ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-444/2022 от 15.09.2022 Альметьевского городского суда (Республика Татарстан)

УИД 16RS0036-01-2022-005623-30

Подлинник решения приобщён к делу об административном правонарушении

№ 12-444/2022 Альметьевского городского суда Республики Татарстан

Дело № 12-444/2022

РЕШЕНИЕ

15 сентября 2022 года г. Альметьевск, РТ

Судья Альметьевского городского суда Республики Татарстан Сибиев Р.Р., при секретаре Хайрулиной Л.И., рассмотрев жалобу публичного акционерного общества «Татнефть» имени В.Д. Шашина на постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора Гайнутдиновой Л.А. № 15 от 21 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора Гайнутдиновой Л.А. № 15 от 21 апреля 2022 года публичное акционерное общество «Татнефть» имени В.Д. Шашина (далее ПАО «Татнефть») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнуто наказанию ввиде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ПАО «Татнефть» в лице представителя по доверенности Гафурова А.И. обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить, указывая, что факт причинения вреда земельному участку установлен в 2018 году, в связи с чем, истёк срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ; кроме того ПАО «Татнефть» не является сособственником земельного участка и при этом виновные в загрязнении лица не установлены; лицом ответственным за проведение рекультивации согласно мировому соглашению по делу определено общество с ограниченной ответственностью «Татнефть-Актив».

В судебном заседании защитники ПАО «Татнефть» Потасова С.Р. и Чайников В.Л. жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям. Также пояснили, что общество с ограниченной ответственностью «Татнефть-Актив» (далее ООО «Татнефть-Актив»), будучи дочерней фирмой ПАО «Татнефть», является самостоятельным юридическим лицом. При этом ПАО «Татнефть» как головная организация имеет больший штат специалистов, которые могут оказывать дочерним предприятиям методическую помощь, в том числе в части подготовки проектной документации по рекультивации земель.

Представитель Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора Литвинов А.В. с жалобой не согласился, просил оставить её без удовлетворения. Пояснил, что оспариваемое постановление было вынесено на основании постановления Татарского природоохранного межрайонного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ПАО «Татнефть».

Татарский природоохранный межрайонный прокурор извещён, не явился, ходатайств либо возражений по существу жалобы не направил.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырёхсот тысяч до семисот тысяч рублей.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в 2018 году Татарской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при выведении из эксплуатации химического завода на территории города <данные изъяты>, в ходе которой установлено, что в <данные изъяты> был демонтирован цех по производству химических продуктов ПАО «Татнефть». Однако подрядными организациями в нарушении экологических требований не проведена рекультивация земельного участка, отходы, образованные при демонтаже ёмкостей и трубопроводов, строительные отходы закопаны, что привело к загрязнению почвы.

По результатам проверки в адрес ПАО «Татнефть» и ООО «Татнефть-Актив» были внесены представления, по результатам рассмотрения которых разработан план мероприятия по рекультивации земельного участка.

Вместе с тем, как показала прокурорская проверка в 2021 году, проведённая с привлечением специалистов Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора, земельный участок рекультивирован ненадлежащим образом. По результатам анализа проб почвы выявлено превышение предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ по нефтепродуктам и формальдегилу, на земельном участке выявлены отходы железнобетонных изделий, металлические бочки.

По данному факту прокуратурой в адрес ПАО «Татнефть» внесено представление № 12ж-2021 от 05 октября 2021 года, которое рассмотрено ПАО «Татнефть» и на него дан ответ.

В целях проверки исполнения требований представления, по поручению прокурора 13 декабря 2021 года специалистами Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора дополнительно проведены отборы и анализ проб почвы на месте проведения работ.

Установлено, что в пробах почвы имеются превышения по нефтепродуктам и фенолу, что свидетельствует о невыполнении обязанностей по рекультивации земель.

По результатам проверки Татарским природоохранным межрайонным прокурором 18 января 2022 года вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «Татнефть», которое вместе с материалами проверки направлено в Волжско-Камского межрегиональное управление Росприроднадзора для рассмотрения по существу.

21 апреля 2022 годазаместителем главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора Гайнутдиновой Л.А. вынесено оспариваемое заявителем постановление № 15 о привлечении ПАО «Татнефть» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ.

Доводы стороны защиты об истечении срока для привлечения к административной ответственности суд находит ошибочными по следующим основаниям.

Так, из материалов дела усматривается, что дело об административном правонарушении прокурором возбуждено по результатам проверки, проведённой 13 декабря 2021 года.

Срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ составляет один года, и в рассматриваемом случае подлежит исчислению с момента получения результатов второй проверки и отбора проб почвы.

Вместе с тем, при вынесении оспариваемого постановления, должностным лицом не учтено следующее.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Статьёй 24.1 КоАП РФ установлено, что одной из главных задач производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

В подтверждение вины ПАО «Татнефть» представлены следующие доказательства, имеющиеся в деле:

- представление об устранении нарушений норм природоохранного законодательства от 05 октября 2021 года № 121ж-2021 и ответы ПАО «Татнефть» на него;

- план мероприятий по выполнению представления № 121ж-2021;

- отчёт о выполнении плана мероприятий по выполнению представления № 121ж-2021;

- протокол № 41 П1 от 16 декабря 2021 года;

- протокол № 42 П2 от 16 декабря 2021 года;

- информация по проведённым анализам (фототаблица);

- протокол испытаний № 90736-90745 от 20 декабря 2021 года;

- акт обследования от 13 декабря 2021 года;

- протокол отбора проб почвы от 13 декабря 2021 года;

- протокол № 0184/2021-II-ГК от 21 декабря 2021 года;

- протокол № 0185/2021-II-ГК от 21 декабря 2021 года;

- протокол № 0186/2021-II-ГК от 21 декабря 2021 года;

- акт о приёме выполненных работ за декабрь 2020 года;

- определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 сентября 2020 года, которым обязанность по рекультивации земельного участка возложена на ООО «Татнефть-Актив»;

- проектная документация по рекультивации.

Вместе с тем, должностными лицами при составлении материалов проверки и рассмотрении их по существу не учтены следующие обстоятельства.

В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

При этом из материалов дела усматривается, что собственником земельного участка с кадастровым номером , невыполнение рекультивации которого вменено ПАО «Татнефть», является ООО «Татнефть-Актив».

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Кроме того, допущено процессуальное нарушение при рассмотрении дела по существу.

Так, в соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ прокурор обладает полномочием возбуждать дело об административном правонарушении по отдельным составам, перечисленным в КоАП РФ, принимать участие при рассмотрении таких дел и обжаловать принимаемое решение. Кроме возбуждения дел об административных правонарушениях, отнесённых к исключительной компетенции прокурора, он также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ.

Соответственно, прокурор обязан принять участие в рассмотрении возбуждённых им административных дел. В то же время КоАП РФ не предусматривает обязательного участия прокурора в каждом деле об административном правонарушении.

Реализация полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях, как следует из пункта 1.1 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 19 февраля 2015 года № 78 «Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях», должна осуществляться путём:

возбуждения дела об административном правонарушении, проведения административного расследования;

участия в рассмотрении дела об административном правонарушении;

принесения протеста на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление независимо от участия в деле, в том числе по результатам рассмотрения поступивших обращений;

совершения иных предусмотренных федеральным законодательством действий.

Между тем, согласно сопроводительному письму к материалам проверки № 02-08-04 от 18 января 2022 года, Татарский природоохранный межрайонныйпрокурор просил рассмотреть дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ в отношении ПАО «Татнефть» с участием прокурора, чего сделано не было.

При этом в деле отсутствуют сведения о надлежащем извещении прокурора о месте и времени рассмотрения дела в отношении ПАО «Татнефть».

На основании изложенных выше обстоятельств обстоятельствах постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора Гайнутдиновой Л.А. № 15 от 21 апреля 2022 года о ПАО «Татнефть» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ подлежит отмене с прекращением производства по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 8.7, 24.5, 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу публичного акционерного общества «Татнефть» имени В.Д. Шашина удовлетворить.

Постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора Гайнутдиновой Л.А. № 15 от 21 апреля 2022 года о привлечении публичного акционерного общества «Татнефть» имени В.Д. Шашина к административной ответственности по части 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд Республики Татарстан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: Р.Р. Сибиев

Копия верна:

Судья Альметьевского городского суда

Республики Татарстан Р.Р. Сибиев

Решение16.09.2022