Судья – Мороз А.П. Дело № 12-4455/19
Р Е Ш Е Н И Е
15 ноября 2019 года г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Агибалова В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе МБУК г.Сочи «Лазаревский РЦНК им. К.С. Мазлумяна» на постановление судьи Лазаревского районного суда г.Сочи от 22 октября 2019 года,
установил:
постановлением судьи Лазаревского районного суда г.Сочи от 22 октября 2019 года МБУК г.Сочи «Лазаревский РЦНК им. К.С. Мазлумяна» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учреждению назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности (эксплуатации) здания дома культуры МБУК г.Сочи «ЛРЦНК», расположенного по адресу: <...> сроком на 60 суток.
Судья районного суда постановил исчислять срок административного приостановления деятельности с 22 октября 2019 года, возложив исполнение наказания на Отделение надзорной деятельности и профилактической работы Лазаревского района г.Сочи Отдела надзорной деятельности г.Сочи ГУ Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю, а также на Лазаревский РОСП г.Сочи УФССП России по Краснодарскому краю. При этом указал, что постановление в части приостановления деятельности учреждения подлежит немедленному исполнению.
Постановлением судьи Лазаревского районного суда г.Сочи от 30 октября 2019 года отказано в удовлетворении ходатайства МБУК г.Сочи «Лазаревский РЦНК им. К.С. Мазлумяна» о досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, МБУК г.Сочи «Лазаревский РЦНК им. К.С. Мазлумяна» просит отменить постановление судьи Лазаревского районного суда г.Сочи от 22 октября 2019 года и прекратить производство по делу. В обоснование доводов жалобы указано, что постановление судьи является незаконным, необоснованным, вынесено с нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отзыве на жалобу отделение надзорной деятельности и профилактической работы Лазаревского района г.Сочи просит отказать в удовлетворении заявленных МБУК г.Сочи «Лазаревский РЦНК им. К.С. Мазлумяна» требований и рассмотреть дело в отсутствие государственного инспектора г.Сочи по пожарному надзору и представителя ОНД и ПР управления по г.Сочи ГУ МЧС России по Краснодарскому краю.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, судья Краснодарского краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
Согласно части 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как видно из материалов дела об административном правонарушении, 25 апреля 2019 года в адрес МБУК г.Сочи «Лазаревский РЦНК им. К.С. Мазлумяна» вынесено предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности в здании дома культуры по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, <...>.
11 октября 2019 года государственным инспектором г.Сочи по пожарному надзору - дознавателем ОАП и Д ОНД и ПР г.Сочи Управления по г.Сочи ГУ МЧС России по Краснодарскому краю ФИО1 было выявлено повторное не устранение МБУК г.Сочи «Лазаревский РЦНК им. К.С. Мазлумяна» нарушений требований пожарной безопасности, а именно статей 34, 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
В связи с чем, 11 октября 2019 года государственным инспектором г.Сочи по пожарному надзору - дознавателем ОАП и Д ОНД и ПР г.Сочи Управления по г.Сочи ГУ МЧС России по Краснодарскому краю ФИО1 в отношении МБУК г.Сочи «Лазаревский РЦНК им. К.С. Мазлумяна» составлен протокол об административном правонарушении по части 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и передан с другими материалами в Лазаревский районный суд г.Сочи для рассмотрения вопроса о применении административного наказания.
Привлекая МБУК г.Сочи «Лазаревский РЦНК им. К.С. Мазлумяна» к административной ответственности по части 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначая административное наказание в виде административного приостановления деятельности, судья районного суда указал на повторность совершения учреждением административного правонарушения, предусмотренного частью 12 настоящей статьи (невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор).
Вместе с тем, исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Из материалов дела следует, что в адрес МБУК г.Сочи «Лазаревский РЦНК им. К.С. Мазлумяна» было вынесено предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в здании дома культуры, расположенном по адресу: <...>
Согласно представленным в краевой суд свидетельствам о регистрации прав, собственником вышеуказанного объекта (здания дома культуры) является МО г.-к.Сочи. В настоящее время объект находится в оперативном управлении МБУК г.Сочи «Лазаревский РЦНК им. К.С. Мазлумяна».
Согласно представленному в Краснодарский краевой суд предварительному сметному расчету на выполнение проектно-сметной документации по капитальному ремонту объекта по адресу: <...>, включающему устранение нарушений требований пожарной безопасности, заказчиком является именно МКУ г.Сочи «Управление капитального строительства», а не МБУК г.Сочи «Лазаревский РЦНК им. К.С. Мазлумяна». То есть финансирование работ по капитальному ремонту в здании Центра, производится за счет средств муниципального бюджета.
При этом МБУК г.Сочи «Лазаревский РЦНК им. К.С. Мазлумяна» неоднократно обращалось в МКУ г.Сочи «Управление капитального строительства» и в управление культуры по вопросу устранения в здании нарушений требований пожарной безопасности, что подтверждается письмами от <...>
В соответствии с пунктом 11 части 8 Устава МО город-курорт Сочи, принятого решением Городского Собрания Сочи от 29 июля 2010г. №92, к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах города Сочи.
Положение об администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи, утвержденное Решением Городского Собрания Сочи от 27.09.2018г. № 100, содержит аналогичный пункт (2.9).
Пунктом 2 статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ (ред. от 27.12.2018г.) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Таким образом, администрация, как собственник здания, является ответственным лицом за соблюдением на принадлежащих ему объектах норм пожарной безопасности. При этом факт передачи здания в оперативное управление муниципальному учреждению (структурному подразделению органа местного самоуправления), не освобождает собственника (администрацию) от обязанности по созданию на принадлежащих ему объектах условий, обеспечивающих соблюдение правил пожарной безопасности.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Лазаревского районного суда г.Сочи от 11 апреля 2016 года удовлетворен иск и.о. прокурора Лазаревского района г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Сочи. Суд, в том числе, признал незаконным бездействие администрации г.Сочи по эксплуатации МБУК г.Сочи «Лазаревский РЦНК им. К.С. Мазлумяна», расположенного по адресу: <...> с нарушением правил пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание не только вины субъекта, но и его непосредственной причастности к совершению действия, то есть объективной стороны деяния (необходимо доказать, что именно данное лицо совершило административное правонарушение). Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей районного суда не в полном объеме был исследован вопрос о виновности МБУК г.Сочи «Лазаревский РЦНК им. К.С. Мазлумяна» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не были истребованы необходимые для правильного рассмотрения и разрешения дела документы: уставы учреждения и администрации; направленные учреждением в адрес администрации письма по вопросу устранения выявленных в здании культуры нарушений требований пожарной безопасности; документы по ремонту здания (в том числе по оборудованию его в соответствии с нормами и правилами пожарной безопасности); судебные акты, в которых установлены обстоятельства, имеющие значение для данного дела.
При таких обстоятельствах, постановление судьи Лазаревского районного суда г.Сочи от 22 октября 2019 года не может быть признано законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение, в том числе, об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Принимая во внимание, что допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, постановление судьи Лазаревского районного суда г.Сочи от 22 октября 2019 года подлежит отмене, дело об административном правонарушении возвращению на новое рассмотрение в районный суд.
Руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Краснодарского краевого суда
решил:
постановление судьи Лазаревского районного суда г.Сочи от 22 октября 2019 года отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить в Лазаревский районный суд г.Сочи на новое рассмотрение в ином составе суда.
Судья: