ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-449/2022 от 29.06.2022 Находкинского городского суда (Приморский край)

Дело № 12-449/2022

25RS0010-01-2021-005872-32

РЕШЕНИЕ

29 июня 2022 года г. Находка Приморского края

Судья Находкинского городского суда Приморского края Фёдорова О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу юридического лица акционерного общества «Восточный Порт» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 № 15-586/2021 от 11.10.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица акционерного общества «Восточный Порт»,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 11.10.2021 № 15-586/2021, юридическое лицо акционерное общество «Восточный Порт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

С данным постановлением законный представитель юридического лица АО «Восточный Порт» не согласился, защитником Тян Н.Л. подана жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене постановления и прекращении производства по делу за отсутствием события административного правонарушения, поскольку на момент проверки очистные сооружения на причале № 30 не были введены в эксплуатацию.

Решением Находкинского городского суда от 24.01.2022 постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 11.10.2021 № 15-586/2021 отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Должностным лицом административного органа подана жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда, в связи с законностью и обоснованностью постановления от 11.10.2021 № 15-586/2021.

Решением судьи Приморского краевого суда от 26.04.2022 решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 24.01.2022 отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.

В судебное заседание законный представитель юридического лица АО «Восточный Порт» не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не поступало.

В судебном заседании защитники общества ФИО3ФИО1 доводы жалобы полностью поддержали по указанным в ней основаниям, просили обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения, указали, что указанный в оспариваемом постановлении объект «Система водоотведения и очистки сточных вод, поступающих с причала № 30» не был введен в эксплуатацию в связи с невозможностью получить разрешение на пользование водным объектом. АО «Восточный Порт» не мог провести пуско-наладочные работы, соответственно, отсутствовала возможность получить акт, подтверждающий соответствие параметрам, который необходим для представления в составе документации в Росприроднадзор для выдачи заключения о соответствии. Административный орган подменяет два объекта строительства: «Причал для отстоя судов портового флота ОАО «Восточный Порт» в порту Восточном» (Причал № 30) и «Система водоотведения и очистки сточных вод, поступающих с причала № 30». Причал № 30 построен в 2011 г. По проектной документации, введен в эксплуатацию 2012 г. и является отдельным гидротехническим сооружением, предназначен для отстоя судов портового флота. Причал № 30 функционировал и при строительстве очистных сооружений внутри него. Объект «Система водоотведения и очистки сточных вод, поступающих с причала № 30» строился в условиях действующего предприятия, в местах расположения действующих коммуникаций, что не является реконструкцией причала № 30. В состав очистных сооружений входят емкости, проходя через которые вода после очистки из последней емкости через выпуск должна поступать в водный объект, а также колодцы и фильтрация для очистки. По желобам и ливневым стокам сточные воды поступают в первую емкость, при её наполнении должен включаться насос, который будет перекачивать воду в следующие емкости, где она будет проходить систему очистки. Одна из емкостей, установленных в причале используется (в настоящее время и на момент проверки) в качестве накопителя сточных вод, откуда они откачиваются и вывозятся на другие очистные сооружения. Система очистки не запускалась, что свидетельствует о том, что очистные сооружения в эксплуатацию не введены. Согласно заключения государственной экологической экспертизы документации, обосновывающей хозяйственную деятельность АО «Восточный Порт» на континентальном шельфе, во внутренних морских водах и в территориальном море, утвержденной приказом Федеральной службой по надзору в сфере природопользования от 28.02.2022 № 298/ГЭЭ очистные сооружения причала № 30 построены, проходят процедуру ввода в эксплуатацию (стр. 29). Приобщили к материалам дела дополнительные пояснения к жалобе и перечисленные в них копии документов.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении и вынесшее оспариваемое постановление ФИО2 в судебном заседании с доводами жалобы защитника юридического лица не согласилась. Пояснила, что в ходе проверки установлено, что в 2020 г. АО «Восточный порт» проведены работы по реконструкции объекта капитального строительства – причала № 30 (оборудование очистными сооружениями). Объект реконструкции введен в эксплуатацию без заключения уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти.

Выслушав защитников юридического лица, изучив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП Российской Федерации, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

Ответственность по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

Статьей 38 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрены требования в области охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства согласно которым ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства осуществляется при условии проведения в полном объеме предусмотренных проектной документацией объектов капитального строительства мероприятий по охране окружающей среды, в том числе по восстановлению природной среды, рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Запрещается ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, не оснащенных техническими средствами и технологиями, направленными на комплексное предотвращение и (или) минимизацию негативного воздействия на окружающую среду, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, в том числе автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Не допускается выдача разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, который является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и относится к областям применения наилучших доступных технологий, в случае, если на указанном объекте применяются технологические процессы с технологическими показателями, превышающими технологические показатели наилучших доступных технологий.

Согласно ст. 34 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море (далее - государственная экологическая экспертиза) является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря; организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе. Государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.

Объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса реконструкция объектов капитального строительства - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;

Исходя из положений ст. ст. 51, 55.24 Градостроительного кодекса эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в случае если для строительства объектов капитального строительства требуется выдача разрешения на строительство.

Как следует из пункта 9 части 3 Градостроительного кодекса заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации), заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 настоящего Кодекса.

Из представленных материалов дела установлено, что в период с 15.06.2021 по 21.06.2021 в отношении АО «Восточный Порт», основным видом деятельности которого является транспортная обработка грузов, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования совместно с Дальневосточным межрегиональным Управлением Росприроднадзора, на основании Распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 03.06.2021 №211-р, была проведена внеплановая выездная проверка.

В ходе указанной проверки были осуществлены мероприятия по контролю за соблюдением АО «Восточный порт» обязательных требований законодательства при эксплуатации следующих объектов, оказывающих негативное воздействие: «ППК-1», 05-0125-000807- П, категория риска - высокая, категория объекта - II, свидетельство о постановке объекта на государственный учет от 16.01.2017 № BBOTOJ8, дата ввода объекта в эксплуатацию - 04.08.1992; «Портофлот», 05-0127-001091-П, категория риска - высокая, категория объекта - II, свидетельство о постановке объекта на государственный учет от 21.06.2019 № DFXFLPV2, дата ввода объекта в эксплуатацию - 18.12.2012; «ППК-3», 05-0127-001093-П, категория риска - высокая, категория объекта - II, свидетельство о постановке объекта на государственный учет от 21.06.2021 № DGLFL2FL, дата ввода объекта в эксплуатацию - 28.12.1978.

Как следует из акта проверки от 01.07.2021 № 0904-211Вн-А/058-0621, объект «Портофлот» расположен на одном земельном участке, находящихся в собственности АО «Восточный порт».

В 2020 году АО «Восточный порт» проведены работы по реконструкции объекта капитального строительства - причала №30 (оборудование очистными сооружениями).

Представлено положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации «Система водоотведения и очистки сточных вод, поступающих с причала 30», утв. Приказом Росприроднадзора №1113 от 04.09.2020.

Из акта проверки также следует, что объект реконструкции введен в эксплуатацию без заключения уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти.

Согласно фототаблицы к акту проверки у причала № 30 пришвартованы суда: Инженер Мисан, Кузбасс и другие.

Указанные сведения послужили основанием для возбуждения в отношении юридического лица - АО «Восточный порт» дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП Российской Федерации, и привлечения 11.10.2021 общества к ответственности.

Исходя из диспозиции статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объективную сторону деяния, подпадающего под данную норму, образуют производимые с нарушением требований экологического законодательства: планирование, технико-экономическое обоснование проектов, проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация предприятий, сооружений или иных объектов.

То есть, объективной стороной данного административного правонарушения является реальная хозяйственная или иная деятельность, в процессе осуществления которой допускается нарушение требований экологического законодательства.

Факт совершения АО «Восточный порт» административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, установленные статьей 26.1 настоящего Кодекса.

Действия АО «Восточный порт» правильно квалифицированы по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами.

Выводы должностного лица о том, что АО «Восточный порт» проведены работы по реконструкции объекта капитального строительства – причала № 30 в связи с его оборудованием очистными сооружениями подтверждены материалами дела. Наличие отдельного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации «Система водоотведения и очистки сточных вод, поступающих с причала № 30» данные выводы не опровергает.

Доводы защитников юридического лица, о том, что реализация проектной документации «Система водоотведения и очистки сточных вод, поступающих с причала № 30» не является реконструкцией причала № 30, суд считает несостоятельными, поскольку в соответствии с заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Система водоотведения и очистки сточных вод, поступающих с причала № 30» от 04.09.2020 целью намечаемой деятельности является оснащение существующего причала № 30 очистными сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством в области охраны окружающей среды. Объект проектирования расположен на территории действующего предприятия – причала портофлота № 30. Для очистки ливневых стоков причала № 30 подобраны локальные очистные сооружения модульного типа ЭКО-Л, которые представляют собой подземное сооружение, выполненное в виде цилиндрического резервуара (емкости), установленного горизонтально и состоящего из 5 блоков по очистке. В целях непопадания на внутреннюю территорию причала сточных вод с окружающей территории также предусмотрено устройство бортика и водоотводного лотка по периметру причала.

Получение 05.12.2012 АО «Восточный порт» разрешения на ввод объекта капитального строительства (причал для отстоя судов портового флота ОАО «Восточный порт» в порту Восточном) в эксплуатацию не свидетельствует о непроведении в 2019 году работ по его реконструкции в связи с его оборудованием очистными сооружениями, размещение которых было предусмотрено положительным заключением государственной экологической экспертизы № 114-12/ХГЭ-1263/02 объекта капитального строительства: «Причал для отстоя судов портового флота ОАО «Восточный Порт» в порту Восточном», утвержденного 21.06.2012 (в тыловой части причала зарезервированы места для перспективного размещения очистных сооружений ливневых сточных вод (стр. 16)).

Необоснованными являются и доводы защитников юридического лица о том, что нарушение, выявленное административным органом в ходе проверки и вменяемое АО «Восточный Порт» в оспариваемом постановлении заключается именно во вводе в эксплуатацию очистных сооружений, размещенных на причале № 30 без соответствующего заключения, поскольку согласно акту проверки акционерного общества «Восточный порт» № 0904-211Вн-А/058-0621 от 01.07.2021, протоколу об административном правонарушении от 27.08.2021 № 15-586/2021, постановлению о назначении административного наказания № 15-586/2021 от 11.10.2021 установлен факт проведения работ по реконструкции объекта капитального строительства – причала № 30 (оборудование очистными сооружениями), а также факт эксплуатации объекта реконструкции без заключения уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти.

Доказательства проведения реконструкции очистных сооружений в материалах дела отсутствуют и в судебное заседание не представлены. Из заключения государственной экологической экспертизы от 04.09.2020 следует, что целью намечаемой деятельности является оснащение существующего причала № 30 очистными сооружениями модульного типа ЭКО-Л, установка которых представляет собой подземное сооружение, выполненное в виде цилиндрического резервуара (емкости), что свидетельствует об оборудовании очистными сооружениями причала, а не реконструкции существующих.

Не имеет правового значения при рассмотрении вопроса о наличии в действиях АО «Восточный порт» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ в связи с эксплуатацией реконструированного объекта капитального строительства – причал № 30 доводы, о том, что построенная внутри причала № 30 система водоотведения и очистки сточных вод, поступающих с причала № 30 не была введена в эксплуатацию на момент проверки, а использовалась только в качестве накопителя сточных вод, поскольку данные накопительные емкости, являются неотъемлемой частью очистных сооружений, предусмотренных проектными решениями «Система водоотведения и очистки сточных вод, поступающих с причала № 30». Кроме того срок установленного строительства системы водоотведения и очистки сточных вод на момент проведения проверки истек, строительство указанной системы завершено в 2020 г., факт эксплуатации причала № 30 юридическим лицом не оспаривается и подтверждается актом проверки.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая решения, должностным лицом учтено, что АО «Восточный порт» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В жалобе от 19.10.2021 защитником указано, что ввод в эксплуатацию причала № 30 обществом не производился по причине отсутствия решения о предоставлении водного объекта в пользование, возможного для проведения пуско-наладочных работ с возможностью сброса очищенного стока в акваторию бухты Врангеля.

Указанные доводы защитника, по мнению суда, основанием для освобождения АО «Восточный порт» от административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1. КоАП РФ по факту эксплуатации причала № 30 после его реконструкции в связи с оборудованием очистными сооружениями без получения заключения уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти, не являются.

Доводы жалобы правильность выводов административного органа не опровергают и основанием для освобождения АО «Восточный порт» от административной ответственности не являются.

Наказание назначено Обществу в пределах санкции статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является минимальным, обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости назначенного наказания.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену принятого по делу акта, в ходе производства по делу не допущено.

Руководствуясь статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 № 15-586/2021 от 11.10.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица АО «Восточный Порт» оставить без изменения, а жалобу защитника Тян Н.Л. без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья О.А. Фёдорова