Дело № 12-444/2021
52RS0002-01-2021-009377-33 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
24 ноября 2021 года <...>
Судья Канавинского районного суда г. Н.Новгорода Ткач А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике ФИО2 № 10-77 от 29 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «Строительная компания – Волга» ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике ФИО2 № 10-77 от 29.09.2021 года генеральный директор ООО «Строительная компания – Волга» ФИО1 признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление изменить, назначив наказание в виде предупреждения, поскольку Общество является субъектом малого предпринимательства, а также плата за выброс в воздух стационарными объектами за 2020 год в размере 20 113 рублей оплачена в полном объеме. Оплата за негативное воздействие на окружающую среду произведена несвоевременно в связи с отсутствием в штате юридического лица эколога. В дополнении к жалобе заявитель указывает, что согласно сводному сметному расчету стоимости строительства денежные средства на оплату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами не были предусмотрены.
В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы жалобы, исследовав представленные суду материалы дела об административном правонарушении, суд находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
На основании части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
В силу статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Статьей 8.41 КоАП РФ установлено, что невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Положениями данного Федерального закона установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
При этом юридическое лицо, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
При размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и настоящим Федеральным законом (ст. 23 названного выше Федерального закона).
Согласно ст. 28 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N ФЗ-7 "Об охране окружающей среды" плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.16.1 указанного Федерального закона плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Статьей 16.4 указанного Федерального закона предусмотрено, что плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления (ч. 1).
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (ч. 2).
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном ст. 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта г., следующего за отчетным периодом.
Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год (ч. 3).
Судом установлено и из материалов настоящего дела следует, что в связи с исполнением поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 03.03.2021 года № ВА-П11-2720 о проведении внеплановых выездных проверок соблюдения требований природоохранного законодательства при реализации мероприятий в целях достижения показателей «Ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 г. несанкционированные свалки в границах городов», «Ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда» федерального проекта «Чистая страна» национального проекта «Экология» Управлением в период с 18.08.2021 года по 08.09.2021 года была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Обществом с ограниченной ответственностью «Строительная компания - Волга» требований в области охраны окружающей среды и земельного законодательства, при осуществлении работ по рекультивации земельного участка, нарушенного при размещении свалки твердых коммунальных отходов в с. Аликово Аликовского района Чувашской Республики, расположенного в 500 м севернее с. Аликово и в 250 м восточнее автодороги Аликово-Чебоксары» проводимых с 14.04.2020 года по 23.12.2020 года.
Администрация Аликовского района (Заказчик) и Общество с ограниченной ответственностью - Волга» (Исполнитель) 14 апреля 2020 года заключили муниципальный контракт № 27, предметом которого, является рекультивация земель, нарушенных при размещении свалки твердых коммунальных отходов с. Аликово Аликовского района Чувашской республики, в соответствии с проектной документацией в сроки с 14.04.2020 года по 23.12.2020 года.
Для реализации муниципального контракта были выполнены следующие виды работ. Оптимизация геометрии свалочного тела (склада ТКО) и устройство изолирующего «саркофага» над ним:
очистка (ручной сбор) прилегающих окрестных территорий от разлетевшихся легкоподвижных фракций отходов с перемещением на проектируемый склад отходов (100 м по периметру);
формирование проектируемой геометрии склада отходов путем расчистки части занятой территории от свалочного грунта и его перемещение на проектируемый склад;
-уплотнение вновь уложенных отходов на проектируемом складе;
устройство пластовой газо-дренажной прослойки из щебня по поверхности спланированного тела отходов;укладка гидроизоляционного материала из комбинированного геосинтетика по всей поверхности проектируемого склада;
укладка слоев из минерального и растительного грунта с последующим посевом многолетних трав и посадки кустарника (биологический этап рекультивации).
Строительство биосорбционных фильтров для очистки свалочного газа (биогаза).
Мероприятия для регулирования поверхностного стока:
строительство канавы по периметру проектируемого склада (с водонепроницаемым ложем) и отводом в места понижения рельефа.
В соответствии с проектной документацией «Рекультивация земель, нарушенных при размещении свалки твердых коммунальных отходов в с. Аликово Аликовского района Чувашской Республики» раздела 7 «Мероприятия по охране окружающей среды» 12-3.7 ООС при проведении работ осуществляется выброс загрязняющих веществ. Количество загрязняющих веществ определено таблицей 3 в части 2.1.3 «Результаты расчётов приземных концентраций загрязняющих веществ в период рекультивации», по указанным веществам произведен расчет, согласно которому стоимость платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами за 2020 год составила 20 113 рублей.
ООО «СК-Волга» внесена указанная плата 23.09.2020 года, что подтверждается платежным поручением № 620 от 23.09.2021 года, т.е. с нарушением установленного срока.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ и приказа от 20.01.2020 года №3 генеральным директором Общества назначена ФИО1
Данные обстоятельства заявителем в жалобе на постановление не оспариваются.
Вина директора ООО «Строительная компания – Волга» в совершении данного правонарушения подтверждается: решением о проведении внеплановой выездной проверки №677 от 13.08.2021 года, актом внеплановой выездной проверки от 08.09.2021 года, проектной документацией ООО «Научно-проектная организация «Проектор», платежным поручением №620 от 23.09.2021 года, протоколом об административном правонарушении № 10-76 от 22.09.2021 года, выпиской из ЕГРЮЛ.
Доказательства получены с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой и с совокупностью других собранных по делу доказательств, являются допустимыми и достоверными относительно события административного правонарушения.
Выводы, изложенные в постановлении, в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом на основании представленных доказательств, которым дана соответствующая оценка.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Должностное лицо обоснованно пришел к выводу о виновности директора ООО «Строительная компания – Волга» ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ.
При этом ссылка заявителя об отсутствии в сметном расчете при строительстве объекта денежных средств на оплату за выбросы загрязняющий веществ в атмосферный воздух стационарными объектами не свидетельствует об отсутствии события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ в бездействии директора Общества.
При назначении наказания, должностное лицо административного органа принял во внимание конкретные обстоятельства по делу, характер совершенного правонарушения, степень вины правонарушителя, отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.
Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Санкция ст. 8.41 КоАП РФ предусматривает для должностных лиц наказание в виде административного штрафа от 3 000 рублей до 6 000 рублей.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей назначено директору ООО «Строительная компания – Волга» в минимальной размере санкции ст. 8.41 КоАП РФ и требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения.
Вопреки доводу жалобы, оснований для замены назначенного директора ООО «Строительная компания – Волга» ФИО1 наказания в виде административного штрафа на предупреждение, не усматривается.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Вместе с тем анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на ООО «Строительная компания – Волга» административного штрафа на предупреждение в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.
В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении ООО «Строительная компания – Волга» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, возложенных на него ФЗ "Об охране окружающей среды".
Таким образом, факт принадлежности ООО «Строительная компания – Волга» к субъектам малого и среднего предпринимательства не может повлечь изменение обжалуемого постановления, поскольку наличие указанного обстоятельства не является достаточным основанием для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ. В отсутствие совокупности всех обстоятельств, перечисленных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
Кроме того, оспариваемым постановлением к административной ответственности привлечено должностное лицо - директор ООО «Строительная компания – Волга» ФИО1, к которому указанные положения закона при назначении административного наказания применению не подлежат.
Также данное правонарушение нельзя признать малозначительным.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" - малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения директора ООО «Строительная компания – Волга» ФИО1 от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ - не имеется, поскольку административное правонарушение, предусмотренное ст.8.41 КоАП РФ посягает на общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике ФИО2 № 10-77 от 29 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «Строительная компания – Волга» ФИО1, оставить без изменения, жалобу ФИО1– без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья (подпись) А.В. Ткач
Копия верна
Судья А.В. Ткач