изменении сроков окончания подачи заявок и даты рассмотрения предложений, является технической ошибкой и не повлекло негативных последствий, поскольку информацию о закупке участники закупки получили своевременно из извещения о проведении закупки, изменяющего сроки окончания подачи и рассмотрения заявок и подведения итогов. Во исполнение предписания УФАС по Псковской области по результатам рассмотрения жалобы *** от 16.10.2014 ОАО «ПГТС» отменило протокол заседания комиссии ОАО «ПГТС» по подведению итогов запроса котировок на право заключения договора № *** от 18.10.2014, аннулировало запрос котировок.

Представитель "должность" ОАО «Псковская городская телефонная сеть» ФИО1 – Маяк Е.М. в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержала, наличие допущенного правонарушения не оспаривала, однако считает, что имеет место формальное наличие признака состава административного правонарушения. Кроме того, пояснила, что в отношении ОАО «Псковская ГТС» вынесено постановление о прекращении производства по делу в связи с малозначительностью административного правонарушения. В соответствии с абзацем 2 п. 7 «Методических рекомендаций по применению антимонопольными органами статьи 2.9 КоАП РФ (в части прекращении дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, по малозначительности)» (утв. ФАС России) в случае освобождения юридического лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ следует решить вопрос об освобождении от административной ответственности за данное правонарушение и физического лица. В связи с изложенным, просила отменить постановление УФАС по Псковской области № *** от *** 2015 года, вынесенное в отношении "должность" ОАО «Псковская городская телефонная сеть» ФИО1, и в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ прекратить производство по делу, освободив ФИО1 от административной ответственности.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области в судебное заседание не явился, от руководителя Псковского УФАС России М. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя управления.

Ознакомившись с доводами жалобы, заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

Частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Из материалов дела № *** об административном правонарушении усматривается, что 16 октября 2014 года по результатам рассмотрения жалобы ФГУП «П.» на действия оператора электронной площадки ОАО «"Ц."» при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по адресной доставке платежных документов и рекламно-информационных материалов по одному лоту (извещение на официальном интернет-сайте ******) Комиссией УФАС по Псковской области в действиях ОАО «ПГТС» признано нарушение п. 2.3 Положения о закупках ОАО «ПГТС», п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 11 ч. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при проведении запроса котировок № ***, не соответствующего плану закупок на 2014 год, а также по несоблюдению сроков окончания подачи заявок и подведения итогов запроса котировок № ***, то есть в действиях ОАО «ПГТС» был установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), данный Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются в том числе, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Одним из основополагающих принципов закупки товаров, работ, услуг, закрепленным в статье 3 Закона о закупках, является информационная открытость закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).

Частью 2 названной статьи положение о закупке определено в качестве документа, регламентирующего деятельность заказчика и содержащего требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 10 статьи 8 Закона о закупках до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (***) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией УФАС по Псковской области было установлено следующее.

Согласно пункту 7.3. Положения о закупках ОАО «ПГТС» осуществляет размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с номенклатурой, объемом и сроками, установленными планом закупок товаров, работ, услуг на текущий год.

На сайте *** 26.03.2014 опубликован План закупок ОАО «ПГТС» на 2014 год, реестровый номер ***, утвержденный генеральным директором предприятия 18.03.2014. Действующая редакция плана закупок размещена на сайте 03.09.2014.

План содержит закупку номер 23 по предмету «Услуги по доставке корреспонденции» (ОКВЭД -64.20, ОКПД 5430000), начальная цена 4 500 тыс. руб. с НДС, период размещения извещения о закупке август-сентябрь 2014 года, срок исполнения договора март 2014 года, способ закупки - запрос котировок, закупка в электронной форме - нет.

27.08.2014 на интернет сайте *** было опубликовано извещение о проведении запроса котировок № *** на оказание услуг по адресной доставке платежных документов и рекламно-информационных материалов по одному лоту, документация запроса котировок с техническим заданием и проектом договора.

04.09.2014 документы закупки были выгружены на официальный сайт ***, номер извещения ***.

05.09.2014 на *** была опубликована последняя редакция документов данной закупки.

Согласно Извещению о проведении запроса котировок и документации, размещенных на ***:

- дата начала приема заявок 27.08.2014 года, со дня публикации настоящего извещения на официальном сайте ***,

- дата и время окончания подачи заявок - 05.09.2014 года в 17.00. Процедура проводится в электронной форме на ЭТП группы *** (***). Предложения участников подаются в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью,

- дата подведения итогов - 12.09.2014 года.

Согласно документации по запросу котировок срок оказания услуг - ежемесячно на основании письменных заявок заказчика, срок действия договора - в течение календарного года с момента подписания.

Согласно общей информации о закупке на сайте *** время окончания подачи заявок 10.09.2014 года в 17.00 (продлено на электронной площадке на 16 мин. 59 сек.), дата и время рассмотрения заявок 18.09.2014 года в 12.00, дата и время подведения итогов 18.09.2014 года в 12.00.

10.09.2014 года было подано 2 заявки - ООО «Г.» и ФГУП «П.».

Согласно протоколу № *** от 18.09.2014 заседания комиссии ОАО «ПГТС» по оценке и выбору победителя запроса цен (объявления о покупке) №*** победителем было признано ООО «Г.» с наименьшей ценой 4490000 рублей.

Комиссия УФАС по Псковской области при рассмотрении жалобы выявила следующие нарушения:

Согласно плану закупок ОАО «ПГТС» на 2014 год предусмотрено проведение запроса котировок по предмету «Услуги по доставке корреспонденции» не в электронной форме и со сроком исполнения договора март 2014 года. Таким образом, запрос котировок № *** проведен в иной (электронной) форме, нежели предусмотрено планом закупок. Срок исполнения договора согласно документации запроса котировок также не соответствует информации, указанной в плане закупок на 2014 год.

Согласно пункту 3.1 Положения о закупках ОАО «ПГТС» необходимые изменения вносятся в План закупки товаров, работ, услуг не позднее, чем за 5 (пять) дней до дня размещения на Официальном сайте извещения о соответствующей закупке. Корректировки Плана закупки товаров, работ, услуг подлежат размещению на Официальном сайте не позднее следующего рабочего дня со дня их утверждения.

Изменения в План закупок на 2014 год своевременно не внесены.

Проведение ОАО «ПГТС» закупки, не соответствующей Плану закупок на 2014 год, является нарушением п. 2.3 Положения о закупках ОАО «ПГТС» (принципа планирования - все регулярные закупки должны планироваться и осуществляться в соответствии с планом), а также установленных частью 1 статьи 3 Закона о закупках принципов информационной открытости закупки и целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Кроме того, согласно подпункту 7 пункта 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении должны быть указаны место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки. Согласно подпунктам 8 и 11 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть сведения о дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Как было установлено, согласно актам осмотра интернет сайтов *** от 13.10.2014 установлено, что при проведении запроса котировок № *** организатором закупки были нарушены сроки, указанные в извещении и документации о закупке, а именно: срок окончания подачи заявок и срок подведения итогов запроса котировок.

При этом в нарушение пункта 11 статьи 4 Закона о закупках изменения в извещение и документацию запроса котировок не были размещены ОАО «ПГТС» на официальном сайте в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений.

Данное нарушение также посягает на принцип информационной открытости закупки, закрепленный в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках и пункте 2.3 Положения о закупках, так как ОАО «ПГТС» своевременно не внесло соответствующие изменения в извещение и документацию и не проинформировало участников закупки о новых датах проведения указанных процедур, чем ограничило потенциальный круг участников данной закупки.

26.11.2014 в адрес УФАС по Псковской области поступило уведомление ОАО «ПГТС» об исполнение Предписания по жалобе № *** от 16.10.2014, путем аннулирования закупки (извещение на сайте № ***).

В связи с обнаружением указанных нарушений было возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст. 7.32.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – "должность" ОАО «Псковская городская телефонная сеть» ФИО1

03.07.2015 должностным лицом УФАС по Псковской области был составлен протокол № *** об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ, в отношении ФИО1

10.07.2015 года "должность" УФАС по Псковской области – начальником отдела товарных рынков и естественных монополий Федеральной антимонопольной службы по Псковской области А. было вынесено постановление в отношении "должность" ОАО «Псковская городская телефонная сеть» ФИО1, согласно которому ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 7.32.3 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Факт совершения "должность" ОАО «ПГТС» ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ, подтверждается исследованными по делу доказательствами.

Действия ФИО1 нарушают п. 2.3 Положения о закупках ОАО «ПГТС» и пункта 1 части 1 ст. 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии с п. 7 Методических рекомендаций по применению антимонопольными органами ст. 2.9 КоАП РФ (утв. ФАС России) при решении вопроса об административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение, следует учитывать, что в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

При этом, в случае освобождения юридического лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП следует решить вопрос об освобождении от административной ответственности за данное правонарушение и физического лица.

Принимая во внимание объем допущенных нарушений, характер и степень общественной опасности содеянного, устранение выявленных нарушений (во исполнение предписания УФАС по Псковской области по результатам рассмотрения жалобы *** от 16.10.2014 ОАО «ПГТС» отменило протокол заседания комиссии ОАО «ПГТС» по подведению итогов запроса котировок на право заключения договора № *** от 18.10.2014, аннулировало запрос котировок, о чем свидетельствует протокол комиссии об аннулировании запроса котировок от 26.11.2014), прекращение дела об административном правонарушении в отношении ОАО «ПГТС» в связи с малозначительностью административного правонарушения, отсутствие вредных последствий для охраняемых законом интересов юридических лиц, а также привлечение к административной ответственности ФИО1 впервые, суд считает возможным освободить "должность" ОАО «Псковская городская телефонная сеть» ФИО1 от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 2.9, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление "должность" Федеральной антимонопольной службы по Псковской области А. от *** 2015 года, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу прекратить в связи с малозначительностью административного правонарушения, объявив ФИО1 устное замечание.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья Т.Н. Алексеева