УИД: 47RS0005-01-2022-001220-42
Дело № 12-446/2022
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Волхов Ленинградской области 27 июля 2022 года
Судья Волховского городского суда Ленинградской области Назарова Е.А., рассмотрев жалобы государственного унитарного предприятия «Водоканал Ленинградской области» (ГУП «Леноблводоканал»), ОГРН № ******, ИНН № ******, КПП № ******, юридический адрес: 188800, <...>,
на постановления №№ АД-87/13/2022, АД-95/13/2022, АД-93/13/2022, АД-91/13/2022, АД-89/13/2022, АД-88/13/2022 от 11 февраля 2022 года о назначении административного наказания, вынесенные старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербургу ФИО1,
с участием: защитника ГУП «Леноблводоканал» ФИО2 (паспорт: серия № ******, доверенность № ****** от 11.01.2022 г.),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской и Псковской областям и г. Санкт-Петербургу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № АД-87/13/2022 от 11 февраля 2022 года юридическое лицо ГУП «Водоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей (дело № 12-446/2022).
Согласно постановлению № АД-87/13/2022 от 11 февраля 2022 года в рамках проведения плановой выездной проверки (акт № ******-ПВ от 26.10.2021), проведенной Северо-Западным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в отношении ГУП «Леноблводоканал» на основании распоряжения Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 26.10.2021 № ******-ПВ «О проведении плановой выездной проверки юридического лица», установлены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.5 КоАП РФ, а именно выявлено, что ГУП «Леноблводоканал» не направило статистическую отчетность по (форме 2-ТП (воздух) за 2020 по объекту негативного воздействия на окружающую среду Водоочистные сооружения поселка Старая Ладога, расположенные по адресу: ****** (Код объекта HBOC № ******П, II категория), чем нарушило ч. 1 ст. 21, ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.1 Приказа Росстата от 08.11.2018 № 661 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха».
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской и Псковской областям и г. Санкт-Петербургу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования №АД-88/13/2022 от 11 февраля 2022 года юридическое лицо ГУП «Водоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей (дело № 12-501/2022).
Согласно постановлению № АД-88/13/2022 от 11 февраля 2022 года в рамках проведения плановой выездной проверки (акт № ******-ПВ от 26.10.2021), проведенной Северо-Западным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в отношении ГУП «Леноблводоканал» на основании распоряжения Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 26.10.2021 № ******-ПВ «О проведении плановой выездной проверки юридического лица», установлены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.5 КоАП РФ, а именно выявлено, что ГУП «Леноблводоканал» не направило статистическую отчетность по (форме 2-ТП (воздух) за 2020 по объекту негативного воздействия на окружающую среду Канализационные очистные сооружения города Сясьстрой, расположенные по адресу: ****** (Код объекта НВОС:№ ******- П, II категория), чем нарушило ч. 1 ст. 21, ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.1 Приказа Росстата от 08.11.2018 № 661 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха».
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской и Псковской областям и г. Санкт-Петербургу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования №АД-89/13/2022 от 11 февраля 2022 года юридическое лицо ГУП «Водоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей (дело № 12-488/2022).
Согласно постановлению № АД-89/13/2022 от 11 февраля 2022 года в рамках проведения плановой выездной проверки (акт № ******-ПВ от 26.10.2021), проведенной Северо-Западным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в отношении ГУП «Леноблводоканал» на основании распоряжения Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 26.10.2021 № ******-ПВ «О проведении плановой выездной проверки юридического лица», установлены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.5 КоАП РФ, а именно выявлено, что ГУП «Леноблводоканал» не направило статистическую отчетность по форме 2-ТП (воздух) за 2020 по объекту негативного воздействия на окружающую среду Канализационные сооружения, расположенные по адресу: ****** (Код объекта НВОС:№ ******П, II категория), чем нарушило ч. 1 ст. 21, ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.1 Приказа Росстата от 08.11.2018 № 661 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха».
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской и Псковской областям и г. Санкт-Петербургу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования №АД-91/13/2022 от 11 февраля 2022 года юридическое лицо ГУП «Водоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей (дело № 12-487/2022).
Согласно постановлению № АД-91/13/2022 от 11 февраля 2022 года в рамках проведения плановой выездной проверки (акт № ******-ПВ от 26.10.2021), проведенной Северо-Западным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в отношении ГУП «Леноблводоканал» на основании распоряжения Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 26.10.2021 № ******-ПВ «О проведении плановой выездной проверки юридического лица», установлены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.5 КоАП РФ, а именно выявлено, что ГУП «Леноблводоканал» не направило статистическую отчетность по форме 2-ТП (воздух) за 2020 по объекту негативного воздействия на окружающую среду Канализационные сооружения деревни Потанино, расположенные по адресу: ****** (Код объекта НВОС:№ ******П, II категория), чем нарушило ч. 1 ст. 21, ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.1 Приказа Росстата от 08.11.2018 № 661 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха».
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской и Псковской областям и г. Санкт-Петербургу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования №АД-93/13/2022 от 11 февраля 2022 года юридическое лицо ГУП «Водоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей (дело № 12-486/2022).
Согласно постановлению № АД-93/13/2022 от 11 февраля 2022 года в рамках проведения плановой выездной проверки (акт № ******-ПВ от 26.10.2021), проведенной Северо-Западным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в отношении ГУП «Леноблводоканал» на основании распоряжения Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 26.10.2021 № ******-ПВ «О проведении плановой выездной проверки юридического лица», установлены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.5 КоАП РФ, а именно выявлено, что ГУП «Леноблводоканал» не направило статистическую отчетность по форме 2-ТП (воздух) за 2020 по объекту негативного воздействия на окружающую среду Водоочистные сооружения деревни Вындин Остров, расположенные по адресу: ****** (Код объекта HBOC: № ******П, II категория), чем нарушило ч. 1 ст. 21, ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.1 Приказа Росстата от 08.11.2018 № 661 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха».
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской и Псковской областям и г. Санкт-Петербургу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования №АД-95/13/2022 от 11 февраля 2022 года юридическое лицо ГУП «Водоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей (дело № 12-485/2022).
Согласно постановлению № АД-95/13/2022 от 11 февраля 2022 года в рамках проведения плановой выездной проверки (акт № ******-ПВ от 26.10.2021), проведенной Северо-Западным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в отношении ГУП «Леноблводоканал» на основании распоряжения Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 26.10.2021 № ******-ПВ «О проведении плановой выездной проверки юридического лица», установлены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.5 КоАП РФ, а именно выявлено, что ГУП «Леноблводоканал» не направило статистическую отчетность по форме 2-ТП (воздух) за 2020 по объекту негативного воздействия на окружающую среду (Канализационные очистные сооружения поселка Старая Ладога, расположенные по адресу: ****** (Код объекта НВОС:№ ******П, II категория), чем нарушило ч. 1 ст. 21, ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.1 Приказа Росстата от 08.11.2018 № 661 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха».
На вышеуказанные постановления ГУП «Леноблводоканал» поданы жалобы, в которых заявитель просит постановления отменить, производство по делам прекратить, ссылаясь на допущенные при производстве по делу процессуальные нарушения, выразившиеся в не извещении законного представителя юридического лица о составлении протоколов по делам об административном правонарушении. Также указывают, что должностным лицом неверно установлены время и место совершения административного правонарушения, дана неверная квалификация вменяемого в вину ГУП «Леноблводоканал» правонарушения.
Определением от 05.07.2022 г. вышеуказанные материалы объединены в одно производство с присвоением № № 12-446/2022.
В судебное заседание законный представитель ГУП «Леноблводоканал» не явился, о дне слушания извещался надлежащим образом.
Защитник ГУП «Леноблводоканал» ФИО2 доводы жалоб поддержала, по основаниям, в них изложенным, просила удовлетворить.
Выслушав защитника, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50, статьей 8.51 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст. 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.
Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Статьёй 29.7 КоАП РФ установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела (часть 2); выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела (часть 4); разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности (часть 5).
Согласно ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Вышеуказанные требования закона должностным лицом при составлении протоколов об административных правонарушениях были нарушены.
Как следует из протоколов об административных правонарушениях АД-87/13/2022, АД-88/13/2022, АД-89/13/2022, АД-91/13/2022, АД-93/13/2022, АД-95/13/2022 от 11 февраля 2022 года ГУП «Леноблводоканал» было извещено о времени и месте составления вышеуказанных протоколов сопроводительным письмом от 19.01.2022 г. № ****** на адрес электронной почты юридического лица.
Вместе с тем в материалах дела имеется только уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 07 февраля 2022 года о вызове ГУП «Ленооблводоканал» на составлении протоколов по ст. 8.5 КоАП РФ на 09 февраля 2022 года.
Иных уведомлений о вызове на составление протоколов по ст. 8.5 КоАП РФ на 11 февраля 2022 года, как и сведений о их получении ГУП «Леноблводоканал», в материалах дела не имеется.
Судебный запрос об истребовании сведений о надлежащем извещении ГУП «Леноблводоканал» о составлении протоколов по ст. 8.5 КоАП РФ оставлен со стороны Росприроднадзора без ответа.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что протоколы об административном правонарушении в отношении ГУП «Леноблводоканал» были составлены с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ.
Вопреки требованиям п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению должностным лицом не проверялась правильность составления протокола с точки зрения соблюдения процедуры его оформления, при наличии в материалах дела данных, указывающих на нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, протокол не был возвращен составившему его должностному лицу для устранения недостатков, поскольку протокол и оспариваемое постановление вынесены одним тем же должностным лицом.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5, возвращение протокола возможно только при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению и не допускается при разрешении его по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 названного кодекса не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу, должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела
По смыслу положений статей 29.1 и 29.4 КоАП РФ стадия подготовки дела к рассмотрению не может быть возобновлена после отмены в порядке части 1 статьи 30.7 КоАП РФ состоявшегося по делу постановления о назначении административного наказания.
Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Нарушение процессуальных требований КоАП РФ, допущенное при составлении протокола об административном правонарушении, является существенным, влекущим нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, и признание данного доказательства недопустимым. Такое доказательство не может быть положено в основу выводов о виновности этого лица в совершении противоправного деяния.
Таким образом, установив, что протоколы об административном правонарушении составлены с нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд приходит к выводу о том, что постановления должностного лица подлежат отмене с прекращением производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых они были вынесены.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
постановления №№ АД-87/13/2022, АД-88/13/2022, АД-89/13/2022, АД-91/13/2022, АД-93/13/2022, АД-95/13/2022 от 11 февраля 2022 года о назначении административного наказания, вынесенные старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербургу ФИО1 отменить, производство по делам прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых они были вынесены.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ.
Судья: подпись Е.А.Назарова