Судья Завгородняя О.Г. Дело № 12-49/2018
РЕШЕНИЕ
10 января 2018 года г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Борс Х.З., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ОА «Агрофирма «Полтавская»ФИО1на решение судьи Красноармейского районного суда Краснодарского края от 21 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении,
установил:
Постановлением главного государственного инспектора по пожарному надзору Красноармейского района <...> от 18.10.2017 г. АО «Агрофирма «Полтавская»(далее Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), и Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Красноармейского районного суда Краснодарского края от 21 ноября 2017 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, а жалоба АО «Агрофирма «Полтавская» - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд генеральный директор ОА «Агрофирма «Полтавская»Загуменный С.А. просит постановление административного органа отменить, а решение судьи изменить в части назначения наказания, снизив административный штраф до 75000 рублей. Не оспаривая факт совершения административного правонарушения, в обоснование доводов жалобы указывает на то, что Общество является ответственным налогоплательщиком, отчисляемые денежные средства, поступающие в муниципальный бюджет способствуют повышению уровня социального благосостояния Красноармейского района, при этом суровое административное наказание неблагоприятно отразится на финансовом положении Общества, а потому просит изменить решение судьи, снизив штраф с применением положений ст. 4.1 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель АО «Агрофирма «Полтавская» по доверенности ФИО2 поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил постановление административного органа отменить, решение судьи изменить, снизив административный штраф до 75000 рублей.
Административный орган не обеспечил явку представителя в судебное заседание, о месте и времени заседания извещался надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступало. При таких обстоятельствах, судья Краснодарского краевого суда полагает возможным рассмотреть жалобу по существу в его отсутствие.
Выслушав представителя АО «Агрофирма «Полтавская» по доверенности ФИО2, проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения судьи районного суда.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере пожарной безопасности.
Обеспечение пожарной безопасности, являясь одной из важнейших задач государства, регламентируется Федеральными законами от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 г. № 290, Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32, 11.16 и ч. ч. 3 - 8 ст. 20.4 КоАП РФ.
Указанная статья исключает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в случаях, предусмотренных другими статьями КоАП РФ: ст. 8.32 - нарушение правил пожарной безопасности в лесах и ст. 11.16 - нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте.
Как следует из материалов дела, в период времени с 15 часов 30 минут по 17 часов 15 минут 21 сентября 2017 года на территории земель сельскохозяйственного назначения отделения <...> на территории <...> на участках с кадастровыми номерами: <...>, нарушены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390, а именно: п. 218 - выжигание рисовой соломы на землях сельскохозяйственного назначения производилось в ветреную погоду без соблюдения условий, предусмотренных п.72.1 настоящих правил; п.72.1 (б) - территория вокруг участка для выжигания сухой травянистой растительности не очищена в радиусе 25-30 метров от горючих материалов и не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не мене 1,4 метра; п.72.1 - выжигание сухой травянистой растительности производилось в ветреную погоду; п.72.1 (г) - выжигание производилось бесконтрольно, не под контролем лиц обеспеченных первичными средствами пожаротушения.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Настоящим законом регулируются отношения в области обеспечения пожарной безопасности, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Первичные меры пожарной безопасности предполагают реализацию принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с п. 218 указанных Правил запрещается выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков (за исключением рисовой соломы) на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. Выжигание рисовой соломы может производиться в безветренную погоду при соблюдении условия, предусмотренного пунктом 72(1) настоящих Правил.
Использование открытого огня и разведение костров на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса могут производиться при условии соблюдения требований пожарной безопасности, установленных настоящими Правилами, а также нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, принятыми по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Пунктами «б, г» статьи 72(1) Правил установлено, что выжигание сухой травянистой растительности на земельных участках (за исключением участков, находящихся на торфяных почвах) населенных пунктов, землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения может производиться в безветренную погоду при условии, что территория вокруг участка для выжигания сухой травянистой растительности очищена в радиусе 25 - 30 метров от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра и лица, участвующие в выжигании сухой травянистой растительности, обеспечены первичными средствами пожаротушения.
Как установлено частью 1 статьи 2.10 КоАП РФ, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, деяние Общества, выразившееся в нарушении требований действующего законодательства в области пожарной безопасности, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина Общества в совершении административного правонарушения подтверждается собранными по делу письменными доказательствами, оцененными по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая Обществом не отрицается.
Наказание административным органом назначено в пределах санкции статьи, с учетом фактических обстоятельств административного дела, характера совершенного правонарушения, обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Учитывая вышеизложенное, судья районного суда пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отмены постановления главного государственного инспектора по пожарному надзору Красноармейского района <...> от <...> о привлечении Общества к административной ответственности.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Судья вышестоящей инстанции на основе анализа представленных материалов не находит оснований для применения положений ст. 4.1 КоАП РФ по следующим основаниям.
Так, в соответствии с положениями статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая, что Обществом в материалы дела не представлено каких-либо объективных доказательств, свидетельствующих о проведении соответствующих мероприятий по обеспечению противопожарной безопасности на территории предприятия либо доказательств тяжелого имущественного и финансового положения юридического лица, позволяющие снизить назначенное административным органом наказание, судья вышестоящей инстанции не находит оснований для применения положений вышеуказанной статьи.
Несогласие автора жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм КоАП РФ об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судьей нижестоящей инстанции допущены существенные нарушения КоАП РФ и предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При рассмотрении дела судьей вышестоящего суда не установлено нарушений норм действующего законодательства, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда.
При таких обстоятельствах решение судьи Красноармейского районного суда Краснодарского края от 21 ноября 2017 года является правильным, законным, обоснованным и не подлежащим отмене либо изменению.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья вышестоящей инстанции
решил:
решение судьи Красноармейского районного суда Краснодарского края от 21 ноября 2017 года оставить без изменения, жалобу генерального директора ОА «Агрофирма «Полтавская»ФИО1– без удовлетворения.
Судья Х.З. Борс
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>