Дело № 12-447/2020
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г.Челябинск 26 октября 2020 года
Судья Центрального районного суда г. Челябинска М.Н. Величко,
при секретаре С.А. Шандер,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Рывкиной Юлии Викторовны на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении по ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Челябинской области Прокина А.Е. от ДД.ММ.ГГГГ по делу № начальник отдела финансирования и бухгалтерского учета – главный бухгалтер Государственной инспекции труда в Челябинской области Рывкина Ю.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей.
С указанным постановлением Рывкина Ю.В. не согласилась, обжаловав его в суд. В обосновании доводов жалобы указала, что с обжалуемым постановлением не согласна, считает, что постановление незаконно, поскольку в постановлении не указано по какому пункту ст. 15.15.6 КоАП РФ она признана виновной, что является грубым нарушением. Указывает на несогласие с вмененным ей нарушением в части искажения бюджетной отчетности, ссылается на выполнение приказов вышестоящей организации – Федеральной службы по труду и занятости. Указывает, что работа производилась в автоматизированной программе «Парус», внесение исправлений вручную было невозможно. В части несогласия с вмененным искажением бюджетной отчетности по указанию балансовой стоимости недвижимого имущества – нежилого помещения, находящегося в г. Златоусте Челябинской области, ссылается, что только в марте 2019 года получила справку о стоимости имущества, до этого отсутствовали документы, подтверждающие балансовую и остаточную стоимость объекта. Поэтому она указала кадастровую стоимость указанного нежилого помещения в бухгалтерской отчетности. В части нарушения, связанного с постановкой на учет программного обеспечения, полученного по государственному контракту, ссылается на то, что программное обеспечение было приобретено не впервые, а как обновление и дополнение к уже существующему программному продукту.
В судебном заседании Рывкина Ю.В. доводы жалобы поддержала, сослалась на малозначительность допущенного правонарушения.
Представитель административного органа Управления Федерального казначейства по Челябинской области – Самойлова А.С. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражала по доводам, указанным в письменных возражениях на жалобу.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, а также представителя органа, вынесшего оспариваемое постановление, изучив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела, судья приходит к следующему выводу.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В силу статьи 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как следует из материалов дела, постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Челябинской области Прокина А.Е. от ДД.ММ.ГГГГ по делу № начальник отдела финансирования и бухгалтерского учета – главный бухгалтер Государственной инспекции труда в Челябинской области Рывкина Ю.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей.
В соответствии с приказом Роструда от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета Учреждение наделено полномочиями администраторов доходов федерального бюджета, за Учреждением закреплены источники доходов федерального бюджета по коду классификации доходов бюджета (далее - КБК доходов) 15№ «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение трудового законодательства».
В соответствии с приказом Роструда от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» Учреждение наделено полномочиями главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, за Учреждениями закреплены источники доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, подлежащих распределению между бюджетами бюджетной системы РФ по КБК доходов, содержащему код элемента доходов бюджета «01», 15№ «денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства РФ об административных правонарушениях», за Учреждением закреплены полномочия администратора доходов федерального бюджета.
В силу ч.1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета.
В Нарушение пп.6 п.1 ст. 162, п.2 ст.264.1 Бюджетного кодекса РФ, ч.1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктов 7, 17, 19 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№н, в Балансе ф. 0503130 не отражена дебиторская задолженность, учтенная согласно данным Главной книги за 2018 год, Журналов операций № за январь 2018 года, за декабрь 2018 года по счету 20545 (КБК 15№) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме 3979332 рубля 90 копеек, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4362332 рубля 90 копеек. Тем самым допущено искажение информации об активах в Балансе ф. 0503130 на сумму более чем на 10 процентов.
Кроме того, в проверяемом периоде принят объект недвижимого имущества нежилое помещение по адресу: <адрес>, помещение 4, переданного Учреждению по распоряжению МТУ Росимушества от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности Златоустовского городского округа <адрес>, в федеральную собственность и закреплении на нраве оперативного управления за Государственной инспекцией труда в <адрес>».
В соответствии с пунктом 24 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (далее - федеральный стандарт «Основные средства») объекты основных средств, полученные субъектом учета от собственника (учредителя), иной организации государственного сектора, подлежат при знанию в бухгалтерском учете в оценке, определенной передающей стороной (собственником (учредителем), - по стоимости, отраженной в передаточных документах.
В нарушение подпункта 6 пункта 1 статьи 162, пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса РФ, ч.1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п.29, 36, 333 Инструкции №н, п.24 федерального стандарта «Основные средства», п.20 Инструкции №н, в бухгалтерском (бюджетном) учете по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нежилое помещение площадью 108,4 кв.м. по адресу: <адрес>, переданное Учреждению по Распоряжению МТУ Росимущества №-р, допущено искажение информации об активах в Балансе ф. 0503130 не менее 1 процента и не более 10 процентов.
Из материалов дела также следует, что в проверяемом периоде поставлено на учет программное обеспечение, полученное Учреждением по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенному с ООО «ИТЭнигма».
В соответствии с п. 66 Инструкции 157н нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре.
В соответствии с п. 302 Инструкции 157н расходы по приобретению неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов учитывается на счете 40150 «Расходы будущих периодов» и подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года в порядке, устанавливаемом Учреждением.
Согласно Журналу операций № за сентябрь 2018 года, Главной книги за 2018 год, расходы Учреждения за поставленное программное обеспечение по контракту № учтены в сумме 270746,67 рублей по счету 40120 «Расходы текущего финансового года».
В результате нарушений требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету Учреждением допущено незначительное искажение информации об активах в Балансе ф. 0503130 на сумму не более чем 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую 100000 рублей, но не превышающую 1000000 рублей.
В проверяемом периоде по договору от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенному с ООО «Комус – Южный Урал» приобретен сейф мебельный, который следовала списать с балансового учета с одновременным отражением на забалансовом счете 21.
Так же по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ№ по товарной накладной от ДД.ММ.ГГГГ№ приобретены 5 стендов.
В нарушение пп.5,6 п.1 ст.162, п.2 ст.264.1 Бюджетного кодекса РФ, ч.1 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Инструкции №н, п.39 федерального стандарта «Основные средства» Учреждением допущено незначительное искажение информации об активах в Балансе ф. 0503130, которая составила более чем на 10 процентов.
В проверяемом периоде допущено расхождение данных бухгалтерского учета по нежилому помещению <адрес> с данными годовой отчетности.
Бюджетная отчетность формируется и составляется в соответствии с требованиями Инструкции №н, согласно п.7, 17 которой бюджетная отчетность составляется на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством РФ, с обязательном проведением сверки оборотов и остатков по регистрам синтетического учета в Балане ф. 0503130 по строке 570 отражается остаток по счету 040100000 «Финансовый результат экономического субъекта», соответствующий остатку по счету 040130000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».
В соответствии с ч.1 ст. 13 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
В нарушении пп.6 п.1 ст. 162, п.2 ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ, ч.1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 295, 300 Инструкции №н, п. 7, 19, 44, 96 Инструкции 191н в годовой бюджетной отчетности за 2018 год в отчете о финансовых результатах деятельности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не отражены суммы по данным счета 40110 «Доходы текущего финансового года». Допущено искажение показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета.
В соответствии со ст. 15.15.6 КоАП РФ, действующей в редакции на момент совершения административного правонарушения, непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с ч.1 ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с Должностным регламентом федерального государственного гражданского служащего, занимающего должность федеральной государственной гражданской службы - начальника отдела финансирования и бухгалтерского учета - главного бухгалтера Государственной инспекции труда в Челябинской области, утвержденного руководителем Учреждения ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела финансирования и бухгалтерского учета - главный бухгалтер обязан:
- обеспечивать рациональную организацию бухгалтерского отчета и отчетности в инспекции на основе применения современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля, формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности Инспекции, а также разработку и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины (пункт 1.4);
- обеспечивать составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.
Согласно разделу V Должностного регламента начальник отдела - главный бухгалтер несет ответственность, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.
Рывкина Ю.Н., являющаяся на дату совершения правонарушения начальником отдела финансирования и бухгалтерского учета - главным бухгалтером Учреждения, наделена правом второй подписи денежных и расчетных документов.
Формы годовой отчетности за 2018 год на бумажном носителе подписаны начальником отдела финансирования и бухгалтерского учета - главным бухгалтером Учреждения Рывкиной Ю.В. ДД.ММ.ГГГГ и представлены в срок.
Факт совершения Рывкиной Ю.В. административного правонарушения, предусмотренного положениями ст. 15.15.6 КоАП РФ, подтверждается совокупностью представленных в материалы дела письменных доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости.
Вина Рывкиной Ю.В. заключается в ненадлежащем отношении к исполнению обязанностей по соблюдению требований к бюджетному учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной отчетности.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также свидетельствующих о том, что начальник отдела финансирования и бухгалтерского учета - главный бухгалтер Учреждения Рывкина Ю.В. приняла все зависящие от нее меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлено.
Под всеми зависящими мерами по недопущению нарушений требований к бюджетному учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной отчетности понимаются такие действия, которые предшествуют совершению административного правонарушения и свидетельствуют о стремлении должностного лица исполнить возложенные на него обязанности и не допустить совершения административного правонарушения.
Доказательств невозможности недопущения нарушений начальником отдела финансирования и бухгалтерского учета - главным бухгалтером Учреждения Рывкиной Ю.B. в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые она не могла предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от нее требовалась, в материалы дела не представлена.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, не нарушены.
Доводы Рывкиной Ю.В. о недоказанности ее вины во вмененном административном правонарушении сводятся к переоценке выводов, изложенных в постановлении, и не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления. Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с постановлением, не является основанием к его отмене решения, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
Вместе с тем, доводы заявителя о необходимости применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождении его от административной ответственности по причине малозначительности допущенного нарушения следует признать обоснованными.
Так, в соответствии со ст. 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. К ним, в частности, относятся административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.8, 12.26 КоАП РФ.
Объектом вышеуказанного правонарушения, допущенного заявителем, являются общественные отношения в области финансов.
Таким образом, допущенное заявителем правонарушение не относится к категории правонарушений, представляющей собой особую социальную значимость, не влечет угрозу жизни и здоровью граждан, общественному порядку и национальной безопасности.
Доказательств того, что в результате совершения заявителем вышеуказанного правонарушения кому-либо был причинены вред или убытки, суду не представлено. Из материалов дела этого не следует.
При таких обстоятельствах, учитывая, отсутствие в материалах дела доказательств того, что совершенное заявителем административное правонарушение причинило вред конкретным лицам, что оно не повлекло каких-либо тяжких последствий, суд считает возможным квалифицировать совершенное заявителем правонарушение в качестве малозначительного.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст., ст. 30.3, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Челябинской области Прокина А.Е. от ДД.ММ.ГГГГ по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Рывкиной Юлии Викторовны отменить ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Рывкиной Юлии Викторовны прекратить.
Решение может быть обжаловано в административную коллегию Челябинского областного суда через Центральный районный суд г.Челябинска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья п/п М.Н. Величко
Копия верна.
Судья М.Н. Величко
Секретарь С.А. Шандер