ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-449/2021 от 20.05.2021 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

12-449/2021

66RS0025-01-2021-000421-15

Р Е Ш Е Н И Е

20.05.2021 гор. Екатеринбург

Судья Верх-Исетского районного суда гор. Екатеринбурга Свердловской области Черных О.А.,

рассмотрев жалобу генерального директора ООО «ОСК» Пахурова Константина Игоревича на постановление заместителя руководителя Свердловского УФАС России №066/04/14.3-5052/2020 от 24.12.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя руководителя Свердловского УФАС России Волкова С.Н. от .3-5052/2020 от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО «ОСК» Пахуров К.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 12 000 руб.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило заявление Черных А.Ю. (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) с жалобой на распространение ДД.ММ.ГГГГ в 12:13 на его абонентский номер +7(902)875-03-12 с короткого номера «Galamart» смс-сообщения рекламного характера следующего содержания: «27 декабря 2ой товар из группы Новый Год за 1 р! Важно: clck.ru/LX6CU», согласие на получение которого, как указал заявитель, он не давал.

Данные обстоятельства явились нарушением ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О рекламе» №38-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.

В жалобе генеральный директор ООО «ОСК» Пахуров К.И. просит отменить оспариваемое постановление, производство по делу прекратить, мотивируя свои требования следующим.

По мнению генерального директора ООО «ОСК» Пахурова К.И., он не может быть признан рекламораспространителем спорных смс-сообщений, поскольку не является автором или инициатором рассылки сообщений, носящих рекламный характер. ООО «ОСК» является оператором телематических услуг связи, оказывающим услуги в соответствии с Правилами оказания телематических услуг связи, утвержденными Постановлением Правительства России от ДД.ММ.ГГГГ, на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Создание сети связи и поддержание ее работы соответствующим оператором не может быть приравнено к распространению рекламы. Постановление заместителя руководителя Свердловского УФАС России не содержит объективного основания для признания ООО «ОСК» рекламораспространителем, кроме указания на наличие заключенного между заявителем и оператором связи ООО «Екатеринбург-2000» прямого договора (договор об оказании услуг от ДД.ММ.ГГГГ). Договорные условия между ООО «ОСК» и ООО «Екатеринбург-2000» не является доказательством того, что заявитель отвечает признакам рекламораспространителя, а факт заключения договора об оказании услуг по отправке смс-сообщений не свидетельствует о том, что заказчиком рассматриваемой рекламы, инициировавшим рассылку спорного смс-сообщения, является ООО «ОСК», что исключает ответственность генерального директора. В рамках рассмотрения дела заместителем руководителя Свердловского УФАС России не дана оценка действительной роли ООО «ОСК» в процессе распространения спорного смс-сообщения. Кроме того, заместителем руководителя Свердловского УФАС России не дана оценка роли инициатора рассылки ООО «Девино Телеком», как субъекта, на котором лежит обязанность по получению согласия абонента, и не применено никаких мер ответственности к данному лицу, что также послужило причиной принятия неправомерного и незаконного постановления. Таким образом, ООО «ОСК» не принимает участие в формирование текстов сообщений, не определяет получателей сообщений, не производит рассылку сообщений, не доводит сообщения до потребителей информации, не преследует цель привлечения внимания к объекту рекламирования.

В судебное заседание генеральный директор ООО «ОСК» Пахуров К.И., должностное лицо заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области Волков С.Н. не явились, о дате, времени и месте слушания дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении не ходатайствовали.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в области рекламы. Указанные отношения регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №38-ФЗ «О рекламе». Объективная сторона состоит в нарушении рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем обязательных требований законодательства о рекламе, которые носят общий характер. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом и неосторожностью.

Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, который составлен специалистом-экспертом отдела контроля органов власти УФАС по Свердловской области Кулешевой А.П., следует, что административное правонарушение генеральным директором ООО «ОСК» Пахурова К.И. совершено при следующих обстоятельствах.

ДД.ММ.ГГГГ в 12:13 на абонентский номер +7 902-875-03-12 поступило рекламное сообщение с короткого номера: «Galamart» «27 декабря 2ой товар из группы Новый Год за 1 р! Важно: clck.ru/LX6CU», нарушающее требование ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, что выразилось в рассылке смс-сообщения рекламного характера без предварительного согласия абонента на получение рекламы.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило заявление от Черных А.Ю.

Целями Закона о рекламе являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (ст. 1 Закона о рекламе).

В Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (п. 1 ст. 2), а под распространением информации – действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц (п. 9 ст. 2). Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений (ч. 1 ст. 5). Законодательством Российской Федерации могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя (ч. 4 ст. 5).

Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона о рекламе).

Объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (п. 2 ст. 3 Закона о рекламе).

Ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 22.1 ст. 2 Закона о связи, рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи - автоматическая передача абонентам коротких текстовых сообщений (сообщений, состоящих из букв и (или) символов, набранных в определенной последовательности) по сети подвижной радиотелефонной связи или передача абонентам коротких текстовых сообщений с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации, а также сообщений, передача которых не предусмотрена договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи.

Согласно Письму Минкомсвязи России от ДД.ММ.ГГГГ № ДА-П12-17623, понятие «рассылка» следует рассматривать с точки зрения его лексического толкования, в соответствии с которым рассылкой является отправка разным адресатам сообщения одинакового содержания (реклама, газета, приглашение). Принимая это во внимание, рассылкой по сети подвижной радиотелефонной связи является массовая отправка одинаковых коротких текстовых сообщений (SMS) с целью распространения какой-либо информации (адресная электронная рассылка по целевой аудитории с целью доведения определенной информации).

ФАС России в своем Разъяснении от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке применения статьи 18 Федерального закона «О рекламе» указало, что «короткий номер» предназначен для одновременной массовой отправки sms-сообщений широкому кругу лиц.

Содержание рассматриваемой информации является рекламным, поскольку направлено на привлечение внимания к объекту рекламирования – хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность под наименованием – «Галамарт», акции, проводимой данным магазином «27 декабря 2ой товар из группы Новый Год за 1 р», стимулирующей потребителей к покупке.

Рассматриваемое рекламное смс-сообщение подпадает под понятие «рассылка», поскольку соответствует определению «рассылка», изложенному в п. 22.1 ст. 2 Закона о связи – является передачей абоненту коротких текстовых сообщений с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации – смс-сообщение было передано абоненту с абонентским номером +7(902)875-03-12 с короткого номера – Galamart.

Кроме того, по своему содержанию информация, доведенная до заявителя посредством смс-рассылки, адресована неопределенному кругу лиц. Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (Письмо ФАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № АЦ/4624). Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая (п.1 ст.19 ГК РФ). Имя, полученное гражданином при рождении, а также перемена имени подлежат регистрации в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния (п.3 ст.19 ГК РФ). В тексте сообщения отсутствует обращение к абоненту по имени.

В разъяснениях ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке применения статьи 18 Федерального закона «О рекламе» указано, что «короткий номер», предназначен для одновременной массовой отправки смс-сообщений широкому кругу лиц.

Факт поступления рассматриваемых рекламных смс-сообщений абоненту на его абонентский номер +7(902)875-03-12 с короткого номера «Galamart» ДД.ММ.ГГГГ в 12:13, подтверждается детализацией предоставленных услуг в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 23:59:59, представленной в материалы дела ООО «Екатеринбург-2000».

Таким образом, полученное абонентом сети подвижной радиотелефонной связи короткое текстовое сообщение посредством рассылки является рекламой.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

При этом согласно ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя (абз. 4 п. 15 Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ).

Для признания надлежащим факта получения рекламораспространителем согласия абонента либо адресата на получение им рекламной информации изначально должно быть явно выраженное желание абонента либо адресата на ее получение, в том числе, посредством отметки соответствующего надлежащим образом оформленного пункта.

Как сообщил заявитель в своем обращении, он не давал согласия на распространение ему рассматриваемой рекламы.

Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи.

Как сообщил заявитель в своем обращении, он не давал согласия на распространение ему рассматриваемой рекламы. Материалы, подтверждающие дачу согласия абонентом ООО «Екатеринбург-2000»-владельцем номера +7(902)875-03-12, на рассылку ему рекламного смс-сообщения с короткого номера «Galamart», в Управлении, и на момент рассмотрения дела в суде отсутствуют.

Ни ООО «ОСК», ни Пахуровым К.М. не представлено какое-либо предварительное согласие абонента, выраженное в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рассматриваемой рекламы.

Таким образом, направление рекламы в указанном случае является формой навязывания информации, на получение которой абонент согласия не давал.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ являются рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель.

Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе несет рекламораспространитель (ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе).

Рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе).

Согласно ч. 1 ст. 44.1 Закона о связи рассылка также признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки в случае осуществления рассылки по его инициативе или оператор подвижной радиотелефонной связи в случае осуществления рассылки по инициативе оператора подвижной радиотелефонной связи не докажет, что такое согласие было получено.

Рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи по инициативе заказчика рассылки осуществляется на основании договора, заключенного с оператором подвижной радиотелефонной связи, абоненту которого предназначена рассылка. Предметом указанного договора являются услуги по осуществлению рассылки оператором связи (ч. 2 ст. 44.1 Закона о связи).

Рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи, осуществляемая с нарушением требований настоящего Федерального закона, является незаконной (ч. 3 ст. 44.1 Закона о связи).

В силу ч. 1 ст. 46 Закона о связи оператор связи обязан прекратить оказание услуг по пропуску по своей сети трафика, содержащего осуществляемую с нарушением требований настоящего Федерального закона рассылку.

Пункт 34 ст. 2 Закона о связи определяет услугу по пропуску трафика как деятельность, направленную на удовлетворение потребности операторов связи в пропуске трафика между взаимодействующими сетями электросвязи.

К оказываемым оператором сети подвижной радиотелефонной связи услугам по пропуску трафика согласно пп. «а» п. 2 Приложения к Правилам присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, относится услуга зонового завершения вызова на сеть оператора связи, представляющая собой деятельность, направленную на обеспечение пропуска трафика от точки присоединения к сети оператора связи к пользовательскому (оконечному) оборудованию, подключенному к сети связи того же оператора подвижной радиотелефонной связи.

Следовательно, в случае осуществления оператором связи рассылки, включающей в себя рекламные сообщения не на основании договора об оказании услуг по осуществлению рассылки с заказчиком рассылки он заведомо допускает незаконную рассылку и бездействует относительно возложенной на него законом безусловной обязанности прекратить оказание услуг по пропуску по своей сети трафика, содержащего незаконную рассылку (в том числе рекламу).

Таким образом, применительно к распространению рекламы по сети подвижной радиотелефонной связи посредством передачи абонентам коротких текстовых сообщений, рекламораспространителем является инициатор рассылки - заказчик рассылки либо оператор связи.

Как указал заявитель, он является абонентом ООО «Екатеринбург-2000».

Согласно информации, размещенной на официальном сайте ФГУП ЦНИИС, абонентский номер +7(902)875-03-12, на который поступило рекламное смс-сообщение, относится к ресурсу нумерации оператора связи ООО «Екатеринбург-2000».

ООО «Екатеринбург-2000» в письменных пояснениях (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, 01-3156 от ДД.ММ.ГГГГ, 01-3131 от ДД.ММ.ГГГГ) сообщило, между ООО «Екатеринбург-2000» и ООО «ОСК» (агрегатор рассылок) заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по отправке SMS-сообщений.

ООО «ОСК» в письменных пояснениях (вх. от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) сообщило, что оно ведет свою деятельность строго в соответствии с законодательством РФ. ООО «ОСК» оказывает технические услуги обеспечения функционирования программного обеспечения лицам, осуществляющим рассылку sms-сообщений, не обладающим соответствующим оборудованием и программным обеспечением.

Согласно содержащейся в запросе информации, смс-сообщения, послужившее причиной рассмотрения вопроса, были получены на телефонный номер +.

ООО «ОСК» проверило факт направления каких-либо сообщений операторам связи для их дальнейшей отправки на указанный телефонный номер и выяснило, что указанное в запросе сообщение действительно поступало на оборудование ООО «ОСК» от ООО «Девино Телеком» ИНН 7715829230 (далее – Клиент) на основании заключенного с указанной компанией Договора № sms-38/12-13 от ДД.ММ.ГГГГ.

По указанному Договору ООО «ОСК» оказывает Клиенту техническую услугу предоставления доступа к программному обеспечению, обеспечивающему доставку sms-сообщений Клиента sms-сервер оператора связи. В соответствии с Договором, формирование и отправка sms-сообщений осуществляется Клиентом самостоятельно, без согласования с ООО «ОСК» текстов и адресатов направляемых сообщений. При этом ООО «ОСК» не имеет технической возможности каким-либо образом формировать, дополнять, обрабатывать поступающие от Клиента sms-сообщения. Программное обеспечение ООО «ОСК» лишь осуществляет передачу текста sms-сообщения и номера адресата сообщения на оборудование оператора связи; указанная передача происходит в автоматическом режиме без какого-либо вмешательства со стороны ООО «ОСК».

При этом в соответствии с условиями Договора Клиент обязуется не использовать услуги ООО «ОСК» в целях распространения информации, не запрошенной получателем, либо информации, от получения которой получатель предварительно отказался. В случае если текст рассылаемых с помощью программного обеспечения ООО «ОСК» сообщений, может быть признан рекламой, рекламораспространителем в этом случае будет являться Клиент как лицо, осуществляющее распространение рекламы.

ООО «ОСК» не обладает достоверным сведениями о факте получения ООО «Девино Телеком» согласия абонентов операторов сотовой связи, которым ООО «Девино Телеком» направляет информацию посредством sms-сообщений.

Таким образом, как указывалось выше, между ООО «Екатеринбург-2000» (Оператор) и ООО «ОСК» (Заказчик) заключен Договор от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с предметом которого, Оператор предоставляет Заказчику SMS-услуги посредством подключения по протоколу SMMP v.3.4 к своему оборудованию, а Заказчик обязуется оплатить все доставленные SMS-сообщения в соответствии с условиями данного Договора. Фактом оказания SMS-услуг по настоящему Договору является отправка SMS-сообщений от имени ИСНН, предоставленного Заказчику на телефон Абонента.

Согласно п. 2.1. указанного договора, ООО «Екатеринбург-2000» (Оператор) предоставляет ООО «ОСК» (Заказчику) SMS-услуги посредством подключения по протоколу SMPP v.3.4 к своему оборудованию, а Заказчик обязуется оплатить все доставленные SMS-сообщения в соответствии с условиями настоящего Договора. Фактом оказания SMS-услуг по Договору является отправка SMS-сообщений от имени ИСНН, предоставленного Заказчику, на телефон Абонента.

В соответствии с терминами и определениями указанного договора: Абонент – пользователь услуг сотовой связи Оператора зоны обслуживания, определенной Приложением данного договора; sms-сообщение – входящее sms-сообщение, полученное sms-центром Оператора от оборудования Заказчика и доставленное на телефон Абонента; sms-услуга – доставка Оператором sms-сообщений, полученных от оборудования Заказчика, на телефон Абонента; СПАМ – рассылка sms-сообщений рекламного характера или иного характера Абонентам с которыми у Заказчика нет договоренности об отправке на мобильный телефон sms-сообщений (предварительного согласия Абонента на получение sms-сообщений), а равно информация, вводящая Абонентов в заблуждение относительно характера таких sms-сообщений или его отправителя.

Согласно п. 3.2.4 указанного Договора Заказчик обязан использовать SMS-услугу только для передачи информации Абонентам, в соответствии с нормами законодательства РФ, в том числе в соответствии с Законом о рекламе; не использовать SMS-услугу для распространения ненужной получателю, не запрошенной информации: в частности, является недопустимым действия Заказчика по массовой рассылке несогласованных предварительно с получателем SMS-сообщений (под массовой рассылкой подразумевается как рассылка множеству получателей, так и множественная рассылка одному получателю) и рассылка информации получателям, высказавшим ранее явное нежелание получать эту информацию (п. 3.2.7); в обязательном порядке получить согласие от Абонента, на абонентский номер которого планируется отправка SMS-сообщений, предварительное согласие на получение таких SMS-сообщений в форме, которая может быть предъявлена Оператору в случае необходимости в качестве безоговорочного доказательства получения Заказчиком предварительного согласия Абонента на получение SMS-сообщении Абонентом (п. ДД.ММ.ГГГГ).

В дополнительном соглашении к договору об оказании услуг от ДД.ММ.ГГГГ приведен список коротких номеров (ИСНН), используемый Заказчиком для отправки SMS-сообщений, в том числе короткий номер «Galamart», с которого поступило смс-сообщение абоненту ООО «Екатеринбург-2000» +7(902)875-03-12.

Анализ вышеуказанного договора в совокупности с дополнительным соглашением к нему позволяет сделать вывод о том, что он по своей природе является договором на оказание оператором подвижной радиотелефонной связи (ООО «Екатеринбург-2000») услуг заказчику рассылки (ООО «ОСК») по осуществлению рассылки абонентам оператора связи.

Заказчиком рассылки рассматриваемой рекламы и, соответственно, рекламораспространителем является ООО «ОСК», инициировавшее рассылку короткого текстового сообщения рекламного характера абоненту на основании договора на оказание оператором подвижной радиотелефонной связи – ООО «Екатеринбург-2000» услуг заказчику рассылки – ООО «ОСК» по осуществлению рассылки абонентам оператора связи.

При этом, согласно ч. 2 ст. 44.1 Закона о связи, рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи по инициативе заказчика рассылки осуществляется не иначе как на основании договора, заключенного с оператором подвижной радиотелефонной связи, абоненту которого предназначена рассылка, условиями которого (п. 3.2.4, п. 3.2.7, п.ДД.ММ.ГГГГ) на ООО «ОСК» возложена обязанность получить согласие от Абонента, на абонентский номер которого планируется отправка SMS-сообщений, предварительное согласие на получение таких SMS-сообщений.

Согласно п. 1 ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе (п. 2 ст. 307 ГК РФ).

К обязательствам, возникшим из договора (договорным обязательствам), общие положения об обязательствах (настоящий подраздел) применяются, если иное не предусмотрено правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе и иных законах, а при отсутствии таких специальных правил - общими положениями о договоре (подраздел 2 раздела III) (п. 1 ст. 307.1 ГК РФ).

В соответствии с п.п. 1-3 ст. 308 ГК РФ в обязательстве в качестве каждой из его сторон - кредитора или должника - могут участвовать одно или одновременно несколько лиц.

Если каждая из сторон по договору несет обязанность в пользу другой стороны, она считается должником другой стороны в том, что обязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать.

Обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).

Согласно п. 1 ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст.391 ГК РФ перевод долга с должника на другое лицо может быть произведен по соглашению между первоначальным должником и новым должником. Перевод должником своего долга на другое лицо допускается с согласия кредитора и при отсутствии такого согласия является ничтожным.

Обязанность по получению предварительного согласия абонентов на получение смс-рекламы возникает у заказчика рассылки в силу Закона (Закон о связи, Закон о рекламе) и не может быть передана им по договору третьему лицу.

Таким образом, заказчиком рассылки рассматриваемой рекламы и, соответственно, рекламораспространителем является ООО «ОСК», инициировавшее рассылку коротких текстовых сообщений рекламного характера абоненту ООО «Екатеринбург-2000» посредством заключения договора на оказание услуг по осуществлению рассылки с оператором связи.

Фактические обстоятельства дела подтверждены следующими доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности генерального директора ООО «ОСК» Пахурова К.И. по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, который соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ;

- приказом о вступлении в должность генерального директора ООО «ОСК» Пахурова К.И. от ДД.ММ.ГГГГ.

Вышеприведенными доказательствами, полученными в соответствии с требованиями норм административного законодательства, подтверждается, что Пахуров К.И., являясь генеральным директором ООО «ОСК», допустил нарушение рекламораспространителем законодательства о рекламе.

Таким образом, на основании полного, всестороннего исследования обстоятельств дела, оценки всех представленных доказательств в их совокупности, должностное лицо УФАС России по Свердловской области обоснованно пришло к выводу о виновности должностного лица Пахурова К.И. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Наказание ему назначено с учетом характера совершенного правонарушения, степени его общественной опасности, данных о личности, отягчающих административную ответственность обстоятельств (повторное привлечение к административной ответственности за однородное правонарушение в течение одного года), в пределах, установленных санкцией указанной статьи.

Таким образом, существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу не допущено, оснований для отмены постановления не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области .3-5052/2020 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Пахурова Константина Игоревича оставить без изменения, жалобу Пахурова К.И.– без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Свердловский областной суд с подачей жалобы через Верх-Исетский районный суд <адрес>.

Судья О.А. Черных