ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-442/2023 от 06.09.2023 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 7-2007/2023

(в районном суде №12-442/2023) Судья Никитина Я.А.

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Санкт-Петербургского городского суда Охотская Н.В., рассмотрев 06 сентября 2023 года, при секретаре Рыжовой А. М., в открытом судебном заседании, в помещении суда, жалобу на решение судьи Дзержинского районного суда от 24 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении

генерального директора Акционерного общества «Коми энергосбытовая компания» Б. , <дата> года рождения, гражданки Российской Федерации, зарегистрированной по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя –начальника ОФ и КР МРУ Росфинмониторинга по СЗФО №... от 05 июля 2022 года генеральный директор Акционерного общества «Коми энергосбытовая компания» (далее – АО «КЭСК, общество») Б. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.

Б. обратилась с жалобой на указанное постановление в Сыктывкарский городской суд Республики Коми.

Решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 октября 2022 года постановление заместителя руководителя –начальника ОФ и КР МРУ Росфинмониторинга по СЗФО №... от 05 июля 2022 года оставлено без изменения, жалоба Б. – без удовлетворения.

Решением судьи Верховного суда Республики Коми от 23 ноября 2022 года решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 октября 2022 года отменено, дело для рассмотрения жалобы Б. на постановление заместителя руководителя –начальника ОФ и КР МРУ Росфинмониторинга по СЗФО №... от 05 июля 2022 года направлено во Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга.

Определением судьи Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 19 декабря 2022 года жалоба Б. передана на рассмотрение в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга.

Решением судьи Дзержинского районного суда от 24 апреля 2023 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Б. – без удовлетворения.

Защитник Б. П. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене вынесенных по делу процессуальных актов.

В обосновании доводов жалобы указал, что решение судьи районного суда является немотивированным, доводы заявителя, свидетельствующие о незаконности обжалуемого постановления, должной оценки при рассмотрении жалобы не получили. Судом не приняты во внимание вступившие в законную силу судебные акты по делу №А29-9322/2022. Судом не учтено, что общество не является субъектом административного правонарушения, поскольку прием платежей, в значении, предусмотренном ст. 3 Федеральным законом от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», обществом не осуществляется. Условия агентских договоров, заключенных с ООО «<...>» свидетельствуют о наличии обязанности общества по обеспечению возможности потребителей производить оплату за жилищно-коммунальные услуги за жилищно-коммунальные услуги, по платежным документам, формируемым и выставляемым обществом. Функции по приему наличных денежных средств от населения, определяемых статусом «платежного агента», осуществляют банки и отделения почтовой связи.

Б. , защитник П. в Санкт-Петербургский городской суд не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы. В удовлетворении ходатайства, заявленного защитником П., о проведении судебного заседания посредством видеоконференцсвязи отказано по основания, изложенным в определении отраженном в протоколе судебного заседания. При указанных обстоятельствах жалоба рассмотрена в отсутствие Б. , защитника П.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу постановление должностного лица и решение судьи районного суда законными и обоснованными по следующим обстоятельствам.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ наступает за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, являются, в том числе должностные лица организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

В силу абзаца одиннадцатого ст. 5 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» к таким организациям относятся операторы по приему платежей.

На организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в силу закона возложена обязанность принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, к числу которых в соответствии с абзацем вторым ст. 4 Закона № 115-ФЗ относятся организация и осуществление внутреннего контроля.

Согласно ст. 3 Закона №115-ФЗ организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих в себя разработку правил внутреннего контроля и в установленных названным законом случаях целевых правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля; осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, включающая в себя в том числе выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров, а также в установленных названным законом случаях целевых правил внутреннего контроля.

При этом в соответствии с указанной нормой внутренним контролем признается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального Закона № 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований Постановления Правительства РФ от 30 июня 2012 года № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемыми организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций) и признании утратившими силами некоторых актов Правительства Российской Федерации» и утверждаются руководителем организации.

Как следует из материалов дела и установлено должностным лицом административного органа, судьей районного суда, в соответствии со ст.5 Закона № 115-ФЗ АО «КЭСК» относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые в силу закона возложена обязанность принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 115-Ф3, в числе прочих, к таким мерам относится организация и осуществление внутреннего контроля.

На основании п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 492 утверждены квалификационные требования к специальным должностным лицам (СДЛ), ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Требования к подготовке и обучению кадров, согласно п.2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, определяется в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.

Приказом Росфинмониторинга от 03 августа 2010 года № 203 утверждено «Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».Согласно п.3 Положения, утвержденного Приказом № 203, в перечень сотрудников, которые обязаны проходить обучение, включаются в том числе руководитель организации, заместитель руководителя, главный бухгалтер, руководитель юридического подразделения организации (филиала) либо юрист организации и специальное должностное лицо. Формы, периодичность и сроки обучения установлены разделом II Положения, утвержденного приказом № 203.

Генеральный директор, главный бухгалтер, юрисконсульт организации должны пройти однократное обучение в форме целевого инструктажа в течение года с даты возложения соответствующих должностных обязанностей.

Также, п. 9 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ определено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01. 2014 №58.

В ходе проведения проверки Прокуратурой Республики Коми выявлено, что приведенные требования нормативных правовых актов АО «КЭСК» не соблюдены.

В соответствии со ст. 3 Закона № 115-ФЗ, под осуществлением внутреннего контроля понимается реализация субъектами ФЗ-115 правил внутреннего контроля, включающая в себя, в том числе, выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, по проведению установленных настоящим Федеральным законом случаях упрощенной идентификации клиентов - физических лиц, установлению информации, указанной в п.п. 1.1 п.1 ст. 7 настоящего Федерального закона, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

В соответствии с п. 3.11 Правил внутреннего контроля в целях идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев Общество проводит анкетирование, по результатам которого составляются отдельный документ - анкета (Приложение № 6-8 Правил).

Согласно п.п. 4 п.1 ст.7 Закона № 115-ФЗ, на субъекты Федерального закона № 115-ФЗ возложена обязанность по документальному фиксированию и представлению в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

Кроме того, общество обязано не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с п.п.7 п.1 ст.7 Закона № 115-ФЗ и наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения в соответствии с п.6 ст.7.5 Закона № 115-ФЗ, а также в соответствии с п.7.1. Приказа № 110 от 22 апреля 2015 года информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов, в том числе в филиалах организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (далее - проверка), направляется организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальным предпринимателем в Росфинмониторинг не позднее 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки в соответствии со структурой ФЭС.

Требования, установленные перечисленными актами, не соблюдены.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении генерального директора Акционерного общества «Коми энергосбытовая компания» Б. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, и привлечения её к административной ответственности постановлением заместителя руководителя –начальника ОФ и КР МРУ Росфинмониторинга по СЗФО №41-08/3-2/1 от 05 июля 2022 года, с выводами которого согласился судья Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга.

Факт совершения генеральным директором общества Б. вмененного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с положениями ст. 2.4 КоАП РФ генеральный директор общества Б. , не исполнившая надлежащим образом свои служебные обязанности, подлежит административной ответственности.

Действия Б. квалифицированы по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, положениями законодательства в сфере деятельности платежных агентов и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Доводы жалобы о том, что общество не является субъектом данного административного правонарушения являлись предметом исследования как должностного лица административного органа, так и судьи Дзержинского районного суда и обосновано признаны несостоятельными.

В соответствии с условиями, имеющихся в материалах дела агентских договоров от 22 апреля 2018 года №..., от 22 октября 2018 года №...-РО, от 29 октября 2022 года №...-РО с поставщиками общество осуществляет сбор платежей потребителей за оказанные им услуги, а также перечисляет денежные средства, поступившие в счет оплаты услуг, на расчетные счета поставщиков.

В рамках договора, заключенного с ФГУП «Почта России», денежные средства, поступающие от физических лиц в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг, перечисляются на счета общества, которое в свою очередь перечисляет их на счета поставщиков.

Таким образом, общество осуществляет операции с денежными средствами потребителей услуг, оказываемых поставщиками, в том числе, путем их получения от платежных субагентов и последующего перечисления поставщикам.

В соответствии с приведенными выше положениями Федерального закона от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ общество в данных правоотношениях выступает оператором по приему платежей, осуществляющим сбор платежей за услуги, оказанные поставщиками, и перечисляющим такие платежи поставщикам.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ положения этого Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке.

Вместе с тем прием платежей физических лиц (плательщиков) за жилищно-коммунальные услуги для их последующего перечисления оператору по приему платежей осуществляется посредством наличных денежных средств. Расчеты между обществом, платежными субагентами, поставщиками не отвечают признакам расчетов, проводимых в безналичном порядке в смысле, придаваемым таким расчетам п. 4 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ.

То обстоятельство, что платежи за жилищно-коммунальные услуги непосредственно принимаются иными организациями (платежными субагентами) и впоследствии перечисляются на счет общества, не свидетельствует о безналичном порядке проведения расчетов.

Решение Арбитражного суда Республики Коми от 29 ноября 2022 по делу №№..., которым признано незаконным и отменено постановление №... от 23 июня 2022 года о привлечении Акционерного общества «Коми энергосбытовая компания» к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, оставленное без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2023 года, преюдициального значения при рассмотрении настоящей жалобы не имеет, наличие данных судебных актов не является безусловным основанием для отмены актов, состоявшихся по настоящему делу в отношении генерального директора общества Б.

Доводы жалобы в отношении Ф. рассмотрению не подлежат, поскольку не имеют правового значения для рассматриваемого дела в отношении Б.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу постановлений, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

Суд первой инстанции в порядке ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, исследовал все представленные доказательства, о чем он указал в своем решении, проверил дело в полном объеме. Решение судьи отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

Действия генеральным директором общества Б. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.

Постановление о привлечении Б. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, для данной категории дел.

При таких обстоятельствах, поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном нарушении, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана правильная оценка, при этом нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения оспоренных актов не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Решение судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 апреля 2023 года, постановление заместителя руководителя –начальника ОФ и КР МРУ Росфинмониторинга по СЗФО №... от <дата>, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении генерального директора Акционерного общества «Коми энергосбытовая компания» Б. оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья Н.В. Охотская