ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-444/2022 от 06.06.2022 Железнодорожного районного суда г. Самары (Самарская область)

Дело

УИД: 63MS0-90

Р Е Ш Е Н И Е

ДД.ММ.ГГГГ г. Самара

Судья Железнодорожного районного суда г. Самары Чиркова Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора муниципального бюджетного учреждения городского округа Самара «Самараинформресурс» Панина ФИО7 на постановление мирового судьи судебного участка № 4 Железнодорожного судебного района г.Самары Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. (УИД ) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Железнодорожного судебного района г.Самары Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. должностное лицо - директор муниципального бюджетного учреждения городского округа Самара «Самараинформресурс» Панин А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ, и назначено ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, директор муниципального бюджетного учреждения городского округа Самара «Самараинформресурс» Панин А.В. обратился в суд с жалобой на постановление мирового судьи, считая его незаконным и необоснованным. В обосновании своих доводов указал, что из буквального толкования диспозиции ч.4 ст. 15.15.6 КоАП РФ следует, что субъектом данного административного правонарушения является должностное лицо, на которое возложены обязанности по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности. Во исполнение ч.3 ст.7 ФЗ от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» он как руководитель организации возложил ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера Вялову С.В., что подтверждено п.2 ч.1 учетной политики, утвержденной приказом директора МБУ г.о. Самара «Самараинформресурс» от 29.12.2018г. № 60, п. 2.1 трудового договора с главным бухгалтером, п. 3.1, п. 3.4 должностной инструкции главного бухгалтера обязанности по ведению бюджетного учета, своевременное представление полной и достоверной бюджетной отчетности возложены на главного бухгалтера Вялову С.В. Таким образом, директор МБУ г.о.Самара «Самараинформресурс» Панин А.В. не является субъектом данного административного правонарушения, поскольку не обладает полномочиями по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности. Письменное распоряжение Панина А.В. на подачу бухгалтерской отчетности за 2020г. без включения в нее сумм субсидий выделенных на 2021 г. на обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг отсутствует. Приведенные данные свидетельствуют о том, что Паниным А.В. предприняты надлежащие меры по обеспечению соблюдения требований бюджетного законодательства подчиненными лицами, в частности по формированию бюджетной отчетности путем возложения соответствующих обязанностей на главного бухгалтера, и отсутствие его единоличной ответственности за достоверность предоставления отчетов финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, в виду отсутствия письменного распоряжения с его стороны о направлении данной бухгалтерской отчетности, в связи с чем выводы мирового судьи о виновности Панина А.В. в совершении данного административного правонарушения нельзя признать обоснованными. У мирового судьи отсутствовали объективные доказательства, свидетельствующие о причастности Панина А.В. к совершению данного нарушения, а именно, его распоряжение о формировании недостоверной отчетности с последующим предоставлением данных сведений в компетентные органы. Поэтому просит постановление мирового судьи отменить, а производство по делу прекратить.

В судебном заседании должностное лицо - директор муниципального бюджетного учреждения городского округа Самара «Самараинформресурс» Панин А.В. в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмрении дела его вего отсутсвии, доводы изложенные в жалобе поддержал, просил удовлетворить жалобу, производство по делу прекратить.

Представитель Департамента финансов Администрации городского округа Самара по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ. Батищева Л.О. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ с доводами жалобы не согласилась, считая постановление мирового судьи законным и обоснованным. При этом пояснила, что в ходе плановой ревизии, проведенной управлением финансового контроля Департамента финансов Администрации городского округа Самара в отношении муниципального бюджетного учреждения городского округа Самара «Самараинформресурс» были установлены факты искажения показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению бухгалтерской отчетности не менее, чем на 1 процент, но не более, чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей, что является грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо предоставлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности. В соответствии с п.1 ст.7 ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. Кроме того, согласно п.6 приказа Минфина России от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации, поэтому Панин А.В. является субъектом вмененного административного правонарушения. Кроме того пояснила, что Панин.А.В. подписывает отчетные документы. Таким образом, просила жалобу оставить без удовлетворения, а постановление мирового судьи без изменения. В судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ. не явилась, извещена надлежащим образом.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В силу подпункта 1 пункта 4 Примечания к статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается, помимо прочего искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате более чем на 10 процентов.

Исходя из положений части 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, ответственные за оформление факта хозяйственной жизни и (или) подписавшие эти документы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Согласно п. 12 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 25 марта 2011 года № 33н, в состав бухгалтерской отчетности включена форма отчета Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730).

Согласно п. 2 Инструкции № 33н Баланс ф. 0503730 формируется учреждением по состоянию на 01 января года, следующего за отчетным.

В соответствии с п. 48 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы», утвержденного Приказом Минфина России от 27 февраля 2018 № 32н, к доходам от реализации относятся доходы от оказания услуг (работ), в том числе услуг (работ), финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

Кроме того, в соответствии с пунктом 54 Федерального стандарта «Доходы» сумма субсидии на муниципальное задание признается в бухгалтерском учете в качестве доходов будущих периодов на дату возникновения права на ее получение.

Требования Федерального стандарта «Доходы» согласно пункту 2 применяются при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета муниципальных бюджетных и автономных учреждений с ДД.ММ.ГГГГ, а также составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской отчетности муниципальных бюджетных и автономных учреждений, начиная с отчетности 2019 года.

Как установлено мировым судьей и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ в 15.00 в ходе плановой ревизии, проведенной управлением финансового контроля Департамента финансов Администрации г.о. Самара на основании приказа заместителя главы городского округа Самара – руководителя Департамента финансов Администрации г.о. Самара Даниловой О.А. № от ДД.ММ.ГГГГ и заместителя руководителя Департамента финансов Администрации г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении муниципального бюджетного учреждения городского округа Самара «Самараинформресурс» (ИНН , ОГРН , юридический адрес: <адрес>), установлены факты искажения показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Панин А.В., являясь директором муниципального бюджетного учреждения городского округа Самара «Самараинформресурс», нарушил требования к бюджетному (бухгалтерскому) учету, допустив искажение отчетных данных в балансе формы , выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению бухгалтерской отчетности не менее, чем на 1 процент, но не более, чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей, а именно, в нарушение п.54 Приказа Минфина России от 27.02.2018 № 32н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы» и п.93 Приложения № 2 к Приказу Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» допущено искажение бухгалтерской отчетности на 01.01.2021 в размере 20 972 200,0 рублей в виде не отражения в бухгалтерском учете в качестве доходов будущих периодов суммы субсидий по проводке Дебет 4 205 31 000 Кредит 4 401 40 000, что привело к искажению годовой отчетности формы № 0503730 «Баланс государственного (муниципального) учреждения» в части недостоверных данных дебиторской и кредиторской задолженностей по доходам на указанных счетах бухгалтерского учета.

Данные факты явились основанием для составления должностным лицом Департамента финансов Администрации г.о. Самара в отношении должностного лица - директора муниципального бюджетного учреждения городского округа Самара «Самараинформресурс» Панина А.В. составлен протокол об административном правонарушении по ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ. По результатам рассмотрения которого директор муниципального бюджетного учреждения городского округа Самара «Самараинформресурс» Панин А.В. привлечен к административной ответственности, предусмотренной названной нормой, назначен штраф в равзмере 15 000 рублей.

В материалах настоящего дела об административном правонарушении имеется достаточная совокупность доказательств, свидетельствующая о виновности должностного лица – директора муниципального бюджетного учреждения городского округа Самара «Самараинформресурс» Панина А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.15.15.6 КоАП РФ.

Его вина в совершении данного административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами, а именно материалами дела об административном правонарушении: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.; приказом от ДД.ММ.ГГГГ. заместителя главы г.о. Самара - руководителя Департамента Финансов Администрации г.о.Самара Даниловой О.А. о проведении контрольного мероприятия по теме: «Ревизия финансово-хозяйственной деятельности в отношении МБУ г.о.Самара «Самараинформресурс»; приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. о продлении срока проведения контрольного мероприятия по теме: «Ревизия финансово-хозяйственной деятельности в отношении МБУ г.о.Самара «Самараинформресурс»; актом выездной ревизии финансово-хозяйственной деятельности МБУ г.о.Самара «Самараинформресурс» от ДД.ММ.ГГГГ.; балансовой отчетностью ф.0503730 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г., подписанной главным бухгалтером и директором МБУ г.о.Самара «Самараинформресурс»; сведениями по дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ф.0503769, подписанными главным бухгалтером и директором МБУ г.о.Самара «Самараинформресурс»; соглашением № о предоставлении субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнение работ) от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении МБУ г.о.Самара «Самараинформресурс», согласно которой директором учреждения является Панин А.В.; приказами (распоряжениями) о приеме Панина А.В. на должность директора МБУ г.о.Самара «Самараинформресурс» № от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ; трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ с руководителем МБУ г.о.Самара «Самараинформресурс» Паниным А.В., а также пояснениями самого Панина А.В., который не оспаривал факт искажения бухгалтерской отчетности и ее подписания.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, мировой судья правильно пришел к выводу о наличии в действиях должностного лица <данные изъяты>

Мировой судья правильно отверг доводы Панина А.В. и его представителя о том, что директор МБУ г.о.Самара «Самараинформресурс» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ, и ответственность за предоставление полной и достоверной информации бюджетной отчетности должна быть возложена на главного бухгалтера Вялову С.В.