№12-8/2016
РЕШЕНИЕ
г. Кострома 11 января 2016г.
Судья Ленинского районного суда г. Костромы Спивак В. Г.
с участием:
представителей заявителя ФИО1 и ФИО2
представителя заинтересованного лица ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «СКК» на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ № от dd/mm/yy, вынесенным Главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Костромской области ФИО4
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении № от dd/mm/yy, вынесенным Главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Костромской области ФИО4 ООО «СКК» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде штрафа в сумме <данные изъяты>.
Согласно фабуле постановления от dd/mm/yy ходе проведения внеплановой документарной проверки контроля за соблюдением требований Порядка передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда, установленных приказом Минтруда России от 3 июля 2014 г. № 436н «Об утверждении Порядка передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда» в ООО «СКК» в период с dd/mm/yy по dd/mm/yy установлено, что ООО «СКК», являясь организацией, проводящей специальную оценку условий труда (далее – СОУТ) (номер в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, 662), не выполнило обязанности, предусмотренные ч. 2 п. 2 Приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 июля 2014 г. №436н «Об утверждении Порядка передачи сведений о результатах специальной оценки условий труда», а именно:
ООО «СКК» получило ключи электронной цифровой подписи в Удостоверяющем центре Минтруда России, однако, согласно предоставленной Минтрудом России в Роструд информации по приложению №1 к письму 15-4/В-4407 от 5 октября 2015 г. по состоянию на dd/mm/yy ООО «СКК» в соответствии с ч. 2 п. 2 Приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 июля 2014 г. №436н в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о её проведении, не передало в автоматизированную систему анализа и контроля в области охраны труда в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, сведения о СОУТ, предусмотренные п. 3 Приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 июля 2014 г. №436н. При этом на бумажном носителе в Государственную инспекцию труда в Костромской области в соответствии с ч. 1 п. 2 Приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 июля 2014 г. №436н ООО «СКК» за период действия Федерального закона №426н от 28 декабря 2013 г. «О специальной оценке условий труда» по состоянию на dd/mm/yy с момента получения ключа электронной цифровой подписи (т.е. возможности передачи сведений о результатах СОУТ в автоматизированную систему анализа и контроля в области охраны) предоставило сведения о проведении СОУТ в 210 хозяйствующих субъектах. Согласно информации разработчика программы автоматизированной системы анализа и контроля в области охраны труда (далее - АС АКОТ) опытная эксплуатация системы ведется с июля 2015 г. С dd/mm/yy по dd/mm/yy (т.е. в период возможности передачи сведений о результатах СОУТ в АС АКОТ) ООО «СКК» предоставило в Государственную инспекцию труда в Костромской области сведения о проведении СОУТ в <данные изъяты> хозяйствующих субъектах (например: материалы СОУТ в ООО «<данные изъяты>» предоставлены ООО «СКК» dd/mm/yy – вх. №; материалы СОУТ в ООО «<данные изъяты>» предоставлены ООО «<данные изъяты>» dd/mm/yyг. - №; материалы СОУТ в ООО «<данные изъяты>» представлены ООО «СКК» dd/mm/yy- вх. № и другие согласно записям в журнале регистрации поступления материалов по результатам проведения СОУТ в ГИТ).
Документов и фактов, подтверждающих невозможность подключения организации (ООО «СКК») и передачи сведений в АС АКОТ в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, по техническим причинам, не зависящим от самой организации, в период с dd/mm/yy по dd/mm/yy ООО <данные изъяты> не предоставило.
Считая постановление незаконным, ООО «СКК» в лице директора ФИО1 обратилось в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить. Полагает, что отсутствует состав правонарушения, поскольку ст. 18 ФЗ «О специальной оценке условий труда», которой установлена обязанность передачи результатов СОУТ в АС АКОТ, вступает в силу с dd/mm/yy, то есть, еще не наступила.
Также указывает, что срок давности привлечения к административной ответственности ООО «СКК» истек.
Директор ООО «СКК» ФИО1 в судебном заседании требования жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, как поддержал их и представитель ООО «СКК» ФИО2
Заместитель руководителя ГИТ в Костромской области ФИО3 в суде с доводами жалобы не согласился, пояснив, что ООО «СКК» - одна из трех организаций в Костромской области, которые на территории Костромской области проводят СОУТ, занесены Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в реестр, опубликован на их сайте в общем доступе. ООО «СКК» сведения на dd/mm/yy в АС АКОТ не передавало. Полагает, что представители организации неверно трактуют закон в части обязанности по передаче сведений о СОУТ в АС АКОТ. Считает, что срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен, поскольку за нарушение трудового законодательства он составляет 1 год.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
За нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Правовые, организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда, установлены Федеральным законом от dd/mm/yy № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее Закон № 426-ФЗ).
Порядок проведения специальной оценки условий труда регламентирован главой 2 названного Закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Согласно частям 1 - 3 ст. 15 данного Закона, организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются результаты проведения специальной оценки условий труда.
Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.
Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Статьей 18 Закон № 426-ФЗ, которая вступает в силу в силу с 1 января 2016 г. и входит в его главу 2 («Порядок проведения специальной оценки условий труда»), предусмотрена обязанность организации, проводящей специальную оценку условий труда по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее - информационная система учета).
Согласно ч. 3 ст. 28 Закон № 426-ФЗ, до 1 января 2016 г. сведения, указанные в ст.18 настоящего Федерального закона, передаются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875, федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда).
Приказом Минтруда России от 3 июля 2014 г. № 436н утвержден Порядок передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда, в соответствии с п. 2 которого сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда передаются организацией, проводящей специальную оценку условий труда, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении:
на бумажных и (или) электронных носителях - в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту нахождения рабочих мест, в отношении условий труда, на которых проводилась специальная оценка условий труда, а в случае проведения специальной оценки условий труда в отношении условий труда на рабочих местах, расположенных на территории нескольких субъектов Российской Федерации - в Федеральную службу по труду и занятости;
в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в автоматизированную систему анализа и контроля в области охраны труда.
Из перечисленных правовых норм прямо следует, что передача со стороны организации, проводящей специальную оценку условий труда сведений (отчета) о результатах такой оценки в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в автоматизированную систему анализа и контроля в области охраны труда является составной частью законодательно регламентированного порядка проведения специальной оценки условий труда. В этой связи нарушение данной обязанности влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ, которая в данном случае является специальной нормой.
ООО «СКК» был получен сертификат ключа проверки электронной подписи в Удостоверяющем центре Министерства труда и социальной защиты РФ».
ООО «СКК» было подключено к АС АКОТ, что не оспаривается заявителями.
Срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ составляет два месяца.
Довод представителя должностного лица о годичном сроке давности, предусмотренном ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства, несостоятелен, поскольку объектом указанного правонарушения являются общественные отношения при проведении специальной оценки условий труда организациями, уполномоченными на её проведение. Безусловно, регламентация СОУТ связана с трудовым правом, однако обязанность по передаче сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда вытекает не из трудового законодательства, а из вида деятельности организации, которая проводит СОУТ.
Вместе с тем, суд считает, что на момент вынесения Главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Костромской области ФИО4 dd/mm/yy постановления срок давности привлечения к административной ответственности ООО «СКК» не истек, поскольку нарушение было выявлено в ходе проведенной проверки, окончившейся dd/mm/yy
Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает право суда освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности административного правонарушения.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Суд считает, что совершенное ООО «СКК» правонарушение можно отнести к числу малозначительных, исходя как из характера совершенного юридическим лицом правонарушения, так размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Наряду с этим, суд также исходит из того, что допущенное ООО «СКК» правонарушение стало возможным, в том числе, в результате не в полной мере урегулированных и понимаемых исполнителями временных рамок совершения ими необходимых действий.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление по делу об административном правонарушении № от dd/mm/yy, вынесенное Главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Костромской области ФИО4 в отношении ООО «СКК» по ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись в адрес ООО «СКК» устным замечанмием.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: