№ 12-443/2016
Р Е Ш Е Н И Е
02 июня 2016 года город Волгоград
Судья Краснооктябрьского районного суда города Волгограда Рогозина В.А., рассмотрев единолично жалобу представителя акционерного общества «Волгоградский металлургический комбинат «Красный октябрь» ФИО1 на постановление начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по Волгоградской области № 0263442 от 12 апреля 2016 года о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ юридического лица акционерного общества «Волгоградский металлургический комбинат «Красный октябрь» (АО «ВМК «КО»),
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по Волгоградской области ФИО2 № 0263442 от 12 апреля 2016 года юридическое лицо - АО «ВМК «КО» признано виновным в совершении административного правонарушения по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ, с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.
Представитель АО «ВМК «КО» ФИО1 не согласилась с данным постановлением и в установленный законом срок подала на него жалобу, в которой указывает, что к моменту выявления вменяемого обществу правонарушения, срок привлечения к административной ответственности - истек. В связи с чем дело подлежит прекращению на основании истечения сроков привлечения к административной ответственности. Впоследствии дополнила жалобу, просила снизить назначенное наказание.
В судебном заседании ФИО1 на доводах, изложенных в жалобе -настаивает.
Представитель административного органа УФМС России по Волгоградской области - ФИО3 полагал вынесенное постановление законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115 - ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент правонарушения) работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Судом установлено, что 18 февраля 2016 на основании распоряжения начальника УФМС Волгоградской области от 17 февраля 2016 № 33, проведена внеплановая проверка соблюдения миграционного законодательства в деятельности АО «ВМК «Красный Октябрь», в ходе которой установлено, что АО «ВМК «Красный Октябрь» заключил трудовые договоры с гражданином Р. Украина: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. В ходе проведения внеплановой выездной проверки, установлено что уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в отношении вышеперечисленных граждан, (далее - уведомление) в УФМС России по Волгоградской области в установленный законом срок не поступили. По результатам проведенной внеплановой выездной проверки возбуждено дело об административном правонарушении от 26 февраля 2016 № 36, по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
14 марта 2016 года составлен протокол об административном правонарушении № 0263442, по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ в отношении юридического лица - АО «ВМК «Красный Октябрь», в котором указанно о том, что 26 февраля 2016 года в 16 часов 15 минут в ходе проведения внеплановой проверки соблюдения миграционного законодательства в деятельности АО «ВМК «Красный Октябрь», установлено, что АО «ВМК «Красный Октябрь» заключил трудовые договоры с гражданином Р. Украина: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., прибывшим в РФ в порядке, не требующим получения визы, и не позднее 28 августа 2015 года не направило в ОУФМС России по Волгоградской области уведомление о заключении трудового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином р.Украины ФИО4
12 апреля 2016 года руководитель структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции усмотрев в бездействии АО «ВМК «Красный октябрь»», признаки состава правонарушения предусмотренного ч.3 ст. 18.5 КоАП РФ установил, что АО «ВМК «Красный октябрь» находясь по адресу: <...> ПО, 25.08.2015 года заключило трудовой договор № 574 с гражданином Р. ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прибывшем в РФ в порядке, не требующем получения визы, и не позднее 28.08.2015 не направило в УФМС России по Волгоградской области уведомление о заключении трудового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином Р. ФИО5. Таким образом, юридическое лицо АО «Волгоградский металлургический комбинат «Красный «Октябрь»», нарушило п. 8 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», а именно АО «ВМК «Красный Октябрь»», не направило в территориальный орган федерального органа исполнительной власти уведомление в течение 3 рабочих дней с даты заключения трудового договора на выполнение работ (оказания услуг) с гражданином Р. ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Вина юридического лица, привлекаемого к административной ответственности подтверждается исследованными судом доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 14 марта 2016 № 0263442, протоколом изъятия от 18.02.2016, личной карточкой формы Т-2, на гр. ФИО4, работающего в АО «ВМК «Красный Октябрь», справка о приеме уведомления об исполнении обязательств по выплате заработной плате за 4 кв. 2015 от 26.01.2016, справка о приеме уведомления об исполнении обязательств по выплате заработной плате за 3 кв. 2015 от 16.10.2015, копия разрешения на работу на гражданина ФИО4, приказ о приеме работника на работу на гражданина ФИО4 от 24.09.2015 № 495-л, трудовым договором от 25.08.2015 № 574, справка о приеме уведомления о заключении трудового договора с гражданином ФИО4 от 25.09.2015, уведомление о заключении трудового договора с гражданином ФИО4 от 25.09.2015, копей решения о выдаче разрешения на работу высококвалифицированному иностранному специалисту гражданину Р. ФИО5 от 15.09.2015, копия ходатайства генерального директора ФИО6 о привлечении высококвалифицированного иностранного специалиста ФИО4, копией гарантийного письма от 25.08.2015 № 15-341.
Материалами дела установлено, что между гражданином Р. ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и юридическим лицом - АО «ВМК «Красный Октябрь»», 25.08.2015 года был заключен трудовой договор. АО «ВМК «Красный Октябрь»» не позднее 28.08.2015 не направило в УФМС России по Волгоградской области уведомление о заключении трудового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином Р. ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прибывшем в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. Уведомление о заключении трудового договора с гражданином Р. ФИО5, прибывшем в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в орган миграционного учета не позднее 28.08.2015 АО «ВМК «Красный Октябрь»» не представлено. Уведомление о заключении трудового договора с гражданином ФИО4 представлено в орган миграционного учета 25.09.2015, то есть с нарушением установленного законом срока. Это подтверждается справкой о приеме уведомления о заключении трудового договора с гражданином ФИО4, на которой имеется штамп с отметкой о приеме от 25.09.2015. Что является прямым доказательством нарушения срока подачи указанного уведомления.
Таким образом, событием административного правонарушения является не представление юридическим лицом - АО «ВМК «Красный Октябрь» уведомления о заключении с вышеуказанным иностранным гражданином трудового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения соответствующего договора.
Из объяснения юридического лица - АО «ВМК «Красный Октябрь»» от 31.03.2016 б/н установлено, что Общество признает заключение трудового договора с гражданином Р. ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения 25.08.2015 № 574. Уведомление о заключении трудового договора АО «ВМК «Красный Октябрь»» с гражданином Р. ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения направлено в УФМС России по Волгоградской области 25.09.2015. Также Общество поясняет, что направлять уведомления о заключении трудового договора в течение трех рабочих дней необходимо со дня фактического допуска работника к работе, поэтому срок для уведомления о заключении трудового договора считает не с даты заключения договора (25.08.2015), а с даты фактического привлечения работника к трудовой деятельности (приказ от 25.09.2015 № 495-л о приеме работника на работу). На основании вышеизложенного АО «ВМК «Красный Октябрь»» просит прекратить производство по делу об административном правонарушении от 26.02.2016 № 36, по которому 14.03.2016 составлен протокол об административном правонарушении № 0263442, по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ в отношении АО «ВМК «Красный Октябрь»».
В соответствии с частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней, с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контроля и надзора за привлечением иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации к трудовой деятельности.
Объективную сторону вменяемого Обществу правонарушения образует действия (бездействие) лица, в результате которых территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, не уведомляется в установленный срок о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином, либо уведомление осуществляется с нарушением установленного порядка и (или) формы уведомления.
Согласно пункту 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Порядок представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также форма такого уведомления утверждены Приказом ФМС России от 28.06.2010 №147.
Факт заключения Обществом 25.08.2015 трудового договора с гражданином Р. ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения установлен и подтверждается материалами дела. Данные обстоятельства Обществом не оспариваются.
Таким образом, в действиях Общества имеется событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ.
В объяснении Общество указывает на отсутствие обязанности по уведомлению Управления о заключении трудового договора, поскольку отсутствовал факт привлечения иностранного работника к трудовой деятельности.
Вместе с тем, привлечение к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ обусловлено не уведомлением или ненадлежащим уведомлением о заключении трудового договора с иностранным гражданином вне зависимости от того, приступил ли к трудовой деятельности такой иностранный работник. В силу трудового законодательства заключение трудового договора свидетельствует о возникновении трудовых отношений между Обществом и гражданином Р. ФИО5. Невыполнение гражданином Р. ФИО5 трудовой деятельности или более позднее начало ее осуществления не опровергает факта возникновения трудовых отношений.
При рассмотрении дела об административном правонарушении административным органом установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств.
Постановление о назначении АО «ВМК «Красный октябрь» административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.18.15 КоАП РФ, вынесено начальником отдела иммиграционного контроля УФМС России по Волгоградской области в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено АО «ВМК «Красный октябрь» в пределах санкции ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ, для юридических лиц.
В то же время судом усматриваются основания для изменения постановления мирового судьи по данному делу.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При наличии исключительных обстоятельств (ч. 3.2. ст.4.1. КоАП), связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Принимая во внимание, характер совершенного административного правонарушения, принятие конкретные меры по устранению допущенных нарушений, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также учитывая тяжелое финансовое положение АО «ВМК «Красный октябрь», руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, суд считает возможным изменить постановление начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по Волгоградской области № 0263442 от 12 апреля 2016 года о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ юридического лица акционерного общества «Волгоградский металлургический комбинат «Красный октябрь», снизив назначенный административный штраф до 200000 рублей, что будет достаточным для достижения целей административного наказания и предупреждения совершения новых правонарушений.
На основании статей 30.1-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Изменить постановление начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по Волгоградской области № 0263442 от 12 апреля 2016 года о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ юридического лица акционерного общества «Волгоградский металлургический комбинат «Красный октябрь» снизив назначенное наказание до 200000 (двухсот тысяч) рублей, в остальной части начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по Волгоградской области № 0263442 от 12 апреля 2016 года о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ юридического лица акционерного общества «Волгоградский металлургический комбинат «Красный октябрь» - оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток, со дня получения, в Волгоградский областной суд, через Краснооктябрьский районный суд города Волгограда.
Судья