ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-442/19 от 15.07.2019 Первомайского районного суда г. Кирова (Кировская область)

дело №12-442/2019

РЕШЕНИЕ

г.Киров 15 июля 2019 года

Судья Первомайского районного суда г.Кирова Автамонов А.Р.,

при секретаре Поповой Т.А.,

с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 – Куклиной Т.В.,

представителя Министерства строительства Кировской области ФИО3,

рассмотрев жалобу конкурсного управляющего АО «(Данные деперсонифицированы)» ФИО1 на постановление заместителя министра, начальника управления государственного строительного надзора министерства строительства Кировской области ФИО4{Номер} от 16.05.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.28 КоАП РФ, в отношении ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя министра, начальника управления государственного строительного надзора министерства строительства Кировской области ФИО4{Номер} от 16.05.2019 конкурсный управляющий АО «(Данные деперсонифицированы)» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.28 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить, поскольку он не является надлежащим субъектом административного правонарушения и вина в его действиях отсутствует. С 21.09.2018 он исполняет обязанности руководителя АО «(Данные деперсонифицированы)». Указывает, что протоколом от 16.04.2019 не установлена дата и способ получения конкурсным управляющим АО «(Данные деперсонифицированы)» запроса от административного органа о предоставлении документов и сведений, с учетом этого невозможно установить срок, до которого конкурсный управляющий АО «(Данные деперсонифицированы)» должен был представить запрашиваемые документы, что в свою очередь не может свидетельствовать о несвоевременном представлении запрашиваемых документов и сведений административным органом.

Более того, он не имел объективной возможности по ведению раздельного учета денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства многоквартирного дома в период с 2015 по 2019 годов, по причине того, что не исполнял обязанности руководителя АО «(Данные деперсонифицированы)» в период с 2015 по 21.09.2018, а также и того, что с 21.09.2018 по настоящий момент времени АО «(Данные деперсонифицированы)» не принимало денежных средств от участников долевого строительства, в связи с чем, он не мог нарушить требования по раздельному учету денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства многоквартирного дома.

В судебном заседании защитник Куклина Т.В., доводы жалобу поддержала в полном объеме, представитель министерства строительства Кировской области просил постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, пояснив, что ФИО1 должен был предоставить сведения в течение срока проведения проверки АО «(Данные деперсонифицированы)», т.е. до 08.04.2019. В ходе проверки отдельный запрос о предоставлении сведений не составлялся, по устному запросу ФИО1 пояснил, что запрашиваемы сведения отсутствуют.

Рассмотрев доводы жалобы, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ч.4 ст.14.28 КоАП РФ, непредставление лицом, деятельность которого связана с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сведений и (или) документов, которые необходимы для осуществления указанных контроля и надзора и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а равно представление таких сведений и (или) документов не в полном объеме или недостоверных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Согласно ч.1.2 ст.18 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», по расчетному счету застройщика могут осуществляться операции по зачислению и списанию денежных средств в соответствии с настоящим Федеральным законом. Денежные средства с расчетного счета застройщика могут использоваться только в следующих целях: платежи в целях приобретения земельных участков, на которых осуществляется строительство (создание) указанных в пункте 1 настоящей части многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в собственность или в аренду, уплаты арендной платы за такие земельные участки, а также внесения платы за изменение вида разрешенного использования, платы за снятие установленного в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» запрета на строительство и реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с п.1.58 Постановления Правительства Кировской области от 30.08.2011 №118/403 «Об утверждении перечня сведений и документов, необходимых для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Кировской области», сведениями и (или) документами, необходимыми для осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Кировской области (независимо от даты получения разрешения на строительство) являются: анализ счета, карточки счета, оборотно-сальдовые ведомости счетов (субсчетов) бухгалтерского учета.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения министерства строительства Кировской области от 01.03.2019 {Номер} проведена проверка в отношении АО «(Данные деперсонифицированы)», в соответствии с которой пунктом 13 определен перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения данной проверки (акт от 08.04.2019 {Номер}).

В соответствии с данным распоряжением АО «(Данные деперсонифицированы)» не представлены оборотно-сальдовая ведомость, карточка счетов {Номер} «Целевое финансирование» либо {Номер} «Расчеты с разными дебиторами, кредиторами» либо анализ указанных счетов, с расшифровкой наименования и даты хозяйственной операции, контрагентов, обязательств, активов, оборотов по дебиту и кредиту, корреспонденции счетов и субсчетов, с отражением сведений, в части учета денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства отдельно в отношении строящегося проверяемого объекта недвижимости.

У застройщика АО «(Данные деперсонифицированы)» отсутствует ведение раздельного учета денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства многоквартирного дома по адресу: {Адрес} за период: 2015 - 2019 годы, т.к. АО «(Данные деперсонифицированы)» представило оборотно-сальдовую ведомость по расчетам с участниками долевого строительства по сч.76.06 по состоянию на 25.03.2019 с отражением только сальдо на конец отчетного периода и сальдо на начало отчетного периода - без расшифровки наименования и даты хозяйственной операции, оборотов по дебиту и кредиту, корреспонденции счетов и субсчетов без отражения детализации движения денежных средств участников долевого строительства.

На основании представленных документов лицом, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, а также лицом, ответственным за соблюдением требований положений Федерального закона от 30.12.2004 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», является конкурсный управляющий АО «(Данные деперсонифицированы)» ФИО1

Из оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении следует, что конкурсный управляющий АО «(Данные деперсонифицированы)» ФИО1, как должностное лицо, не обеспечил выполнение требований законодательства РФ об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, в части предоставления сведений и документов в полном объеме, необходимые для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирного дома, расположенного по адресу: {Адрес} тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.4 ст.14.28 КоАП РФ.

Доводы заявителя о том, что он не является надлежащим субъектом и об отсутствии в его действиях вины, суд находит несостоятельными.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие.

Согласно ст.ст.127, 129 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», арбитражный управляющий выполняет функции руководителя юридического лица при утверждении его арбитражным судом в качестве конкурсного управляющего при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

В соответствии с ч.1 ст.20.2 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ, если на арбитражного управляющего были возложены полномочия руководителя должника, то на него распространяются и все требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации для руководителя такого должника, и по отношению к нему применяются все меры ответственности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для руководителя такого должника.

В связи с изложенным, обязанность по предоставлению документов, необходимых для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства, возлагается на конкурсного управляющего.

Решением Арбитражного суда Кировской области от 21.09.2018 по делу {Номер}, АО «(Данные деперсонифицированы)» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО1

Таким образом, конкурсный управляющий ФИО1 является субъектом административного правонарушения, предусмотрено ч.4 ст.14.28 КоАП РФ.

Вместе с тем, основанием привлечения ФИО1 к административной ответственности послужило распоряжение министерства строительства Кировской области от 01.03.2019 {Номер} проведена проверка в отношении АО «(Данные деперсонифицированы), в котором изложен перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

Из указанного распоряжения следует, что в ходе проверки истребовалась оборотно-сальдовая ведомость счета {Номер} «Целевое финансирование», без указания, что сведения должны быть предоставлены в части учета денежных средств, уплаченными участниками долевого строительства жилья, отдельно в отношении строящегося объекта недвижимости. Карточка счета {Номер} «Расчеты с разными дебиторами, кредиторами» не истребовалась.

Суд приходит к выводу, что отсутствие ведения раздельного учета денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства многоквартирного дома по адресу: {Адрес} не является объективной стороной вмененного правонарушения, по которому ответственность предусмотрена только за непредставление сведений с установленный срок.

Учитывая, что также, что распоряжением не установлен срок предоставления для проверки документов, суд приходит к выводу, что указание на срок проведения проверки в распоряжении, а соответственно, по доводам представителя ФИО3 до истечения которого необходимо предоставить документы, не является надлежащим установлением срока предоставления документов.

Кроме этого, в ходе проведения проверки доводы ФИО1 об отсутствии запрашиваемых сведений не проверялись, соответственно, предоставление ФИО1 указанных документов по предписанию в срок до 15.05.2019 не позволяет прийти суду к выводу о наличии документов на момент проверки или их восстановлению в срок до 15.05.2019.

На суд не могут быть возложены обязанности в той или иной форме подменять деятельность иных участников судопроизводства, в том числе и собирание доказательств виновности лица, привлеченного к административной ответственности, что не согласуется с предписанием ст.123 (ч.3) Конституции Российской Федерации и препятствует независимому и беспристрастному осуществлению правосудия судом, как того требуют ст.120 (ч.1) Конституции Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что по делу имеются неустранимые сомнения в виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.28 КоАП РФ, в связи с изложенным оспариваемое постановление подлежит отмене, а производство по делу в отношении ФИО1 прекращению на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п.3 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление заместителя министра, начальника управления государственного строительного надзора министерства строительства Кировской области ФИО4{Номер} от 16.05.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.28 КоАП РФ, в отношении ФИО1 отменить, производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: А.Р. Автамонов