ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-444/2021 от 27.07.2021 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 12-444/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

27 июля 2021 года г. Ростов-на-Дону

Судья Ленинского районного суда г. Ростов-на-Дону Кукленко С.В.,

рассмотрев жалобу жалобе Главы Администрации города Ростова-на-Дону ФИО1 на постановление начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по РО от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Глава Администрации г. Ростова-на-Дону обратился в суд с жалобой на постановление начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по РО от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, указав, что не согласен с вынесенным постановлением, которое принято без учета всех обстоятельств дела. Так согласно обжалуемому постановлению о привлечении к административной ответственности, Так Администрация г. Ростова-на-Дону, являясь должником по исполнительному производству , возбужденному ДД.ММ.ГГГГ об обязании Администрацию города Ростова-на-Дону обеспечить проведение мероприятий по приспособлению общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Ростов-на-Дону, <адрес>, в котором проживает инвалид 1 группы ФИО2, в целях обеспечения условий доступности для инвалида-колясочника в соответствии с оптимальным перечнем мероприятий по приспособлению общего имущества в указанном многоквартирном доме, определенным на основании Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 649. Однако, после вступления решения суда в законную силу все действия Администрации г. Ростова-на-Дону направлены на добровольное исполнение постановленного решения. Исполнение решения связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат. Администрация г. Ростова-на-Дону является органом исполнительной власти общей компетенции, исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, относится к бюджетной системе РФ и обязана использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке. В структуру администрации города входят отраслевые органы, создаваемые для реализации функций и осуществления полномочий органа местного самоуправления, в частности, в структуру включен Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону. Мероприятия по исполнению решения суда реализуются Департаментом координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону и МКУ «Управление капитального строительства г. Ростова-на-Дону» в рамках полномочий, переданных им муниципальными правовыми актами. В целях добровольного исполнения решения Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону, МКУ «УКС» установлено, что предусмотренные решением суда мероприятия по характеру выполнения необходимых работ, относятся к реконструкции, что требует разработки проектной документации и прохождении ее государственной экспертизы. МКУ «УКС» разработана отсутствующая техническая документация, по которой получены положительные заключения экспертизы по определению достоверности сметной стоимости проектно-изыскательских работ. По результатам данных расчетов определено, что стоимость реконструкции указанного МКД может превышать стоимость приобретения нового жилого помещения, приспособленного с учетом потребностей инвалида. В феврале 2021 года на заседании Ростовской-на-Дону городской думы выделены средства местного бюджета на проведение достоверности сметной стоимости проектно-изыскательских работ, стоимость которых составила 281 923 рублей. МКУ «УКС» заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ с ГБУ РО «Ростовоблстройзаказчик» на проведение экспертизы по определению достоверности сметной стоимости проектных работ по капитальному ремонту. Добровольно исполнить решение суда в установленные судебным приставом-исполнителем сроки, у Администрации г. Ростова-на-Дону не имеется возможности. Полагает, что им, как должностным лицом, приняты все меры для исполнения судебного акта.

На основании изложенного просит отменить постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по РО от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Главы Администрации города Ростова-на-Дону ФИО1 к административной ответственности по ст. 17.15. ч.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Глава Администрации г. Ростова-на-Дону ФИО1, надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ.

В судебное заседание явился представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО3, доводы жалобы поддержала, просила удовлетворить, также полагала, что глава Администрации г. Ростова-на-Дону ФИО1 не может нести административную ответственность по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ как должностное лицо – руководитель указанного юридического лица, поскольку Администрация г. Ростова-на-Дону является органом исполнительной власти общей компетенции. В структуру Администрации города входят отраслевые органы, создаваемые для реализации функций и осуществления полномочий органа местного самоуправления, согласно положению об отраслевых (функциональных) органах, утвержденному Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ. В частности, в структуру включен Департамент координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону.

Выслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Глава Администрации города Ростова-на-Дону ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного 17.15.ч.1 КоАП РФ ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении
которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствам.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений - об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания; об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Согласно ч. 1 ст. 30.9 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как установлено в судебном заседании, на исполнении в Межрайонном отделе по особым исполнительным производствам находится исполнительное производство № , возбужденное ДД.ММ.ГГГГ об обязании Администрацию города Ростова-на-Дону обеспечить проведение мероприятий по приспособлению общего имущества в многоквартирном доме по адресу<адрес> в котором проживает инвалид 1 группы ФИО2, в целях обеспечения условий доступности для инвалида-колясочника в соответствии с оптимальным перечнем мероприятий по приспособлению общего имущества в указанном многоквартирном доме, определенным на основании Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649.

После вступления решения суда в законную силу все действия Администрации г. Ростова-на-Дону направлены на добровольное исполнение постановленного решения. Исполнение решения связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат.

Администрация г. Ростова-на-Дону является органом исполнительной власти общей компетенции, исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, относится к бюджетной системе РФ и обязана использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке.

В структуру администрации города входят отраслевые органы, создаваемые для реализации функций и осуществления полномочий органа местного самоуправления, в частности, в структуру включен Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону.

Мероприятия по исполнению решения суда реализуются Департаментом координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону и МКУ «Управление капитального строительства г. Ростова-на-Дону» в рамках полномочий, переданных им муниципальными правовыми актами.

В целях добровольного исполнения решения Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону, МКУ «УКС» установлено, что предусмотренные решением суда мероприятия по характеру выполнения необходимых работ, относятся к реконструкции, что требует разработки проектной документации и прохождении ее государственной экспертизы. МКУ «УКС» разработана отсутствующая техническая документация, по которой получены положительные заключения экспертизы по определению достоверности сметной стоимости проектно-изыскательских работ.

По результатам данных расчетов определено, что стоимость реконструкции указанного МКД может превышать стоимость приобретения нового жилого помещения, приспособленного с учетом потребностей инвалида.

В феврале 2021 года на заседании Ростовской-на-Дону городской думы выделены средства местного бюджета на проведение достоверности сметной стоимости проектно-изыскательских работ, стоимость которых составила 281 923 рублей. МКУ «УКС» заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ с ГБУ РО «Ростовоблстройзаказчик» на проведение экспертизы по определению достоверности сметной стоимости проектных работ по капитальному ремонту.

ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем повторно вынесено постановление о назначении нового срока исполнения, согласно которому Администрация г. Ростова-на-Дону должна исполнить требования неимущественного характера в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении должностного лица – Главы Администрации г. Ростова-на-Дону ФИО1

ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, административная ответственность наступает за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Санкция статьи предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Обязательным условием привлечения лица к административной ответственности по данной норме является вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании с должника исполнительского сбора в связи с неисполнением требований неимущественного характера.

При этом для образования состава административного правонарушения рассматриваемой категории достаточно факта вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора и указаний о направлении должнику данного постановления.

В порядке ст. 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ч. 2 указанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.

В силу ст. 113 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При рассмотрении данного дела об административном правонарушении, судьей установлено, что после вступления решения суда в законную силу все действия Администрации г. Ростова-на-Дону были направлены на добровольное исполнение постановленного судебного решения.

Исполнение решения связано с необходимостью приобретения жилого помещения, что в свою очередь предполагает необходимость заключения муниципального контракта, а также реализации административных процедур по подготовке проекта и изданию соответствующего постановления Администрации города.

Согласно положениям частей 1, 2 ст. 37, п. 5 ч. 4 ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования, который в пределах соответствующих полномочий обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Решением Ростовской-на-Дону городской Думы шестого созыва от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначен на должность Главы Администрации г. Ростова-на-Дону.

В соответствии с контрактом от ДД.ММ.ГГГГ Глава Администрации г. Ростова-на-Дону обязан при осуществлении государственных полномочий в том числе, организовывать и обеспечивать осуществление отдельных государственных полномочий Администрации, обязан соблюдать федеральные законы, областные законы по вопросам осуществления государственных полномочий, организовывать и обеспечивать осуществление отдельных полномочий Администрацией г. Ростова-на-Дон, ее отраслевыми (функциональными) и территориальными органами.

Вместе с тем в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

Согласно п. 1 ст. 123.21 ГК РФ, учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В силу пункта 2 указанной статьи учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (п. 1 ст. 123.22 ГК РФ).

В соответствии со ст. 6 БК РФ казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Органом местного самоуправления – Администрацией города Ростова-на-Дону создан Департамент координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону.

Согласно п. 11 Положения о Департаменте, он является отраслевым органом Администрации г. Ростова-на-Дону, осуществляющим функции по реализации полномочий, относящихся к компетенции Администрации города: формирование и размещение муниципального заказа; принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования; оказание мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других категорий граждан; осуществление функций, связанных с реализацией подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» и программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Департамент является главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета, муниципальным казенным учреждением.

Приведенные обстоятельства в совокупности дают основания для вывода о том, что не исполнение требований исполнительного документа неимущественного характера в установленный судебным приставом-исполнителем срок, допущено не должностным лицом – Главой Администрации г. Ростова-на-Дону ФИО1

Данное учреждение создано органом местного самоуправления в целях организации исполнения вопросов местного значения, к числу которых и относится исполнение судебных актов (с учетом компетенции Департамента).

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, вынесено в отношении ненадлежащего должностного лица, который, в данном случае, не является субъектом данного административного правонарушения.

В силу ст. 113 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, судья приходит к выводу, что в действиях Главы Администрации г. Ростова-на-Дону ФИО1 отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и он не правомерно признан виновным в совершении данного административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.7-30.9, 31.1, 30.14 КоАП РФ, судья-

Р Е Ш И Л :

Жалобу Главы Администрации города Ростова-на-Дону ФИО1, удовлетворить.

Постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по РО от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Главы Администрации города Ростова-на-Дону ФИО1 к административной ответственности по ст. 17.15. ч.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей – отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Главы Администрации города Ростова-на-Дону ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 дней с момента вручения (получения).

Судья Кукленко С.В.