ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-447/18 от 17.10.2018 Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело № 12-447/2018

РЕШЕНИЕ

г. Пенза 17 октября 2018 года

Судья Ленинского районного суда г. Пензы Макарычева Н.В.,

с участием представителя ООО «Новые сады» ФИО1,

представителя Госжилстройтехинспекции Пензенской области ФИО5,

рассмотрел в порядке главы 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалобу начальника врио начальника Госжилстройтехинспекции Пензенской области ФИО3 на постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района г. Пензы от 21 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «Новые сады»,

установил:

Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района г. Пензы от 21 сентября 2018 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «Новые сады» прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с постановлением, врио начальника Госжилстройтехинспекции Пензенской области ФИО3 обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить как незаконное, дело возвратить на новое рассмотрение. В обоснование доводов жалобы указал, что правоотношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, регулируются ФЗ от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». В соответствии с ч. 2 ст. 23 ФЗ № 214 государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим ФЗ Госжилстройтехинспекцией Пензенской области. Требования, предъявляемые к лицам, которые хотят осуществлять деятельность в качестве застройщика с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости установлены ст. 3 ФЗ № 214. В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 3 ФЗ № 214 лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа застройщика, лицо, являющееся членом коллегиального исполнительного органа застройщика, или лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа управляющей компании, если она осуществляетфункции единоличного исполнительного органа застройщика, либо временныйединоличный исполнительный орган застройщика (далее - руководитель застройщика), физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет в капитале участие более чем пять процентов) корпоративным юридическим лицом-застройщиком, главный бухгалтер застройщика должны соответствовать требованиям, установленным ст. 3.2 настоящего ФЗ. На основании ч. 2 ст. 3.2 ФЗ № 214 застройщик не позднее трех рабочих дней с момента принятия решений о прекращении полномочий руководителя застройщика, об избрании (назначении) нового руководителя застройщика, а также об образовании временного единоличного исполнительного органа застройщика обязан уведомить об этом уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, указанный в ч. 2 ст. 23 настоящего ФЗ, и представить информацию о соответствии указанных лиц требованиям настоящей статьи. Ст. 3.2 ФЗ № 214 введена в действие Федеральным законом от 29.07.2017 № 218- ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - ФЗ № 218). Порядок вступления в силу положений ФЗ № 218, установлен ст. 25 ФЗ настоящего закона. В ч. 4 ст. 25 ФЗ № 218-ФЗ прямо установлено и разъяснено,что лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органазастройщика, лицо, являющееся членом коллегиального исполнительного органа застройщика, или лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа управляющей компании, если она осуществляет функции единоличного исполнительного органа застройщика, либо временный единоличный исполнительный орган застройщика, физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет в капитале преобладающее участие более чем 25 процентов) корпоративным юридическим лицом - застройщиком, главный бухгалтер застройщика должны соответствовать требованиям, установленным статьей 3.2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона), с 1 января 2018 года. Таким образом, требования, указанные в части 2 ст. 3.2 ФЗ № 214 распространяются на всех застройщиков, независимо от даты заключения договора участия в долевом строительстве с первым участником долевого строительства и даты государственной регистрации Фонда. Об этом также свидетельствует ч. 7 ст. 25 ФЗ № 218, на которую в своих возражениях ссылался представитель ООО «Новые сады», в данной части указано, что в случае если договор участия в долевом строительстве с первым участником долевого строительства в отношении многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости заключен до даты государственной регистрации Фонда, к правоотношениям по привлечению денежных средств участников долевого строительства по указанным объектам недвижимости применяются положения ст. ст. 1 - 23 ФЗ от 30 декабря 2004 года № 214- ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», кроме того в данной части законодатель делает важное уточнение о том, что данные указания распространяются без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом, и с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. В ходе мероприятий по контролю, без взаимодействия с юридическими лицами, проведенных на основании задания от 08 июля 2018 года №40/1 установлено, что 29 июня 2018 года в ЕГРЮЛ ООО «Новые сады» были внесены изменения, касающиеся смены генерального директора, а именно был назначен генеральный директор ФИО4 Уведомление, предусмотренное ч. 2 ст. 3.2 ФЗ № 214 - ФЗ, в адрес Госжилстройтехинспекции Пензенской области не поступало. Считает, что в бездействии ООО «Новые сады» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В постановлении суда не указано ни одного вывода на основании чего было принято решение об отсутствии состава административного правонарушения в действиях ООО «Новые сады», суд указывает лишь на то, что «Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица».

В судебном заседании представитель Госжилстройтехинспекции Пензенской области ФИО5 доводы жалобы поддержала, просила жалобу удовлетворить в полном объеме.

Представитель ООО «Новые сады» ФИО1 просила постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Изучив доводы жалобы, заслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ст. 6.16, ч. 2 ст. 6.31, ч. 1, 2 и 4 ст. 8.28.1, ст. 8.32.1, ч. 5 ст. 14.5, ч. 2 ст. 6.31, ч. 4 ст. 14.28, ч. 1 ст. 14.46.2, ст. ст.19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении в ООО «Новые сады» в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья указал, что имеются взаимоисключающие положения о необходимости застройщика представлять сведения в контролирующий орган, изложенные в ч.ч. 4 и 7 ст. 25 ФЗ от 29 июля 2017 года № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», то есть имеются неустранимые сомнения в виновности лица, которые толкуются в пользу ООО «Новые сады».

С таким выводом согласиться нельзя.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа застройщика, лицо, являющееся членом коллегиального исполнительного органа застройщика, или лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа управляющей компании, если она осуществляет функции единоличного исполнительного органа застройщика, либо временный единоличный исполнительный орган застройщика (далее - руководитель застройщика), физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет в капитале участие более чем пять процентов) корпоративным юридическим лицом - застройщиком, главный бухгалтер застройщика соответствуют требованиям, установленным ст. 3.2 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 2 ст. 3.2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» застройщик не позднее трех рабочих дней с момента принятия решений о прекращении полномочий руководителя застройщика, об избрании (назначении) нового руководителя застройщика, а также об образовании временного единоличного исполнительного органа застройщика обязан уведомить об этом уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в ч. 2 ст. 23 настоящего Федерального закона, и представить информацию о соответствии указанных лиц требованиям настоящей статьи.

Статья 3.2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» введена в действие Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 218- ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Согласно ч. 4 ст. 25 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 218- ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа застройщика, лицо, являющееся членом коллегиального исполнительного органа застройщика, или лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа управляющей компании, если она осуществляет функции единоличного исполнительного органа застройщика, либо временный единоличный исполнительный орган застройщика, физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет в капитале преобладающее участие более чем 25 процентов) корпоративным юридическим лицом - застройщиком, главный бухгалтер застройщика должны соответствовать требованиям, установленным ст. 3.2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона), с 1 января 2018 года.

Согласно ч. 7 ст. 25 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 218- ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» если договор участия в долевом строительстве с первым участником долевого строительства в отношении многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости заключен до даты государственной регистрации Фонда, к правоотношениям по привлечению денежных средств участников долевого строительства по указанным объектам недвижимости применяются положения статей 1 - 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом, и с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Вывод об отсутствии состава судьей не мотивирован.

При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Новые сады» мировой судья неверно истолковал и применил к настоящим правоотношениям нормы материального права, что повлекло принятие незаконного решения.

Согласно части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого в отношении которого вынесено постановление, не допускается.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.

В силу с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются отношения в области порядка управления, связанные с реализацией права государственных органов на получение информации, предоставление которой является обязательным, а не отношения в области законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и объектов недвижимости, а потому по смыслу ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях составляет не один год, а три месяца со дня совершения административного правонарушения, который истек 05 октября 2018 года.

Исходя из положений ч. 1 ст. 4.5 и ч. 1 ст. 6 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.

Указанная правовая позиция корреспондирует положениям ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции РФ во взаимосвязи с положениями п. 1 ст. 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

При таких обстоятельствах суд полагает, что нарушения, допущенные мировым судьей при применении правовых норм, не могут повлечь отмену принятого им решения о прекращении производства по делу об административном правонарушении, поскольку установленный ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности истек, возможность возобновления производства по настоящему делу и правовой оценки действий ООО «Новые сады» утрачена. Принятое по делу постановление мирового судьи надлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района г. Пензы от 21 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «Новые сады» оставить без изменения, а жалобу врио начальника Госжилстройтехинспекции Пензенской области ФИО3 оставить без удовлетворения.

Судья Н. В. Макарычева