ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-441/2022 от 24.05.2022 Дзержинского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело №12-441/2022

Р Е Ш Е Н И Е

город Волгоград 24 мая 2022 года

Судья Дзержинского районного суда г. Волгограда ФИО6., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО7 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО8 № 11/31-22-Э от 23 марта 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора МБУ «Северное» Головко Евгения Богдановича,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО9. № № 11/31-22-Э от 23 марта 2022 г., должностное лицо – директор ФИО11 Е.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

В жалобе, поданной в Дзержинский районный суд г. Волгограда, директор ФИО12 оспаривает законность и обоснованность постановления должностного лица, просит его изменить путем замены наказания в виде штрафа на предупреждение, ссылаясь на применение положений ст.4.1.1 КоАП РФ. Кроме того, указывает на наличие оснований для признания указанного правонарушения малозначительным, на основании ст.2.9 КоАП РФ.

В судебном заседании защитник ФИО13. доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО14., старший помощник Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры ФИО15 возражали против удовлетворения жалобы.

Проверив в полном объёме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника директора ФИО16 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО17 заключение старшего помощника Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры ФИО18 прихожу к следующим выводам.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства об административном правонарушении являются всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела.

В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50, статьей 8.51 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей.

В соответствии с ч. 4 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому контролю (надзору), в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется федеральный государственный экологический контроль (надзор).

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

На основании ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, следующего принципа, соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе, доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами.

Представление недостоверной (искаженной) информации об учете отходов создает сложности для государственного учета и общей статистики отходов производства и потребления.

Исходя из имеющихся и представленными природопользователями сведениями отчетного характера будет формироваться государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами, необходимую для разработки и корректировки схемы обращения с такими отходами. Искажение, представление недостоверных сведений о данной категории отходов несет существенные риски сбоев в системе государственного учета отходов, невозможности формирования достоверной информации об объемах отходов, соответственно, дополнительных государственных затрат по корректировке и уточнению количества отходов в целях выстраивания эффективной и долгосрочной политики государства по данному вопросу.

Таким образом, прозрачность и достоверность представляемой отчетности природопользователями является основополагающим фактором контроля деятельности, в том числе, в области обращения с отходами.

Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, в том числе:

соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами;

предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране Окружающей среды», контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды.

Частью 1,2 ст. 34 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии со ст.ст. 67, 68 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» экологический контроль подразделяется на производственный и общественный. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Исходя из положений ст. 67 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля. Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Во исполнение указанной нормы издан Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».

Требования к содержанию программы производственного контроля определены в приложении №. 1 к Приказу Минприроды России от 28.02.2018 № 74. В приложении № 2 к Приказу Минприроды России от 28.02.2018 № 74 установлены порядок и сроки предоставления отчета об организации й о результатах производственного экологического контроля (далее - Порядок).

В соответствии с пунктами 1 - 5 Порядка, отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее - Отчет) представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Приказом Минприроды от 14.06.2018 № 261 утверждена форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

В соответствии с пп. 4.2, 4.3 Приложения к Приказу Минприроды от 14.06.2018 № 261, результатами производственного экологического контроля в области обращения с отходами является, в том числе, представление сведений об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления за отчетный год, а также сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, от которых получены и (или) которым переданы отходы.

Как усматривается из материалов дела, Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением должностных лиц Межрегионального управления Росприроднадзора проведена проверка соблюдения действующего природоохранного законодательства в деятельности ФИО19», в ходе которой выявлен факт предоставления недостоверных сведений в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2020 год по объектам: 18-0234-003198-П, 18-0234-004631-П, 18-0234-003215-П, а также непредставления декларации о воздействии на окружающую среду для объекта негативного воздействия на окружающую среду II категории (код объекта 18-0130-001765-П) должностным лицом – ФИО20

Из материалов дела также усматривается, что основным видом деятельности ФИО21» является деятельность вспомогательная, связанная с сухопутным транспортом; Общестроительные работы (геодезические работы, подготовительные работы, земляные работы, каменные работы, устройство и монтаж бетонных и ж/б конструкций; изоляционные работы; благоустройство территории), санитарно-технические работы (работы по устройству наружных инженерных сетей и коммуникаций), транспортное строительство (автомобильные дороги, магистральные дороги и улицы городов и т.д.)

Кроме того, ФИО22» осуществляет деятельность, связанную с содержанием, лечением, контролем и иные работы в отношении безнадзорных животных, а также по отлову безнадзорных животных. Указанный приют расположен по адресу: г. Волгоград, ул. Куприна, д. 164.

Согласно данных реестра ОНВС, ФИО23» поставлены на государственный учет следующие объекты негативного воздействия на окружающую среду:

1. ФИО24»: 400075, г. Волгоград, проезд Дорожников, 1, код объекта 18- 0234-001800-П, Ш-я категория, дата постановки на учет 30.12.2016, поставлен на государственный учет как объект регионального уровня надзора;

2. Площадка № 1 (Асфальтобетонный завод) по адресу: 400075, г. Волгоград, проезд Дорожников, д. 1, код объекта 18-0234-003198-П, Ш-я категория, дата постановки 06.02.2019, поставлен на государственный учет как объект регионального уровня надзора;

3. Площадка № 2 (База механизации № 1) по адресу: 400081, г. Волгоград, ул. Волчанская, д. 2А, код объекта 18-0234-003199-П, Ш-я категория, дата постановки 06.02.2019, поставлен на государственный учет как объект регионального уровня надзора;

4. Площадка № 3 (База механизации № 2) по адресу: 400017, г. Волгоград, ул. Михайлова, д. 7, код объекта 18-0234-003215-П, Ш-я категория, дата постановки 13.02.2019, поставлен на государственный учет как объект регионального уровня надзора;

5. Площадка по адресу: 400048, г. Волгоград, ул. Землячки, д. 7, код объекта 18-0234-004631-П, Ш-я категория, дата постановки 23.10.2020, поставлен на государственный учет как объект регионального уровня надзора;

6. Площадка по адресу: 400120, г. Волгоград, пос. Верхняя Ельшанка, д. 4, код объекта 18-0130-001765-П, II категория, дата постановки 17.112020, поставлен на государственный учет как объект федерального уровня надзора.

В ходе проверки установлено, ФИО25» эксплуатирует площадку (База механизации №1) по адресу: 400048, г. Волгоград, ул. Землячки, д.7, в соответствии со свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду №EKJH1L6K от 23.10.2020 г., поставлена на государственный учет как объект III категории с присвоением кода объекта -18- 0234-004631-П.

22.03.2021 (РПО 40007593021977) ФИО26» представлен в адрес комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2020 г. по площадке №2 по адресу: 400048, г. Волгоград, ул. Землячки, д.7.

Согласно отчету об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на площадке №2 ФИО27 (база механизации №1) по адресу: г. Волгоград, ул. Землячки, 7, за 2020 год, МБУ «Северное» переданы на захоронение следующие виды отходов (далее - перечень отходов №1):

- отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код по ФККО 40512202605) в количестве 0,02 тонн;

- отходы минеральных масел трансмиссионных (код по ФККО 40612001313) (0,019 т);

- фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные (код по ФККО 92130201523) (0,1 т);

- фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные (код по ФККО 92130301523) (0,05 т);

- мусор от офисных и бытовых помещений организованный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 73310001724) (3,2 т);

- смет с территории предприятия малоопасный (код по ФККО 73339001714) (3,85 т);

- обувь кожаная рабочая, утратившая потребительские свойства (код по ФККО 40310100524) (0,08 т);

- обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%) (код по ФККО 91920402604) (0,08 т).

Также, ФИО28» эксплуатирует площадку №1 (Асфальтобетонный завод) по адресу: 400075, г. Волгоград, проезд Дорожников, д.1, в соответствии со в свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду №EKJH1L6K от 23.10.2020 г., поставлена на государственный учет как объект III категории с присвоением кода объекта -18-0234-003198-П.

22.03.2021 (РПО 40007593021977) ФИО29» представлен в адрес комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2020 г. по площадке №1 (асфальтобетонный завод) по адресу: 400075, г. Волгоград, проезд Дорожников, д. 1.

Согласно отчету об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на площадке №1 ФИО30» (асфальтобетонный завод) по адресу: 400075, г. Волгоград, проезд Дорожников, д.1 за 2020 г., ФИО31» переданы на захоронение следующие виды отходов (далее - перечень отходов №2):

- отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код по ФККО 40512202605) в количестве 0,06 тонн.

- отходы минеральных масел гидравлических, не содержащих галогены (код по ФККО 40612001313) (0,011 т);

- мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 73310001724) (3,85 т);

- смет с территории предприятия малоопасный (код по ФККО 73339001714) (4.12 т.);

- обувь кожаная рабочая, утратившая потребительские свойства (код по ФККО 40310100524) (0,05 т);

- отходы асфальтобетона и/или асфальтобетонной смеси в виде пыли (код по ФККО 34852101424) (31,3 т);

- обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%) (код по ФККО 91920402604) (0,2т);

- спецодежда из натуральных волокон, утратившая потребительские свойства, пригодная для изготовления ветоши (код по ФККО 40213101625) (0,05 т).

Одновременно, ФИО32» эксплуатирует площадку № 3 (База механизации № 2) по адресу: 400017, г. Волгоград, ул. Михайлова, д. 7, которая постановлена на государственный учет 13.02.2019, с присвоением кода объекта 18-0234-003215-П, Ш-я категория.

22.03.2021 (РПО 40007593021977) ФИО33» представлен в адрес комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2020 г. по площадке № 3 (асфальтобетонный завод) по адресу: 400017, г. Волгоград, ул. Михайлова, д. 7.

Согласно отчету об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на площадке № 3 ФИО35» (База Механизации № 2) по адресу: 4400017, г. Волгоград, ул. Михайлова, д. 7 за 2020 год, ФИО34» переданы на захоронение следующие виды отходов (далее - перечень отходов № 3):

- отходы минеральных масел гидравлических, не содержащих галогены (код по ФККО 40612001313) в количестве 0,019 т;

- фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные (код по ФККО 92130201523) (0,1т);

- фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные (код по ФККО 92130301523) (0,05 т);

- мусор от офисных и бытовых помещений организованный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 73310001724) (3,05 т);

- смет с территории предприятия малоопасный (код по ФККО 73339001714) (3,3 т);

- обувь кожаная рабочая, утратившая потребительские свойства (код по ФККО 40310100524) (0,05 т);

- обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%) (код по ФККО 91920402604) (0,3 т);

- спецодежда из натуральных волокон, утратившая потребительские свойства пригодная для изготовления ветоши (код по ФККО 40213101625) (0,2 т);

- отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код по ФККО 40512202605) (0,02 т).

29.01.2021 в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям через личный кабинет природопользования направлена подписанная электронной подписью статистическая отчетность по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2020 год в целом по предприятию.

Также, в ходе проверки ФИО36» представлены данные учета в области обращения с отходами за 1, 2, 3, 4 кварталы 2020 и по итогам 2020 года.

Однако, в соответствии с данными учета отходов за 1, 2, 3, 4 кварталы 2020 и по итогам 2020 года, ФИО37» осуществляет хранение отходов, указанных в перечне № 1, №2, № 3 в течение 2020 года.

Согласно федеральной статистической отчетности по форме 2-тп (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления» за 2020 год, ФИО38» вышеуказанные в перечне № 1, № 2, № 3 отходы остаются на конец отчетного года на объектах ФИО40», т.е. не передаются на захоронение специализированным организациям в течение 2020 года.

При этом, сведений о передаче вышеуказанных отходов в ходе проверки ФИО39» не представлено.

Таким образом, сведения представленные в отчетах об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2020 г. по объектам ФИО41»: площадка №1 (асфальтобетонный завод) по адресу: 400075, г. Волгоград, проезд Дорожников, д. 1 (18-0234-003198-П); площадка № 2 (база механизации № 1) по адресу: г. Волгоград, ул. Землячки, 7 (18-0234-004631- П); площадка № 3 (База механизации № 2) по адресу: 400017, г. Волгоград, ул. Михайлова, д. 7 (18-0234-003215-П), не соответствуют сведениям, представленным в статистической отчетности по форме 2-тп (отходы) и данным учета в области обращения с отходами,

Кроме того, в соответствии с табл. 4.2 отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2020 год на площадке №1 (асфальтобетонный завод) по адресу: 400075, г. Волгоград, проезд Дорожников, д. 1, ФИО42» утилизированы следующие отходы:

- отходы минеральных масел индустриальных (код по ФККО 40613001313) (0,02 т);

- пыль газоочистки щебеночная (код по ФККО 23111205424) (139,5 т);

- лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий (код по ФККО 83020001714) (515,2 т);

- отходы строительного щебня незагрязненные (код по ФККО 81910003215) (254,2 т);

- отходы песка незагрязненные (код по ФККО 81910001495) (212,1 т).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация).

Согласно ст. 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99) с учетом положений Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон №89).

В соответствии со ст. 12 Закона №99, лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 (далее - Положение о лицензировании) устанавливает порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Так, согласно Постановлению Правительства от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности», лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату для работ по утилизации отходов I - IV классов опасности является, в том числе, наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ в области обращения с отходами I - IV классов опасности оборудования и (или) специализированных установок (в том числе мобильных), принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, в случае если технология по выполнению указанных работ требует наличия такого оборудования и (или) специализированных установок.

Вместе с тем, в ходе проверки установлен факт отсутствия у ФИО43» лицензии на деятельность по утилизации отходов I-IV классов опасности, а также оборудования и (или) специализированных установок (в том числе мобильных), принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, в случае если технология по выполнению указанных работ требует наличия такого оборудования и (или) специализированных установок.

Таким образом, осуществление ФИО44» утилизации вышеперечисленных отходов не подтверждается фактическими обстоятельствами.

Так, установлено, что в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2020 год на площадке №1 (асфальтобетонный завод) по адресу: 400075, г, Волгоград, проезд Дорожников, д. 1, МБУ «Северное» представлены не достоверные сведения об осуществлении деятельности по утилизации отходов IV - V классов опасности.

При таких обстоятельствах, ФИО45» указана недостоверная информация в отчетах об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2020 год на площадке №2 (база механизации №1) по адресу: г. Волгоград, ул. Землячки, 7 за 2020 год и площадке № 3 (База механизации №2) по адресу: 400017, г. Волгоград, ул. Михайлова, д. 7, а также в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на площадке №1 (асфальтобетонный завод) по адресу: 400075, г. Волгоград, проезд Дорожников, д. 1 за 2020 год, в части отраженных отходов, переданных ни захоронение специализированным организациям, а также в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2020 год на площадке №1 (асфальтобетонный завод) по адресу: 400075, г. Волгоград, проезд Дорожников, д. 1, в части отражения отходов утилизированных на собственном объекте МБУ «Северное», что не соответствует фактически установленным в ходе проверки обстоятельствам.

Кроме того, как следует из представленных материалов, объект с кодом 18-0130-001765-П, поставленный 17.11.2020 г. на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов HBOC и отнесенный ко II категории ОНВОС, представляет собой питомник для содержания бездомных собак, фактически расположен по адресу: г, Волгоград, ул. Куприна, д. 164.

Данный центр расположен на земельном участке с кадастровым номером 34:34:050047:1 (площадь 1162431 кв.м.), предоставленный администрацией Волгограда в безвозмездное пользование ФИО46» на основании договора от 26.05.2020 №353-Б, для питомника по выращиванию посадочного материала. Срок действия договора с 09.05.2020 г.

В соответствии с расчетом нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу, разработанным на основании проведенной в 2020 году инвентаризации источников выбросов, в атмосферу поступают:24 наименования загрязняющих веществ, в том числе: 4 твердых и 20 жидких/газообразных; 7 групп суммации.

Суммарный выброс ЗВ составляет 0,228574 т/год, в том числе: твердых-0,018646 т/год;| жидких/газообразных - 0,209928 т/год. Максимально-разовый выброс по предприятию - 0,1188051 г/сек.

В соответствии с проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 2020 года, в результате деятельности предприятия на объекте 18- 0130-001765-П (питомник) образуются следующие отходы:

- мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (73310001724) - 1,12 т/год;

- смет с территории предприятия малоопасный (73339001714)- 0,5 т/год;

- обувь кожаная рабочая, утратившая потребительские свойства (40310100524) - 0,0187 т/год;

- спецодежда из хлопчатобумажного и смешанных волокон, утратившая потребительский свойства, незагрязненная (40211001624) - 0,0392 т/год;

- зола от сжигания биологических отходов содержания, убоя и переработки животных (74782101404) - 0,01 т/год;

- экскременты собак свежие (11297101334) - 13,8700 т/год.

Указанные отходы, согласно таб.5 прил. 11 проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, ФИО47» передаются ООО «Управление отходами - Волгоград» (договор от 21.03.2020 № 3829), ООО «ЭкоМастер» (договор от 31.01.2020 Г-20 № 17549/20).

Также ФИО48» разработаны паспорта на отходы:

- зола от сжигания биологических отходов содержания, убоя и переработки животных (74782101404);

- зола от сжигания биологических отходов вивария и отходов содержания лабораторных животных (74781301404);

- экскременты собак свежие (11297101334).

Однако, в данных учета вышеуказанные отходы не отражены.

Согласно отчету об организации и проведении производственного экологического контроля ФИО49» по объекту 18-0130-001765-П, в 2020 году образовано отходов:

- мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (73310001724) - 1,2 тонн;

- смет с территории предприятия малоопасный (73339001714) — 2,03 тонн;

- обувь кожаная рабочая, утратившая потребительские свойства (40310100524) - 0,02 тонн;

- спецодежда из натуральных волокон, утратившая потребительские свойства, пригодная для изготовления ветоши (40213101625) - 0,05 тонн.

В соответствии с ч.ч. 1, 2, 4, 6 ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.

Декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.

Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.

В соответствии с ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, осуществляются на основании декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Приказом Минприроды РФ от 11.10.2018 № 509 утверждены форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - Порядок).

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

В ходе проверки установлен факт отсутствия разработанной и направленной в адрес Межрегионального управления декларации о воздействии на окружающую среду для объекта II категории: код объекта 18-0130-001765-П.

Учитывая, что объект негативного воздействия на окружающую среду ФИО50» 18-0130-001765-П поставлен на государственный учет ОНВОС 17.11.2020, то в период с 17.11.2020 по настоящее время хозяйственная деятельность на объекте негативного воздействия МБУ «Северное» осуществлялась в отсутствие декларации о воздействии на окружающую среду для вышеназванного объекта негативного воздействия ФИО51».

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что причиной допущенных нарушений являлся ненадлежащий контроль за соблюдением требований действующего природоохранного законодательства со стороны должностного лица — директора ФИО52 ответственного за соблюдение норм природоохранного законодательства.

Факт совершения административного правонарушения подтвержден письменными материалами дела, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 24 февраля 2022 г.; должностной инструкцией директора ФИО56», приказом №233 л/с о назначении ФИО53. на должность директора ФИО54», справкой Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям по результатам совместной проверки с Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой в отношении ФИО55» от 4 февраля 2022 г., копией свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, копией журнала учета в области обращения с отходами ФИО57» за 2020 год, копией Устава ФИО58».

Таким образом, обстоятельства данного административного правонарушения установлены на основании полно и всесторонне исследованных материалах дела об административном правонарушении, совокупность доказательств является достаточной для объективного вывода о виновности директора ФИО59. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.

При рассмотрении дела фактические и юридически значимые обстоятельства установлены полно и всесторонне, подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в судебном заседании и получившими правильную юридическую оценку, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Оснований не доверять указанным доказательствам не имеется.

Доводы жалобы о наличии оснований для освобождения должностного лица – директора ФИО60. от административной ответственности по основанию, предусмотренному ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, судьей отклоняются по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 № 5, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу ч. ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Характер правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, объектом посягательства которого является правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушения в указанной сфере, выразившегося в пренебрежительном отношении к исполнению обязанностей возложенных Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в связи с чем оснований для признания административного правонарушения малозначительным и прекращения производства по делу в связи с малозначительностью административного правонарушения с объявлением устного замечания, судья не усматривает.

Оснований для замены назначенного наказания в виде административного штрафа на предупреждение по основаниям ст. 4.1.1 КоАП РФ, также не усматривается в силу следующего.

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).

Из части 3 статьи 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее по тексту цитируемых норм - их работники), устанавливаются указанным Кодексом.

Частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 данного Кодекса (часть 3 статьи 3.4 указанного Кодекса).

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II этого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действующая во взаимосвязи с положениями статьи 3.4 данного Кодекса, предусматривает возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в качестве одного из способов индивидуализации административного наказания, применяемого в отношении особого субъекта административной ответственности - субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их работников. По смыслу указанных законоположений такая замена осуществляется, в частности, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора) при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года №1563-О).

Таким образом, для разрешения вопроса о замене наказания в виде административного штрафа на наказание в виде предупреждения необходимо наличие совокупности таких признаков, как впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления только государственного (муниципального) контроля (надзора) и при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ст.1 Закона).

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 указанного Закона, положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования;

О том, что прокурорский надзор является самостоятельным видом надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций прямо указано в ст. 21 Закона РФ №2202-1 от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации».

Приведенные нормы Закона не отождествляют проведение проверки некоммерческих организаций соответствующими административными органами в порядке государственного (муниципального) контроля (надзора), с проверкой таких организаций, осуществляемой должностными лицами прокуратуры РФ в порядке прокурорского надзора.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ФИО61» осуществлялась Волгоградской межрайонной природоохранной прокуртурой, т.е. в порядке прокурорского надзора.

Из материалов дела также следует, что по результатам проверки и.о. Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора было возбуждено дело об административном правонарушении и материалы проверки были направлены для рассмотрения дела об административном правонарушении в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям.

При таких данных, довод автора жалобы о возможности применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ при замене вида наказания директору МБУ «Северное» Головко Е.Б., привлекаемого к административной ответственности, по результатам проверки, проведённой не в порядке государственного (муниципального) надзора (контроля) является необоснованным.

Постановление о привлечении ФИО62. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдены.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления и решения должностных лиц административного органа, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.

При таких обстоятельствах, правовые основания для удовлетворения жалобы и отмены или изменения состоявшегося по делу акта отсутствуют.

Руководствуясь ст. 30.1, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО63 № 11/31-22-Э от 23 марта 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора ФИО64 оставить без изменения, а его жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд г. Волгограда в 10-дневный срок со дня вручения или получения копии решения.

Судья: А.В. Серухина