№12-448 /2016
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
02 сентября 2016 года
Судья Промышленного районного суда г.Смоленска Ландаренкова Н.А., при секретаре Подберезной О.А.,
рассмотрев жалобу управляющего директора филиала ПАО «Квадра» – «Смоленская генерация» ФИО4 на постановление Административной комиссии администрации Промышленного района г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении к административной ответственности в соответствии со ст.17.4 Закона Смоленской области «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области» от 25.06.2003 №28-з,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Административной комиссии администрации Промышленного района г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.4 Закона Смоленской области №28-з от 25.06.2003 в виду нарушения п.4.3 раздела 4 Правил благоустройства города Смоленска, утвержденных Постановлением Администрации города Смоленска от 31.03.2014 N 568-адм, и ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 30 000 руб.
В своей жалобе на указанное постановление ФИО4 указал, что он необоснованно привлечен к административной ответственности по следующим основаниям. Во-первых, в его действиях отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения, поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении не было учтено то обстоятельство, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ технический директор ПП "Тепловые сети" филиала ПАО обращался в районную администрацию с просьбой о согласовании продления ордера №. ДД.ММ.ГГГГ раскоп был закрыт, зеленые зоны засыпаны, пешеходные зоны выполнены в щебне, однако в связи с неблагоприятными погодными условиями технический директор ПП "Тепловые сети" филиала письмом № обратился в адрес районной администрации и УЖКХ Администрации города Смоленска с просьбой об условном закрытии ордера. Во-вторых, обжалуемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено Административной комиссией по истечении срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, просит суд отменить постановление Административной комиссии администрации Промышленного района г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ№ и производство по делу прекратить.
Заявитель ФИО4 в судебное заседание не явился, обеспечив явку своего защитника ФИО1, который в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Административной комиссии администрации Промышленного района г.Смоленска ФИО2 в судебном заседании доводы жалобы не признала, указав, что постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении ФИО4 вынесено законно и обоснованно, протокол об административном правонарушении составлен правильно и в соответствии с требованиями законодательства. На момент составления протокола об административном правонарушении, действие ордера на ведения земляных работ № продлено не было.
Заслушав объяснения защитника лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, представителя Административной комиссии администрации Промышленного района г.Смоленска, показания свидетеля, исследовав письменные доказательства, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объёме.
В соответствии со ст. 17.4 Закона Смоленской области от 25.06.2003 № 28-з «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области» (в ред. закона Смоленской области от 28.05.2015 N 64-з) нарушение запретов, установленных утвержденными органом местного самоуправления городского округа (городского, сельского поселения) Смоленской области правилами благоустройства территории городского округа (городского, сельского поселения) Смоленской области, если такое действие (бездействие) не содержит составов административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении №, согласно которому ФИО4, являясь управляющим директором филиала ПАО «Квадра» – «Смоленская генерация», которое проводит ремонт тепловых сетей по адресу: <адрес>, согласно ордера № сроком действия от ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в нарушение п. 4.1 Правил производства земляных работ на территории города Смоленска, утверждённых постановлением Главы города Смоленска от 18 июня 2004 г. № 1183, будучи обязанным продлить за три дня до истечения срока действия ордера выданного УЖКХ Администрации города Смоленска не продлил срок действия указанного ордера, чем нарушил п. 4.3 раздела 4 Правил благоустройства города Смоленска, утвержденных Постановлением Администрации города Смоленска от 31.03.2014 N 568-адм, т.е. совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 17.4 Закона Смоленской области №28-з от 25.06.2003.
Административной комиссией администрации Промышленного района г.Смоленска на основании вышеуказанного протокола, вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого управляющий директор филиала ПАО «Квадра» – «Смоленская генерация» ФИО4 как должностное лицо признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.4 Закона Смоленской области № 28-з, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении выяснению подлежит обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
Статьей 1.5 КоАП РФ закреплена презумпция невиновности в отношении лица, которое привлекается к административной ответственности, поэтому в силу ч. 3 названной выше правовой нормы бремя доказывания возлагается на административный орган, в том числе по представлению доказательств, свидетельствующих о событии правонарушения и вине привлекаемого к административной ответственности лица в его совершении.
В силу статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Заявитель, оспаривая постановление, ссылается на нарушение процедуры привлечения к административной ответственности и отсутствие в его действиях состава административного правонарушения.
Постановлением Администрации города Смоленска от 31.03.2014 N 568-адм утверждены Правила благоустройства города Смоленска (далее - Правила).
Так, п.1.2 Правил благоустройства города Смоленска, утвержденных Решением Смоленского городского Совета от 27.02.2004 № 800 (далее – Правила благоустройства города Смоленска; Правила), определено, что данные Правила устанавливают единые и обязательные к исполнению требования в сфере благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, включая внутренние производственные территории, для всех юридических и физических лиц, являющихся собственниками, пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий, строений и сооружений, расположенных на территории города, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и гражданства.
Согласно п.п. 4.1, 4.3 Правил, на территории города Смоленска на территориях общего пользования хозяйствующим субъектам запрещается проведение всех видов земляных работ (производство дорожных, строительных, аварийных и прочих земляных работ) без письменного разрешения (ордера). Оформление разрешения (ордера) не требуется, если земляные работы осуществляются на территории строительной площадки. Проведение земляных работ осуществляется в соответствии с Правилами производства земляных работ на территории города Смоленска. Запрещается нарушать Правила производства земляных работ на территории города Смоленска.
В свою очередь, п. 4.1 Правил производства земляных работ на территории города Смоленска, утвержденных Постановлением Главы города Смоленска от 18.06.2004 № 1183, установлено, что работы, связанные со строительством, реконструкцией, ремонтом подземных и наземных сетей и сооружений, трамвайных путей, объектов озеленения, автомобильных стоянок, установкой временных и постоянных заборов, нарушением благоустройства территорий города Смоленска, могут производиться только после получения специального разрешения (ордера), который выдается ОАТИ УЖКХ. Ордер оформляется на ответственных работников инженерно-технического состава подрядных или эксплуатационных организаций, зарегистрированных в городе Смоленске и осуществляющих строительную деятельность или эксплуатацию инженерных сетей. Ответственные производители работ назначаются приказом руководителя организации при условии их ознакомления с настоящими Правилами. ОАТИ УЖКХ выдает ордер на производство земляных работ на срок согласно нормативным документам и генподрядному договору, составленному с учетом графика производства работ. Если работы в указанные в ордере сроки не могут быть выполнены, организация, производящая работы, обязана за 3 дня до истечения срока продлить срок действия ордера в ОАТИ УЖКХ, предварительно согласовав сроки с администрациями районов города Смоленска. В случае возникновения разногласий решение по вопросу выдачи ордера принимается начальником ОАТИ УЖКХ, а в его отсутствие – его заместителем. При выполнении работ, затрагивающих несколько улиц, ордер оформляется на каждую улицу отдельно.
Заявителю вменено нарушение п. 4.1 Правил производства земляных работ на территории города Смоленска, утвержденных Постановлением Главы города Смоленска от 18.06.2004 № 1183, в соответствии с которым организация, производящая работы, обязана за 3 дня до истечения срока продлить срок действия ордера.
Объектом административного правонарушения являются охраняемые законом общественные отношения, на которые направлены противоправные действия (бездействие), образующие состав административного правонарушения. Административные правонарушения всегда связаны с нарушением установленных законом или иным подзаконным актом правил поведения физических и юридических лиц. С точки зрения объективной стороны составы административных правонарушений можно разделить на формальные (когда наличие правонарушения определяется независимо от того, наступили или нет вредные последствия) и материальные (когда указываются вредные последствия противоправных действий или бездействия и учитывается причинная связь между ними). Объективная сторона административного правонарушения состоит в конкретном действии (бездействии) лица, которое является противоправным и влечет установленную КоАП РФ или законом субъекта РФ административную ответственность.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля главный специалист отдела административно-технического контроля управления административного и жилищного контроля администрации г.Смоленска ФИО3, составивший ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО4 протокол об административном правонарушении №, в судебном заседании пояснил, что на основании обращения жильца <адрес> по поводу не восстановления поврежденных участков дороги в результате проведенных земляных работ между домами № и № по <адрес>, проведен осмотр, в ходе которого установлено, что в некоторых местах имеются просадки грунта, благоустройство не восстановлено. Поскольку срок действия представленного по запросу ордера на ведение земляных работ от ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ, в отношении управляющего директора филиала ПАО «Квадра» – «Смоленская генерация» ФИО4 составлен протокол об административными правонарушении. Данный факт, по мнению должностного лица, подтверждается содержанием служебной записки УЖКХ администрации г.Смоленска №д от ДД.ММ.ГГГГ
Из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что к нему приложена копия служебной записки УЖКХ администрации г.Смоленска №д от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, из копии указанной служебной записки УЖКХ администрации г.Смоленска №д от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Управлением ЖКХ администрации г.Смоленска по адресу: <адрес>, был выдан ордер на производство земляных работ № филиалу ПАО «Квадра» Смоленская генерация. Ордер по адресу: <адрес>, Управлением ЖКХ не выдавался.
Таким образом, в представленной служебной записке, на которую имеется ссылка в протоколе об административном правонарушении, не содержится сведений о том, что ордер № не продлен на момент составления самой служебной записки.
Как усматривается из административного материала, ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Квадра» – «Смоленская генерация» обратилось в Администрацию Промышленного района г. Смоленска по вопросу продления ордеров на ведение земляных работ, в том числе ордера № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении работ, проводимых в районе <адрес> (л.д. 7).
Согласно сообщения Управления ЖКХ администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ№с и копии ордера (разрешения) на производство работ № от ДД.ММ.ГГГГ действие ордера № (срок действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) на ведение земляных работ по аварийному ремонту тепловых сетей в районе <адрес> было продлено до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, достаточных и убедительных доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что на момент составления протокола об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ срок действия ордера № от ДД.ММ.ГГГГ не был продлен, суду не представлено.
Согласно ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии одного из обстоятельств, среди которых - отсутствие состава административного правонарушения.
На основании изложенного судья приходит к выводу об отсутствии в действиях ФИО4 состава административного правонарушения, предусмотренного ст.17.4 Закона Смоленской области от 25.06.2003 №28-з «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области».
В силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, в числе которых отсутствие состава административного правонарушения.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
При таких обстоятельствах постановление Административной комиссии Администрации Промышленного района г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении ФИО4 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.17.4 Закона Смоленской области «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области», не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению.
Также, по убеждению судьи, заслуживает внимание довод жалобы об истечении сроков давности привлечения заявителя к административной ответственности.
Исходя из представленного административного материала, административная комиссия рассматривала выявленное правонарушение, как длящееся.
В силу п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления упомянутого срока.
С учетом указанной позиции ВС РФ, когда в качестве длящегося правонарушения не рассматривается невыполнение обязанности к определенному сроку, судья приходит к выводу, что срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 17.4 Закона Смоленской области от 25.06.2003 № 28-з «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области» (за не продление срока действия ордера № от ДД.ММ.ГГГГ (со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) на ведение земляных работ по аварийному ремонту тепловых сетей в районе <адрес>), подлежит исчислению с ДД.ММ.ГГГГ, а не со дня обнаружения должностным лицом совершенного правонарушения.
Учитывая, что Законом Смоленской области от 25.06.2003 № 28-з «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области» сроки давности привлечения к административной ответственности не предусмотрены, то в данной части подлежат применению положения КоАП РФ.
Следовательно, в силу ст.4.5 КоАП РФ 2-месячный срок привлечения к административной ответственности за рассматриваемое правонарушение истек ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление Административной комиссии администрации Промышленного района г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ№ отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.4 Закона Смоленской области от 25.06.2003 № 28-з «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области», в отношении управляющего директора филиала ПАО «Квадра» – «Смоленская генерация» ФИО4 прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия в действиях ФИО4 состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Н.А. Ландаренкова