Дело №12-444/2018
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Хабаровск 21 ноября 2018 года
Судья Хабаровского краевого суда Куратов А.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление судьи Хабаровского районного суда Хабаровского края от 24 сентября 2018 года в отношении
главы сельского поселения «Село Челны» Хабаровского муниципального района Хабаровского края ФИО1, <данные изъяты>,
привлекаемого к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Хабаровского районного суда Хабаровского края от 24 сентября 2018 г. глава сельского поселения «Село Челны» Хабаровского муниципального района Хабаровского края ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Указанным постановлением ФИО1 признан виновным в неисполнении в установленный срок законного предписания и.о. начальника главного управления Минюста РФ по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО2 от 14 июня 2018 год об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о нотариальной деятельности.
Не соглашаясь с вынесенным постановлением, ФИО3 обратился в краевой суд с жалобой. Считает, что в его деянии отсутствует состав правонарушения. Заявляет, что он не был надлежащим образом уведомлён районным судом о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании ФИО3 доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям. Уточнил, что повестку о вызове в районный суд не получал и поэтому в суд не явился. Данная повестка вручена вновь избранному главе поселения после рассмотрения дела. Считает, что в его деянии отсутствует состав правонарушения.
Дело в силу положений п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ рассмотрено в отсутствие прокурора Хабаровского района.
На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, проверив дело в полном объеме, заслушав ФИО3, судья краевого суда приходит к выводу, что обжалуемое постановление вынесено с существенными процессуальными нарушениями.
Как следует из материалов дела, 28 февраля 2018 года прокурором Хабаровского района Хабаровского края в отношении главы администрации сельского поселения «Село Челны» Хабаровского муниципального района Хабаровского края возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, которое направлено для рассмотрения мировому судье судебного района «Хабаровский район Хабаровского края» на судебном участке № 69.
При подготовке к рассмотрению дела мировой судья пришел к выводу, что глава сельского поселения «Село Челны» Хабаровского муниципального района Хабаровского края ФИО1 замещает должность муниципальной службы, а поэтому санкция ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ для него предусматривает наказание в виде дисквалификации.
Определением мирового судьи от 03 сентября 2018 года на основании ч. 3 ст. 23.1, ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ дело передано на рассмотрение по подведомственности в Хабаровский районный суд Хабаровского края, судья которого принял дело к производству и рассмотрел его по существу.
Вместе с тем вынесенное судьей Хабаровского районного суда постановление законным признать нельзя по следующим основаниям.
Определение мирового судьи о направлении материалов в районный суд для рассмотрения основано на неверном применении норм КоАП РФ. Такое определение принято без учёта Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Федерального закона от 02 марта 2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», закона Хабаровского края от 25 июля 2007 N 131 «О муниципальной службе в Хабаровском крае».
Согласно основным понятиям, изложенным в ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.
Согласно ч. 2 Закона Хабаровского края от 28 июля 2004 г. № 208 муниципальное образование «Село Челны» наделено статусом сельского поселения. Сельское поселение «Село Челны» входит в состав территории муниципального района Хабаровского края.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с данной статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.
Согласно п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Настоящим Федеральным законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, поскольку указанные лица не являются муниципальными служащими.
Из Приложения 1 закона Хабаровского края «О муниципальной службе в Хабаровском крае» от 25 июля 2007 N 131 следует, что должность главы муниципального образования не включена в Реестр должностей муниципальной службы в Хабаровском крае.
Из вышеприведённых положений следует, что правовой статус главы сельского поселения отличается от правового статуса должности муниципальной службы. Глава сельского поселения не является муниципальным служащим.
Согласно ч. 1 ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальной службы, а также занимать руководящие должности в органах управления юридического лица.
Круг лиц, к которым может быть применена дисквалификация, определен в ч. 3 названной статьи, к числу которых глава сельского поселения «Село Челны» не относится.
Таким образом, к ФИО1, замещающего выборную должность главы сельского поселения «Село Челны» Хабаровского муниципального района Хабаровского края в силу ч. 3 ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация не применима.
Согласно п. 1 ст. 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить вопрос относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела.
Исходя из толкования абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ следует, что судьями районных судов рассматриваются дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, когда такие нарушения влекут дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы.
Принимая материалы к своему производству, судья районного суда не учел, что условия, предусмотренные абзацем вторым ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ для рассмотрения дела судьей районного суда отсутствовали.
Следовательно, судьёй районного суда дело рассмотрено с нарушением правил подсудности, поскольку данное дело по общему правилу родовой подсудности подлежало рассмотрению мировым судьёй.
В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно принимается судьёй, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела.
Кроме того, ФИО1 не был своевременно уведомлён о времени и месте рассмотрения дела районным судом, поскольку рассмотрение дела состоялось 24 сентября 2018 года, а судебное уведомление ФИО1 получено лишь 26 сентября 2018 года. Данные обстоятельства подтверждаются отчётом об отслеживании почтового идентификатора № 68092225406167, сформированном сайтом Почты России по состоянию на 26 октября 2018 г.
Порядок рассмотрения судьёй дела об административном правонарушении предполагает обязательное выяснение вопроса об извещении лиц, участвующих в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения, разъяснении им прав и обязанностей, заслушивание этих лиц, исследование доказательств, разрешение ходатайств. Дело об административно правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайств об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для судьи, рассматривающего дело и применяющего взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение, и является нарушением прав и законных интересов, предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ.
Поскольку существенное нарушение процессуальных требований не позволило суду всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судебное решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене в силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
По данному делу не подлежит применению ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ, предусматривающая годичный срок давности привлечения к ответственности исключительно за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации.
Таким образом, по общему правилу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренному ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Со дня инкриминируемого правонарушения (21 июля 2018 года) истекло более 3-х месяцев.
Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ истек, то возможность рассмотрения дела по существу утрачена. При таких обстоятельствах невозможно дело направить на новое рассмотрение мировому судье, с учётом правил подсудности.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление судьи Хабаровского районного суда Хабаровского края от 24 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении главы сельского поселения «Село Челны» Хабаровского муниципального района Хабаровского края ФИО1 отменить.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья Хабаровского краевого суда А.А. Куратов