ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-442/17 от 03.10.2017 Балашихинского городского суда (Московская область)

№ 12-442/2017

РЕШЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ

Судья Балашихинского городского суда <адрес>ФИО3, рассмотрев жалобу представителя ГБУ «Гормост» на постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка «Лосиный остров» и его охранной зоны ФИО4 от 23 июня 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении ГБУ «Гормост»,

УСТАНОВИЛ

Постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка «Лосиный остров» и его охранной зоны ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ «Гормост» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

Согласно указанного постановления, ДД.ММ.ГГГГ ГБУ «Гормост» нарушило установленный режим особой охраны национального парка «Лосиный остров», допустило несоблюдение обязательных требований природоохранного законодательства РФ, установленных п. 4 ст. 15 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» № 33-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - ФЗ № 33-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ), выразившееся в осуществлении ГБУ «Гормост» социально – экономической деятельности, а именно в производстве работ по покраске остекленного путепровода Щелковский 1 по адресу: <адрес>, квартал Щитниково Алексеевского лесопарка без согласования с Федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды - Минприроды России.

ГБУ «Гормост» в жалобе просит отменить указанное постановление как незаконное и необоснованное, по следующим основаниям:

- в соответствии с п. 22 положения о национальном парке «Лосиный остров границы национального парка обозначаются на местности специальными предупредительными и информационными знаками по периметру границ его территории. На имеющихся в материалах дела фотоматериалах отсутствуют обозначенные границы национально парка «Лосиный остров», в связи с чем работы на территории национального парка и в его природоохранной зоне не проводились;

- п. 4 ст. 15 Закона N 33-ФЗ не предусмотрен порядок согласования в целом и не установлена обязанность организаций по инициированию вопросов согласования по использованию названных объектов (в соответствии с ранее действовавшим, а в настоящее время отмененным порядком заявки на согласование подавались самими хозяйствующими субъектами). Род деятельности организации (торговля, строительство и пр.) в рассматриваемой норме никаким образом не обозначен.

- в целях обеспечения реализации полномочий, возложенных на Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства <адрес> в сфере содержания инженерных объектов, содержание остекленных пешеходных путепроводов осуществляется ГБУ «Гормост» на основании Регламента по содержанию (уборке, технической эксплуатации) остекленных пешеходных путепроводов. Данный документ утвержден Руководителем Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. ФИО5 ФИО9.

- путепровод пешеходный «Щелковский 1» принадлежит ГБУ «Гормост» на праве оперативного управления и включен в титульный список инженерных сооружений и объектов монументального искусства для выполнения работ ГБУ «Гормост» по комплексному содержанию, который утвержден первым заместителем руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города ФИО6 П-вым, в связи с чем согласование на выполнение работ так же не требуется.

- в связи с тем, что определение о проведении административного расследования административным органом не выносилось, определение о продлении срока административного расследования административным органом так же не выносилось, имеющиеся в деле доказательства получены с нарушением закона и являются недопустимыми.

На рассмотрение жалобы представитель ГБУ «Гормост» ФИО7 явился, настаивал на удовлетворении жалобы по изложенным в ней доводам.

При проверке доводов жалобы и изучении материалов дела установлены основания к отмене обжалуемого постановления.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 33-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об особо охраняемых природных территория» вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон согласовываются с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Как следует из обжалуемого постановления и материалов дела (протокол об административном правонарушении) должностным лицом надзорного органа установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ГБУ «Гормост» осуществляло социально – экономическую деятельность, выразившуюся в производстве работ по покраске остекленного путепровода Щелковский 1 по адресу: <адрес>, квартал Щитниково Алексеевского лесопарка без согласования с Федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды - Минприроды России.

Законом - статьей 8.39 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе юридических лиц, за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

По смыслу ст. 8.39 КоАП РФ под нарушением установленного режима следует понимать действия, совершаемые вопреки требованиям, содержащимся в разделе «Режим» («Режим особой охраны») соответствующих индивидуальных положений - о заповеднике, о биосферном полигоне заповедника, о национальном парке, о государственном заказнике, находящемся в ведении заповедника, об охранной зоне заповедника или национального парка, а также в положении о любой другой особо охраняемой природной территории либо ее охранной зоне.

В силу положений п. 23 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о национальном парке «Лосиный Остров» на территории национального парка государственный надзор в области охраны и использования территории национального парка осуществляется должностными лицами и отдельными работниками надзорного органа, являющимися государственными инспекторами по охране территории национального парка.

Согласно Приказа Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о национальном парке «Лосиный Остров» Федеральное государственное учреждение «Национальный парк «Лосиный остров» - природоохранное, эколого-просветительское и научно-исследовательское учреждение, территория которого включает природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначена для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Национальный парк «Лосиный Остров» образован Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ «О создании государственного природного национального парка "Лосиный остров». Границы национального парка и его охранной зоны установлены объединенным решением исполнительных комитетов <адрес> и Московского городского ФИО8 народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта планировки природного парка «Лосиный остров».

Решением исполнительных комитетов Московского городского и <адрес>ФИО8 народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 2130-1344 «Об утверждении Положения о государственном природном национальном парке «Лосиный остров», проекта его детальной планировки и улучшения содержания этого парка» границы парка были уточнены. На основании Постановления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 703 "О сохранении и дальнейшем развитии государственного природного национального парка «Лосиный остров» и Постановления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ «О сохранении и дальнейшем развитии Государственного природного национального парка «Лосиный Остров». Постановлением Правительства Москвы и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О дальнейшем развитии Государственного природного национального парка «Лосиный Остров» границы парка расширены.

Земельные участки предоставлены национальному парку «Лосиный остров» в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с правоустанавливающими документами. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О национальном парке «Лосиный Остров» национальный природный парк "Лосиный остров" отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в национальный парк «Лосиный Остров».

В соответствии с ч. 2 ст. 15 ФЗ № 33-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения норм и правил, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, в производстве по делу об административном правонарушении необходимо доказать, что имел место факт совершения правонарушения и что лицо виновно в его совершении.

Вместе с тем, согласно положениям ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Государство, предоставляя суду и административному органу право на ведение дел о привлечении к административной ответственности, на установление состава административного правонарушения с одной стороны, с другой стороны возлагает на указанных лиц обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности.

В соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 15 ФЗ № 33-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

Однако данная норма не устанавливает конкретное требование о возможности эксплуатации какого-либо объекта на территории национального парка только при наличии соответствующего согласования, нормой не предусмотрен порядок согласования, в частности, не установлена обязанность хозяйствующих субъектов по инициированию вопросов согласования подобного пользования.

В соответствии с ранее действовавшим Приказом от ДД.ММ.ГГГГ N 258 полномочия по согласованию вопросов социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территориях национальных парков осуществляют управления Росприроднадзора по субъектам Российской Федерации и главные управления Росприроднадзора по федеральным округам. Из п. 4 этого Приказа следовало, что заявки на согласование подавали сами хозяйствующие субъекты.

Однако, в настоящее время порядок согласования не разработан, ссылки на какую-либо иную установленную правовыми актами процедуру такого согласования обжалуемое постановление не содержит.

Кроме того, в Перечне правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора), утвержденном приказом Федеральной служба по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 30 плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 559-р, пункт 4 ст. 15 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» № 33-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ как правовой акт, содержащий обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора) не предусмотрен.

Отсутствие вины свидетельствует об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

С учетом изложенного суд следует признать, что у надзорного органа отсутствовали основания для привлечения ГБУ «Гормост» к административной ответственности, учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих факт совершенного административного правонарушения, равно как и его события, в связи с чем, вывод должностного лица о доказанности вины ГБУ «Гормост» в совершенном правонарушении обоснованным быть признан не может.

Кроме того, в материалах дела сведения о том, что в настоящее время границы НП «Лосиный остров» утверждены и вынесены в натуре на местности, границы охранных зон обозначены информационными знаками, в материалах дела отсутствуют и суду такие сведения не предоставлены.

Предоставленный административным органом как доказательство по делу скан территории НП «Лосиный остров» из публичной кадастровой карты (http://pkk5.rosreestr.ru/) с сайта Росреестра, с нанесенными с помощью предоставляемых Сайтом средств рисования границами, находящийся в деле как приложение к протоколу об административном правонарушении в отношении ГБУ «Гормост», не опровергает доводов жалобы о том, что ГБУ «Гормост» осуществляло свою деятельность вне границ охранной зоны НП «Лосиный остров».

Указанный скан не является официальным, указанные на нем границы могут быть изменены пользователем сайта с помощью предоставляемых сайтом сервисных средств, в связи с чем, не может служить подтверждением определения в установленном порядке границ территории НП «Лосиный остров» и вынесения их на местности.

Таким образом, подлежащие установлению по делу об административном правонарушении обстоятельства, административным органом установлены не были, а обстоятельства, на основании которых вынесено постановление в отношении ГБУ «Гормост», объективно не доказаны.

В связи с тем, что выводы о наличии в действиях ГБУ «Гормост» состава административного правонарушении, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, являются необоснованными, обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушения - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ

Постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка «Лосиный остров» и его охранной зоны ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении ГБУ «Гормост» отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение 10 дней со дня получения копии решения.

Судья ФИО3