Дело №
55RS0№-27
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
Судья Центрального районного суда г. Омска Щеглаков Г.Г., при секретаре ФИО1, с участием представителя БУ Омской области «Пожарно-спасательная служба Омской области» ФИО2, представителя государственной инспекции труда в Омской области ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Бюджетного учреждения Омской области «Пожарно-спасательная служба Омской области» на постановление Гострудинспекции в Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.27.1 ч.1 Кодекса Омской области об административных правонарушениях в его отношении,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора труда от ДД.ММ.ГГГГ№ БУ Омской области «Пожарно-спасательная служба Омской области» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 32 000 рублей за нарушение требований трудового законодательства, выразившееся в том, чтоБУ Омской области «Пожарно-спасательная служба Омской области» не обеспечило точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника, в табеле учета использования рабочего времени за июнь 2021 г. продолжительность сверхурочной работы работников не отражена.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, БУ Омской области «Пожарно-спасательная служба Омской области» обратилось с жалобой в Центральный районный суд г. Омска.
В обоснование доводов жалобы указывает, что при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о назначении наказания не принято во внимание, что в связи с внесением ДД.ММ.ГГГГ УФНС по Омской области изменений в ЕГРЮЛ № БУ Омской области «Управление противопожарной службы Омской области» отсутствует в ЕГРЮЛ. Также при составлении протокола не принято во внимание следующее.При составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о назначении наказания №-ОБ/12-5555-И/71- 28 не приняты следующие доводы лица, привлекаемого к административной ответственности.Согласно п. 5.11 правил внутреннего трудового распорядка Учреждения и разделу 5 трудовых договоров работникам ФИО6, ФИО7 и ФИО4 установлен ненормированный рабочий день с предоставлением дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 8 календарных дней.Ненормированный рабочий день подразумевает превышение нормальной продолжительности рабочего дня. Такой формат занятости оплачивается в обычном размере, но работнику полагается дополнительный оплачиваемый отпуск сроком не менее 3 дней. Ненормированный рабочий день не фиксируется в табеле учета рабочего времени. А указание на особый режим работы и продолжительность дополнительного отпуска содержится в трудовом договоре.Табель учета рабочего времени по аппарату Учреждения согласно приказу директора Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении формы табеля учета использования рабочего времени" ведется только по отклонениям (отпуск, больничный лист, командировка и т.п.). В связи с чем в табеле учета использования рабочего времени за период с 01 по ДД.ММ.ГГГГ по указанным работникам рабочее время за каждый день не проставлено.
В судебном заседании представителиБУ Омской области «Пожарно-спасательная служба Омской области» доводы жалобы поддержали, просили отменить постановление.
В судебном заседании должностное лицо, вынесшее постановление об административном наказании, ФИО3 с доводами жалобы не согласилась, просила оставить постановление без изменения.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела, видеозапись, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в Гострудинспекцию Омской области от ФИО5 поступило обращение о том, что в БУ «Пожарно-спасательная служба Омской области»систематически нарушается режим труда и отдыха водителей служебных легковых автомобилей, зафиксированный в путевых листах.
Судом установлено, что в рамках проведенного расследования выяснено следующее.
В ходе проведения административного расследования, в рамках запрашиваемых документов, были представлены путевые листы легковых автомобилей и табели учета рабочего времени работников.
В соответствии со ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
При этом, в табеле учета использования рабочего времени за период с 01 по ДД.ММ.ГГГГ указанным работникам рабочее время за каждый день не проставлено.
Согласно путевому листу от ДД.ММ.ГГГГФИО6 выехал из гаража в 08.30 часов время возвращения в гараж – 21.15 часов.
Согласно путевому листу от ДД.ММ.ГГГГФИО6 выехал из гаража в 08.30 часов время возвращения в гараж – 17.55 часов.
Согласно путевому листу от ДД.ММ.ГГГГФИО6 выехал из гаража в 08.30 часов время возвращения в гараж – 18.30 часов.
Согласно путевому листу от ДД.ММ.ГГГГФИО6 выехал из гаража в 05.10 часов время возвращения в гараж – 17.10 часов.
Согласно путевому листу от ДД.ММ.ГГГГФИО6 выехал из гаража в 08.30 часов время возвращения в гараж – 20.20 часов.
Согласно путевому листу от ДД.ММ.ГГГГФИО7 выехал из гаража в 07.50 часов время возвращения в гараж – 20.20 часов.
Согласно путевому листу от ДД.ММ.ГГГГФИО8 выехал из гаража в 07.10 часов время возвращения в гараж – 19.51 часов.
Согласно путевому листу от ДД.ММ.ГГГГФИО8 выехал из гаража в 07.10 часов время возвращения в гараж – 19.06 часов.
Согласно путевому листу от ДД.ММ.ГГГГФИО8 выехал из гаража в 07.10 часов время возвращения в гараж – 18.49 часов.
Согласно путевому листу от ДД.ММ.ГГГГФИО8 выехал из гаража в 07.10 часов время возвращения в гараж – 19.15 часов.
Согласно путевому листу от ДД.ММ.ГГГГФИО8 выехал из гаража в 07.10 часов время возвращения в гараж – 18.23 часов.
Согласно путевому листу от ДД.ММ.ГГГГФИО8 выехал из гаража в 07.15 часов время возвращения в гараж – 17.53 часов.
Согласно путевому листу от ДД.ММ.ГГГГФИО8 выехал из гаража в 07.31 часов время возвращения в гараж – 19.00 часов.
Согласно путевому листу от ДД.ММ.ГГГГФИО8 выехал из гаража в 07.19 часов время возвращения в гараж – 19.06 часов.
Согласно путевому листу от ДД.ММ.ГГГГФИО8 выехал из гаража в 07.40 часов время возвращения в гараж – 18.56 часов.
Во всех указанных случаях рабочее время работников превысило восьмичасовой рабочий день, время сверхурочной работы в каждом отдельном случае составило от 25 минут до 03 часов 45 минут.
В соответствии со ст. 99 ТК РФ работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.
Точный учет продолжительности сверхурочной работы работников ФИО7, ФИО6, ФИО8 работодатель не обеспечил, в табеле учета использования рабочего времени за июнь 2021 г. продолжительность сверхурочной работы работников не отражена.
Работодателем нарушены ст. ст. 91, 99 Трудового Кодекса РФ.
Данные нарушения должностным лицом ГИТ Омской области квалифицированы по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ – нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.
Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником (ч. 4 ст. 91 ТК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон о безопасности дорожного движения) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей (часть 2 статьи 329 Трудового кодекса Российской Федерации).
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 г. N 15 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.
В силу пунктов 6, 1, 10 указанного Положения в течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).
Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного водителем автомобиля, на основе:табеля учета рабочего времени (например, по унифицированным формам N Т-12 или N Т-13, утв. Постановлением Госкомстата России N 1)путевых листов.
В путевой лист необходимо включать, в частности, дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медосмотра водителя (если послерейсовый медосмотр обязателен в силу закона), дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выпуска транспортного средства на линию и его возвращения.Такие сведения вносятся в путевой лист в обязательном порядке.В табеле учета рабочего времени указывается общая продолжительность работы водителя за день (смену) с учетом сведений, отраженных в путевых листах.Согласно пункту 7 приказа Минтранса России от 20 августа 2004 года N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
В соответствии с пунктом 8 указанного приказа Минтранса России в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность учетного периода может быть увеличена до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии - с иным представительным органом работников.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
По результатам проведенного в связи с обращениемФИО5 расследования должностным лицом ГИТ Омской области составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о привлечении БУ «Пожарно-спасательная служба Омской области» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Вместе с тем должностным лицом административного органа при вынесении постановления по делу не соблюдены процессуальные нормы КоАП РФ.
В соответствии с требованиями п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
В постановлении от ДД.ММ.ГГГГ не полностью установлены обстоятельства при рассмотрении дела, а именно: как видно из заключения государственного инспектора труда точный учет продолжительности сверхурочной работы работников ФИО7, ФИО6, ФИО8 работодатель не обеспечил, в табеле учета использования рабочего времени за июнь 2021 г. продолжительность сверхурочной работы работников не отражена.
А согласно п. 5.11 правил внутреннего трудового распорядка Учреждения и разделу 5 трудовых договоров работникам ФИО6, ФИО7 и ФИО4 установлен ненормированный рабочий день с предоставлением дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 8 календарных дней. Ненормированный рабочий день подразумевает превышение нормальной продолжительности рабочего дня. Такой формат занятости оплачивается в обычном размере, но работнику полагается дополнительный оплачиваемый отпуск сроком не менее 3 дней. Ненормированный рабочий день не фиксируется в табеле учета рабочего времени. А указание на особый режим работы и продолжительность дополнительного отпуска содержится в трудовом договоре.
Указанным сведениям должностным лицом при вынесении постановления не дана надлежащая оценка.
Должностным лицом при рассмотрении протокола об административном правонарушении должностным лицом с учетом регулирования режима труда и отдыха водителей не были проверены факты использования должностными лицами закрепленных транспортных средств.
Не дана оценка трудовым договорам с работниками.
Суд учитывает, что из смысла вышеуказанных положений ст. 97 ТК РФ следует, что сверхурочная работа (ст. 99 ТК РФ) и работа на условиях ненормированного рабочего дня (ст. 101 ТК РФ) являются двумя разными видами работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени.
Поэтому, переработка в условиях ненормированного рабочего дня компенсируется по иным правилам, нежели сверхурочная работа.
Данные условия компенсации содержаться в трудовых договорах.
Кроме того, суд учитывает, что если работнику установлен ненормированный рабочий день, то работа сверх установленной продолжительности рабочего времени в табеле учета рабочего времени не отражается.
Но, поскольку ч. 4 ст. 91 ТК РФ определяет, что работодатель обязан вести учет рабочего времени, фактически отработанного каждым работником, работодатель может составить (в том числе на основании формы N Т-12 или N Т-13) документ для фиксации времени привлечения работника с ненормированным рабочим днем к работе сверх установленной продолжительности рабочего времени.
Одной лишь ссылки то, что работодатель не обеспечилточный учет продолжительности сверхурочной работы работников ФИО7, ФИО6, ФИО8 и табеле учета использования рабочего времени за июнь 2021 г. продолжительность сверхурочной работы работников не отражено для установления бесспорной вины не достаточно.
Кроме того, должностным лицом в нарушение требований статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, вынесенное постановление не основано на полном и всестороннем анализе всех собранных по делу доказательств, не установлены все юридически значимые обстоятельства совершенных административных правонарушений, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В силу п.4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ суд выносит решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Наличие либо отсутствие указанных обстоятельств влияет на наличие либо отсутствие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в действиях общества.
Таким образом, по делу допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Восполнять недостатки постановления по делу об административном правонарушении суд не вправе. Иное означало бы, что суд оказывает содействие органу (должностному лицу), вынесшему оспариваемое постановление, что не соответствует смыслу правосудия.
Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности не истек, а нарушения, выявленные судом, устранимы, обжалуемое постановление подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда ГИТ в Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ отношении юридического лица – Бюджетного учреждения Омской области «Пожарно-спасательная служба Омской области» отменить, дело направить на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда Омской области.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение 10 суток с момента получения копии решения.
Судья Г.Г. Щеглаков