Судья: Супрун А.В. Дело № 12-4453/2020
Решение
«08» сентября 2020 года г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Пегушин В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе старшего государственного инспектора Южного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республики Адыгея (далее – ЮМРУ Росприроднадзор по КК и РА) ФИО1 на решение судьи Ейского районного суда Краснодарского края от 02 июля 2020 года по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Общество с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс «Ейский» г. Ейск Краснодарского края (далее – ООО «Агрокомплекс «Ейский»),
установил:
постановлением № 03-07-110ПВ-3 от 19 марта 2020 года старшего государственного инспектора ЮМРУ Росприроднадзора по КК и РА ФИО1 юридическое лицо - ООО «Агрокомплекс «Ейский» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере - 200 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, управляющая ООО «Агрокомплекс «Ейский» ИП ФИО2, обжаловала его в Ейский районный суд Краснодарского края.
Обжалуемым решением от 02 июля 2020 года судьи Ейского районного суда Краснодарского края постановление старшего государственного инспектора ЮМРУ Росприроднадзора по КК и РА отменено, производство по делу прекращено в связи отсутствием события административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, старший государственный инспектор ЮМРУ Росприроднадзора по КК и РА ФИО1 просит восстановить срок на обжалование решения судьи районного суда, решение отменить, направить дело на новое рассмотрение, считая что решение судьи незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без полного исследования всех обстоятельств дела.
Изучив материалы дела и имеющиеся в деле доказательства, изучив доводы жалобы и ходатайства о восстановлении срока, судья вышестоящей инстанции приходит к следующему.
В части срока обжалования решения судьи районного суда.
Согласно частям 1, 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Из материалов дела следует, что обжалуемое решение судьи Ейского районного суда вынесено - 02 июля 2020 года.
Копия этого решения получена Управлением - 14 июля 2020 года, что указано в жалобе. Других сведений о своевременном получении копии решения суда, материалы дела не содержат.
Жалоба в районный суд направлена – 22 июля 2020 года, то есть в установленный законом десятидневный срок. При таких обстоятельствах судья краевого суда полагает, что процессуальный срок обжалования не нарушен.
На основании части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Как следует из материалов дела, в период проведения проверки с 03.02.2020г. по 20.02.2020г. установлено, что ООО «Агрокомплекс «Ейский» осуществляет деятельность, связанную с производством сельскохозяйственной продукции.
Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые Формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности и типовая форма паспорта отходов I - IV классов опасности утверждены постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 №712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности».
В п. 3 постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» указано, что паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.
По п. 4 постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.
В соответствии с п. 6 постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Согласно с п. 7 Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности», копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельностью индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Таким образом, процедуры по подтверждению отнесения вида отхода к конкретному классу опасности для окружающей среды и по включению вида отхода в ФККО являются первичными перед процедурой паспортизации отходов.
В соответствии с п. 10 постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» на отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.
На отходы, включенные в федеральный классификационный каталог отходов в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, индивидуальные предприниматели и юридические лица оформляют паспорт в установленном порядке.
Согласно п. 6 приказа Минприроды России от 05.12.2014 № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности» для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды хозяйствующий субъект, в процессе деятельности которого образуется данный вид отходов, направляет в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной деятельности следующие документы и материалы: заявление о подтверждении отнесения вида отходов к конкретному классу опасности; сведения о происхождении отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции), об агрегатном состоянии и физической форме вида отходов, заверенные, хозяйствующим субъектом на каждый вид отходов; документы, подтверждающие химический и (или4) компонентный состав вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом, с приложением, в зависимости от способа определения химического и (или) компонентного состава; документы и материалы, заверенные хозяйствующим субъектом, подтверждающие отнесение данного вида отходов к конкретному классу опасности в соответствии с Критериями отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду; копии акта отбора проб отхода, проведенной аккредитованной испытательной лабораторией (центром) и копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее ("его") аккредитации согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), - при установлении класса опасности вида отходов на основании Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности на окружающую среду; предложение о соответствии данного вида отходов определенному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, с указанием его кода и наименования по ФККО, - при установлении класса опасности вида отходов на основании ФККО и БДО; предложение о включении данного вида отходов в ФККО и в БДО и о присвоении ему соответствующего кода и наименования - при установлении класса опасности вида отходов на основании Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.
В п. 14 приказа Минприроды России от 05.12.2014 № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности» указано, что для принятия решения о соответствии отнесения вида отходов к конкретному классу опасности территориальный орган Росприроднадзора направляет материалы хозяйствующего субъекта в федеральное бюджетное учреждение «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия» (ФБУ «ФЦАО»), которое, с участием федерального государственного бюджетного учреждения «Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем» (ФГБУ «УралНИИЭкология»), осуществляет проверку материалов хозяйствующего субъекта.
По итогам подтверждения отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности хозяйствующим субъектом составляется и утверждается паспорт отхода, согласно правилам проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности и по типовой форме паспорта отходов I - IV классов опасности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности».
В соответствии постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Документами, подтверждающими отнесение вида отхода к конкретному классу опасности и направляемыми хозяйствующим субъектом совместно с копией паспорта отхода I - IV класса опасности, оформленного по типовой Форме утвержденной Постановлением, в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора, являются копии писем территориального органа Росприроднадзора либо о соответствии данного вида отхода аналогичному виду отхода, включенному в ФККО и БДО, и его конкретному классу опасности, либо о соответствии данного вида отхода конкретному классу опасности и о его включении в ФККО и БДО (письмо Минприроды от 04.12.2014 № 05-12- 44/278131.
По п.7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» на данные отходы необходимо составить и утвердить паспорт по типовой форме, утвержденной Постановлением.
Копии паспортов, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
В ходе проверки установлено, что ООО «Агрокомплекс «Ейский» в соответствии с указанными выше требованиями разработаны паспорта на 36 отходов 1-4 классов опасности (вх. 2662 от <Дата>; Вх. <№..> от 28.05.2018г.: вх. <№..> от 03.09.2019г.). В рамках проверки установлено, что паспорта 36-ти отходов I - IV классов опасности соответствует требованиям, утвержденным постановлением Правительства РФ от <Дата><№..> «О порядке проведения паспортизации отходов 1-4 классов опасности».
В ходе проведения проверки ООО «Агрокомплекс «Ейский» предоставлена оборотно-сальдовая ведомость по счету <Дата>г„ согласно которой предприятием закупались и расходовались следующие материалы: лента донного транспортера, подшипники, жилет сигнальный, костюмы, фартуки.
За указанный период образовались отходы: отходы изделий технического назначения из полипропилена незагрязненные (код по ФККО <№..>): лом и отходы черных металлов, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%) (код по ФККО 46810102204"): спецодежда из хлопчатобумажного и смешанных волокон, утратившая потребительские свойства, незагрязнённая (код по ФККО <№..> Факт образования указанных отходов подтверждается пояснительным письмом ООО «Агрокомплекс «Ейский» исх. <№..> от 18.02.2020г.
Однако, паспорта на образованные в результате деятельности предприятия отходы указанные выше, не были разработаны и не предоставлены в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности ООО «Агрокомплекс «Ейский», что является нарушением ч. 1 ст. 14 Федерального закон от <Дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Постановления Правительства РФ от <Дата><№..> «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности».
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения <Дата> постановления о привлечении ООО «Агрокомплекс «Ейский» к административной ответственности по части 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частями 1, 3, 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Прекращая производство по делу, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии события административного правонарушения.
С данным выводом судьи районного суда нельзя согласиться по следующим основаниям.
По статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу частей 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как предусмотрено статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Вышеуказанные требования действующего административного законодательства оставлены судьей при рассмотрении дела без внимания.
Из оборотно-сальдовой ведомости, предоставленной юридическим лицом, следует, что по указанным материалам дебет и кредит оборота за период 2019 год равны, а сальдо на конец периода отсутствует. Из этого Управлением Росприроднадзора сделан вывод, что приобретенные материалы полностью использованы за отчетный период, соответственно перешли в категорию отходов, т.к. остаток материалов на конец периода не указан.
Довод ООО «Агрокомплекс «Ейский» о том, что были приняты новые сотрудники и форма выдана им, не был заявлен и подтвержден документально при рассмотрении административного дела.
Данное обстоятельство судьей районного суда осталось без внимания и должной оценки не получило.
ООО «Агрокомплекс «Ейский» также представлен довод, что лента донного транспорта отсутствует на конец периода в сальдовой ведомости, т.к. была установлена на технику, но при этом не указано и судьей в обжалуемом решении не отражено, что старая лента образовала отход, как и подшипники - новыми были заменены старые. Подтверждение использования всех отходов фартуков, жилетов и костюмов в качестве ветоши, так же не представлено. Каких либо документов, позволяющих отследить движение материалов и отходов на предприятии в материалы дела не представлено.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности и типовая форма паспорта отходов I - IV классов опасности утверждены постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 №712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности».
Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.
По п. 4 постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.
Процедуры по подтверждению отнесения вида отхода к конкретному классу опасности для окружающей среды и по включению вида отхода в ФККО являются первичными перед процедурой паспортизации отходов.
На отходы, включенные в федеральный классификационный каталог отходов в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, индивидуальные предприниматели и юридические лица оформляют паспорт в установленном порядке.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективная сторона выражается в действии или бездействии, состоящем в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умышленной и неосторожной формами вины.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, вопреки положениям статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, меры к всестороннему, полному, объективному рассмотрению дела и выяснению всех обстоятельств, имеющих значение для его разрешения, судьей районного суда не приняты.
В связи с чем, вывод судьи районного суда об отсутствии события административного правонарушения является преждевременным.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, суд вышестоящей инстанции вправе вынести решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
решил:
жалобу старшего государственного инспектора Южного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 на решение судьи Ейского районного суда Краснодарского края от 02 июля 2020 года – удовлетворить.
Решение судьи Ейского районного суда Краснодарского края от 02 июля 2020 года - отменить.
Дело направить на новое рассмотрение тот же суд, в ином составе.
Судья
краевого суда Пегушин В.Г.