Дело № 12-448/2022
Р Е Ш Е Н И Е
9 июня 2022 года город Южно-Сахалинск
Судья Южно-Сахалинского городского суда Лукша Е.Н., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью Строительно-монтажная компания «ЭнергоСила» (далее по тексту, - ООО СМК «ЭнергоСила») ФИО на постановление административной комиссии города Южно-Сахалинска от 3 марта 2022 года № по делу о привлечении названного общества к административной ответственности по части 2 статьи 21-8 Закона Сахалинской области от 29 марта 2004 года № 490 «Об административных правонарушениях в Сахалинской области» (далее по тексту, - Закон об административных правонарушениях в Сахалинской области),
у с т а н о в и л:
постановлением административной комиссии города Южно-Сахалинска от 3 марта 2022 года ООО СМК «ЭнергоСила» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 21-8 Закона об административных правонарушениях в Сахалинской области в виде штрафа в размере 75 000 рублей.
На указанное постановление законным представителем ООО СМК «ЭнергоСила» ФИО принесена жалоба, в которой он просит его отменить, ссылаясь на недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ООО СМК «ЭнергоСила» ФИО, поддержавшую жалобу по изложенным в ней основаниям, прихожу к следующему.
Согласно статье 61 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны помимо прочего использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде.
В соответствии со статьей 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
В Сахалинской области в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, институтов государственной власти Сахалинской области, установленного порядка осуществления местного самоуправления в Сахалинской области, общественного порядка и общественной безопасности, собственности Сахалинской области и муниципальной собственности, а также предупреждения административных правонарушений принят Закон об административных правонарушениях в Сахалинской области.
Частью 2 статьи 21-8 названного Закона предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных муниципальными нормативными правовыми актами запретов на территориях озеленения, а также иных установленных запретов в отношении деревьев и кустарников, не повлекшее нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, требований по охране окружающей среды, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Решением Городской Думы города Южно-Сахалинска от 24 июня 2015 года №177/12-15-5 утверждены единые и обязательные для исполнения нормы и требования к созданию благоприятной и безопасной среды проживания и жизнедеятельности населения на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» - Правила благоустройства территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» (далее по тексту, - Правила благоустройства).
Правила подлежат обязательному исполнению юридическими и физическими лицами на территории городского округа (часть 2 статьи 2 Правил благоустройства).
В соответствии с частями 1, 9 и 13 статьи 38 Правил благоустройства зеленые насаждения являются неделимой частью земельных участков, на которых они произрастают. Обязанности по созданию, охране и восстановлению зеленых насаждений и ответственность за выполнение этих обязанностей и сохранность зеленых насаждений возлагается на землепользователей.
На территории городского округа, за исключением земель лесного фонда, снос или пересадка зеленых насаждений, обрезка деревьев, кустарников и лиан, в том числе формирование их кроны, производятся по разрешению уполномоченного органа администрации города в сфере охраны окружающей среды. Выдача разрешений на пересадку, обрезку, снос зеленых насаждений осуществляется в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги, утвержденным постановлением администрации города.
В целях охраны зеленых насаждений, землепользователям, юридическим и физическим лицам запрещается повреждать или уничтожать зеленые насаждения.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 26 января 2022 года в период времени с 14 часов 30 минут по 15 часов 30 минут в связи с поступившим в адрес МКУ «Управление охраны окружающей среды и озеленения города Южно-Сахалинска» заявлением на получение муниципальной услуги «Выдача разрешений на пересадку, обрезку, снос зеленых насаждений» по объекту «жилой микрорайон проведен комиссионный осмотр земельного участка с кадастровым номером № (4 произвольно выбранных сегмента участка размером 10*10 кв м), на котором расположен указанный объект.
В ходе обследования участка в четвертом сегменте зафиксированы факты проведенной планировки территории на участке площадью 110*7 кв м, в результате которой осуществлен снос зеленых насаждений - деревьев лиственных и хвойных пород (береза, ольха, лиственница), ориентировочное количество уничтоженных стволов деревьев составляет не менее 60 шт. При этом разрешение на пересадку, обрезку, снос зеленых насаждений на вышеуказанной озелененной территории уполномоченным органом администрации города в сфере охраны окружающей среды не выдавалось.
Факт сноса ООО СМК «ЭнергоСила» на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» стволов деревьев в отсутствие разрешения уполномоченного органа администрации города Южно-Сахалинска в сфере городского хозяйства и охраны окружающей среды подтвержден протоколом об административном правонарушении от 25 февраля 2022 года, актом осмотра озелененной территории земельного участка с кадастровым номером №, приложенными к нему фототаблицами и схемой и образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 21-8 Закона об административных правонарушениях в Сахалинской области.
Нарушений экологических и санитарно-эпидемиологических требований, требований по охране окружающей среды, исключающих ответственность по вмененному ООО СМК «ЭнергоСила» составу административного правонарушения, не установлено.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что ООО СМК «ЭнергоСила» являлось исполнителем работ по сносу зеленых насаждений на объекте «жилой микрорайон , выполнение которых в силу требований Правил благоустройства возможно лишь при наличии разрешения уполномоченного органа администрации города в сфере городского хозяйства и охраны окружающей среды.
Сроки и последовательность административных процедур и административных действий при предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешений на пересадку, обрезку, снос зеленых насаждений» установлены в Административном регламенте администрации города Южно-Сахалинска, утвержденном постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 28 октября 2021 года №.
В соответствии с пунктом 1.2.1 указанного Административного регламента заявителями являются юридические лица (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления), обладающие имущественными правами в отношении земельных участков, на которых произрастают зеленые насаждения, расположенных на территории муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск».
Поскольку ООО СМК «ЭнергоСила», приступив к выполнению указанных работ, не убедилось в наличии в распоряжении общества соответствующего разрешения, в отсутствие которого имело возможность принять меры к его получению в компетентном органе, что предусмотрено Административным регламентом, то есть имело возможность выполнить требования законодательства, но не приняло все зависящие от него меры по его соблюдению, оно обоснованно привлечено к административной ответственности.
Процедура привлечения названного общества к административной ответственности соблюдена.
Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, административная комиссия усмотрела основания для применения в отношении ООО СМК «ЭнергоСила» административного наказания в соответствии с требованиями пунктов 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначения обществу административного штрафа в размере, менее минимального размера штрафа, установленного частью 2 статьи 21-8 Закона об административных правонарушениях в Сахалинской области.
Вывод об этом в постановлении мотивирован, никем не оспаривается, оснований не согласиться с ним не усматривается.
Отсутствие в акте обследования зеленых насаждений от 26 января 2022 года, послужившего основанием для выдачи ООО СМК «ЭнергоСила» разрешения на пересадку, обрезку, снос зеленых насаждений, данных об уничтоженных деревьях, о чем указано в жалобе и защитником в судебном заседании, правового значения не имеет, поскольку такие данные указанны в акте осмотра от это же даты, который послужил поводом для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Согласно частям 1 и 4 статьи 706 названного Кодекса если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
С согласия генерального подрядчика заказчик вправе заключить договоры на выполнение отдельных работ с другими лицами. В этом случае указанные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение работы непосредственно перед заказчиком.
Из положений приведенного законодательства следует, что генеральный подрядчик является организатором и ответственным исполнителем работ по проекту.
Более того, в силу положений части 1 статьи 751 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ. Подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований.
При таких обстоятельствах, учитывая, что генеральным подрядчиком ООО СМК «ЭнергоСила» не соблюден запрет на снос зеленых насаждений при производстве работ, к административной ответственности по части 2 статьи 21-8 Закона об административных правонарушениях в Сахалинской области названное общество привлечено обоснованно.
В этой связи не имеет правового значения установление того обстоятельства, чьими силами (подрядчика или иных субподрядных организаций) произведен снос зеленых насаждений на территории строительного объекта.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление административной комиссии города Южно-Сахалинска от 3 марта 2022 года № оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО СМК «ЭнергоСила» ФИО - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в течение 10 суток с момента получения или вручения копии решения.
Судья Южно-Сахалинского городского суда Е.Н. Лукша