ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-444/2022 от 15.09.2022 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Судья Шелепанова И.Г.

Дело № 12-444/2022 (71-127/2022)

РЕШЕНИЕ

15 сентября 2022 г. г. Биробиджан

Судья суда Еврейской автономной области Папулова С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Прутовых С.А. на не вступившие в законную силу постановление должностного лица административного органа от 17.05.2022 и решение судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 28.07.2022, вынесенные в отношении Прутовых С.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛА:

Постановлением врио начальника ОЛРР Управления Росгвардии по ЕАО Г. от 17.05.2022 Прутовых С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 руб.

Решением судьи районного суда от 28.07.2022 постановление должностного лица административного органа от 17.05.2022 оставлено без изменения.

В жалобе на данное решение Прутовых С.А. просит постановление врио начальника ОЛРР Управления Росгвардии по ЕАО Г. от 17.05.2022, решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 28.07.2022 отменить.

Мотивируя жалобу, указал, что в соответствии со статьей 193 ГК РФ срок подачи заявления на продление разрешения на ношение оружия не пропущен, поскольку последним днем подачи заявления является 11.05.2022 (07.05.2022-10.05.2022 - нерабочие дни).

Суд не принял во внимание обстоятельство, препятствующее подать заявление вместе с документами на продление разрешения, а именно, отсутствие медицинского освидетельствования, которое поступило в единую государственную информационную систему только 12.05.2022.

Выразил несогласие с видом административного наказания в виде административного штрафа, поскольку санкция части 1 статьи 20.11 КоАП РФ предусматривает также предупреждение.

В судебное заседание Прутовых С.А. не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен заблаговременно и надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется телефонограмма.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 20.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение гражданином установленных сроков регистрации приобретенного по лицензиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, или его территориального органа оружия, а равно установленных сроков продления (перерегистрации) разрешений (открытых лицензий) на его хранение и ношение или сроков постановки оружия на учет в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, или его территориальном органе при изменении гражданином постоянного места жительства.

Из материалов дела следует, что 17.05.2022 в 14 часов 30 минут установлено, что Прутовых С.А. за месяц до истечения срока действия разрешения на хранение и ношение оружия со сроком истечения до 09.06.2022, не представил в ОЛРР Управления Росгвардии по ЕАО заявление и документы, необходимые для продления срока действия указанного разрешения, установленного приказом МВД России от 12.04.1999 № 288 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814», чем нарушил требования пункта 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Прутовых С.А. к административной ответственности по части 1 статьи 20.11 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства вмененного Прутовых С.А. административного правонарушения подтверждаются собранными доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 17.05.2022 (л.д. 15), копией разрешения на хранение и ношение оружия со сроком действия до 09.06.2022 (л.д. 20), иными материалами дела, получившими надлежащую оценку по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Проверяя законность постановления врио начальника ОЛРР Управления Росгвардии по ЕАО Г. от 17.05.2022, судья районного суда сделала правильный вывод о доказанности вины Прутовых С.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.11 КоАП РФ.

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» и принятым в соответствии с ним нормативно-правовыми актами.

Статьей 13 указанного закона установлен лицензионно-разрешительный порядок приобретения, хранения и ношения оружия, который направлен на то, чтобы не допустить обладания соответствующими видами оружия лицами, которые в силу тех или иных причин (состояние здоровья, отсутствие соответствующей подготовки, невозможность обеспечения учета и сохранности оружия и другое) не могут надлежащим образом гарантировать его безопасное хранение и применение, а также на то, чтобы обеспечить его строго целевое использование.

Вышеприведенной нормой закона определено, что лицензия выдается органом внутренних дел по месту жительства гражданина Российской Федерации и одновременно является разрешением на хранение и ношение указанных видов оружия. Срок действия лицензии пять лет. По окончании срока действия лицензии он может быть продлен в порядке, предусмотренном статьей 9 данного федерального закона.

Согласно частям 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» лицензии на приобретение оружия выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации. Заявление о выдаче лицензии рассматривается указанными органами в течение месяца со дня его подачи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» Министерству внутренних дел Российской Федерации поручено утвердить инструкцию о контроле органов внутренних дел за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.

В целях реализации вышеуказанного постановления приказом МВД РФ от 12.04.1999 № 288 утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.

Пунктом 67 Инструкции предусмотрено не позднее чем за месяц до истечения срока действия выданных лицензий, а также разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия их владельцы представляют в орган внутренних дел по месту учета оружия заявления и документы, необходимые для получения соответствующих лицензий и разрешений.

Исходя из содержания приведенных выше норм федерального закона, установленный законодательством месячный срок рассмотрения органом внутренних дел заявления о продлении срока действия разрешения предполагает, что гражданин, который имеет намерение продлить действие разрешения, должен до истечения месячного срока обратиться в орган внутренних дел с соответствующим заявлением. Продление срока действия разрешения должно производиться со дня, следующего за днем окончания срока ее действия. Соответственно, заявление о продлении срока действия разрешения должно быть принято к рассмотрению с учетом периода, необходимого для выполнения действий и процедур, предусмотренных Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», при соблюдении условия о том, что продление срока действия разрешения будет осуществлено со дня, следующего за днем окончания ее действия.

Из материалов дела следует, что заявление Прутовых С.А. зарегистрировано в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», размещенной в сети Интернет по адресу: gosuslugi.ru (далее также - портал «Госуслуги») 10.05.2022. При этом, с учетом выходных дней, заявление не могло поступить в уполномоченный орган ранее 11.05.2022, тогда как истечение месячного срока действия разрешения на хранение и ношение оружия приходится на 09.05.2022.

Указанный срок является превентивной мерой, призванной повысить дисциплинированность владельцев оружия и не допустить случаев хранения оружия на основании разрешений с истекшим сроком действия. Кроме того, указанный срок необходим для рассмотрения заявления о продлении срока действия разрешения, а также оформления соответствующих документов сотрудниками подразделений лицензионно-разрешительной работы.

Приказом Росгвардии от 26.06.2018 № 221 утвержден Административный регламент Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему (далее - Административный регламент).

Разделом III Административного регламента определены состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме.

В соответствии с пунктом 33 Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя, в числе иных, такие административные процедуры как прием и регистрацию заявления и документов, необходимых для получения разрешения, в том числе в электронной форме (подпункт 33.1), продление/отказ в продлении срока действия разрешения (подпункт 33.7).

Правила, регламентирующие административную процедуру «Продление/отказ в продлении срока действия разрешения», содержатся в пунктах 68 - 77 указанного нормативного акта.

Заявление и документы, предусмотренные подпунктами 9.1 - 9.3 пункта 9 настоящего Административного регламента, могут быть поданы заявителем в электронной форме с использованием Единого портала (пункт 78).

Прием и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в электронной форме осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 34, 37 - 39 настоящего Административного регламента (пункт 79).

Согласно пункту 68 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является прием заявления и документов, предусмотренных подпунктом 9.3 пункта 9 данного Административного регламента.

Пунктом 70 Административного регламента определено, что процедуры приема и регистрации заявления осуществляются в порядке, установленном пунктами 36 - 39 Административного регламента.

Согласно пункту 36 Административного регламента заявление и документы принимаются по описи документов, представляемых для получения разрешения (приложение № 4 к Административному регламенту), экземпляр (копия) которой с талоном-уведомлением (приложение № 5 к данному нормативному акту) вручается заявителю.

Копии документов, представляемые заявителем по собственной инициативе, сличаются с оригиналом, о чем на копиях документов сотрудником производится соответствующая запись.

Принятое заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений и выдачи лицензий и разрешений в день получения сотрудником соответствующих документов и информации об уплате государственной пошлины в ГИС ГМП, а сведения о заявлении вносятся в информационную систему централизованного учета оружия. Датой приема документов является дата регистрации заявления (пункт 37 Административного регламента).

В адрес Прутовых С.А. 10.03.2022 ОЛРР Управления Росгвардии по ЕАО направлено письмо, информирующее об окончании 09.06.2022 срока действия разрешения на хранение и ношение оружия и необходимости его продления не позднее чем за месяц до окончания срока действия разрешения.

Разрешение , выданное Прутовых С.А., действительно до 09.06.2022, следовательно, не позднее 09.05.2022 Прутовых С.А. должен был представить в орган внутренних дел по месту учета оружия заявление и документы, необходимые для продления срока действия разрешения на хранение и ношение принадлежащего ему оружия.

Устанавливая срок для подачи заявления о продлении срока действия разрешения на хранение и ношение оружия продолжительностью не позднее чем за месяц до истечения срока действия выданных лицензий, а также разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия их владельцы, законодатель предполагает, что лицо при проявлении должной предусмотрительности и добросовестности в осуществлении предоставленных ему законом прав, имеет возможность рассчитать необходимое ему время для подготовки заявления и документов, чтобы не пропустить установленный срок для подачи такого заявления.

Следовательно, Прутовых С.А. должен был учитывать, что последний день для подачи заявления о продлении срока действия разрешения на хранение и ношение оружия приходится на нерабочий праздничный день.

Кроме того, срок, в течение которых заявитель обязан подать заявление о продлении срока действия разрешения на хранение и ношение оружия, а также срок, предоставленный административному органу для рассмотрения данного заявления, императивно предусмотренные указанными выше нормами права, не являются процессуальными сроками, поэтому на них не могут распространяться положения, предусмотренные статьей 193 ГК РФ, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если другое не предусмотрено законодательством. У данных сроков совершенно иная правовая природа, чем у процессуальных или гражданско-правовых сроков.

Продление разрешения на хранение и ношение оружия в ОЛРР Управления Росгвардии по ЕАО является административным действием, носящим лицензионно-разрешительный характер приобретения, хранения и ношения оружия.

На основании вышеизложенного доводы жалобы Прутовых С.А. о том, что срок подачи заявления на продление разрешения на ношение оружия не пропущен, подлежит отклонению.

Не могут повлечь отмену решения суда доводы жалобы о том, что суд не принял во внимание обстоятельство, препятствующее подать заявление вместе с документами на продление разрешения, а именно, отсутствие медицинского освидетельствования, которое поступило в единую государственную информационную систему только 12.05.2022.

Так, абз. 7 статьи 6.1 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ (в редакции от 14.07.2022) «Об оружии», пунктом 18 Порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, в том числе внеочередного, и порядка оформления медицинских заключений по его результатам, форм медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинского заключения об отсутствии в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, утвержденного Приказом Минздрава России от 26.11.2021 № 1104н, предусмотрен порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, в том числе внеочередного, и порядок оформления медицинских заключений по его результатам.

По результатам проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием в случае отсутствия у гражданина заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием, и отсутствия в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, ответственным работником медицинской организации, в присутствии освидетельствуемого формируются медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинское заключение об отсутствии в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Указанные медицинские заключения формируются в форме электронных документов, подписанных с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником, размещаются в федеральном реестре документов, содержащем сведения о результатах медицинского освидетельствования, который ведется в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения. Ответственный работник медицинской организации, формирующий медицинские заключения, информирует освидетельствуемого о результатах медицинского освидетельствования, о передаче информации об оформленных медицинских заключениях в Росгвардию, а также направляет освидетельствуемому по его просьбе выписку о результатах медицинского освидетельствования.

В материалах дела имеется выписка о результатах медицинского освидетельствования от 04.05.2022, выданная медицинской организацией.

Таким образом, отсутствие (как утверждает податель жалобы) на момент подачи заявления (10.05.2022) медицинского заключения в форме электронного документа в реестре, не опровергают выводы суда о наличие в действиях Прутовых С.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.11 КоАП РФ.

Подлежат отклонению доводы жалобы о несогласии с видом административного наказания в виде административного штрафа, поскольку санкция части 1 статьи 20.11 КоАП РФ предусматривает также предупреждение.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания требования статьи 4.1 КоАП РФ судьей районного суда соблюдены.

Административное наказание назначено Прутовых С.А. в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 20.11 КоАП РФ.

Нарушений норм материального права при рассмотрении дела об административном правонарушении не установлено.

Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 КоАП РФ, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.

С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л А:

Решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 28.07.2022, постановление врио начальника ОЛРР Управления Росгвардии по ЕАО Г. от 17.05.2022 оставить без изменения, жалобу Прутовых С.А. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу в день его вынесения, на него может быть подана жалоба, принесён протест в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Владивосток) в порядке статей 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья суда ЕАО С.А. Папулова