ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-447/18 от 31.08.2018 Приморского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело <№>

РЕШЕНИЕ

г. Новороссийск 31 августа 2018 года

Судья Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края Мусиенко Н.С.,

при секретаре Савченко В.Д., Запунян Р.Р.,

с участием представителей заинтересованного лица МУП «Водоканал города Новороссийска» на основании доверенности №32/18 от 28.05.2018 г. Шипиловой Е.Ю., на основании доверенности №38/2018 от 09.01.2018 г. Лисоченко С.А., на основании доверенности №03/2018 от 09.01.2018 г. Боряк А.А.

главного специалиста-эксперта Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по доверенности от 09.01.2018 г. Коновалова И.В., ведущего специалиста Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по доверенности от 09.01.2018 г. Балагура С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу МУП «Водоканал города Новороссийска» на постановление о назначении административного наказания,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ЧА МУ ФСНСП Шершень Ю.В. № 0233/03/188-КНД/ПР/2018 от 14 июня 2018 года юридическое лицо – МУП «Водоканал города Новороссийска», привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.45 КРФоАП, по факту невыполнения требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающих охрану водных объектов от загрязнения, засорения и очищения вод, в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, МУП «Водоканал города Новороссийска» обратилось в суд с жалобой, в обоснование которой указало, что вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения нет, просят суд постановление о назначении административного наказания от 14.06.2018 отменить и прекратить производство по делу.

Представители МУП «Водоканал города Новороссийска» в судебном заседании на доводах жалобы настаивали, письменно уточнили основания своих возражений, представили суду видеозапись с места нарушения, ходатайствовали о допросе свидетелей, представили в подтверждение своих возражений письменные документы и фотоматериалы, просили производство по делу прекратить. В обоснование своей позиции пояснили, что 17 мая 2018 года через приемный колодец КНС № 1 в приемное отделение по неустановленным причинам попал поток щебня, который забил каналы и решетки грабельного отделения, что привело к переливу из приемного колодца в ливневую канализацию. Задвижка для перекрытия запорной арматуры д-300, которая предназначена для аварийного сброса сточных вод, сотрудниками КНС не перекрывалась. Т.е. принудительный сброс стоков не осуществлялся, а имел случай перелива. Данная ситуация в течение всего дня была локализована силами сотрудников РЭУ п. Мысхако МУП «Водоканал города Новороссийска». Вопрос о реконструкции КНС-1 не входит в компетенцию МУП «Водоканал» поскольку ее собственником является администрация города Новороссийска. Само предприятие находится в тяжелом финансовом положении, только в июле 2018 года были сняты обеспечительные меры со счетов МУП «Водоканал». В настоящее время проводятся последовательные мероприятия, связанные с увеличением мощности оборудования, реконструкцией КНС, но единовременно проблему решить невозможно, в силу объективных причин, связанных с распределением бюджетных средств и поэтапностью их освоения. Не согласились с тем доводом, что сброс имел умышленный характер и является системным. Сотрудники Природнадзора поверхностно провели расследование, не вникая в причины и условия совершения нарушения, не выясняя обстоятельств произошедшего, без осмотра места нарушения, с чем МУП «Водоканал» категорически не согласны. Назначенный штраф в размере 500000 рублей для организации повлечет тяжелые финансовые проблемы. Считают, что вины МУП «Водоканал» в нарушении нет.

Представители Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы, настаивая, что 17 мая 2018 г. на основании приказа Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 15.05.2018 г. № 188-КНД «Об утверждении планового (рейдового) задания» была обследована акватория водного объекта Черного моря в районе КНС-1 МУП «Водоканал города Новороссийска» РЭУ с. Мысхако (далее - КНС-1), а также водоохранная зона водного объекта - Черного моря в районе расположения КНС-1. В ходе указанного обследования установлено, что из колодца, расположенного на территории КНС-1 сливаются сточные воды по открытому лотку, расположенному вдоль забора на территории КНС-1, в дальнейшем указанные стоки с территории КНС-1 сливаются по лотку, расположенному перпендикулярно Черному морю за пределами территории КНС-1 на рельеф местности, с последующим попаданием в акваторию Черного моря. Таким образом, МУП «Водоканал города Новороссийска» при эксплуатации канализационно-насосной станции (КНС-1), а также земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в водоохранной зоне Черного моря по адресу: г. Новороссийск, Приморский округ, с. Мысхако осуществлялся сброс сточных вод на береговую полосу водного объекта - Черного моря (рельеф местности) и далее в водный объект - Черное море, при этом не выполнялись требования п. 7 ч. 15 ст. 65, ч. 16 ст. 65 Федерального закона от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации». Также, установлено, что мероприятия по охране окружающей среды (Чёрное море) МУП «Водоканал города Новороссийска» не осуществляются должным образом. МУП «Водоканал города Новороссийска» не обеспечено соблюдение нормативов качества окружающей среды. Учитывая тот факт, что сброс хозяйственно-фекальных сточных вод МУП «Водоканал города Новороссийска» с территории КНС-1 производится не впервые, в результате загрязнения водному объекту - Черному морю причинен ущерб, норма п. 3.2. ст. 4.1 КоАП РФ не может быть применена.

Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, изучив представленные фото и видеоматериалы, судья считает, что жалоба МУП «Водоканал города Новороссийска» подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях и решений вышестоящих должностных лиц по жалобам на эти постановления, регулируются ст. ст. 30.1, 30.9 КРФоАП.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы, и проверяет дело в полном объеме.

Согласно протоколу и постановлению по делу об административном правонарушении № 0233/03/188-КНД/ПР/2018 от 14 июня 2018 года, юридическим лицом – МУП «Водоканал города Новороссийска» при эксплуатации канализационно-насосной станции (КНС-1), а также земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в водоохранной зоне Черного моря по адресу: г. Новороссийск, Приморский округ, с. Мысхако осуществлялся сброс сточных вод на береговую полосу водного объекта - Черного моря (рельеф местности) и далее в водный объект - Черное море, при этом не выполнялись требования п. 7 ч. 15 ст. 65, ч. 16 ст. 65 Федерального закона от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации». Также, установлено, что мероприятия по охране окружающей среды (Чёрное море) МУП «Водоканал города Новороссийска» не осуществляются должным образом. МУП «Водоканал города Новороссийска» не обеспечено соблюдение нормативов качества окружающей среды.

По делу проведено административное расследование, в ходе которого объект КНС -1 не осматривался, объяснения по факту нарушения в день его обнаружения у представителей МУП «Водоканал города Новороссийска» не отбирались, причины и условия, способствовавшие нарушению по делу не установлены.

По окончании расследования, юридическое лицо – МУП «Водоканал города Новороссийска», привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.45 КРФоАП, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 000 рублей.

Согласно ст. 24.1 КРФоАП, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КРФоАП, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности. (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 N 13)

Фактически из результатов административного расследования, письменными и видео доказательствами, подтверждается факт, что при эксплуатации канализационно-насосной станции (КНС-1), а также земельного участка с кадастровым номером 23:47:0118035:80, расположенного в водоохранной зоне Черного моря по адресу: г. Новороссийск, Приморский округ, с. Мысхако 17 мая 2018 года осуществлялся сброс сточных вод на береговую полосу водного объекта - Черного моря (рельеф местности) и далее в водный объект - Черное море, при этом ПУМ «Водоканал города Новороссийска» не выполнялись требования п. 7 ч. 15 ст. 65, ч. 16 ст. 65 Федерального закона от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации».

В силу пункта 7 части 15 статьи 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод. Ответственность за данное нарушение предусмотрена частью 1 статьи 8.42 КРФоАП, за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.

Статьей 16 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 29.07.2017) установлено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

Согласно диспозиции части 1 статьи 8.45 КРФоАП состав указанного административного правонарушения образуют действия или бездействия по невыполнению требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.

Объектом рассматриваемого состава административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с эксплуатацией хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, их оборудованием сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.

Объективная сторона характеризуется сознательным (умышленным или вследствие небрежности) игнорированием установленных действующим законодательством обязательных условий по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от негативных последствий.

Субъектом правонарушения в рассматриваемом случае, является муниципальное унитарное предприятие, в соответствии со ст.113 ГК РФ не наделенное правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество, которое находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с ГК РФ и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

В судебном заседании установлено, что КНС-1 п. Мысхако, эксплуатируемая РЭУ п. Мысхако МУП «Водоканал», согласно инвентаризационной ведомости винсовхоза «Малая земля» введена в эксплуатацию в 1983 году. Построена КНС-1 по типовому проекту 902-1-37. Согласно данному типовому проекту КНС должна иметь схему аварийного сброса сточных вод. В 1996 году на основании акта № 2 водопроводно-канализационные сети и КНС были переданы с баланса АОЗТ «Мысхако» на баланс ПУВКХ (производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства) г. Новороссийска. В настоящее время КНС-1 п. Мысхако по Договору аренды муниципального имущества канализационного комплекса № 58 от 15 сентября 2014 года, заключенного между Администрацией г. Новороссийска и МУП «Водоканал города Новороссийска».

Согласно п. 1.1. указанного Договора, МУП «Водоканал города Новороссийска» принимает во временное владение и пользование муниципальное имущество, указанное в акте приема-передачи, для осуществления деятельности по водоотведению. Согласно разделу Y акта приема-передачи муниципального имущества от 15 сентября 2014 года (приложение к договору аренды муниципального имущества канализационного комплекса № 58 от 15 сентября 2014 года) предприятию МУП «Водоканал города Новороссийска» в аренду передана канализационная насосная станция (КНС-1) с. Мысхако, год ввода в эксплуатацию — 1985, правоустанавливающий документ: Решение Малого Совета Краснодарского краевого Совета народных депутатов «О муниципальной собственности г. Новороссийска» № 258 от 08.07.1992 года. В соответствии с п. 3.1.4 договора аренды имущества МУП «Водоканал города Новороссийска» обязан производить капитальный ремонт арендуемого имущества в пределах средств, предусмотренных производственной программой. Производственная программа МУП «Водоканал города Новороссийска» в сфере холодного водоснабжения и водоотведения со сроком реализации с 01 января 2016 года по 31 декабря 2018 года была утверждена Постановлением Администрации муниципального образования город Новороссийск № 9739 от 14.12.2015 года. В соответствии с разделом 3 данной производственной программы на капитальный ремонт всех КНС по г. Новороссийску (включая КНС п. Мысхако) запланировано мероприятий на сумму 721,82 тысяч рублей. В 2018 году на ремонтные работы, связанные с КНС п. Мысхако было выделено 223 тыс. рублей, что составляет более 30% от всей суммы запланированных мероприятий производственной программы на капитальный ремонт КНС по г. Новороссийску.

В соответствии с п. 3.1.5 договора аренды имущества МУП «Водоканал города Новороссийска» обязуется не производить никаких перепланировок и переоборудования арендуемого имущества без письменного согласия с администрацией МО г. Новороссийска.

В соответствии с п. 3.1.11. данного договора МУП «Водоканал города Новороссийска» обязуется производить реконструкцию, развитие и модернизацию имущества в соответствии с инвестиционным договором, который заключается на основании «Инвестиционной программы по реконструкции, развитию и модернизации системы водоснабжения и водоотведения г. Новороссийска», разрабатываемой в соответствии с Программой комплексного развития инженерной инфраструктуры.

Решением Городской Думы муниципального образования город Новороссийск № 494 от 21 июля 2015 года «О внесении изменений в решение городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 26 ноября 2013 года № 432 и об утверждении в новой редакции инвестиционных программ МУП «Водоканал» в сфере водоснабжения и водоотведения, в соответствии с п.З была утверждена инвестиционная программа «Модернизация систем коммунальной инфраструктуры в сфере водоотведения муниципального образования город Новороссийск на 2013-2021 годы» в новой редакции.

Согласно п. 1.6. мероприятий инвестиционной программы на 2013-2021 годы запланирована реконструкция 2-х ниток напорного коллектора от КНС № 2 Малая земля до ОСК п. Алексино. Объем финансирования 56,65 млн. рублей. Из которых 4,11 млн. рублей стоимость проектно-изыскательских работ выполняемых за счет средств платы за подключение МУП «Водоканал города Новороссийска», а 52,54 млн. рублей объем финансирования строительно- монтажных работ за счет бюджетных средств.

В соответствии с федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ главой 7 «Организация планирования и развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения» 20 ноября 2017 года между МУП «Водоканал города Новороссийска» и ООО «Технопромсервис» г. Москва был заключен контракт № 01.12-634/17. По данному контракту ООО «Технопромсервис» обязано, в срок, предусмотренный Контрактом провести техническое обследование объектов водоснабжения и водоотведения и экспертизы услуг водоснабжения и водоотведения МУП «Водоканал города Новороссийска».

Сделка по заключению договора об оказании услуг на проведение технического обследования объектов водоснабжения и водоотведения и экспертизы себестоимости услуг водоснабжения и водоотведения была согласована Администрацией МО г. Новороссийск, о чем было издано Постановление Администрации МО г. Новороссийск № 7809 от 06.10.2017 года.

Конечной целью проведения технического обследования является разработка мероприятий и повышение эффективности, для дальнейшего формирования Предприятием инвестиционной программы и проведения экспертизы себестоимости услуг водоснабжения и водоотведения. В настоящее предприятием ООО «Технопромсервис» составлен отчет по техническому обследованию объектов водоснабжения и водоотведения МУП «Водоканал города Новроссийска».

В разделе 10.11 т. 2 Отчета по техническому обследованию объемов водоснабжения и водоотведения МУП «Водоканал» приведены результаты обследования КНС № 1 п. Мысхако, в ходе которого предприятием ООО «Технопромсервис» установлено: КНС № 1 предназначена для перекачки хозяйственно-бытовых сточных вод, поступающих от насосной станции № 2 и части канализованной застройки с. Мысхако (60%) на очистные сооружения канализации Южной части г. Новороссийск. КНС введена в эксплуатацию в 1985 году. Проектная объемная подача составляет 4800 мЗ/сутки. Напорный трубопровод выполнен двумя нитками из чугунных труб диаметром 200 мм. Заглубленная часть КНС состоит из приемного отделения и машинного зала. В приемном отделении расположены 2 решетки, которые предназначены для задержки крупного мусора, поступающего из последнего приемного колодца, расположенного перед зданием КНС (где произошел перелив). После прохождения хозяйственно-бытовых сточных вод через решетки, они попадают в насосы, которые расположены в машинном отделении. В машинном зале насосной станции были установлены 4 однотипных насосных агрегата. Насосы работают 2-я тандемами. Производительность каждого насоса 100 мЗ/час. Расстояние от КНС №1 до приемной камеры ОСК «Алексино» составляет 3,2 км, протяженность НКК около 3,4 км. Внутренний диаметр водоводов составляет 200 мм, количество — 2. Отметки высот КНС № 1 и приемной камеры ОСК «Алексино» примерно равны.

ООО «Технопромсервис» выявил, что нормативные потери на НКК не имеющего отложений диаметром 200 мм, при номинальном расходе 150мЗ/час составляет величину 21,9 м, можно сделать вывод о снижении свободного сечения НКК, что приводит к снижению подачи сточных вод на ОСК, переливу неочищенных стоков в море и снижению КПД насосного агрегата. Необходимо провести ревизию НКК.

Таким образом, ООО «Технопромсервис» сделал вывод, совпадающий с мероприятиями инвестиционной программы о прокладке трубопроводов до ОСК «Алексино», за счет бюджетных средств.

В судебном заседании установлено, что, в связи со снижением сечения НКК и с целью недопущения перелива в мае 2018 года предприятием МУП «Водоканал города Новороссийска» последовательно установлены вместо 2-х насосов производительностью 150мЗ/час - 2 насоса производительностью 150мЗ/час, а также заменен 1 насос мощностью 22 квт, на насос мощностью 37 квт.

Тем не менее, из представленных в судебном заседании доказательств следует, что 17 мая 2018 года через приемный колодец КНС № 1 в приемное отделение по неустановленным причинам попал поток щебня, который забил каналы и решетки грабельного отделения, что привело к переливу из приемного колодца в ливневую канализацию. При этом, задвижка для перекрытия запорной арматуры д-300, которая предназначена для аварийного сброса сточных вод сотрудниками КНС не перекрывалась. Данная ситуация в течение всего дня была локализована силами сотрудников РЭУ п. Мысхако МУП «Водоканал города Новороссийска». Данные обстоятельства подтверждаются показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей, работников РЭУ <ФИО13, <ФИО14, <ФИО15, <ФИО16, которые показали суду, что 17 мая 2018 года на КНС-1 произошла авария, представили в подтверждение своих слов письменные документы, фотографии, путевые листы, журналы. На видеозаписи, представленной с материалами дела об административном правонарушении, также видно, что на территории КНС-1 находится автомобиль, в задачу которого, как установлено, в соответствии с показаниями свидетелей и путевыми листами, входила транспортировка откаченного ила с территории КНС-1 в п.Алексино.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

На основании ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с положениями ст.2.1 КРФоАП, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В деле отсутствуют доказательства, что юридическое лицо МУП «Водоканал <адрес>» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Проверяя дело об административном правонарушении в полном объеме, нахожу также необходимым отметить следующее.

Административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.45 КРФоАП, относится к длящимся правонарушениям.

За совершение аналогичного правонарушения на территории КНС-1 МУП «Водоканал города Новороссийска» уже было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.45 КоАП РФ постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ЧА МУ ФСНСП Шершень Ю.В. № 0066/03/44-КНД/ПР/2018 от 30 марта 2018 года с наложением на него штрафа в размере 500 000 рублей, которое решением Приморского районного суда г.Новороссийска от 28 мая 2018 года оставлено без изменения.

Поскольку постановления от 30 марта 2018 года до вынесения обжалуемого постановления не вступило в законную силу, а для устранения выявленных нарушений в силу их характера, а также объема и вида работ, требуется значительное время, вина МУП «Водоканал города Новороссийска» в совершении административного правонарушения не может считаться установленной.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Из разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", следует, что при применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Привлечение к ответственности прекращает правонарушение. Если лицо, привлеченное к административной ответственности, не выполняет обязанности, возложенные на него законом или иным нормативным правовым актом, или делает это ненадлежащим образом, то возможно повторное привлечение его к ответственности. При этом следует учитывать характер обязанности, возложенной на нарушителя, и срок, необходимый для ее исполнения.

Поскольку в судебном заседании установлено, что у МУП «Водоканал города Новороссийска» не было реальной возможности за указанный период времени устранить нарушения природоохранного законодательства на территории КНС-1, в его действиях отсутствует вина и, следовательно, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.45 КоАП РФ.

Аналогичная позиция выражена Верховным Судом РФ в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 марта 2007 года, при ответе на вопрос N 21.

В соответствии с п.3 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу

С учетом вышеизложенного, суд полагает необходимым отменить постановление по делу об административном правонарушении от № 0233/03/188-КНД/ПР/2018 от 14.06.2018 г. в отношении МУП «Водоканал города Новороссийска» и прекратить производство по делу, в связи с отсутствием в действиях предприятия состава административного правонарушения.

На основании изложенного и, руководствуясь п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу МУП «Водоканал город Новороссийска» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ЧА МУ ФСНСП Шершень Ю.В. о назначении административного наказания № 0233/03/188-КНД/ПР/2018 от 14.06.2018 г. и о привлечении МУП «Водоканал города Новороссийска» к административной ответственности по ч.1 ст.8.45 КРФоАП и наложении на него административного штрафа в доход государства в размере 500 000 рублей – удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ЧА МУ ФСНСП Шершень Ю.В. о назначении административного наказания № 0233/03/188-КНД/ПР/2018 от 14.06.2018 г. и о привлечении МУП «Водоканал города Новороссийска» к административной ответственности по ч.1 ст.8.45 КРФоАП и наложении на него административного штрафа в доход государства в размере 500 000 рублей – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении МУП «Водоканал города Новороссийска» по ч.1ст.8.45 КРФоАП прекратить, в связи с отсутствием в действиях МУП «Водоканал» состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Приморский районный суд гор. Новороссийска в течение 10 суток.

Судья Н.С. Мусиенко