ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-448/2022 от 25.08.2022 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Дело № 21-100/2022 (в суде первой инстанции дело № 12-448/2022)

РЕШЕНИЕ

по жалобе по делу об административном правонарушении

25 августа 2022 года г. Горно-Алтайск

Судья Верховного Суда Республики Алтай Чертков С.Н., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Кузнецова Н.А. на постановление руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай Шмаковой О.Ю. от 08 апреля 2022 года и решение судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 07 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ в отношении учредителя (участника) Общества с ограниченной ответственностью «АГРОСОЮЗ» Кузнецова Н.А.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя УФНС по Республике Алтай Шмаковой О.Ю. от 08 апреля 2022 года учредитель (участник) ООО «АГРОСОЮЗ» Кузнецов Н.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 5000 рублей.

Решением судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 07 июля 2022 года данное постановление оставлено без изменения.

С указанными постановлением и решением не согласился Кузнецов Н.А., в жалобе направленной в Верховный Суд Республики Алтай просит постановление и решение судьи отменить, производство по делу прекратить, указывая на отсутствие состава административного правонарушения в связи с отсутствием вины в его действиях. Жалоба мотивирована тем, что он не вправе заключать какие-либо сделки, не может изменить самостоятельно своими действиями сведения о местонахождении общества. Размера его доли недостаточно для смены руководителя или отмены процедуры ликвидации.

Проверив материалы дела, доводы жалобы, заслушав защитника Кузнецова Н.А. – Нестерова В.А., поддержавшего жалобу, представителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай Немова А.Г., полагавшего решение законным и обоснованным, прихожу к следующему.

Часть 4 статьи 14.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность должностных лиц за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.

За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 25 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ)).

В силу пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах его места нахождения.

Согласно п. 2, 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

При этом п. 5 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ установлено, что, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель в течение семи рабочих дней со дня изменения содержащихся в соответствующем государственном реестре сведений, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения или жительства путем представления соответствующих документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 4.2 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности. Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 4 Оснований, условий и способов проведения указанных мероприятий, утвержденных Приказом ФНС России от 11 февраля 2016 года № ММВ-7-14/72@, основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является, в том числе получение иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.

В соответствии с п. 6 ст. 11 Федерального закона № 129-ФЗ, в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных пп. «в», «д» и (или) «л» п. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).

В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.

Согласно данным нормам права после получения соответствующей информации налоговый орган проводит проверку достоверности сведений, уведомляет юридическое лицо о необходимости представления достоверных сведений. Со своей стороны, юридическое лицо обязано сообщить соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений.

Согласно п.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица может, в частности, свидетельствовать то обстоятельство, что адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.); адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен. При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.

Как следует из материалов дела, ООО «АГРОСОЮЗ» зарегистрировано в качестве юридического лица <дата>, юридический адрес: <адрес>. Согласно общедоступным сведениям сети «Интернет» по указанному адресу расположен многоквартирный 5-ти этажный дом с цокольным этажем. Кроме того, в соответствии со сведениями единого государственного реестра юридических лиц Общество с <дата> находится в стадии ликвидации (председатель ликвидационной комиссии ФИО5). В целях проверки сведений о месте нахождения юридического лица и его органов управления Управлением ФНС по Республике Алтай в адрес Общества направлено сообщение о проверке достоверности сведений (почтовый идентификатор ) которое не было вручено Обществу.

В связи с данными обстоятельствами, в целях проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с п. 6 ст. 11 Федерального закона № 129-ФЗ в адрес ООО «АГРОСОЮЗ», его учредителей (участников), в том числе Кузнецова Н.А., а также ликвидатора Общества было направлено уведомление от <дата> о предоставлении достоверных сведений о юридическом адресе, учредителях (участниках) и физическом лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица. Уведомление, направленное в адрес Общества (почтовый идентификатор ) не вручено. Данный факт также является подтверждением информации о неполучении отправляемой корреспонденции и свидетельствует о недостоверности сведений об адресе юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц.

Уведомление направленно участнику ООО «АГРОСОЮЗ» Кузнецову Н.А. <дата> согласно реестру внутренних почтовых отправлений (почтовые идентификаторы , ) вручено адресату <дата>. Данный факт в ходе судебного разбирательства не оспаривался.

Как следует из материалов дела, Кузнецов Н.А. в течение тридцати дней с момента направления (<дата>) уведомления о недостоверности сведений не сообщил в регистрирующий орган в порядке, установленном Федеральным законом № 129-ФЗ, соответствующие сведения и не представил документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.

По факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.25 КоАП РФ в отношении Кузнецова Н.А. составлен протокол об административном правонарушении от <дата>, о времени и месте составления которого Кузнецов Н.А. был извещен надлежащим образом, что следует из уведомления от <дата>, реестра внутренних почтовых отправлений от <дата>, сведений об отслеживании почтовых отправлений (почтовый идентификатор ).

Указанный выше способ извещения Кузнецова Н.А. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, не противоречит правовой позиции, сформулированной в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Постановлением руководителя УФНС России по Республике Алтай от 08 апреля 2022 года учредитель (участник) ООО «АГРОСОЮЗ» Кузнецов Н.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 14.25 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении является мотивированным и соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

Согласно материалам дела, о месте и времени рассмотрения дела, должностным лицом 08 апреля 2022 года, Кузнецов Н.А. был извещен надлежащим образом, что подтверждается протоколом об административном правонарушении от <дата> (в котором указаны место и время рассмотрения дела об административном правонарушении), направленным в адрес Кузнецова Н.А. согласно реестру внутренних почтовых отправлений от <дата> (почтовый идентификатор ) полученным адресатом <дата>.

Указанные обстоятельства и вина Кузнецова Н.А. в совершении административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Доводы о том, что Кузнецов Н.А. не является надлежащим субъектом административной ответственности, отмену состоявшихся актов не влекут.

Как установлено ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к данной норме, к должностным лицам относятся физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. 14.25 КоАП РФ.

Соответствующий правовой подход изложен, в частности, в Постановлении Верховного Суда РФ от 23 декабря 2019 года № 47-АД19-29.

Поскольку надлежащим адресатом уведомления налогового органа (пункт 6 статьи 11 Федерального закона № 129-ФЗ) о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений является также учредитель юридического лица, то в случае получения такого уведомления учредителем обязанность сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (абзац 2 указанной нормы), соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, возникает непосредственно у данного лица. Доводы об обратном основаны на неверном толковании норм материального права и во внимание приняты быть не могут.

Доводы об отсутствии вины Кузнецова Н.А. не могут быть приняты во внимание, поскольку не исключают обязанности представить в регистрирующий орган соответствующие сведения, объем которых, вопреки доводам заявителя, не ограничен решением общего собрания Общества об изменении его местонахождения и (или) избрании нового единоличного исполнительного органа, а потому не сводится к необходимости представления заявления по форме Р13014. Сведения, достоверность которых предложено подтвердить Кузнецову Н.А., включают, в том числе, подтверждение достоверности сведений ЕГРЮЛ, к которым, как следует из уведомления , отнесены и сведения о самом Кузнецове Н.А., как учредителе (участнике) Общества. Доказательств подтверждения (опровержения) Кузнецовым Н.А. регистрирующему органу его юридической связи с ООО «АГРОСОЮЗ», как учредителя (участника) указанного Общества в материалы дела не представлено, что не оспаривалось и при рассмотрении настоящей жалобы.

Объективная сторона совершенного Кузнецовым Н.А. административного правонарушения в данном случае выполнена в форме бездействия.

Субъективная сторона совершенного правонарушения характеризуется умышленной формой вины, поскольку Кузнецов Н.А. предвидел возможность наступления вредных последствий в виде создания препятствий в деятельности регистрирующего органа, как держателя ЕГРЮЛ, однако относился к наступлению таких последствий безразлично (ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ).

Ввиду изложенного доводы жалобы на отсутствие возможности предоставить соответствующие сведения, поскольку размера доли Кузнецова Н.А. в уставном капитале Общества недостаточно для принятия соответствующих решений, не влекут отмену постановления о привлечении к административной ответственности.

Более того, каких-либо доказательств тому, что Кузнецовым Н.А. предпринимались меры по созыву общего собрания ООО «АГРОСОЮЗ» в материалы дела не представлены, а ссылка представителя на неизвестность адресов места жительства иных учредителей (участников) Общества несостоятельна, поскольку соответствующие адреса указаны в уведомлении о предоставлении сведений от <дата>, полученным Кузнецовым Н.А.

Учитывая изложенное, прихожу к выводу об обоснованности привлечения Кузнецова Н.А. к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.

Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств дела.

Пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Состав рассматриваемого правонарушения является формальным, в связи с чем существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в самом факте нарушения требований законодательства о регистрации юридического лица, в пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей и непредоставлении соответствующих данных, которое, помимо иных последствий, может повлечь воспрепятствование реализации государственным органом его контрольных надзорных функций, а также причинение убытков лицам, полагавшимся на указанные сведения единого государственного реестра юридических лиц.

Доказательства, подтверждающие принятие Кузнецовым Н.А. всех зависящих от него мер по организации выполнения публично-правовых обязанностей с целью соблюдения требований действующего законодательства, в материалах дела отсутствуют.

Постановление о привлечении Кузнецова Н.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, который исчисляется с <дата>.

Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ по правилам ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ в минимальном размере. Исключительных обстоятельств, позволяющих применить положения ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ не установлено.

Оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется, поскольку совершенное Кузнецовым Н.А. административное правонарушение выявлено не в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а в рамках Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу Кузнецова Н.А., не усматривается.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену вынесенных решений, в ходе рассмотрения настоящего дела допущено не было.

При таком положении оснований для отмены или изменения постановления, решения должностных лиц и решения судьи не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7 и 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай Шмаковой О.Ю. от 08 апреля 2022 года и решение судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 07 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ в отношении учредителя (участника) ООО «АГРОСОЮЗ» Кузнецова Н.А. оставить без изменения, жалобу Кузнецова Н.А. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, оно может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ.

Судья Верховного Суда

Республики Алтай С.Н. Чертков